Варианты архитектурного облика зданий, расположенных в разных климатических регионах

Варианты архитектурного облика зданий, расположенных в разных климатических регионах

Для каждой местности характерен особый тип архитектуры, который складывается в течение нескольких столетий под воздействие разнообразных факторов: размещения, климатических условий и количества осадков, минеральных ресурсов и так далее. Так, например, вигвамы индейцев типичны для равнин, в то время каменные и каркасные амбары – для Пенсильвании.

Сегодня мы вас познакомим с несколькими вариантами домиков, которые были возведены талантливыми мастерами и специалистами с разных уголков планеты с учётом их географического положения.

Форма крыши, сайдинг, цветовая палитра и камень в отделке фундамента этой резиденции напоминают нам о сельскохозяйственных сараях.

Фасад от Moger Mehrhof

На следующей фотографии вашему взору продемонстрировано два небольших домика в лесу, расположенных недалеко от красивого пляжа. Эти конструкции олицетворяют собой постройки летнего лагеря, знакомого многим с детства.

Экстерьер от Lake Flato Architects

Народный дизайн не означает старый. По сути, это концентрация традиций и обычаев определённой местности, которые мастера и специалисты должны понимать.

Так, например, побелённые стены, фактурная древесина в отделке пола и потолка, массивные балки и яркоокрашенные инженерные элементы прочно коренятся в скандинавском стиле.

Проект от LASC Studio

Разнообразные архитектурные особенности и конструкции являются специфичными для определённого региона. Так, например, двускатная крыша и деревянный сайдинг представляют собой традиционные элементы для Новой Англии, а глинобитные домики, простые формы и яркие цвета – для юго-запада страны.

Таунхаусы на протяжении многих веков являлись местом жительства людей из крупных американских городов. Они представляют собой длинное и узкое здание с большими окнами для максимального освещения салона, кирпичной кладкой в декоре стен фасадов, а также широкими лестницами, дающими возможность хозяевам беспрепятственно подняться на верхние этажи.

Работа от TURETT COLLABORATIVE ARCHITECTS

На следующей фотографии вашему вниманию продемонстрирован особняк, состоящих из нескольких строений, соединённых между собой небольшими проходами. Такой тип жилья особенно популярен для пригородов.

Проект от Joseph B Lanza Design + Building

Следующая резиденция обладает симметричным декором с глубоко посаженным крыльцом и повышенным уровнем парадного входа.

Идея от Frederick + Frederick Architects

А это строение было возведено с применением местных валунов, которые придали его внешнему облику невероятное очарование и креативность.

Декор от TEA2 Architects

Если вы предпочитаете народный дизайн, то это не означает, что вы не сможете добавить в него современные элементы.

Работа от Kevin Daly Architects

Мы представили вашему вниманию подборку вариантов декорирования фасада дома, выполненных с использованием местных материалов и с учётом географического расположения строения. Какой из этих проектов вам понравился больше всего? Расскажите нам почему?

Самое большое эстетическое наслаждение я получила от идеи декорирования фасадной части дома валунами, которые можно было отыскать в прилегающих к нему окрестностях. Архитектурное решение от TEA2 Architects, своим внешним обликом, напомнило мне сказочное жилище гномов… Хотя, если повнимательнее присмотреться, от этого строения веет японскими мотивами.

Интересная статья. Наверное поэтому люди и путешествуют, чтобы посмотреть, как живут в других краях. Рассматривая дома, построенные в разных стилях для разной местности, радуется не только глаз, но и развивается воображение. Мне больше всего нравится скандинавский стиль за простоту, практичность, использование натуральных материалов и много светлых тонов.

Я согласна, что дома должны быть приспособлены к тем климатическим условиям, где будут построены. Мне понравился вариант дома с несколькими строениями, которые соединены переходами. Мне кажется такая идея выглядит необычной. А переходы можно оформить в виде какой-нибудь веранды, на которой можно отдохнуть и выпить чашечку чая или почитать.

Чтобы окружающая среда была дополнительным декором к дому, немаловажно будет оформление фасада. Но мне понравилась работа от Kevin Daly Architects. Стеклянный домик непривычной формы. Если до фантазировать, то это напоминает мне кристалл. Уютный дворик, красивые клумбы. Я бы еще на площадку перед домом добавила стулья и круглые стеклянные столики.

