Преимущества использования складской логистики в современном бизнесе

Чем умные склады отличаются от простой автоматизации

Новые форматы торговли, потребности, продукты, тенденции, появляющиеся в рознице в последние годы, ведут к повышению спроса на складские и логистические услуги и, соответственно, к стремительному развитию этого сектора рынка. Эти факторы, включая высокую конкуренцию и возрастающие требования клиентов к доставке товаров, заставляют ритейлеров искать решения, которые позволят им функционировать более продуктивно: быстрее и с меньшими издержками. О том, какие это решения и как использовать их максимально эффективно, в своей статье для CNews рассказал Дмитрий Смирнов, директор по комплексным продажам в «Крок».

В последнее время на рынках логистических услуг и ритейла все чаще звучит термин «умный склад». Многие профессиональные логисты сходятся во мнении, что сейчас это один из лучших способов упростить, ускорить, сделать более эффективными любые бизнес-операции, касающиеся склада и логистики предприятий.

Попробуем разобраться, что же сегодня вкладывается в это понятие.

Знакомьтесь: умный склад

При своем динамическом развитии, любое предприятие, эксплуатирующее складские площади, однажды сталкивается с необходимостью оптимизации складских процессов.

Кто-то может пойти по экстенсивному пути – расширять штат сотрудников и помещения, работая при этом в круглосуточном режиме. Однако все эти изменения все равно приведут к резкому увеличению издержек и, в конечном итоге, снизят эффективность дистрибуции.

Перспективным же способом повышения эффективности склада является полная или частичная его автоматизация в соответствии с потребностями предприятия. Максимально автоматизированные складские операции достигаются за счет применения современных технологий, которые в своем комплексе и делают складское помещение более умным.

Точка опоры

Интеллектуальные склады – результат совместной работы различных подключенных технологий. Однако любые технологии опираются на инфраструктуру. И если вычислительная инфраструктура так или иначе уже достаточно эффективно справляется с задачами современного цифрового бизнеса, то сетевая, а зачастую и инженерная, становятся основными сдерживающими факторами применением цифровых технологий на складе.

Поэтому многие игроки российского рынка в процессе автоматизации своих складских комплексов уделяют также большое значение созданию устойчивой инфраструктуры, без которой не «взлетит» ни одна технология. Здесь невозможно не привести в пример одного из крупнейших в России дистрибьюторов алкогольной продукции – группу компаний «Лудинг».

Ежедневно «Лудинг» импортирует и принимает на склад огромное количество алкогольной продукции, поставляет ее дистрибьюторам, в сетевые магазины, в рестораны и т.д. Склад работает в круглосуточном режиме, чтобы каждый партнер компании смог вовремя получить продукцию. Для «Лудинг» критически важно исключить простои логистики и обеспечить бесперебойную своевременную и безошибочную отгрузку алкогольной продукции.

Добиться этого стало возможным благодаря построенной «Крок» гибкой и масштабируемой инфраструктуре на основе новейших инженерных и телекоммуникационных систем для нового складского помещения компании, расположенного в логистическом парке «Крекшино». Общая площадь склада составляет 30 тыс. кв. метров.

Проект включил в себя создание структурированной кабельной сети, системы бесперебойного электроснабжения и Wi-Fi-сети для непрерывной работы сотрудников склада с мобильными устройствами и логистическими системами. В качестве архитектуры для создания беспроводного Wi-Fi-доступа были использованы решения компании Cisco. На их основе возможно построить корпоративную бесшовную Wi-Fi-сеть, надежную и безопасную, управляемую из единой точки. Wi-Fi-сеть равномерно покрывает всю территорию склада, несмотря на целый ряд ограничений, например, высокие стеллажи, наличие больших объемов жидкости, металлических сеток, разграничивающих зоны хранения алкоголя. Беспроводная связь отлично работает, когда сотрудники курсируют из одного помещения в другое, соединение не обрывается, а, значит, работа склада не прерывается.

Теперь они получают задания в режиме реального времени, используя мобильные терминалы сбора данных (штрих-сканеры), подключенные по Wi-Fi к системе складского учета компании по всей территории склада.

Что такое WMS?

Системы класса WMS (Warehouse Management Systems) являются, по сути, «мозговым центром» если не всех, то большинства складских операций. WMS помогают организовать эффективное управление складскими процессами в реальном времени – автоматизировать и оптимизировать процедуры приемки, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров на складах разного типа.

Получая и оперативно управляя данными, в том числе получаемыми от различных подключенных технологических блоков, WMS система управляет работой складской техники и персонала, контролирует перемещение грузов и погрузочной техники по территории склада, оперативно планирует задания персоналу с учетом текущей обстановки. В задачи WMS-системы входит управление всем комплексом складских процессов: от ожидания приемки товаров до их доставки по заказам клиентов.

Внедрение WMS – один из базовых шагов на пути к автоматизации склада. Ее использование в совокупности с новейшими цифровыми технологиями может заметно повысить «интеллект» склада.

Что же это за технологии? И как они могут сделать склад еще умнее?

Умные решения

Логистика, где миллионы объектов ежедневно маркируются и перемещаются на различные расстояния, является перспективным направлением для интернета вещей. ИВ-устройства используются на складах, в первую очередь для оперативного получения информации о состоянии любого объекта в нем. Так, привычную маркировку товара вытесняет маркировка радиометками RFID. Пересортица, проблемы с оформлением и комплектацией товара, излишки или, наоборот, нехватка товара в заказе оперативно устраняются с помощью данной технологии.

На каждую упаковку или единицу товара, который поступает на склад, крепится RFID-метка. С помощью считывателей товар автоматически принимается или отгружается, легко проводится инвентаризация и поиск товара, контролируется перемещения автопогрузчиков, транспорта и персонала по территории склада. Руководство розничных сетей и складов сможет в любой момент времени получать информацию не только о складских остатках, но и о точном расположении каждой товарной позиции. Попутно еще решается задача несанкционированного выноса товара со склада.

Также внимания заслуживает целый комплекс умных решений, обеспечивающих максимальную скорость и производительность при подборке необходимых единиц товара:

• мобильные терминалы сбора данных – для оперативного сбора, обработки и отправки информации о товарах. Сбор данных осуществляется путем считывания штрих-кодов на этикетке товара.
• pick-by-light (размещение по световому сигналу) – для идентификации товара, его веса, количества и места расположения используются световые сигналы. На экран дисплея выводится количество единиц товара, а место его расположения обозначается световым сигналом.
• pick-by-voice (голосовое управление складом) – WMS-система автоматически генерирует голосовые команды сборщику-комплектовщику, а он подтверждает их выполнение с помощью микрофона. Задача технологии – освободить руки и глаза сотрудника, тем самым ускорив процессы сборки.
• pick-by-vision (подбор по изображению) – при подборе заказов на отгрузку товара со склада вся информация в автоматическом режиме из WMS передается сотрудникам на визуальный интерфейс очков с подробным описанием требуемого ассортимента товаров, их количества, точного местонахождения и др.

Таким образом, например, американская компания Codeshelf, смогла существенно повысить скорость сборки и упаковки заказов. WMS с интегрированным RFID-решением организует формирование заказов в соответствии с расположением товара на складе. Сборщики заказов авторизуются, просканировав считывателем свои бейджи, и направляются собирать заказы. По мере приближения к тому месту, где лежит нужный им товар, над полкой загорается светодиодная лампочка. Менеджеры же при этом могут анализировать показатели каждого сборщика.

Ручной труд или автоматизированный

Переход к автоматизации – общемировая тенденция, вызванная необходимостью ускорения логистических процессов. В мире – Европе, Китае, США – уже есть полностью роботизированные склады. Яркий тому пример – склад Amazon, который за счет своей полной автоматизации существенно ускоряет процессы сборки заказа и доставки его клиенту. Тем самым ритейлер автоматически получает конкурентное преимущество на рынке, а остальные игроки фактически вынуждены гнаться за лидером.

В России подобной автоматизацией складов могут похвастать лишь немногие компании – лидеры своих сегментов рынка. Например, «Протек», крупнейшая компания на рынке фармдистрибьюции, автоматизировала практически все основные складские операции: от автоматического хранения и сборки заказов до автоматического пополнения сборочных пистолетов.

