Советские ученые и конструкторы

Топ-10 ученых и конструкторов СССР

Из 16 человек, трижды удостоенных звания Героя Социалистического труда, 10 были учеными и конструкторами. Не все имена лауреатов были известны широкой публике. Но результатами их работ гордилась вся страна.
Сравнивать крифеев науки и техники по числу наград — неблагодарное занятие: и три звания Героя, и Ленинская премия есть у всех. Есть и высшие награды СССР — ордена Ленина. Если учитывать их количество, картина получится такая.

10. Яков Борисович Зельдович – академик, физик и физико-химик. Один из создателей советских атомной и водородной бомб. Вместе с Юлием Харитоном впервые осуществил расчет цепной реакции деления урана. Лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий. Лауреат отечественных, иностранных и международных научных наград.

9. Кирилл Иванович Щёлкин – член-корреспондент АН СССР, специалист в области горения и детонации (в научной литературе известен термин «зона турбулентного пламени по Щёлкину»).Руководитель ядерного центра «Челябинск-70» (Снежинск). Четыре ордена Ленина, другие ордена, лауреат Ленинской и Сталинской (трижды) премий.

8. Николай Леонидович Духов – член-корреспондент АН СССР, конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, генерал-лейтенант. Конструктор танков, тракторов, атомной и водородной бомб. Создатель современного ВНИИ автоматики – учреждения из системы «Росатома». Лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина, другими орденами и медалями.

7. Андрей Дмитриевич Сахаров – академик, физик, один из создателей водородной бомбы. Лауреат Ленинской и Сталинской премий. Кроме трех орденов Ленина, полагающихся Герою соцтруда, награжден еще одним. Но всех этих наград, как и звания героя, был лишен в 1980 году. Но к этому времени Сахаров уже был Лауреатом Нобелевской премии мира (1975). Наверное, самый известный диссидент и правозащитник в СССР.

6. Юлий Борисович Харитон – академик, физик и физико-химик, один из руководителей советского проекта атомной бомбы. Главный конструктор и научный руководитель КБ-11, впоследствии Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. Лауреат Ленинской и трех Сталинских премий, пятикратный кавалер ордена Ленина, других орденов. Награжден Большой золотой медалью имени Ломоносова Академии наук, Золотой медалью имени Курчатова.

5 . Игорь Васильевич Курчатов – академик, физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель Института атомной энергии, основоположник использования ядерной энергии в мирных целях. Лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий, награжден пятью орденами Ленина и множеством других орденов и медалей, среди которых «За оборону Севастополя». Один из двух обладателей звания «Почетный гражданин СССР». Удостоен Большой золотой медали имени Ломоносова АН, Золотой медали имени Эйлера и Серебряной медали Мира имени Жоли-Кюри.

4 . Мстислав Всеволодович Келдыш – академик, математик и механик. Работы Келдыша позволили СССР создать «ракетно-ядерный щит», именно его скрывали за псевдонимом «Теоретик космонавтики» в газетных публикациях. 14 лет возглавлял Академию наук СССР. Ленинская и две Сталинских премии, 7 орденов Ленина и 3 ордена Трудового Красного знамени. Научные награды: Большая Золотая медаль имени Ломоносова и Золотая медаль имени Циолковского Академии наук.

3. Сергей Владимирович Ильюшин – академик, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер. Знаменитый авиаконструктор, создатель легендарного штурмовика Ил-2 и множества других военных и гражданских самолетов. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премией награждался больше всех – 7 раз. Восемь орденов Ленина, другие военные и гражданские ордена.

2. Андрей Николаевич Туполев – академик, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер. Под его руководством разработано более 100 моделей самолетов, 70 из которых выпускались серийно. Признанный глава школы отечественных авиаконструкторов. Лауреат Ленинской, четырех Сталинских и Государственной премии СССР. Восемь орденов Ленина, других отечественных и иностранных орденов и медалей. Обладатель звания «Герой труда», которое присваивалось до введения звания «Герой Социалистического труда». Почетный гражданин Парижа и города Жуковский.