Смотри видео о сайте

Приветствуем вас на нашем сайте Красивые дома. здесь вас ждет собрание ярких и неординарных интерьеров загородных домов и примеров ландшафтного дизайна.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ В ГОРОДСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Итак, здания -это наземные сооружения, предназначенные для проживания, труда, удовлетворения различных нужд человека и общества (жилые дома, производственные корпуса, больницы, клубы и т.д. ). Жилые здания предназначены для постоянного или временного проживания (дома, общежития, гостиницы и т.д.); общественные – для социального обслуживания и размещения административных учреждений (школы, кинотеатры, поликлиники, заводоуправления); промышленные – для размещения различных производств (цеха, котельные, мастерские, гаражи и т.д.).

Любое здание должно отвечать следующим требованиям:

Функциональная целесообразность – отражает соответствие размеров и расположения помещений назначению здания;

Технические требования – обеспечивают защиту помещений от воздействия внешней среды;

Эстетические требования – формируют внешний облик здания путем выбора строительных материалов, их качества и гармоничной связи с окружающей средой;

Противопожарные требования – гарантируют при соответствующем подборе конструкций достаточную степень огнестойкости;

Надежность – способность зданий и сооружений безотказно выполнять заданные функции в течение всего периода эксплуатации;

Индустриальность – автоматизация и механизация сборки и монтажа зданий из крупноразмерных конструкций заводского изготовления;

Экономические требования – предусматривают уменьшение затрат труда, материалов и сокращение сроков возведения здания.

В данной работе мы более подробно рассмотрим эстетическую сторону зданий и сооружений. Индивидуальный облик здания зависит от конструкции наружных стен, от расположения архитектурно-конструктивных элементов. Имея характерный, контрастирующий с рядовыми домами, как правило, вертикальный объем, оригинальные формы и силуэт, высотные здания могут играть особую роль в визуальном восприятии городской застройки, оказывая на нее значительное влияние. Учитывая это, их можно успешно использовать в качестве композиционных акцентов на площадях, улицах или в панораме района. Но вместе с тем необходимо помнить, что их архитектурные качества должны отвечать требованиям общества к городской среде, обеспечивая повышение ее эстетических качеств. Этим обусловлено то, что архитектурные решения высотных зданий в целом и архитектурно-художественные решения в частности должны рассматриваться особенно тщательно с позиций норм и эстетики. Как известно, при утверждении предпроектных разработок и проектов определяются участок застройки, высота, силуэт, ориентировочные технико-экономические показатели. Также проводится визуально-ландшафтный анализ, материалы проекта рассматриваются на градостроительном совете, различными инстанциями и, в заключение, экспертизой. Все эти предусмотренные законодательством мероприятия в части архитектурных решений обеспечивают соблюдение градостроительных требований и норм по архитектурно-планировочным решениям. Но архитектурно-художественное решение здания остается за проектировщиком. Замечания по нему хотя и могут быть сделаны, но не имеют определенной нормативной основы и, как правило, носят рекомендательный характер. Между тем значение данного раздела проекта трудно переоценить: его несоответствующее выполнение, учитывая масштабы здания и его роль в застройке, может отрицательно повлиять на восприятие не только фрагмента застройки, а целого квартала, улицы, района.

Итак, становится очевидной необходимость оценки архитектурно-художественного облика высотных зданий, которая позволяет определить, достойны ли они занимать то место в городе, для которого проектируются, смогут ли они выполнять ту роль, которую на них возлагает градостроительное решение, может ли служить их архитектура новым оригинальным и высокохудожественным образцом высотного строительства, – или требует доработки. Архитектурно-композиционное решение здания включает построение композиции всего здания.

Архитектурно-художественные приемы подразумевают использование архитектурных деталей и средств композиции, усиливающих ее эмоциональную выразительность, включая подходы к сочетанию материалов, обработке поверхностей, использованию цвета, освещения и т. п. Кроме того, следует учитывать ряд факторов, обусловленных градостроительным окружением, в том числе, архитектурными характеристиками прилегающей застройки. Результатом работы над архитектурно-художественным обликом является архитектурная композиция, которая при восприятии объекта создает впечатление о нем. Построение объема, композиция фасадов, художественное решение деталей должны раскрывать назначение здания, создавая соответствующее эмоциональное настроение человека, привлекая к нему посетителей, представляя его как общедоступный объект или официальный центр, или наоборот, создавая необходимую психологическую дистанцию между ними и зданием, делая его неприступным.