Но тем не менее, в силу своей дороговизны, лишь единицы пока пошли по пути полностью автоматизированных складов. Даже крупнейшие ритейлеры ограничиваются частичной автоматизацией. К примеру, используют роботизированные линии на складах. Их применение существенно сокращает трудозатраты персонала, повышает точность комплектации заказов и, соответственно, снижает издержки. По такому принципу fashion-ритейлер «Твое» автоматизировал приемку и хранение товара. А при комплектации заказов использует конвейерный робот – сортер, позволяющий формировать смешанные короба.

Без остановки

Для многих ритейлеров, в особенности для продуктового сегмента, все еще остается нерешенной задача потоковой инвентаризации без остановки склада. Очевидно, что повышение уровня автоматизации могло бы существенно упростить этот процесс. Но при этом любой компании необходимо соразмерять стоимость внедрения подобной технологии и простоя склада, включая косвенные затраты. На сегодняшний день такие технологии не отличается своей доступностью даже для крупнейших игроков рынка. Одним из оптимальных вариантов может стать инвентаризация с помощью дронов, которая существенно снижает издержки на этот процесс и дает предприятию возможность перевести ее в потоковый режим. Пока на рынке не так много подобных работающих решений. Одна из крупнейших российских ИТ-компаний «Крок» вот уже несколько лет активно развивает решения в области робототехники и дронов для оптимизации и ускорения бизнес-процессов заказчиков из разных отраслей. Многие из этих разработок уже успешно применяются на практике.

Логистика в современном бизнесе

Современное состояние логистики в России характеризуется рядом противоречивых моментов. С одной стороны, на фоне значительного роста интереса к логистике как со стороны фирм, так и отдельных правительственных институтов объективно существует и недостаточное восприятие ее в целом в обществе. Для большинства образованного населения логистика все еще представляется чем-то загадочным, как в свое время, генетика или кибернетика. К сожалению, многие высшие руководители компаний и чиновники различного ранга весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса, повышения конкурентоспособности российских фирм, решения макроэкономических и социальных задач. Катастрофически не хватает дипломированных логистических менеджеров, а также популярных изданий, раскрывающих содержание логистики в целом и отдельных ее функциональных областей. Буквально несколько месяцев назад наконец-то открыта соответствующая специальность в высшей школе. Явно недостаточна роль средств массовой информации в популяризации логистики, хотя хорошо известно: чтобы получить качественно новый результат, идея должна овладеть массами.

Между тем, опыт промышленно развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе, и этим объясняется тот факт, что все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. Как известно, под логистикой понимают эффективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с оптимальными затратами всех ресурсов для полного удовлетворения требований потребителей. Для этого логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как производство, информационный обмен, транспортировку, управление закупками и запасами, складирование, грузопереработку, упаковку и другие. В настоящее время в западных фирмах традиционные сферы приложения логистики слились воедино, образовав стратегическую инновационную систему. Высокопоставленные менеджеры, успешно работающие в логистике, все чаще выступают в роли межфункциональных координаторов различных частных видов деятельности как внутри, так и вне своих фирм. Стратегические интересы побуждают высокопоставленных менеджеров по логистике к преодолению межфирменных границ для налаживания эффективных взаимосвязей внутри логистической цепи. Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности любой фирмы. логистика стратегический планирование

За рубежом логистика давно стала практическим инструментом бизнеса, а интегрированная логистика является одной из основных комплексных функций, характеризующих финансово-производственную деятельность западных фирм. Различные логистические концепции в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами бизнеса уже, по крайней мере, в течение двадцати и более лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG АВ, Acer Computer, G& F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие.

С логистическими системами связано получение 20-30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно почти 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы. Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют логистические ассоциации, организации и сообщества. Выходит большое количество периодических изданий по различным аспектам логистики, например, в США существует около двадцати подобных изданий. Логистика шагнула далеко за пределы национальных границ государств. Активно развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей. Периодически проводятся всемирные конгрессы по логистике. Наиболее интенсивное развитие за рубежом логистика получила за два последние десятилетия. Именно тогда возникли современные маркетинговая и интегральная концепции логистики.

Отечественная экономика переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из затянувшегося кризиса. Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является построение логистических систем. Для России формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство. Уже сегодня наша страна участвует в международных проектах TEDIM, UNCTAD, TACIS по созданию региональных транспортно-логистических и телекоммуникационных систем, сети логистических центров в торговле и на транспорте. Разработан и внедряется ряд федеральных и региональных программ и проектов, элементами которых являются логистические системы (федеральные программы: “Возрождение торгового флота”, “Дороги России”, “Терминал”, “Российская сеть региональных информационно-аналитических центров” и другие.).

На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе, или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить логистические концепции и системы.

Говоря о роли логистики в современном бизнесе, я прежде всего подчеркнул бы ее интегральный и оптимизационный характер. Использование логистических концепций и систем позволяет оптимизировать ресурсы компании (материальные, финансовые, трудовые), связанные с управлением материальными и сопутствующими потоками. Касаясь непосредственного применения принципов логистики в отечественном бизнесе, можно выделить два концептуальных момента, позиционирующих ее в качестве антикризисного инструмента менеджмента.

Прежде всего, потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость фирмы на рынке.

Это связано с интегральным эффектом логистического менеджмента, позволяющем объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими (информационными, сервисными, финансовыми) потоками в полной логистической цепи “закупки-производство-дистрибьюция-продажи”. Особенно это важно в условиях экономического кризиса, когда логистика становится одним из инструментов антикризисного управления.

Во-вторых, принципы и методы логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности, минимизацию полных логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, управление заказами и запасами, прокьюремент, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в новые технологии, техническое перевооружение производства, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума полных затрат, но и по таким ключевым факторам бизнеса как время выполнения логистических циклов (концепция JIT – “точно в срок”) и качество потребительского сервиса (концепция TQM – “всеобщего управления качеством”).

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы реализуется межфункциональным и межорганизационным логистическим менеджментом, позволяющим устранить конфликты между функциональными подразделениями фирмы и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу.

Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции.

При построении современных логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.

В настоящее время логистический менеджмент в фирмах рассматривается обычно как инструмент, позволяющий уменьшить общие затраты фирмы на традиционные функции закупок материальных ресурсов, управления запасами, транспортировки и грузопереработки продукции. Однако не редки случаи, когда уменьшение общих логистических издержек фирмы достигается за счет увеличения конфликтов между персоналом логистики и других функциональных сфер бизнеса. Традиционное разделение функциональных обязанностей и обособление уровней управления и контроля в определенных организационных структурах фирмы неизбежно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, сглаживание которых должно являться одной из задач персонала интегрированной логистики.

Читайте также:  Прагматичный проект трёхэтажного городского дома в стиле функционализм

Резюмируя, можно сказать, что логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми фирменными функциональными сферами, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж. Например, преобразуя маркетинговую информацию, логистический менеджмент воздействует на производство, оптимизируя производственно-технологический цикл и продуктовые характеристики. Рационально управляя запасами продукции в снабжении, производстве и сбыте, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций фирмы на рынке. Логистический менеджмент может обеспечивать эффективную координацию объемов закупок материальных ресурсов и производства готовой продукции с прогнозируемым маркетингом объемом продаж.

Таким образом, логистический менеджмент поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая противоречия между маркетингом, производством, финансами и оптимизируя межфункциональные внутрифирменные решения.

Многие менеджеры полагают, что сосредоточение ответственности за все операции и функции, из которых складывается логистика, в одном подразделении автоматически ведет к эффективной интеграции. Такое представление ошибочно, ибо подразумевает, что формальная структура важнее управления. Организационная структура сама по себе еще не гарантирует логистической интеграции. Логистические организационные структуры очень сильно отличаются в зависимости от конкретного предназначения, типа предприятия и имеющихся человеческих ресурсов. Главная задача заключается в формировании “логистического мышления”, чтобы все менеджеры в компании научились рассуждать и действовать, исходя из понятий интегрированных усилий и экономичности. Для этого необходима соответствующая подготовка и переподготовка персонала фирм по логистике, получение систематизированных знаний в различных функциональных областях логистического менеджмента.