Читайте также:
Обаяние простоты и домашнего уюта — maracana house от terra e tuma arquitetos associados, сан-паулу, бразилия

1. Анатолий Петрович Александров – академик, физик, один из основателей ядерной энергетики. Основные труды в области ядерной физики, физики твердого тела, физики полимеров. Больше десяти лет возглавлял Академию наук СССР. Лауреат Ленинской и 4-х Сталинских премий. 9 раз награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями, в том числе «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда». Среди научных наград – Большая Золотая медаль имени Ломоносова, Золотая медаль имени Курчатова и Золотая медаль имени Сергея Вавилова.

uCrazy.ru

Навигация

МИНИ ЧАТ

Вечер в хату.

А вот так .кто выиграет тот и виноват

спасибо. вчера было 65

Сейчас 9 голосов

6 февраля 2020 21:59
NikoniX

https://mostbeau tyboy.ru/contest s/makar-dmitriev Поддержите голосом .

6 февраля 2020 19:10
NikoniX

не знаю )) я бухаю))) с нг )))))

5 февраля 2020 10:16
Михась

ваз-2111 ?

3 февраля 2020 22:47
Михась

Агась,за свой папелац.11-й модели.

Видимо за какую то самодвижущуюся повозку.

3 февраля 2020 21:18
NikoniX

За страховку жизни?

За что такие копейки?

3 февраля 2020 20:57
Михась

Да норм,потянет,сёд ня седня 5к за страховку отдал

3 февраля 2020 20:33
Бухарик

3 февраля 2020 20:18
Михась

Вечерочку в хату,бродяги.

Да, можно дискутировать, пока ФСБ не выехала.

3 февраля 2020 14:05

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

20 советских ученых и конструкторов, которые еще не знают, что вскоре станут знаменитыми

Вот живет человек и его особо, кроме окружения, никто и не знает. Но стоит ему что-то сделать, совершить, как его лицо начинает мелькать в СМИ и он становится знаменитым. По прошествии времени уже все его знают и каждый, видя его фото, знает, что он сделал. Звезд всяких – миллионы и о них знают все, а вот людей мира науки и техники – нет. Российской науки и техники.

Микоян Артём Иванович (1905-1970) с родителями

Выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155. Академик АН СССР (1968 г.), дважды Герой Социалистического Труда, шестикратный лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии (1962 г.).

Михаил Ильич Кошкин – создатель танка Т-34 (второй слева)

Юлий Борисович Харитон — главный конструктор первой советской ядерной бомбы, один из разработчиков Царь-Бомбы с мамой и сестрами

Игорь Васильевич Курчатов с братом

Руководитель советского ядерного проекта, создатель первых в Европе циклотрона, атомного реактора и ядерной бомбы; создатель первой в мире АЭС

Игорь Яковлевич Стечкин с отцом на рыбалке

Разработчик пистолета Стечкина — оружия советских офицеров, а затем милиции и специальных подразделений (один из лучших пистолетов в мире)

Николай Федорович Макаров (верхний ряд слева) с семьей

Николай Макаров — разработчик пистолета Макарова — личного оружия в советских и постсоветских ВС и правоохранительных органах, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий СССР и премии им. И.С. Мосина, награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.

Сергей Павлович Королев с мамой и няней

Сергей Королёв — создатель первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 «Семерка», запустил в космос первый спутник и первого космонавта

Михаил Тимофеевич Калашников – молодой конструктор

Михаил Калашников — разработчик самого распространенного стрелкового оружия в мире — автомата Калашникова (АК, АКМ, АК-74)

Юрий Николаевич Кормилицин (слева) на мостике лодки проекта 877

Юрий Кормилицин — разработчик проектов более чем 70 подводных лодок и аппаратов, в том числе подлодки «Комсомолец», поставившей мировой рекорд погружения среди подлодок (1027 м)

Липгарт Андрей Александрович (справа)

Андрей Липгарт — главный конструктор ГАЗа в 1933-1951 гг., создатель 27 моделей автомобилей, в том числе культового советского легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа»

Лихачёв Иван Алексеевич (в центре) с родителями и братом

Иван Лихачёв – советский государственный деятель, один из организаторов советской автомобильной промышленности. Директор Московского автомобильного завода (ныне Завода имени И. А. Лихачёва). Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат ВС СССР 1—5 созывов. Член ЦК ВКП(б) (1939—1941), кандидат в члены ЦК КПСС (1956).