Индивидуальность облика обусловлена стремлением архитекторов и заказчиков к созданию каждого высотного здания как неповторимого и запоминающегося строения. На это влияет роль высотного объекта как акцента в застройке, а также как символа престижности его владельца. Здесь необходимо отметить, что подобное решение не должно противоречить функциональности архитектуры и усложнять конструктивное решение. К сожалению, часто можно видеть, как в погоне за оригинальностью авторы забывают об одном из основных законов архитектуры – “пользе” здания (его функциональной составляющей), превращая его в скульптуру порой совершенно нерациональную по функциональным и эксплуатационным характеристикам. Особенностью архитектурной композиции является то, что ее построение определяется не только эстетическими соображениями, как это имеет место в других видах искусства, а главным образом, функциональными, практическими, технико-экономическими требованиями, которые являются основными при создании архитектурного сооружения. Функциональные условия неизбежно влияют на архитектурные характеристики, в том числе на облик промышленных предприятий и отдельных промышленных зданий.

Читайте также:  Дорожный геотекстиль в строительстве и на приусадебном участке

Забота о человеке, стремление создать среду, обеспечивающую здоровые условия труда, является одним из главных факторов, определяющих архитектурные решения современных промышленных зданий и их комплексов в проектной и строительной практике. Принятие того или иного решения по эстетическому вопросу может проводиться только на основе анализа градостроительной ситуации, исходя из цели гармоничного включения нового здания в сложившееся окружение, если оно обладает достаточно ценными архитектурными качествами, а не подлежит реконструкции. В последнем случае проектирование нового здания должно ориентироваться на соответствующее изменение прилегающей застройки. Эстетика городов отражает период времени, в который здания были построены или восстановлены. В обликах построек прослеживается зависимость и связь с историей общества и города в данной местности. Из истории советской архитектуры известно, например, что в годы первых пятилеток лучшие произведения советской промышленной архитектуры, например Днепровская ГЭС имени В. И. Ленина (Днепрогэс), автомобильный завод им. Лихачева в Москве и др., отражали эстетические принципы того времени — времени первого периода социалистической индустриализации. В настоящее время в постройках просматриваются детали уникальности, современности, новшества и удобства. Большое значение в формировании архитектурно-художественного образа здания играют строительные материалы. Применение для стеновых панелей и оконных заполнений алюминия, нержавеющей стали, медных сплавов, эмалей, стекла, пластиков и других новых материалов придает внешнему виду здания индивидуальный характер, особую архитектурную выразительность. При введении цвета предпочтение следует отдавать естественным цветам различных материалов. В тех случаях, когда стена выполняется из крупных панелей, можно, например, окрашивать спокойным тоном плоскости панелей, а швы между панелями и отдельные функциональные элементы стены выделять другим и, может быть, более ярким тоном. Архитектурный облик должен в первую очередь отражать назначение здания, его функциональную структуру, организацию внутренних пространств, специфику жизни производства, ее связь с внешней средой, замкнутость или открытость во внешнее пространство. Найти правдивый образ здания – одна из важнейших задач архитектора-проектировщика. В архитектурном облике должны получать отражение климатические особенности региона (световой климат, направления преобладающих ветров в разное время года, низкие температуры воздуха и снегозаносы в северных районах, высокие температуры – в южных). Архитектурное решение фасадов должно учитывать их ориентацию. Целесообразно на северной стороне применять большее остекление, чем на южной, на южной стороне – горизонтальные солнцезащитные экраны и другие выступающие элементы, на восточной и западной сторонах – вертикальные или решетчатые солнцезащитные устройства. Разнообразие в формах и материалах также способствуют уникальности обликов зданий и сооружений.

Художественная выразительность архитектурного образа достигается и ритмом, т. е. определенным ритмическим повторением отдельных деталей и частей сооружения (колонн, балконов, эркеров и т.д.) или, наоборот, резким выделением главных или иных частей здания. Имеет большое значение и фактура, цвет поверхности, игра света и тени на элементах сооружения.

Большое значение в архитектуре имеет соразмерность частей здания друг другу и всего здания в целом (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных частей человеку (масштабность).

Архитектура разных стран и народов имеет национальные особенности, но очень часто она развивается во взаимном влиянии, появляются формы, общие для группы народов.

В крупных рабовладельческих деспотиях монументальные дворцы и храмы утверждали незыблемость и могущество божества и владык (пирамиды Египта, зиккураты Ассирии).

Таким образом, при решении интерьера зданий городов определяющим является выполнение функциональных, технических, архитектурных и экономических требований путем использования достижений современной науки, техники, искусства. Значение архитектуры зданий, их влияние на эстетические качества городской среды диктуют целесообразность оценки их архитектурно-художественного облика. Это позволило бы обеспечить необходимую корректировку проекта в процессе его разработки и, в конечном итоге, повысить привлекательность будущей застройки.