Логистика должна обеспечивать выполнение основной целевой установки фирмы – обслуживать потребителей на конкурентно высоком уровне с оптимальными общими издержками. Принимая решение о дифференциации на базе своей компетентности в сфере логистики, фирма должна стремиться превзойти конкурентов во всех звеньях своей деятельности. Обычно это означает, что логистика призвана обслуживать большинство потребностей производства и маркетинга таким образом, чтобы в полной мере использовать способность фирмы к своевременной и надлежащей поставке продуктов или услуг потребителям. Компании, наиболее преуспевшие в логистике, характеризуются альтернативными логистическими возможностями, исключительной гибкостью, работой в режиме реального времени, оперативным контролем, и, что наиболее важно, – совершенством поставки логистического сервиса.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что внедрение современных логистических концепций и систем является одним из стратегических путей повышения конкурентоспособности отечественных организаций бизнеса.

Что такое складская логистика — основные понятия, задачи и функции + практические советы эксперта по выбору компании по оказанию складских услуг

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего бизнес-журнала! С вами Эдуард Стебмольский, экономист и постоянный автор сайта ХитёрБобёр.ru.

В сегодняшней статье я раскрою основные вопросы, касающиеся задач и функций складской логистики, расскажу, как подобрать наиболее оптимальную систему складирования, которая позволит обеспечить тщательный контроль за расходом запасов продукции на складе.

Также в статье я дам конкретные рекомендации по выборе компании по оказанию складских услуг.

Поэтому читайте статью до самого конца!

1. Основы логистики склада — определения, задачи и функции

Логистика складирования играет очень важную роль в организации системы доставки продукции.

Складская логистика — это технология управления запасами.

Это очень сложный механизм, в котором важная роль отводится складам. Под последними понимаются технические сооружения, где производится хранение, накопление и распределение грузов. Складская логистика тесно связана с транспортной логистикой, о которой шла речь в одной из предыдущих статей.

Среди основных функций склада следует отметить :

  1. Комплектование ассортимента в зависимости от заказов потребителей. На складе производится преобразование производственного ассортимента в потребительский. Благодаря этому можно говорить о более эффективном выполнении заказов.
  2. Складирование и хранение товара. Это одна из основных функций технического помещения, позволяющая минимизировать разницу во времени между выпуском продукции и её реализацией потребителю. Компания, специализирующаяся на оказании складских услуг, должна создать оптимальные условия хранения в зависимости от эксплуатационных особенностей груза.
  3. Унитизация партий грузов. Так называется объединение мелких партий грузов в более крупные. Благодаря этой функции такие услуги становятся доступными для небольших компаний. Унитизация позволяет обеспечить одновременную доставку разным заказчикам.
  4. Предоставление логистических услуг. Помимо непосредственного хранения груза, заказчикам могут быть предоставлены дополнительные услуги — подготовка товара к реализации, фасовка продукции, распаковка и заполнение контейнеров, проверка работы оборудования. Что такое логистика, я уже писал в одной из наших статей.

Пример из практики

Молодая и амбициозная компания по изготовлению крафтовых пакетов и различных вариаций упаковки приняла решение об увеличении объемов производства. За неимением собственного склада хранить готовую продукцию в месте её изготовления было достаточно проблематично.

Наиболее уместным выходом из ситуации стало сотрудничество с компанией, предоставляющей складские услуги.

2. Услуги складской логистики в современной России — ключевые проблемы и перспективы

Современный логистический рынок РФ имеет множество проблем, которые препятствуют нормальному развитию данной отрасли.

Из наиболее значимых следует отметить следующие:

  • отсутствие квалифицированных кадров;
  • слабая логистическая инфраструктура;
  • использование устаревших технологий;
  • непонимание руководством реальных проблемы собственного предприятия;
  • отсутствие знаний в области управления складами.

Одной из главных проблем развития является то, что управление складской логистикой возлагается на плечи руководства, абсолютно некомпетентного в разрешении поставленных задач.

Покажу вам на примерах проблемы складской логистики:

Пример №1.

Некоторые производители не обеспечивают каждую единицу товара уникальным кодом, что многократно усложняет процесс идентификации необходимой продукции и замедляет процедуру доставки.

Пример №2.

Небольшая компания постепенно добилась увеличения производства продукции и расширения рынка сбыта. Однако расширение штата руководителем фирмы предусмотрено не было.

Вследствие этого, один из сотрудников должен выполнять большее количество задач. Отсутствие структуризации не позволяет конкретному отделу нести прямую ответственность за выполнение узкого круга задач. Качество предоставления услуг при этом будет иметь тенденцию к ухудшению.

Несмотря на все существующие проблемы, при определенных обстоятельствах ситуация может кардинально измениться в кратчайшие сроки. Обучение складской логистике квалифицированными специалистами позволит улучшить качество услуг и сделает их более востребованными.

В России постепенно отмечается увеличение степени автоматизации на складах, благодаря чему вероятность ошибки минимизируется, а скорость проведения работ повышается.

Логистические услуги в РФ становятся все более востребованными, что является главным стимулятором роста логистических компаний. С увеличением их численности потребителю услуг будет предоставлена возможность выбора, благодаря чему он сможет отдать предпочтение наиболее приемлемым условиям сотрудничества.

3. Как правильно организовать систему складской логистики — 5 практических шагов

Оптимизация складской логистики подразумевает принятие ряда очень важных решений. Предварительно необходимо определить требуемое количество складов и выбрать наиболее подходящее место для их расположения.

При организации системы складской логистики необходимо предусмотреть наличие собственного или арендованного склада.

Я разложил весь процесс на 5 простых шагов.

Шаг 1. Определяем количество складов

Очень важно определить оптимальное количество необходимых складских помещений в зависимости от объема производимой продукции. При условии, если итоговое число складов будет недостаточным, то следует ожидать увеличения расходов на транспортировку продукции.

Однако неоправданно большое количество помещений также повлечет за собой дополнительных расходы, которые необходимы для содержания и нормального функционирования складской сети.

Шаг 2. Решаем, какой склад использовать: собственный или арендованный

Итоговое решение по этому пункту будет принято после детального изучения составляющих факторов — средней арендной стоимости и размера денежной суммы, необходимой для организации склада.

Целесообразность строительства собственного складского помещения возникает только если итоговая прибыль от транспортировки груза будет оправдывать транспортные расходы.

Шаг 3. Определяем место расположения склада

Место складирования готовой продукции должно быть выбрано с учетом минимизации расходования средств, необходимых для транспортировки товара. Существуют различные методы определения оптимального места расположения склада.

Шаг 4. Выбираем эффективную систему складирования

Распределительная логистика подразумевает предварительное определение способа размещения грузов на складе. Также следует обязательно уделить внимание выбору методов эффективного управления грузами.

Шаг 5. Проводим анализ складской логистики

После детального анализа всех составляющих факторов принимается итоговое решение о создании оптимальной системы складской логистики. Если на подготовительном этапе не было допущено серьезных ошибок, то конечный результат позволит обеспечить контроль за расходуемыми запасами продукции.

Курсы по складской логистике помогут слушателю максимально легко определить наиболее эффективную систему складирования. В них обязательно должны быть учтены все внешние и внутренние потоки товарно-материальных ценностей.

С целью достижения положительного итогового результата, необходимо предварительно определить:

  • оптимальную грузовую единицу;
  • вид складирования;
  • вид складского оборудования;
  • систему комплектации товаров;
  • организацию системы обработки информации.

Подбор необходимого оборудования осуществляется в зависимости от характеристик грузовых единиц, а также при учете используемого вида складирования.

4. Аутсорсинг и складская логистика: преимущества и недостатки

При определенных обстоятельствах функции складской логистики компании могут быть отданы на аутсорсинг, то есть переданы другой компании, которая занимается предоставлением таких услуг.

Передача части обязательств третьей стороне может производиться в ситуации, при которой разрешение всех поставленных задач для одной фирмы становится слишком затратным или обременительным.

Логистический аутсорсинг подразумевает приобретение услуг по управлению запасами собственной продукции, её складированию и транспортировке.

Прежде чем воспользоваться предложением об аутсорсинге, необходимо объективно оценить все имеющиеся преимущества и недостатки этого способа организации складской логистики на вашем предприятии.

Ниже в таблице я опишу вас преимущества и недостатки аутсорсинга и организации склада «своими руками»:

Критерии сравненияАутсорсингСамостоятельная организация склада
1Стоимость предоставления услугВысокая (-)Низкая (+)
2Качество услугВысокое (+)Высокое — низкое (±)
3Перспектива развития компанииНизкая (-)Высокая (+)
4Скорость приобретения навыковВысокая (+)Низкая (-)
5Расширение географии деятельностиВозможно (+)Возможно (+)

Как это выглядит на практике

К аутсорсингу логистики чаще всего прибегают небольшие и средние компании. Фирмы, которые поставили перед собой задачу вырасти с регионального до федерального уровня, пользуются услугами аутсорсинга, так как они не располагают необходимой денежной суммой для строительства собственных складских помещений.