Виталий Андреевич Грачёв на испытаниях

Виталий Андреевич Грачёв — советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники. Лауреат двух Сталинских премий третьей степени. Первым полнопрводником Грачёва и его команды стал ГАЗ 61 – уникальная по меркам мирового автопрома машина. Фактически, в СССР создали первый в мире люксовый внедорожник для командного состава Красной армии. Затем Грачёв сконструировал первые утилитраные армейские «джипы» ГАЗ 64 и ГАЗ 67. Их конструкторские решения до сих пор можно обнаружить, например, в UAZ Patriot.

После войны Грачёв ушел к Лихачеву на ЗИС, где создал ЗИЛ 157 – советский грузовик с колесной формулой 6х6, на базе которого позднее создали тот самый «Урал»

Игорь Иванович Сикорский

Игорь Сикорский создатель первого в мире пассажирского самолёта (с салоном) и бомбардировщика (с бомболюком) «Илья Муромец», строитель первых серийных одновинтовых вертолётов

Андрей Николаевич Туполев

Андрей Туполев — основал КБ Туполева и советскую школу самолётостроения, создал свыше 100 типов самолётов, включая крупнейший самолёт 1930-х АНТ-20 и первые советские реактивные лайнеры

Александр Сергеевич Яковлев

Александр Яковлев — основатель КБ Яковлева, по его проектам во время ВОВ построено около 40 000 самолётов; создатель первого в мире регионального авиалайнера Як-40

Сергей Владимирович Ильюшин

Сергей Ильюшин — основатель КБ Ильюшина, конструктор множества самолётов серии Ил, в том числе самого массового в истории боевого самолёта Ил-2 («летающий танк»)

Базенков Николай Ильич

Николай Базенков — создатель стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 — самого быстрого в мире винтового самолёта, разработчик Ту-114

Олег Константинович Антонов с семьей (маленький мальчик с мамой)

Олег Антонов — основатель КБ Антонова, разработчик летающего танка А-40, крупнейшего в мире серийного транспортника Ан-148 и крупнейшего в мире самолёта Ан-225

Константин Эдуардович Циолковский в возрасте 5 лет

Константин Циолковский — основатель теоретической космонавтики, автор идей космической ракеты, многоступенчатой ракеты и космического лифта, вывел формулу скорости ракеты; философ-космист

Пётр Леонидович Капица

Пётр Капица — нобелевский лауреат по физике, открыл сверхтекучесть, изобрёл турбодетандер, пионер техники сверхнизких температур и массового производства жидкого азота, кислорода и гелия

10 важнейших деятелей в сфере освоения космоса. Часть вторая

Не так давно на нашем ресурсе появилась статья, посвященная величайшим деятелям в сфере освоения космоса. В список попали и Николай Коперник с Исааком Ньютоном, чьи заслуги не вызывают никаких сомнений, и «звезда» современного освоения космоса Элон Маск, который обещает сделать ракеты такими же привычными для землян, как самолеты. Как и наши внимательные читатели, мы посчитали, что будет несправедливым оставлять без внимания советских и российских деятелей космоса, но было бы лучше дать им больше пространства для памяти.

К сожалению, дорога к звездам усыпана драгоценными заслугами людей, о которых помнят лишь единицы. С уважением относясь к нашему общему космическому прошлому, мы постарались напомнить вам о людях, благодаря которым слова «Россия» и «космос» в некотором смысле синонимичны. Отметим, что не только Циолковский и Королев вершили космическую судьбу будущего, но, увы, лишь единицы людей могут назвать еще несколько имен.

В этом списке вы не встретите космонавтов — о вечных героях, как и о настоящих звездах мы писали. И не будем забывать, что это не мемориал, а статья о десяти российских важнейших деятелях в сфере освоения космоса. Никто не будет забыт благодаря нашим совместным усилиям.

Николай Кибальчич (1853 – 1881)

Примечательно то, что просьба инженера о передаче рукописи в Академию наук удовлетворена не была, и о проекте широкая общественность узнала лишь в 1918 году. Однако, в СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Кибальчичу, а его именем был назван кратер на Луне.