4. Архитектурная климатология. Наиболее важные климатические факторы для архитектурного проектирования

Архитектурная климатология— наука, раскрыва­ющая связи между климатическими условиями и архитектуройзданийи градостроительных комплексов.

Первым исходным положением при проектировании производственных зданий является индивидуальность архитектурных решений для различных климатических районов.

Согласно климатическому районированию в СНИПах, территория делится на четыре строительно-климатические зоны. Каждая из них в свою очередь имеет несколько климатических подрайонов. К наиболее важным составляющим климата относятся данные о солнечной радиации, световом и ультрафиолетовом климате; о наружной температуре воздуха; о господствующем направлении ветров и их скорости; об осадках в летние и зимние месяцы года.

Данные о солнечной радиации учитываются: при выборе расположения и ориентации зданий по сторонам света; при обеспечении защиты помещений от холодной радиации (зимой) и перегрева (летом) путем соответственно выбранной планировки, формы, взаимного расположения зданий и ориентации светопроемов; при расчете стен, покрытия зданий и светопрозрачных ограждений на теплоустойчивость в жаркие месяцы; при выборе средств для защиты рабочих от блескости, создаваемой прямыми и отраженными лучами солнца; при выборе архитектурной композиции, а также пластической и цветовой отделки зданий.

Данные о годовом ходе температуры наружного воздуха учитываются: при выборе характера объемного решения здания (так, на севере предпочтительны компактные решения, а на юге — павильонного или гребенчатого типа с дворами, полудворами и т. п.); при расчете сопротивления теплопередаче ограждений в соответствии с требованиями (СНиП); при выборе типов и конструкций окон и фонарей; при расчетах аэрационной, отопительных и вентиляционных систем, а также установок кондиционирования воздуха.

Данные о наружной освещенности (создаваемой рассеянным светом облачного неба) учитываются: при выборе типов окон и фонарей в соответствии с требованиями к освещению (СНиП); при определении времени использования естественного (а следовательно, и искусственного) освещения производственных помещений; при экономическом сопоставлении различных вариантов архитектурного решения зданий (например, бесфонарного типа здания со зданием, имеющим верхнее освещение, и др.); при проектировании установок искусственного и совмещенного освещения, которые по световым характеристикам должны быть лучше условий, создаваемых при естественном освещении цехов.

Данные о направлении и скорости господствующих ветров учитываются: при расположении зданий на участке с целью аэрации цехов, а также для устранения инфильтрации холодного воздуха через окна и фонари вследствие их высокой воздухопроницаемости (например, расположение зданий перпендикулярно или близко к этому направлению господствующих ветров в летние месяцы обеспечивает более интенсивную аэрацию производственных помещений); при конструировании окон и фонарей; при необходимости обеспечить защищенность зданий от ветра расположением их в зоне аэродинамической тени; эта зона, создаваемая с подветренной стороны (зданиями или деревьями), обычно равна 6—8-кратной высоте преграды.

Данные об осадках (летних и зимних) учитываются: при выборе расположения и профиля зданий, предотвращающих большие снегообразования на крышах и между зданиями (так, в снежных районах предпочтительно располагать здания продольной осью параллельно направлению господствующих в зимние месяцы ветров); при выборе типов и расположения фонарей (профиль и аэродинамические характеристики покрытия не должны способствовать большим снегообразованиям на кровле производственных зданий); при устройстве и расположении водостоков на крыше зданий — для удаления ливневых и талых вод; при разработке эффективных способов удаления снега с крыш.

Данные об ультрафиолетовой радиации учитываются: при проектировании стационарных установок искусственного ультрафиолетового облучения и фотариев в производственных помещениях с недостаточным естественным освещением; при выборе конструкции остекления и проемов, способствующих лучшему использованию ультрафиолетовой радиации, проникающей в помещения через окна, фонари, а также через аэрационные проемы; при выборе внутренней отделки производственных помещений материалами, обладающими высокими коэффициентами отражения ультрафиолетовой радиации.

Влияние климатических условий на архитектуру

Архитектурная климатология

Существует специальная наука, которая раскрывает связь между архитектурой зданий и климатическими условиями.

Эти знания дают архитектору возможность правильно оценить климатические воздействия, создать благоприятную экологическую обстановку, определенную архитектурную форму и индивидуальный образ , исходя из природно-климатических факторов строительной площадки.

Типология архитектурных сооружений, общая климатология, строительная физика, экономика и эстетика являются основой архитектурной климатологии.

Читайте также:  Входная группа — то, с чего начинается здание

Климатическая типология владеет приемами и средствами, которые используются для улучшения среды и защиты человека от холода и перегрева.