5. Как выбрать компанию по оказанию складских услуг — советы от эксперта

На одном из предыдущих мест работы я занимался вопросами, связанными со складской логистикой, в том числе передачей на аутсорсинг данного процесса. И теперь могу подсказать вам, как правильно это сделать.

Сотрудничество с логистическими сетями начинается с выбора наиболее подходящей компании. Количество таких организаций постепенно имеет тенденцию к росту, поэтому начинающим бизнесменами становится всё сложнее делать итоговый выбор.

Если сотрудничество предполагается с большой логистической компанией, то вся сеть должна быть связана единым информационным потоком.

Грамотная координация деятельности отдельных подразделений компании является гарантией предоставления услуг высокого качества.

При выборе исполнителя также следует брать во внимание такие критерии как:

  • эффективность работы;
  • скорость исполнения;
  • точность подбора заказа;
  • период и опыт работы на данном рынке;
  • качество предоставления услуг.

Качество, эффективность и скорость выполнения заказов можно оценить на основе изученных отзывов, оставленных клиентами компаниями. Найти такую информацию можно на тематических форумах.

Среди основных критериев выбора — обеспечение исполнителем полного комплекса услуг. Помимо складских операций, провайдер (поставщик услуг) должен предоставлять услуги по транспортировке груза и таможенной логистике.

6. Заключение

Складская логистика на широком смысле слова подразумевает учет, оформление и правильное распределение складских запасов.

Оптимизация такой системы является гарантией успешного развития компании и способствует постепенному расширению клиентской базы. В случае необходимости, все функции логистики склада можно отдать на аутсорсинг.

В ряде случаев это оказывается намного выгоднее, чем организовывать систему управления запасами у себя в компании.

Напоследок посмотрите видео по теме грамотной организации склада:

Друзья, в этой статье мы ознакомились с основными терминами и понятиями складской логистики.

Если у вас остались какие-либо вопросы или просто возникло желание выразить своё мнение, то можете смело отписываться в комментариях. Желаю вам успехов в бизнесе!

Логистика: конкурентное преимущество

Вы здесь

Логистика: конкурентное преимущество
© ЛОГИСТИКА и управление www.logistpro.ru

«Либо отдел логистики решит задачи поставок, либо компания не будет представлена в регионах»

Дарья Александрова, Эксперт журнала «Логистика и управление»

Любая торговая компания, работающая на российском рынке, не может не учитывать присущие ему специфические особенности, должна соответствовать его требованиям и подстраиваться под них, поскольку менять что-либо в краткосрочной (а часто и в среднесрочной) перспективе не представляется возможным. Деятельность отдела логистики как структурного подразделения конкретной торговой компании направлена на достижение общих целей компании в своей зоне ответственности.

Потенциал рынка, например бытовой химии, огромен, но вряд ли в настоящее время максимально использован. Самой очевидной причиной является недостаточность использования только дистрибьюторских каналов для распространения товаров. Несложно оперировать в городах-миллионниках с их доступностью (досягаемостью), развитой инфраструктурой, покупательским спросом и способностью. И попробуйте при исходных данных российской транспортной инфраструктуры довезти свой продукт куда-нибудь дальше райцентра области того же самого миллионника.

Несколько проще организовать поставки в Центральную часть России, в Северо-Западный регион, некоторые южные области и в Поволжье. Однако, начиная от Урала и дальше вглубь Сибири, такая работа становится значительно сложнее.

В некоторых регионах, прежде чем думать о поставках, надо дорогу найти. Есть области, в которых еще только озадачились строительством трасс, способных соединить эти районные центры с центральной частью этой же области. А в Сибирском федеральном округе и на Дальнем Востоке чуть в сторону от железнодорожных путей и судоходных рек регулярного сообщения вовсе не существует. При этом стоимость перевозки не должна превысить стоимость самой поставки. Оптимальное с точки зрения пути выполнения и затрат решение, связанное с расширением географии торговли, которое сможет при существующих условиях найти отдел логистики, непосредственно отразится на положении компании в ее конкурентной среде.

Теперь давайте попробуем учесть особенности вашего продукта, будем строго стремиться соответствовать требованиям, предъявляемым к его хранению и транспортировке. Тщательно и всесторонне проанализируем рынки соответствующих услуг, посетим складские комплексы, пообщаемся с провайдерами, попытаемся оценить уровень сервиса, который нам предлагают (а на стадии переговоров он видится чрезвычайно высоким и стабильным).

Помещений, которые могут быть предназначены для хранения, не так уж и мало. Но тех, что больше похожи на склад в академическом понимании этого слова, значительно меньше. Таких, которые удовлетворяли бы требованиям хранения ваших продуктов, еще меньше, а если учесть категории, то количество пригодных складских площадей для вашей продукции уменьшится в разы. Следующие на очереди вопросы сервиса:

  • как будут хранить ваш товар;
  • какие сюрпризы принесут итоги каждой инвентаризации;
  • будут ли рекламации от клиентов по факту комплектации заказов, точности и необходимой периодичности поставок;
  • будет ли соблюден температурный режим при транспортировке.

К сожалению, положительные ответы на эти вопросы встречаются не так часто, как хотелось бы. Тем не менее способность отдела логистики справляться с подобными трудностями, добиваться заданного уровня сервиса, безусловно, станет конкурентным преимуществом компании и выразится в конкретных целевых цифрах – показателях.

И либо отдел логистики решит задачи организации поставок, либо компания не окажется в нужное время в нужном месте с необходимым количеством товара для своего покупателя.

«При разработке логистической стратегии компаниям федерального уровня нужно учитывать растущую активность региональных компаний»

Кирилл Толмачев, директор по развитию компании «Концепт Лоджик», к. т. н.

Сейчас для России характерны два типа рынков: быстрорастущие с невысокой конкуренцией (практически все FMCG) и медленно растущие с высоким уровнем конкуренции (фармацевтика, косметика, алкоголь, автозапчасти). Основной задачей цепей поставок, ориентированных на растущие рынки, является задача заполнения каналов сбыта для обеспечения лидерства продаж и расширения доли рынка. Акцент при построении такой цепи будет делаться на «быстрые» транспортные схемы и складские системы, работающие в режиме отгрузок «паллета-короб» (партии, отгружаемые целыми коробами). Задача оптимизации затрат будет вторична по отношению к задачам обеспечения сбытовых потребностей.

Совершенно иная стратегия построения цепи поставок используется на конкурентных рынках, когда основной задачей является лидерство за счет сокращения издержек обращения (дистрибуции) товара при условии высокого качества обслуживания конечного потребителя. Усиление конкуренции приводит к изменению структуры заказа потребителя, который из формата «паллета-короб» переходит в формат «короб-штука», то есть заказ на отгрузку становится более ассортиментным, товар заказывают чаще, но в более мелких количествах.

В этом случае логистическая стратегия должна предусматривать внедрение технологий работы с «розничными» заказами на уровне как транспортно-складской, так и информационной систем. Важно в стратегии определить механизм диагностики состояния рынка и найти точку смены технологий, которая позволит компании сохранить лидерство. При разработке логистической стратегии компаниям федерального уровня необходимо учитывать растущую логистическую активность региональных компаний, которые в ближайшее время кроме развитого транспортного сервиса по мере строительства и оснащения современных складских комплексов смогут предложить и складское обслуживание.

«Региональные игроки теряют позиции в связи с приходом федералов»

Николай Кондрабаев, Бизнес-консультант КГ «ЭР-Капитал»

На большинстве российских рынков ужесточается внутренняя конкуренция, а появление иностранных игроков еще сильнее обостряет конкурентную борьбу. В связи с этим для большинства отраслей оптимальная организация логистической системы становится одним из важнейших конкурентных преимуществ. Ярким примером может служить ситуация, сложившаяся на региональных рынках ритейла. Местные игроки, обладающие крупными долями региональных рынков, теряют свои позиции в связи с приходом федеральных компаний.

Федералы с агрессивной политикой захвата новых рынков опережают местных игроков за счет высокой скорости принятия решений и реакции на изменения рынка, низкого уровня издержек и высокой надежности поставок. Все эти преимущества являются следствием оптимально построенной логистической системы.