Сергей Королев (1906 – 1966)

Валентин Глушко (1908 – 1989)

На счету изобретений и конструкций, в создании которых Глушко принимал непосредственное участие, — первый в мире электротермический ракетный двигатель (1928–1933), первый советский жидкостный ракетный двигатель ОРМ (1930–1931), семейство ракет РЛА на жидком топливе (1932–1933) и мощные жидкостные ракетные двигатели, которые ставили практически на все отечественные ракеты, летавшие в космос до настоящего момента. Эти двигатели выводили на орбиту первый и последующие спутники Земли, космические корабли с Юрием Гагариным и другими космонавты, а также участвовали в полетах к Луне и планетам Солнечной системы. Базовый блок орбитальной станции «Мир» также был разработан Глушко. Этот человек внес и колоссальный личный вклад в мировую науку, благодаря многолетним работам по созданию фундаментальных справочников по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам различных веществ и другим.

Алексей Богомолов (1913 – 2009)

Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.

Фридрих Цандер (1887 – 1933)

Эти и многие другие идеи и разработки плодовитого ученого и инженера внесли вклад в развитие советской космонавтики, который сложно переоценить.

Юрий Кондратюк (Александр Шаргей, 1897 – 1942)

Американский астронавт Нил Армстронг, первый человек на Луне, специально побывал в Новосибирске, чтобы набрать пригоршню земли у дома, в котором жил Кондратюк. «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт», — так впоследствии прокомментировал свои действия знаменитый астронавт. Его можно понять: если бы не гений Кондратюка, кто знает, возможно Армстронг не оставил бы первые следы на пыльной лунной поверхности.

В своей книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить» 1919 года Кондратюк, независимо от Циолковского, оригинальным образом вывел основное уравнение движения ракеты, описал схемы четырехступенчатной ракеты на кислородно-водородном топливе, параболоидального сопла и многое другое. Он предлагал использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске ради экономии топлива. При полетах к другим планетам — выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для высадки человека и возвращения обратно применять небольшой взлетно-посадочный корабль. Именно это и реализовало американское космическое агентство NASA в ходе миссий «Аполлон».

Также авторству Кондратюка принадлежит идея использовать гравитационное поле встречных небесных тел для разгона или торможения, так называемый «пертурбационный маневр». Возможно, многие его расчеты еще найдут применение — когда мы будем вплотную рассекать по Солнечной системе. В любом случае, вклад этого советского ученого переоценить невозможно.

Константин Циолковский (1857 – 1935)

Сам «отец космонавтики» утверждал, что теорию ракетостроения разработал просто как приложение к своим философским изысканиям. А это, между прочим, более 400 работ, о которых мало что знает широкий читатель. Занимаясь изначально аэростатами и дирижаблями, в 1926–1929 годах Циолковский решил практический вопрос: сколько нужно топлива ракете, чтобы набрать скорость отрыва и оторваться от Земли? Много и плодотворно Циолковский работал над теорией полета реактивных самолетов, придумал свой газотурбинный двигатель, первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси, рассчитал оптимальную траекторию спуска космического аппарата по возвращению из космоса и многое-многое другое. Имя Циолковского и космонавтика — дополняющие друг друга вещи.

Михаил Тихонравов (1900 – 1974)

Проекты Тихонравова имеют прямое отношение к запуску первого искусственного спутника Земли, к полету Юрия Гагарина на орбиту, к первому в истории выходу человека в открытый космос; они лежат в основе многих космических кораблей, которые «вышли» из конструкторского бюро Сергея Королева.

Сам Тихонравов долгое время изучал возможность построить надежный летательный аппарат, машущий крыльями, — махолет. С этой целью он каждое лето, отправляясь с друзьями на лодках в путешествия, ловил птиц, тщательно их измерял и вел интересную статистику. Работы Тихонравова, «винтика» в точнейшем механизме советского ракетостроения, дали толчок первым экскурсиям людей за пределы земной орбиты.

Николай Пилюгин (1908 – 1982)

Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2. Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые. Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.

Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.

Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками — силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.

Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны МОУ СОШ 35 команда «Мираж» – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемs35.yar.fcior.edu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны МОУ СОШ 35 команда «Мираж»” — Транскрипт:

1 Конструкторы и ученые Великой Отечественной войны МОУ СОШ 35 команда «Мираж»

2 Михаил Ильич Кошкин Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин ( ) С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро – на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость.

3 Т-34 – лучший танк Второй мировой войны. Он был основным и по существу единственным средним танком Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны. 19 декабря 1939 года в нашей армии был принят на вооружение легендарный Т-34. Этот танк стал самой массовой в мире бронемашиной! Т-34 оказался единственным типом танка, который, будучи созданным еще до войны, морально не устарел в течение всей Великой Отечественной, более того, он оставался первоклассной боевой машиной и после войны. Легендарная тридцатьчетверка участвовала в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии. Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Ж.Я. Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС-2.