Климатозащитными средствами являются приемы планировки, наружные ограждающие конструкции, инженерное оборудование.

К приемам планировки относится:

  • ориентация по сторонам горизонта,
  • защита от ветра,
  • устройство тамбуров,
  • зеленые посадки.

Роль жилища в климатической типологии, по сравнению с другими разновидностями зданий, играет почти определяющую роль. Жилище, в котором человек проводит большую часть своего времени – воспитывает детей, отдыхает, восстанавливает физические силы, находится в эксплуатации в течение всего года.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Жилища имеют свою традицию и связаны с внешней средой. Отсюда понятно, что архитектор, занимаясь проектировкой жилого здания, должен хорошо знать нюансы связи жилища и климата.

В разных климатических зонах жилища будут иметь свои особенности, так, например, жилища Западной Грузии имеют галереи, крыши с большим карнизом, затененные и большие окна защищают от осадков и дают возможность хорошего проветривания помещений.

Жилища европейского Севера всегда имели компактный объем. Они включали главную избу и хозяйственный блок, находящиеся под одной крышей.

Вокруг среднеазиатских домов стояли озелененные замкнутые дворики с теневыми навесами – айванами.

В пределах холодного и сырого северо-западного района ставили коридорные дома, обитые досками.

Вигвамы – жилища, типичные для континентального климата Великих равнин, сначала покрывали березовой корой, а позже шкурами животных.

Жилища сухого и жаркого климата многоэтажные с маленькими окнами и толстыми стенами из камня.

В проектировании производственных помещений во внимание берется микроклимат, который будет оказывать большое влияние на самочувствие и работоспособность человека.

Эта среда может быть создана, как естественными, так и искусственными средствами – за счет:

  • искусственного освещения,
  • вентиляции,
  • ультрафиолетового излучения.

Ввиду большого климатического разнообразия в России проблема влияния природы на производственные здания имеет особое значение.

Архитектурная климатология, таким образом, использует данные многих наук и при этом остается совершенно самостоятельной архитектурной дисциплиной.

Связь между архитектурой и климатом

Все здания, стоящие на поверхности подвергаются климатическим воздействиям различной интенсивности.

Планировка городской застройки, выбор типов зданий и ограждающих конструкций должны учитывать климатические особенности района.

Такой фактор, как воздушная среда, зависящая от климатических условий, оказывает влияние на размеры и форму зданий.

Архитекторы древности хорошо знали, что здания и целые города необходимо строить в соответствии с климатом. Важно здания и сооружения вписывать в природу – все архитектурные шедевры создавались с учетом этих истин.

Характер городов южных сухих районов был похож на «самозатеняющиеся структуры», а здания, похожие на «термосы», имели массивные стены и небольшое число маленьких окон.

Города южных влажных районов имели открытую планировку, городское пространство хорошо проветривалось, стены зданий легкие с большими световыми проемами.

Для северных и центральных районов, где небо чаще бывает облачным фасады зданий и сооружений имели пастельные цветовые решения. Нужный комфорт при минимальных затратах на эксплуатацию зданий без этих истин обеспечить нельзя.

Экономию материальных и финансовых затрат обеспечивает рациональное проектирование городов с учетом климатических условий, ориентация по сторонам горизонта, оптимальные размеры и пропорции световых проемов, наличие солнцезащитных устройств.

Например, только в промышленных зданиях оптимальный размер светового проема в течение суток на 1 час ежегодно экономит до 3 млн. кВт/ч электрической энергии.

Солнцезащитные устройства, если применяются рационально, снижают затраты на эксплуатацию зданий. Использование этих устройств в промышленных зданиях приводит к повышению производительности труда, потому что выпуск брака снижается, кроме этого снижаются расходы на искусственное регулирование микроклимата.

Знание климатических условий среды и использование этих знаний при проектировании зданий и сооружений, дает возможность создавать выразительную архитектурную форму.

Климатическое воздействие чаще всего бывает комплексным, например, низкие или высокие температуры, ветер, влажность воздуха, поэтому ограждающие конструкции должны учитывать наиболее важные климатические факторы.

При сильном ветре ограждающие конструкции проницаемые для воздуха, будут охлаждаться, а конструкции воздухонепроницаемые, имеющие плотный наружный слой, будут охлаждаться при предельно низкой температуре.

При их проектировании проводится расчет на возможно предельное охлаждение при низких температурах.

В южных теплых районах проводится расчет теплоустойчивости конструкции с целью ограничения перегрева помещений в жаркий период.

Для районов влажной зоны с сильными ветрами и косыми дождями ограждающие конструкции проектируются с защитой от атмосферного увлажнения.