Однако в большинстве российских отраслей существует значительное отставание в развитии логистических систем от логистических систем иностранных компаний. Для выживания в конкурентной борьбе российским предприятиям необходимо проделать большой объем работы. Поскольку времени на его выполнение остается немного, важной задачей является определение правильного, оптимального в среднесрочной перспективе направления развития собственной логистической системы.

«Важным фактором в борьбе за конкурента становится уровень сервиса»

Мария Канаева, Эксперт журнала «Логистика и управление»

Глобализация, высокая скорость обмена информацией приводят к тому, что появившаяся на рынке новинка очень быстро копируется другими производителями. В фармацевтическом бизнесе исключительное право на производство запатентованного лекарства дается на ограниченный срок. По истечении этого срока и другие игроки фармрынка получают право на производство подобной продукции, что естественным образом влечет за собой резкое падение цены. Таким образом, характеристики предлагаемого продукта или услуги в подавляющем большинстве случаев не являются решающими в борьбе за конкурента. Решающими факторами при принятии решения в пользу того или иного поставщика или производителя становятся уровень сервиса и цена.

Задачи логистики, по субъективному мнению автора, можно свести к двум вещам: к управлению добавленной стоимостью и обеспечению контрактных обязательств, что можно также трактовать как обеспечение заявленного в контракте уровня сервиса. Практика показала, что наиболее эффективной является экономия в цепочке поставки, а не на этапе производства.

Именно логистика предлагает современному бизнесу обширный инструментарий по сокращению издержек в цепи поставок, то есть по управлению добавленной стоимостью. Сюда относятся как традиционные средства оптимизации транспортной составляющей, способы снижения товарных запасов, позволяющие снизить затраты на хранение, освободить складские площади под другую продукцию или под сдачу, высвободить замороженный капитал, так и более экзотические вещи, например роботизация склада, позволяющая также снизить прямые издержки на хранение и обработку товара. От того, насколько эффективно выстроена логистика, зависит то, насколько высока будет прибыль компании, насколько компания будет в состоянии снизить цены без ущерба для своего экономического состояния. Косвенно о значимости логистики для компании свидетельствует также готовность многих фирм оплачивать достаточно дорогих специалистов по логистике или не менее дорогостоящие консалтинговые услуги по логистике для того, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции и обеспечить компании стабильную прибыль.

Вторым важным фактором в борьбе за конкурента является уровень сервиса. Очень часто клиент отказывается от товара не по причине неудовлетворительного качества или неподходящих характеристик, а по причине отсутствия сопутствующих товаров или недостаточного их количества. Покупатель скорей всего предпочтет купить фонарик с батарейками в одном магазине, а не в разных местах в разное время. А если ему необходимо 10 фонариков и 20 батареек, то он их и купит в этом количестве, но в другом месте, если в вашей торговой точке этого комплекта не оказалось.

И в этом случае работа логиста может оказать решающее воздействие на исход конкурентной борьбы. Если логистическому подразделению удалось поставить галочку напротив всех пунктов классического списка «7 R в логистике», значит, компания приближается к идеальному уровню сервиса – она становится способна удовлетворить все потребности клиента.

7 R В ЛОГИСТИКЕ
  1. The right place (правильное место).
  2. The right quantity (надлежащее количество).
  3. The right quality (правильное качество).
  4. The right time (нужное время ).
  5. The right customer (правильный клиент ).
  6. The right price (подходящая цена ).
  7. The right product (нужный товар ).

Департамент логистики на предприятии в настоящее время является локомотивом продвижения товара на рынке и эффективных его продаж. Логистика управляет добавленной стоимостью и ценностью товара, что наиболее важно сегодня.

«Бизнес-джунгли» подчиняют своему закону, выживает рациональный хозяин»

Александр Зверев, Директор дивизиона логистики. Компания КАСИС

Хорошие были времена лет 30 назад! Все ресурсы были загружены по плану на год вперед. Те, которые не загружались, оплачивались опять же по плану. Сейчас мы имеем конкуренцию. Произведенную продукцию надо продать. Наверное, специалисты по торговле назовут десятка полтора способов и методов продвижения и продажи товара. Было бы замечательно, если бы они работали, но, как показывает практика, без логистики не работают.

Надо заметить, что отношение к логистике со стороны руководителей торгующих подразделений меняется. Если раньше истиной было утверждение, что «хороший склад – полный склад», то сейчас грамотные руководители компаний уже понимают, что излишки товара просто выбивают из оборота огромные суммы, а это – прямые убытки. Рынок становится тесным. «Бизнес-джунгли» подчиняют своему закону, выживает рациональный хозяин.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы назвать очередность борьбы за повышение прибыли (сокращение издержек) в компании, которая почувствовала необходимость выживания:

  • сокращение затрат на персонал – интенсификация труда;
  • сокращение постоянных затрат на хранение товара.

Но фанатизм в этом вопросе, по крайней мере, нелогичен. Как-то один из руководителей поделился своей концепцией постановки задач для директора по логистике: снизить затраты за год на N%! И, надо заметить, N оказалась достаточно большой величиной. Выполнил – бонус, не выполнил – берем другого директора. Подход, с точки зрения владельца, логичный и оправданный. Проблема только в одном – кто и как считает (или назначает) величину N?

Пути рационализации затрат вплотную зависят от стратегических задач компании. Например, если вы выводите на рынок новый продукт (брэнд), то должны быть готовы к возможным затратам на излишний запас. Дефицит этого продукта при возрастающем спросе, если ваш продукт оказался успешным, сведет на нет все предыдущие усилия.

Прямое сокращение затрат на персонал дает небольшую экономию, поэтому имеет смысл обратить внимание на технологии обработки и хранения товара. Вот здесь возможны существенные достижения, но в средне- и долгосрочной перспективе. Понятно, что изменение технологических процессов требует инвестиций, которые не возвращаются на следующей же неделе, но позволяют быстро улучшить качество сервиса. Например, если компания поставляет различные по массогабаритным характеристикам товары, то имеет смысл организовать и различные зоны хранения – напольного, штабельного, стеллажного. Это влечет применение различных средств механизации и средств управления. Вложения существенны, однако потоки товаров разделены, а это позволяет управлять не массой в целом, но каждым потоком отдельно.

Существенная доля оборотных средств любой компании заморожена в товаре. Это может быть и ассортимент на складе, и предоплата поставщикам, и дебиторская задолженность. Если последняя статья – епархия «продажников», то первые две целиком в ведении логистов. Все хотят работать по принципу «just in time», но у производителя гораздо больше рычагов давления на клиента. Вот и приходится крутиться, чтобы свести несколько условий в одну точку:

  • иметь минимально необходимый для торговли запас товара;
  • занимать минимально необходимую для хранения этого запаса площадь склада;
  • выполнять условия договора в части выборки от поставщика;
  • снижать или, по крайней мере, не допускать превышения определенного уровня неудовлетворенного спроса.

Все или почти все эти условия противоречат друг другу, но в этом-то и заключается работа – найти оптимум.

«Логистика сегодня – это полноценная составляющая бизнеса»

Александр Поляков, Начальник отдела отгрузок, компания RALF RINGER

Рост конкуренции в современной России привел к тому, что скорость роста расходов стала значительно превышать скорость роста доходов. Издержки растут, эффективность падает. Старые методы ведения бизнеса – увеличение доходов любой ценой – уже не могут привести к положительным результатам. Для успешного и правильного развития бизнеса необходимо постоянно снижать расходы компании, и чем эффективней компания работает с издержками, тем больше у нее будет преимуществ.

Серьезный просчет, допускаемый до сих пор, – это недооценка значения логистики для компании, редуцирование ее до транспорта и склада. Между тем значение логистических систем для компании становится все более важным по мере насыщения рынков и усиления конкуренции. Я почти на 100% уверен, что в обозримом будущем внимание к логистике, равно как и ценность ее инструментов для ведения бизнеса, возрастут. Логистические методы заключаются в эффективной организации и управлении потоками сырья, материалов и готовой продукции и соответствующими им информационными потоками в общей системе функционирования компании.

Сейчас все больше компаний, уделяет внимание сервису. Добавленная стоимость возникает в основном не в процессе создания нового продукта, а за счет совершенствования услуг: вовремя привезти товар, ничего не перепутать. На Западе в связи с этим уже довольно большой процент компаний пользуется услугами логистических операторов (50–60%).