4 Василий Гаврилович Грабин Выдающимся советским конструктором был генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор Василий Гаврилович Грабин ( ). На военной службе он находился с 1920 г. С 1930 г. – на конструкторской работе. Из 140 тысяч полевых орудий, которые использовали во время Великой Отечественной войны, более 90 тысяч были сделаны на заводе, где главным конструктором работал В. Грабин, а еще 30 тысяч изготовлены по его проектам на других предприятиях страны.

5 Грабинские пушки Мало кто знал имя Грабина тогда, но всем известна знаменитая дивизионная пушка ЗИС-3, вобравшая в себя все достоинства прославленной русской трехдюймовки и многократно умножившая ее. Пушки эти сегодня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений как памятник русскому оружию. Грабинскими пушками были вооружены тридцатьчетверки и тяжелые танки KB, грабинские 100-миллиметровые «зверобои» стали неодолимой преградой на пути немецких «тигров» и «пантер», грабинские САУ помогли атакующей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

Секс куклу в секс-шопе тут

6 “Богом войны ” называли артиллерию в годы Великой Отечественной. 76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал “лучшим 76-мм орудием второй мировой войны” и одной из “самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии”. Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

7 Михаил Тимофеевич Калашников Значительный вклад в развитие отечественного стрелкового оружия внесли конструкторы К.А. Барышев, В.А. Дектярев, М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, Н.В., Рукавишников, С.Г. Симонов, А.И. Судаев, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др. Выдающимся конструктом стрелкового автоматического оружия является доктор технических наук, генерал- майор Михаил Тимофеевич Калашников (1919). Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью.

8 Михаил Тимофеевич Калашников Конструктор стрелкового оружия. Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Курьинского района Алтайского края. С 1938 по 1940 год был курсантом танковой школы Киевского военного округа. В первые месяцы Великой Отечественной войны командир танка М.Т. Калашников сражался на Брянском фронте. После тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он впервые задумался о необходимости создания нового отечественного стрелкового оружия, которое ни в чем не уступало бы немецкому. Не имея специального образования, молодой сержант приступил к работе. Известный оружейник генерал Благонравов оценил талант конструктора- самородка: Калашникова направляют служить на подмосковный полигон, являющийся базой одного из научно- исследовательских институтов. С 1943 года он работает над созданием своего знаменитого автомата.

9 Стрелковое оружие Первый советский автомат под промежуточный патрон образца 1943 года (7.62х41) – автомат Судаева АС-44, проходивший войсковые испытания весной-летом 1945 года. экспериментальный автомат системы Токарева под патрон 7.62х41, 1945 год

10 Алексей Иванович Судаев Широкую известность в годы Великой Отечественной войны получил пистолет- пулемет А.И. Судаева (ППС). Он по праву считается лучшим пистолетом-пулеметом периода второй мировой войны. Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобстве в эксплуатации. Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники.

11 Талант наших авиаконструкторов с особой силой раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Велика роль в достижении победы над врагом советских конструкторов С.В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и других. По многим показателям созданные ими машины превосходили самолеты, стоящие на вооружении фашистской Германии. Подлинными хозяевами неба на последнем этапе войны стали знаменитые Ла-5, Ла-7, созданные в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Отлично показали себя истребители А.С. Яковлева. Так, летчики знаменитой эскадрильи “Нормандия Неман” из предлагаемых американских, английских машин остановили свой выбор на Як-3. “Черной смертью” прозвали фашистские захватчики знаменитый штурмовик Ил-2, созданный СВ. Ильюшиным. А его бомбардировщик Ил-4 стал основной машиной советской дальней авиации. Именно эти самолеты в 1941 году бомбили Берлин, Данциг и другие военные объекты Германии.

12 Андрей Николаевич Туполев Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Туполева средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту^2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. Туполев был крупнейшим ученым, обладавшим способностью сочетать глубокие теоретические исследования с практичным их претворением в конструкциях новых самолетов.