Также при проектировании учитывается солнечная радиация, роза ветров.

Знание архитектором численных характеристик наружной воздушной среды обеспечивает необходимую тепловую защиту здания и комфортные условия внутри помещений.

Мировой архитектурный опыт

В принципе современная архитектура должна быть готова к изменениям климата в глобальных масштабах. Сегодня специалисты в области климатологии говорят о том, что многие города окажутся под водой, поэтому необходимы новые инженерные решения, если население будет перемещаться на новые места.

Поиски способов спасения людей в результате глобальных климатических катастроф начали вести архитекторы-гуманисты, правда эти поиски спонтанные и их действия нескоординированные.

Они предлагают первые варианты климатических убежищ и городов-ковчегов.

Так, например, первое климатическое убежище предложил американский инженер Б. Фуллер, он автор термина «Космический корабль – Земля». Спасая свою страну, он предложил в 1960 г накрыть Средний Манхеттен гигантским трехкилометровым геодезическим куполом. Купол якобы будет регулировать погодные условия. В то время эта идея была фантастической, потому что не существовало технологий возведения этого сооружения и нужных материалов для покрытия.

Второй проект защитного климатического купола появился в 2010 г. Купол предлагали поднять над Хьюстоном, чтобы предостеречь от жары и ураганов.

Появившиеся впоследствии новые технологии позволяли возведение купола размером 500 м по высоте и 1600 м в диаметре, где климат поддерживается искусственно.

Полимерное покрытие купола – ЭТФЭ, в 100 раз легче стекла. Купол поднимается над городом с помощью дирижаблей. Подъемные краны и строительные леса исключаются.

Климат внутри купола должен регулировать компьютер, создавая оптимальную влажность и температуру. Таким образом, для людей и растений будет создан здоровый микроклимат.

Второе направление подобных проектов касается морских городов-ковчегов и в 2002 г такой проект начал создаваться.

Его автором был американский инженер Норманн Никсон. Он начал строить огромный корабль под названием «Корабль свободы» на котором могло поместиться 100 тыс. человек.

Длина этого плавучего города составляла 1500 м, ширина – 300 м и имела 25 палуб. Водоизмещение корабля-города 2,7 млн. тонн. Стоимость проекта составляла 9 млрд. долларов.

Понятно, что такой корабль не смог бы причалить ни к одному порту мира, поэтому проживание на нем должно быть постоянным, без возвращения на сушу.

Для осуществления связи с внешним миром на верхней палубе проектировался аэродром. Были разработаны квартиры, отели, банки, бассейны, рестораны, магазины и даже небольшие заводы, мастерские. Такой город имел свою маленькую армию.

Чтобы разогреть богатую публику, в США сняли фильм-катастрофу «2012», где действуют три дорогих спасательных ковчега. Публика была разогрета, богатые мира начали заказывать и скупать форс-мажорные проекты, на что и было рассчитано.

Подобные проекты были и у франко-бельгийского архитектора Венсана Каллебо, но менее дорогостоящие и более гуманные. С постройкой своих экополисов архитектор не торопится, поскольку подъем воды в океане в результате таяния снега и льда, он относит в 2100 г.

Влияние климата на архитектуру

«Форма следует за климатом», — сказал однажды знаменитый индийский архитектор Чарльз Корреа. Согласно этой идее, архитектура должна отвечать условиям климата, нивелировать его недостатки и использовать преимущества.

Изучая традиции строительства в различных климатических условиях, можно увидеть решения, проверенные годами. Например, в местности с обильными осадками скат крыши делают наиболее крутым, а в районах, где орудуют ветра, при сухом климате целесообразно устраивать плоскую кровлю.

В современном строительстве здания стараются сделать максимально энергоэффективными. Природно-климатические условия используются так, чтобы способствовать уменьшению расходов на эксплуатацию. Требования комфорта обеспечиваются естественным путем везде, где это возможно.

Как и какие средства архитекторы используют в проектировании, работая с климатом?

Естественное освещение

Естественное освещение – один из основных климатических параметров, учитываемых при создании проекта. Хорошо продуманное, оно значительно уменьшает потребность в электрическом свете и улучшает зрительные качества пространства. Самый элементарный способ повысить уровень естественной освещенности в здании – это увеличить количество и размеры остекленных поверхностей, светопрозрачных ограждений. Окна, атриумы, верхний свет – обеспечивают попадание достаточного количества света в интерьер.

Читайте также:  Крыша своими руками: 4 вида и пошаговая инструкция

Ориентация по сторонам света является важным параметром, учитывающим климатические условия. Как располагать помещения различного назначения и куда их ориентировать расписано в нормах проектирования. Для каждой местности они свои.