В нашей компании логистическая система оставляет желать лучшего. Мы переживаем период, когда нужно стремиться не столько к развитию логистики, сколько к укреплению связей внутри компании, начиная с закупки и заканчивая размещением продукции на складе. Логистика должна проникать во все структуры организации, однако пока подразделения разобщены, не выстроено прямых связей, логистикой же, в той или иной степени, занимаются сотрудники трех департаментов. Лучший выход из ситуации – создание нормального департамента логистики, который включает в себя все необходимые службы. Сейчас наша главная задача – освобождение складов, продажа продукции «напрямую». Логистика может и должна быть конкурентным преимуществом. Оно заключается как раз в том, что поставки клиентам будут осуществляться вовремя, а клиенты, таким образом, будут получать сигнал: надо делать новые заказы.

Складская логистика: управление и оптимизация, определение, задачи, функции, организация на предприятии

В статье мы разберем, что это такое – складская логистика, и дадим четкое определение понятия. Это основа правильной и успешной работы любого крупного производства, торгового предприятия. Без безопасного хранения, распределения и своевременной доставки продукции невозможно их нормальное функционирование. При этом крайне важно придерживаться определенного порядка, выполнять конкретные условия. О том, как организовать максимально эффективный процесс, успешно его автоматизировать и оптимизировать, а также каких принципов придерживаться при ведении предпринимательской деятельности, поговорим далее.

Основы складской логистики

Соблюдение условий концепции означает, что торговое или производственное предприятие имеет отдельное помещение, в котором осуществляется хранение, распределение товара с последующей его перевозкой к месту реализации. А это значит, что главной задачей работников склада является постоянное накопление запасов и снабжение ими потребителей при поступлении запроса.

Естественно, что при этом следует соблюдать как минимум 3 правила:

  • Контролировать, чтобы в наличии всегда имелись запрашиваемые изделия в достаточном количестве.
  • Обеспечивать их нормальное хранение, чтобы быть уверенным в высоком качестве продукции.
  • Своевременно передавать к месту последующей реализации.

Только в этом случае можно настроить эффективную работу, не задерживать поставки и при этом экономить.

Функции логистики складирования

Функционал помещения склада весьма высок. К основным его задачам можно отнести:

  • Формирование ассортимента таким образом, чтобы не чувствовалось недостатка или избытка по каким-либо позициям.
  • Создание не только мелких, но и крупных партий товаров, позволяющих одновременно обслуживать несколько фирм, магазинов.
  • Грамотное размещение и хранение всех поступающих грузов.
  • Распаковка, фасовка, сборка продукции и другие услуги, позволяющие организовать быструю и эффективную работу.

При этом все перечисленные действия производятся одновременно с несколькими потоками грузов, в качестве дополнительной функции можно выделить распределение времени и рабочей силы.

Какие существуют логистические склады

Все помещения, используемые для хранения продукции, могут быть разделены по своему основному назначению:

  • Транзитно-перевозочные пункты, где груз хранится ограниченное время между доставкой в морской порт, на Ж/Д станцию или в аэропорт и конечным местом.
  • Таможенные, где товар хранится до того момента, как будет проверен службой таможни.
  • Сезонного хранения.
  • Резервные – используются, если доставка на основной склад по какой-то причине невозможна.
  • Оптово-распределительные – самые популярные помещения, используемые крупными поставщиками продуктов в магазины.
  • Розничные – последнее хранилище, расположенное непосредственно в месте продажи.

Возможно разделение логистических помещений по условиям хранения, типу конструкции и некоторым другим особенностям, но так или иначе, все они будут частью общей классификации.

Принципы организации

Как уже указывалось ранее, основная задача складской логистики решается с соблюдением определенных норм и правил. Именно они позволяют выстроить не только эффективный, но и экономически выгодный процесс.

Сколько нужно складов

В первую очередь необходимо определить, сколько помещений понадобится, чтобы построить эффективную работу. Здесь следует найти золотую середину: их недостаток потребует постоянной транспортировки товаров, а значит возрастут транспортные расходы, излишество – подразумевает деньги на содержание, но при этом не увеличивает доход. Принять окончательное решение можно только проанализировав все стороны процесса.

Купить или арендовать хранилище

Следующим этапом управления и организации складской логистики на предприятии должно стать приобретение или съем хранилищ, подходящих для эксплуатации. В некоторых случаях приходится прибегать к помощи аутсорсинговых компаний.

Первые два варианта, скорее всего, обойдутся дешевле, при этом развитие бизнеса определенно пойдет быстрее, потому что весь процесс будет реализовываться так, как удобнее для работы конкретного предприятия.

Аутсорсинг стоит дороже, но вместе с тем повысит качество логистических услуг. Скорее всего, этот способ окажется выгодным только тогда, когда транспортные расходы слишком велики, чтобы окупиться с помощью прибыли.

Как выбрать компанию по оказанию складских услуг

Если выбор все же пал на специализированный логистический сервис, необходимо из огромного количества выбрать один наиболее подходящий. Важно обратить внимание на следующие факторы:

  • Складское хозяйство и логистика фирмы должны быть объединены единым информационным потоком.
  • Работа обязана осуществляться с высокой скоростью, а заказы выполняться точно и в срок.
  • Лучше если компания предоставляет услуги на рынке несколько лет, а значит, имеет большой опыт.

Нелишним будет, если кроме основной услуги – складирования, организация предоставляет дополнительные возможности своим клиентам: транспортировать груз, заниматься таможенными вопросами и прочее.

Расположение склада

От места, где будет базироваться логистический центр, зависят транспортные расходы. Соответственно придется рассчитать, из какой части города можно оперативно доставлять товары к месту реализации, не увеличивая слишком сильно траты компании. Подходящие варианты лучше рассматривать у нескольких фирм, потому что в конечном итоге могут возникнуть проблемы с арендой, например, самые удобные помещения уже будут заняты или их стоимость станет слишком высока.

Системы складирования, методы управления грузами

Склад в логистике – это место, где выполняется огромное количество четко отработанных действий. Все начинается с выбора конкретной единицы груза, в которой будут храниться товары (паллеты, ящик или цистерна, в зависимости от вида изделий).

Затем в соответствии с ней подбирается способ складирования. Паллеты и ящики могут укладываться друг на друга, коробки – помещаться на полки. При этом важно максимально использовать свободное место, но обеспечив доступ персонала.

Храниться все грузы могут в соответствии со своим сортом, партиями, но наименованиям и другими способами. Такая сортировка призвана обеспечить легкую ориентацию на складе.

Рациональная планировка

Схемы размещения груза в хранилище должны быть разработаны еще на подготовительном этапе. При этом важно не только поместить максимально большое число товаров, но и обеспечить к ним легкий подход людей и подъезд специальной техники. В противном случае будет невозможно ухаживать за изделиями, контролировать их качество и свободное перемещение с места погрузки и обратно.

Важно разместить все изделия в определенном порядке. Те, что обновляются наиболее часто – в самую близкую к разгрузке часть помещения. Редко перемещаемые – глубже на склад. Такого же принципа следует придерживаться в отношении скоропортящихся и долгохранимых грузов.

Оборудование хранилища

Для повышения функциональности необходимо приобрести специальное оснащение и технику. К обязательным позициям можно отнести стеллажи и средства, позволяющие перемещать грузы по самому помещению (погрузчики). Также необходимо позаботиться о нормальной системе вентиляции, пожарной безопасности, сигнализации. Все это позволит сохранить товар в надлежащем качестве.

Организация системы потока информации

Здесь речь идет о ведении документации, в том числе в электронном виде. Соответствующее программное обеспечение позволяет отслеживать время поступления конкретной партии товаров на склад, ее местонахождение в данный момент, своевременно утилизировать тот груз, чей срок годности подходит к концу. Разработкой мобильных систем учета занимается «Клеверенс». Компания поможет подобрать подходящий вариант, учитывая потребности вашей фирмы.

Подбор персонала

Количество сотрудников определяется величиной хранилища, но обычно среди них присутствуют: заведующий помещением, бухгалтер, кладовщик, грузчики и операторы погрузчиков, упаковщики или сортировщики, маркировщики, служба охраны.

Контроль за деятельностью и управление запасами

Контролировать работу логистического отдела необходимо по нескольким показателям:

  • Как часто подаются заявки, в течение какого времени они обрабатываются и исполняются.
  • Какой объем груза регулярно поступает на склад и весь ли он доходит до места конечной реализации.
  • На каком уровне держится запас товаров.