13 Павел Осипович Сухой Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой ( ). С 1925 г. он работал инженером- конструктором в ЦАГИ. Под руководством А.Н. Туполева разработал истребители И-4 и И-14. Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся годы Великой Отечественной войны. В гг. он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

14 Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев Неувядаемой славой в годы войны покрыли себя гвардейские минометные части, на вооружении которых находились боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 (“Катюша”). Высокая эффективность, характерный звук залпов нового для того времени оружия наводили ужас на врага. У истоков создания этого мощного оружия стояли Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. 14 июля 1941 года произошло боевое крещение реактивной установки, смонтированной на шасси грузовика ЗИС-5, под городом Оршей.

15 Владимир Павлович Бармин Выдающимся советским конструктором пусковых установок ракетных систем залпового огня, ракетно- космических и боевых стартовых комплексов являлся академик АН СССР и академик РАН Владимир Павлович Бармин ( гг.). Под его руководством в гг. были созданы пусковые установки для «катюш»: БМ-13, БМ-8, БМ и др.

16 Роль Исключительно большой вклад внесли в совершенствование военной техники в годы Великой Отечественной войны советские ученые и конструкторы. Велика роль военной науки, вооружения и боевой техники в Победе нашей страны в Великой Отечественной войне.

10 людей, без которых не было бы полетов в космос

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально».

Вот так деловито, с техническими подробностями, звучало первое сообщение о космическом полете. Но как торжественно произносили этот текст наши дикторы – Левитан, Балашов…

И народ ответил искренним, не показным ликованием – как будто люди ждали именно этого полета, хотя готовился он сугубо секретно. Школьников отпускали с уроков, люди стихийно собирались на площадях, возле радиоточек. Обсуждали неслыханные новости. В этот день мы хотели бы вспомнить десять творцов космической победы – достойнейших, незабываемых. На самом деле их, конечно, было больше. Но этих уж точно нельзя забывать.

Константин Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)

Основоположник теоретической космонавтики занимался не только ракетодинамикой и аэронавтикой. Он был философом и пророком межпланетных путешествий.

Ученый-самоучка, в своих прозрениях предвосхитил развитие науки, вплоть до появления многоступенчатых ракет. Он верил, что завоевание солнечной системы принесет человечеству энергию и простор. Молодые энтузиасты ракетостроения поддерживали связь с пожилым ученым, будущие космические конструкторы считали его своим учителем.

Сергей Королёв

Сергей Павлович Королев (1906 (12 января 1907 по новому стилю) – 1966)

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Валентин Глушко

Валентин Петрович Глушко (1908 – 1989)

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Юрий Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968)

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Николай Каманин

Николай Петрович Каманин (1908 – 1982)

Выдающийся летчик, он был одним из первых Героев Советского Союза – за спасение челюскинцев. Это была уникальная операция, которую молодой ас провел безукоризненно. В годы войны командовал 292-й штурмовой авиадивизией, а позже – корпусом. С 1960 года генерал-лейтенант Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. Стал «лётным отцом» для наших первых космонавтов.

Позже его должность называлась «помощник главкома ВВС по космосу». Досконально вникал в психологию космонавтов. Он участвовал в выработке всех главных решений по космическим делам – наравне с Королёвым. И наравне с ним нес ответственность за все полеты.

Герман Титов

Герман Степанович Титов (1935 – 2000)

Ему 12 апреля досталась сложная роль дублера. Все испытания он проходил наравне с Гагариным. А 6 августа настанет час Германа Титова. Титов первым в мире совершит длительный космический полет – он продолжался 25 часов. Фантастическое достижение по тем временам. Он и в наше время остается самым молодым космонавтом в истории – 6 августа 1961 года ему было 25 лет и 330 дней. В народном сознании имена Гагарина и Титова неразделимы.

Михаил Рязанский

Михаил Сергеевич Рязанский (1909 – 1987) и Георгий Николаевич Бабакин

Член-корреспондент Академии наук СССР Рязанский был главным ракетным «радистом». С 1930-х годов занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, авиационными радиостанциями. Участвовал в разработке первого советского радиолокатора. После войны был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который создавал аппаратуру радиосвязи для ракет. Его внук – Сергей Рязанский – стал космонавтом. Его первый космический полет состоялся в 2013-м.

Николай Пилюгин

Николай Алексеевич Пилюгин (1908 – 1982)

Разрабатывал системы управления ракет – в том числе легендарной «семерки», которая вывела на орбиту Гагарина. Королёв ценил его и за конструкторский талант, и за прямой характер.

Ракета – она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное – мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит – летать!