Важно добиться комфортного режима инсоляции. Нередко приходится бороться с избытком яркого солнечного света и перегревом. В таких случаях используют теневые экраны, выступы кровли, навесы, деревья и другие элементы.

В последнее время возрастает популярность применения солнечного света как возобновляемого источника энергии, особенно в странах с наибольшим количеством солнечных дней.

Фотогальванические элементы (солнечные батареи) устанавливают на крышах и других активно освещаемых поверхностях зданий.

Ветер

Естественные потоки ветра также используют для улучшения условий внутри и рядом с постройками. Благодаря знанию законов аэродинамики с успехом удается охлаждать и вентилировать даже огромные небоскребы вблизи Аравийской пустыни.

Двойной фасад, между слоями которого циркулирует воздух, справляется с этой задачей, экономя средства на кондиционирование. Взаимодействие формы здания и господствующих ветров проверяют обдувом макета в аэродинамической трубе и расчетами. Чем крупнее постройка, тем важнее предварительно ее проверить и при необходимости скорректировать.

Ландшафт

Взаимодействие с ландшафтом начинается еще с градостроительных идей. Например, с какой стороны от горных массивов расположить город? Где разбить сады и парки, расположить фонтаны и бассейны?

Проектируя отдельное здание, также проектируют и его окружение.

Интенсивное использование деревьев охлаждает и увлажняет воздух, создает необходимую тень. Так, целесообразно защитить южный фасад от солнца. Кроме того, плотные посадки зелени могут формировать охлаждающие потоки ветра. Водоем у здания – еще один прием, улучшающий микроклимат, при этом легкий бриз регулярно освежает воздух.

Заказать проект дома и участка или получить бесплатную консультацию по проектированию предлагаем у специалистов нашей компании.

Архитектура промышленных зданий, расположенных в городе


Композиционные решения промышленных зданий, размещаемых в городской застройке

В соответствии с санитарной классификацией производств примерно 40% промышленных предприятий относится к IV и V классам. Они фактически являются безвредными и располагаются в городской застройке. Это – обувные, швейные, трикотажные, кондитерские фабрики, приборостроительные, часовые, машиностроительные заводы, типографии, молочные, мясоперерабатывающие и хлебозаводы, предприятия бытового обслуживания населения и многие другие. Здания таких предприятий обычно сооружаются многоэтажными, они имеют более крупные размеры, членения и масштаб по сравнению с обычными гражданскими зданиями и подчас выгодно отличаются объемно-планировочной структурой и конструктивными параметрами (высоты этажей, сетки колонн). Такие здания, ставшие в ряде случаев архитектурными доминантами в городской застройке, можно увидеть во многих городах нашей страны, они вносят разнообразие в архитектурную организацию улиц, площадей и транспортных магистралей.

Включение промышленных предприятий в композицию городской застройки связано с решением сложных проблем. Проанализируем некоторые из них на примерах московской практики. За последнее десятилетие в Москве многие производственные зоны застроены новыми крупными корпусами промышленных предприятий различных отраслей. Здесь применено много и технических новшеств.

Здания и сооружения возведены из индустриальных современных конструкций. Однако с точки зрения архитектурно-художественной завершенности застройки не всегда можно считать ее удовлетворительной. Многие из промышленных зданий спроектированы с большим мастерством, с использованием разнообразных композиционных приемов, с применением новых строительных и отделочных материалов. Однако не достигнута архитектурная завершенность, ансамблевая законченность в целом, часто здания разнохарактерны, нет единства. Имеющиеся примеры еще раз показывают положение о том, что наличие непродуманного разнообразия без единого замысла не может обеспечить архитектурно-художественного совершенства так же, как однообразие без необходимого разнообразия.

Примеры и анализ практики проектирования и застройки городских промышленных комплексов и предприятий свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве случаев несовершенство, художественных качеств промышленных предприятий вызывается недостаточным вниманием к градостроительным вопросам и особенно к проблемам архитектурно-композиционного совершенства и выразительности промышленной застройки в городах.

За последнее десятилетие многие располагаемые в городах предприятия стали строиться многоэтажными, а в ряде случаев начали возникать промышленные здания повышенной этажности. Промышленные здания такого рода стали возникать в городах, принимая на себя большую «зрительную нагрузку» как важные градостроительные элементы.

Решение композиционных задач в процессе проектирования и строительства промышленных предприятий, располагаемых в городской застройке (а число таких объектов с развитием научно-технического прогресса быстро возрастает), требует учета градостроительных особенностей, архитектурного масштаба и окружения (рис. 215). Это особенно важно для проектируемых новых городов.