Если все операции осуществляются достаточно быстро, при этом груз не залеживается в помещении и доходит до заказчика и потребителя своевременно и в надлежащем качестве, значит эффективность менеджмента можно считать высокой.

WMS системы управления хранилищем

Как уже указывалось ранее, влияние человеческого фактора на работу помещения для хранения товаров огромное. Чтобы минимизировать его, можно использовать Warehouse Management System. Эта система позволяет осуществлять контроль удаленно, путем автоматической идентификации. При этом скорость обработки и выполнения заявок существенно сокращается, а эффективность деятельности повышается.

Упаковка в логистике складирования – это какая

Перемещать и хранить какой-либо груз без надлежащей его упаковки было бы невозможно. Поэтому выбор подходящей тары также является важным для качественной работы. Она должна осуществлять несколько основных функций:

  • Защищать товар от влияния внешних факторов и неблагоприятной среды.
  • Выдерживать все транспортные манипуляции, не рваться в процессе погрузки и разгрузки.
  • Содержать на себе информацию об изделии.
  • Быть легко утилизируемой.

При этом ее цена не должна сильно повышать общие затраты компании.

Современная логистика в России

Уровень логистических услуг в нашей стране пока не высок. Слишком много препятствий мешает организовать эффективный процесс. Главными среди них можно назвать:

  • Отсутствие профессионального персонала.
  • Слаборазвитая инфраструктура.
  • Использование в работе устаревших технологий.
  • Отсутствие должных знаний и опыта в области логистического складирования.

Но вместе с тем высоки перспективы развития отрасли, поскольку спрос на услуги постоянно увеличивается.

Примеры проблем логистики склада на отечественном рынке

Кроме перечисленных выше препятствий, эффективной деятельности логистов мешают и более крупные недостатки. О них поговорим далее.

Отсутствие маркировки

Предприятия до сих пор не научились присваивать уникальный код каждой единице своего товара, а значит позднее уже на складе, специалистам гораздо сложнее идентифицировать их. На это уходит много времени, и работа проводится медленнее. Но в последние годы правительство активно разрабатывает законодательные нормы, требующие маркировку на всех видах изделий. Некоторые из них уже сегодня входят в группу обязательно маркируемых, другим это предстоит в ближайшее время. А значит проблема будет решена сама собой еще на стадии производства.

Размывание должностных обязанностей

Стремясь сэкономить, менеджеры логистических компаний перекладывают на одного сотрудника слишком много ответственности, тогда как узкоспециализированные кадры могли бы работать более эффективно, не отвлекаясь на дополнительные задачи. Это повысило бы общую производительность, а значит увеличило бы доходность предприятия.

Позитивные тенденции в развитии российской складской логистики

Что касается положительных моментов в продвижении отрасли, то они тоже есть. В первую очередь речь идет об обучении на уровне высших учебных заведений особенностям логистической науки. Это позволяет выпускать более квалифицированных, чем раньше специалистов. К тому же начинает использоваться современное оборудование, позволяющее автоматизировать процесс, ускорить его, при этом не снижая качество работы.

Управление складской логистикой: 5 шагов для оптимизации

Высокий результат может быть достигнут путем решения всего нескольких задач, выполненных пошагово. О них уже рассказывалось ранее:

  • Определение количества требующихся складов.
  • Выбор компании для аренды помещения и организация собственного хранилища.
  • Подбор оптимального местоположения.
  • Организация эффективной складской системы.
  • Анализ деятельности.

Решив эти задачи можно организовать правильную логистическую работу с минимальными тратами.

Стоит ли отдавать функции складской логистики на аутсорсинг

На этот вопрос каждый бизнесмен должен ответить самостоятельно. Смысл в привлечении аутсорсинговой компании есть, если предприниматель не имеет достаточного опыта в этой сфере или же траты на самостоятельную организацию процесса будут слишком высоки. Обычно к нему прибегают представители малого и среднего бизнеса, тогда как крупные фирмы предпочитают справляться с задачами без посторонней помощи.

Как оптимизировать складскую логистику

Чтобы усовершенствовать хранение и распределение товаров в своей компании, стоит придерживаться уже разработанных принципов и правил. Если следовать им неукоснительно, можно минимизировать расходы и при этом ускорить работу, за счет рационального применения всех имеющихся ресурсов.

Заключение

Вопроса о том, для чего нужен склад на предприятии, не должно возникать ни у одного бизнесмена, занимающегося производством товаров. Правильная организация процесса позволит расширить рынок сбыта, увеличить количество клиентов, повысить качество продукции для конечного потребителя. Но при этом к организации процесса следует отнестись с особым вниманием. В этом деле важно буквально все: количество помещений, их размер, расположение, использование определенной системы хранения, уход, контроль.

Не менее важен подбор кадров. Специалистов должно хватать для выполнения повседневных задач, но при этом их количество не стоит увеличивать и делать слишком большим, чтобы снизить влияние человеческого фактора и сократить расходы. Не следует и излишне экономить, нагружая персонал работой, которая не входит в их прямые обязанности. Это часто приводит к совершению ошибок, снижению эффективности, дополнительным материальным затратам.

Строительные вакансии

Складская логистика в современной России

Логистика, как наука об управлении материальными потоками, появилась в России фактически одновременно с зарождением рыночной экономики. Во времена советского планового хозяйства сама идея оптимизации расходов на транспортировку и складирование товаров казалась не слишком нужной – тарифы на перевозки и хранение были фиксированы и практически не учитывались в цене продукции.

Логистика, как наука об управлении материальными потоками, появилась в России фактически одновременно с зарождением рыночной экономики. Во времена советского планового хозяйства сама идея оптимизации расходов на транспортировку и складирование товаров казалась не слишком нужной – тарифы на перевозки и хранение были фиксированы и практически не учитывались в цене продукции.

В настоящее время отношение к логистике в корне изменилось. Сейчас отлаженный механизм транспортировки и складирования считается непременным условием успешной деятельности любого производственного или торгового предприятия. Исследования показывают, что расходы на хранение, перевозку, упаковку и прочие операции составляют до 70% стоимости товара, попавшего к конечному потребителю! Так что сокращение логистических издержек за счет использования новых подходов и технологий становится для компаний мощнейшим методом повышения конкурентоспособности бизнеса. Особое внимание в этом плане уделяется уменьшению расходов на складские операции (хранение, сортировку, погрузку, разгрузку и т.п.), ведь в общей структуре логистических издержек они составляют более 50%.

Любой компании, планирующей развитие на территории России, приходится принимать немало трудных и ответственных решений, связанных именно со складской логистикой. Какой тип склада сможет удовлетворить требованиям по условиям хранения и скорости обработки грузов? Стоит ли вкладывать средства в возведение собственных складов, арендовать ли площади в готовых логистических комплексах или же отдать всю логистику на аутсорсинг 3PL-операторам? Вопросов рождается множество, а цена правильного ответа на них – десятки и сотни миллионов рублей сэкономленных или, наоборот, потраченных впустую средств.

Все разнообразие складов

Для начала стоит отметить, что по оснащенности и, соответственно, по стоимости строительства и содержания склады разделяют на несколько классов – А, B, С и D. Также нередко девелоперы дополнительно вводят подкатегории (например, «А+», «B+»), пытаясь подчеркнуть расширенную функциональность и дополнительные преимущества их складских комплексов.

Наиболее дорогими во всех планах являются складские комплексы класса «А» и «А+». Это современные монообъемные здания с высотой потолков не менее 10 м (для установки многоуровневого стеллажного оборудования), с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Непременным атрибутом таких складов является ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м, на уровне 1,2 м от земли – для работы погрузочной техники (штабелеров, тележек и т.п.).

В числе обязательных признаков складов высшего класса – климатическая система с регулируемым температурным режимом, наличие автономной электроподстанции и теплового узла, большое количество ворот с пандусами для разгрузки транспорта, обширная охраняемая и огороженная территории для стоянки и маневрирования большегрузных автомобилей с удобными подъездными путями. Кроме того, комплексы класса «А» снабжаются офисными и подсобными помещениями и полным арсеналом телекоммуникаций.

Такие складские площади пригодны для обработки любых типов грузов, даже самых «капризных» – лекарств и продуктов питания, требующих быстрой деликатной обработки или особых температурно-влажностных условий хранения.