Такие строки посвятили Пилюгину коллеги. Изобретатель наделял советские ракеты мозгами…

Владимир Бармин

Владимир Павлович Бармин (1909 – 1993)

Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».

После войны возглавил государственное конструкторское бюро специального машиностроения. Под его руководством разрабатывались стартовые комплексы для пуска и подготовки ракет, на которых и состоялось покорение космоса. Создавал установки для работы на Луне и Венере…

Мстислав Келдыш

Мстислав Всеволодович Келдыш (1911 – 1978)

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.

Великие советские изобретения, изменившие мир

Изобретения помогают человечеству двигаться вперёд, развивая цивилизацию. В Советском Союзе, как и в любой другой великой стране, было много талантливых изобретателей, непревзойдённых инженеров, гениев конструкторской мысли, которые подарили миру не только полезные вещи, но и множество прорывных технологий, способствующих прогрессивному развитию человечества.

Персональный компьютер

Несмотря на то, что страной, где изобретена электронно-вычислительная техника и другие «умные» машины, принято считать США, первый персональный компьютер был изобретён именно в СССР – это исторический факт. Задолго до основания американцем Стивом Джобсом легендарной компании Apple советский учёный Исаак Брук вместе со своим коллегой Баширом Рамеевым разработал уникальный проект цифровой машины. В 1948 году Брук презентовал свою идею собранию учёных, после чего начались масштабные инженерно-конструкторские работы по созданию первого компьютерного чуда. И только в 1952 году, после четырёх лет напряжённых трудов коллектива учёных, в СССР, наконец, появилась персональная ЭВМ.

Атомная электростанция

Сегодня в мире огромный процент выработки энергии приходится на атомные электростанции. Немногие знают, что АЭС тоже изобрели в СССР. В 1951 году советское правительство дало Игорю Курчатову задание заняться исследованиями, которые подарили бы человечеству возможность эффективно использовать атомную энергию. Учёный быстро справился со своей работой, и уже через два года в Обнинске заработала первая в мире АЭС, которая находилась в эксплуатации 48 лет. 29 апреля 2002 г. в 11 ч. 31 мин. по московскому времени реактор Обнинской атомной электростанции был навсегда заглушен, и последние 13 лет АЭС действует как мемориальный отраслевой комплекс.

Телевизор и телевещание

«Информационный ящик», от которого современный человек порой не может оторваться, изобрёл советский физик Владимир Зворыкин. Свою работу ученый анонсировал в 1931 году. Через год в Ленинграде выпустили первую двадцатку советских телевизоров. Чуть позже появилось телевещание, а «информационные ящики» стали выпускать тысячами. Примечательно, что до 1967 года советский народ довольствовался лишь черно-белым вещанием, хотя Зворыкин предлагал идею цветного телевидения 35-ю годами ранее. В память о великом советском изобретателе возле столичного телецентра Останкино был воздвигнут памятник Владимиру Зворыкину и его изобретению – первому телевизору.

Искусственное сердце

В 1936 году великий хирург-трансплантолог СССР Владимир Демихов изобрёл искусственное сердце. Оно представляло собой электрический пластиковый насос. Демихов провёл опыт на собаке, заменив ей настоящее сердце электронным, с которым животное прожило несколько часов. Это был первый подобный эксперимент в мировой практике, который дал надежду на то, что через какое-то время медики смогут лечить людей с заболеваниями сердца таким способом. На протяжении десятилетий учёный совершенствовал свою методику, благодаря которой хирургам удалось спасти тысячи жизней. Сегодня во всём мире эта, хотя и сложнейшая, но уже рядовая операция по вживлению в сердце искусственных приборов помогает сохранить больным людям полноценную жизнь на много лет.

Советских изобретателей можно уверенно назвать одними из лучших в мире. И это вполне закономерно: развитие и поддержка научной школы в СССР было одним из важнейших стратегических приоритетов советского государства. Нам же, жителям бывшего СССР, остаётся только гордиться нашими учёными, открытия которых позволили вывести мировую цивилизацию на качественно новый уровень. Разумеется, в одной статье невозможно рассказать обо всех советских учёных, изобретателях, конструкторах, чьи научные открытия изменили мир. Этой статьёй мы открываем цикл публикаций о гениальных людях Страны Советов, чьими открытиями и изобретениями сегодня пользуется всё человечество.

Ссылка на основную публикацию
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829