В формировании архитектурно-художественного облика промышленных предприятий важное значение имеют благоустройство территории и применение элементов монументально-декоративного искусства.

Многообразны приемы озеленения заводских территорий в зависимости от его функционального назначения, например, защита от производственных шумов, ветров и снежных или песчаных заносоз, излишней солнечной радиации и т. п. Архитекторы, используя зеленые насаждения для функционально-технических целей, одновременно решают архитектурно-художественные задачи всего промышленного комплекса. Здесь и тенистые аллеи, и открытые площадки газонов, декоративные стенки из вьющейся зелени и композиции из цветов и естественного камня, малые архитектурные формы и фонтаны, выложенные плитками пешеходные дорожки и скульптурные группы.

Особое место в достижении архитектурно-художественных качеств промышленных предприятий занимают элементы монументально-декоративного искусства. Однако в этом направлении предстоят еще большие творческие поиски архитекторов совместно с художниками-монументалистами. То же самое относится к проблеме применения цвета в архитектуре промышленных зданий , предприятий и сооружений. Сложность здесь заключается в необходимости учета особенностей и специфики промышленных производств, разнообразных инженерных сооружений, разветвленных коммуникаций, разнохарактерного микроклимата промышленных территорий. Нужны научные исследования в этой области и широкие эксперименты.

Создание выразительных в композиционном отношении промышленных предприятий и зданий – сложная творческая задача, решение которой невозможно без учета множества различных факторов – функциональных, технических, градостроительных и социальных. Здесь рассмотрены лишь важнейшие из проблем совершенствования архитектурной выразительности промышленных зданий и их комплексов.

В последние годы повысился архитектурно-художественный уровень промышленных зданий. Созданы интересные по композиционным решениям здания.

В отечественной и зарубежной практике начали широко применяться упомянутые выше солнцезащитные устройства различных типов, дающие возможность удачно сочетать функциональную целесообразность, экономическую эффективность с разнообразными пластическими решениями внешнего облика промышленных зданий.

Архитектурные элементы солнцезащитных устройств должны разрабатываться в каждом отдельном случае с учетом местных климатических условий в соответствии с авторским замыслом.

Важнейшее значение в формировании архитектурного облика предприятий черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности и тому подобных предприятий, располагаемых, как правило, в удалении от селитебных территорий города, имеют силуэт и панорама, образуемые прежде всего крупными инженерными сооружениями, технологическими установками, производственными зданиями и их комплексами. Силуэты воспринимаются с больших расстояний в сочетании с естественным ландшафтом, поэтому при проектировании особое внимание должно быть уделено связи архитектуры предприятий с природным окружением.

Множество промышленных предприятий размещается на периферийной территории городов, на важных их транспортных магистралях и активно влияет на архитектурный облик городской застройки. К ним относятся разнообразные по композиционным приемам и типам зданий предприятия машиностроения, строительной индустрии, текстильной, пищевой промышленности, складского и автотранспортного хозяйства.

Преобладающее большинство зданий этих отраслей — одноэтажные небольшой высоты (в основном от 6 до 20 м). Архитектурная выразительность предприятий в основном достигается за счет различных приемов компоновки административно-бытовых и инженерно-лабораторных корпусов по отношению к основному производственному зданию. Есть и другие , приемы членения протяженных зданий путем введения композиционных акцентов и декоративных пятен. Средствами архитектурной выразительности могут стать и инженерные сооружения, различные емкости, автомобильные платформы и т. п.

Совершенствование архитектурной выразительности зданий предприятий приборостроения, точного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, электронной промышленности, бытового обслуживания населения и т. п., располагаемых, как правило, внутри городской территории, достигается различными композиционными приемами. Такие промышленные здания часто многоэтажные, а в ряде случаев имеют повышенную этажность (более шести этажей).

Закономерностью научно-технического прогресса является быстрое увеличение доли предприятий, не выделяющих вредностей,-что позволяет размещать их на селитебной территории. Характерно, что многие такие производства часто возникают вместе с крупными инженерно-лабораторными службами. И еще одно проявление научно-технической революции — возникновение в ряде случаев научно-исследовательских институтов с конструкторскими бюро и опытными производствами, сооружаемыми в виде многоэтажных комплексов и зданий повышенной этажности.

Промышленные многоэтажные здания и здания повышенной этажности выполняют теперь и градоформирующие функции как крупные архитектурные акценты в городской застройке, определяя силуэт и облик городских образований.

Ссылка на основную публикацию