Складские помещения классов «В» и «B+» отличаются от премиум-класса несколько урезанной функциональностью и менее удобным расположением, что приводит к удешевлению строительства и содержания. Здание с высотой потолков не менее 6 метров может быть не только одно-, но и двухэтажным (при условии достаточного количества грузовых лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн). Поскольку отличия таких складов от категории «А» минимальны, рамки применения фактически те же самые. Кроме того, сейчас комплексы класса «B» во многих российских регионах гораздо более востребованы из-за сравнительно низких арендных ставок при сопоставимом качестве.

К классу «С» относят переоборудованные капитальные производственные помещения или утепленные ангары с высотой потолков от 4 м. Пол – асфальт или бетон без противопылевого покрытия. Имеются устаревшие системы вентиляции, отопления и пожаротушения. Разгрузка производится непосредственно в помещении, для чего оборудованы ворота для въезда грузового транспорта. Этот класс складов уже не подходит для оперативной обработки и хранения продуктов питания и прочих товаров повседневного спроса. Но может применяться для складирования комплектующих, строительной и промышленной продукции.

Наконец, самый низкобюджетный класс «D» – это не отапливаемые складские помещения подвального или ангарного типа. Полы или земляные или цементные, а потому использование специальной погрузочно-разгрузочной техники затруднено. Помещения не оборудованы стеллажами, следовательно, возможно хранение только в один слой – непосредственно на полу. Такие помещения пригодны лишь для хранения низкооборачиваемых грузов, не требовательных к условиям хранения, – сырья для промышленного производства, горюче-смазочных материалов, металлических изделий.

Потребности и возможности

Логика подсказывает, что компаниям стоит предпочесть высококачественные складские площади, обеспечивающие более оперативную обработку грузов и хранение их в оптимальных условиях. Экспертами подсчитано, что себестоимость обработки грузов на комплексах класса «А» на 30-35% ниже, чем в плохо приспособленных для этого низкокачественных складских помещениях. Исходя из этого, во многих случаях оказывается выгоднее арендовать отсеки в логокомплексах класса «А», чем тратиться на обслуживание собственного хранилища низкого качества. Но на практике всё оказывается далеко не так просто.

Дело в том, что описанное разнообразие складских помещений расположено на территории России весьма неравномерно. До 75% логистических площадей класса «А» и «В» сосредоточено в столичном и Северо-Западном регионах – ключевых транспортных узлах страны. В то же время в большинстве районов России до сих пор превалируют низкокачественные склады классов «С» и «D», переоборудованные из пустующих промышленных зданий и подвалов.

Для обслуживания современных логистических комплексов, претендующих на европейский уровень качества, требуется сложная коммуникационная инфраструктура, которая во многих регионах находится в зачаточном состоянии. Даже в таких активно развивающихся российских городах, как Самара, Новосибирск, Красноярск и т.п., до сих пор наблюдается дефицит складских площадей классов «А» и «В». Так что зачастую федеральные и транснациональные компании, приходящие в регионы, вынуждены самостоятельно строить качественные логистические терминалы для удовлетворения своих потребностей.

Современные логистические центры начали возводиться в нашей стране во многом благодаря крупнейшим отечественным и зарубежным ретейлерам. Сотни тысяч наименований товаров (продукты питания, электроника и бытовая техника, лекарства, одежда и обувь), особые условия хранения и транспортировки – все это требовало новейших подходов к складской логистике. Открывая всё новые магазины в регионах, розничные торговые сети волей-неволей были вынуждены решать местные проблемы неразвитой логистической инфраструктуры.

Также непрерывная экспансия ретейлеров в регионах помогла развитию местных логистических операторов, которые получили стимул вкладывать средства в строительство складских площадей премиум-класса. Высококачественные логистические терминалы – это долгосрочные инвестиционные проекты, которые окупаются не ранее, чем через 5-7 лет эксплуатации. Но в то же время – это одно из самых перспективных направлений рынка недвижимости, поскольку каждый крупный ретейлер, начинающий экспансию в регионах, нуждается в площадке для размещения товаров.

Сейчас крупнейшие российские ретейлеры, такие как «Магнит», «Дикси», X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), постепенно отказываются от множества небольших складов, предпочитая развивать на собственных или арендованных площадях крупные распределительные центры, которые работают по принципу «Just in time» – «точно в срок». Таким образом, издержки на хранение минимальны, а полный оборот товаров на складе происходит за 2-3 недели.

Один из московских ретейлеров, компания «Новый импульс», известная под торговой маркой «Утконос», два года назад открыла в московском районе Южное Бутово подобный логистическо-складской комплекс площадью 43 тыс. кв. м, предназначенный для обслуживания более 160 магазинов сети в столичном регионе. Этот объект со сложной архитектурой, включающий не только складские площади, но и офисные помещения, предназначенные для работы более чем 2 тысяч сотрудников, был построен всего за полгода благодаря использованию технологии легких металлоконструкций (ЛМК).

С целью ускорения и упрощения процесса строительства руководство «Нового импульса» решило обратиться к Ruukki (ведущий европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения), лидеру отрасли легких металлоконструкций в России. Сложность заключалась в том, что по проекту здание состояло из сегментов разной высоты и разного назначения, а также множества криволинейных архитектурных элементов сложной конфигурации. Центральную часть восьмиэтажного сооружения занимал склад, в котором не было перекрытий, а по периметру располагались несколько ярусов антресолей. Там по плану находились основные распределительные структуры комплекса – от холодильников до овощехранилищ.

«Когда конструкция выходит за рамки стандартной коробки, – говорит Екатерина Волкова, специалист Ruukki, занимавшаяся проектированием комплекса, – ее изготовление превращается в высокое искусство, доступное немногим компаниям. Без соответствующего оборудования и профессионалов добиться хорошего результата невозможно».

В данном случае, очевидным преимуществом применения новых технологий возведения логистических комплексов для компании «Новый импульс» стала возможность строить практически одновременно с проектированием. На основе готовой архитектуры сооружения – отметок перекрытий, поэтажных планов, точек приложения нагрузок и их величин (то есть размещения оборудования, определяющего нагрузки на каркас) – заводское проектное бюро выдало как чертежи КМД для производства, так и монтажные схемы для строительства. Благодаря этому возведение началось сразу после изготовления конструкции, без дальнейших согласований. В итоге, от момента начала поставки до окончания строительства прошло всего полгода.

Склады быстрого приготовления

По мнению экспертов, сейчас в России не менее 90% новых складских объектов строится из ЛМК. Такая популярность этой сравнительно новой для России технологии объясняется довольно просто: другие методы возведения однообъемных зданий не могут обеспечить сопоставимой экономичности и скорости проведения монтажных работ. За счет того, что на строительную площадку поставляются комплекты, готовые для монтажа, трудозатраты снижаются в среднем в два раза по сравнению с возведением складов по традиционным технологиям.

В связи с непростой ситуацией в российской экономике тема быстрого и недорого складского строительства становится особо актуальной. Постепенно наблюдается переход к строительству складских объектов под заказчика – то есть не типовых логистических решений, а с учетом конкретных потребностей и особенностей клиента. Такую гибкость при высокой скорости проектирования и монтажа может обеспечить только технология ЛМК.

«Рынок складских помещений высокого класса сегодня предъявляет очень жесткие требования к качеству и скорости работ, – считает Сергей Климин, специалист компании Ruukki. – В таких условиях востребованы оказываются комплексные решения «под ключ».

Именно подобным образом было осуществлено возведение «Логистического центра Гориго» финской компании YIT. Комплекс площадью около 73 тыс. кв. м расположен на территории промышленного парка в пос. Горелово, недалеко от Санкт-Петербурга и аэропорта «Пулково». Он стал одним из самых крупнейших и современно оснащенных в Северо-Западном регионе России. В этом проекте Ruukki выступал не только в качестве проектировщика и поставщика металлоконструкций (каркасов, кровельных систем, фасадов и внутренних стен), но и в качестве генподрядчика.

«Полнокомплектные здания из металлоконструкций позволяют претворять в жизнь максимально сложные проекты современных логистических центров, – подтверждает Питер Форселл, директор по развитию недвижимости компании YIT Lentek.

С этим высказыванием можно не только согласиться, но и сделать его более категоричным: возведение логических комплексов высокого класса невозможно без привлечения современных строительных технологий, таких как ЛМК, позволяющих строить быстрее и дешевле. Подобные решения, помогающие уменьшить издержки на складскую логистику, в нынешних условиях чрезвычайно востребованы российским бизнесом, заново учащимся ценить каждый рубль.

Ссылка на основную публикацию