F-Andree › Блог › о Работе ( СТО и Дилер (автомеханики)
Приветствую вас товарищи автомобилисты любители и профессионалы!
Хочу поделиться с вами своими мыслями о работе, а том числе и за последние полгода! А она связана с авто на прямую! И так, все просто, я работаю в той сфере и по той специальности которая приносит мне удовольствие (что поделать если техника приносит мне удовольствие, когда я тем или иным образом связан с ней), да все верно, моя специальность Автомеханик.
С чего все начиналось не буду, но полгода назад решил разрушить для себя МИФ или наоборот подтвердить свои догадки –Как работается на ОФ. Дилерах!
Устроился на один из хорошо известных Дилеров по любимой марке авто ( см. мои авто).Второй Дилер был той же марки, третий дилер был довольно дешевой и доступной марки, так как было подозрение что с количеством работы там будет лучше чем в предыдущих двух Дилерах!
Что хотелось получить от работы :
1) Хотелось чистоты и культуры в ремонте
2) Работы с новыми авто и новыми технологиями
3) Дружный квалифицированный коллектив
4) Достойные руководители с достойным подходом к работе
5) Достойная оплата труда (исходя из квалификации)
6) Карьерный рост
7) Команда нацеленная на приобретение клиента и хорошие отзывы
Кто то скажет что я много хочу? Нет я считаю это залогом успеха в любой сфере деятельности! И то составляющей — так как пунктов гораздо больше!
И так что я получил а чего нет! Сразу буду в перемешку описывать всех Трех Дилеров которых я посетил за последние полгода!
1) Чистота — да где-то даже плитка есть, а где то положили на пол полимерное дорогое покрытие — которое за первые дни шипами от колес было протерто)) те кто положили плитку — выиграли))) но скользко что там что там)) Это мелочи — я не об этом!
Увидел истинное отношение к клиентским авто и в целом к работе! Парой волосы вставали дыбом! Кто выбирал этих специалистов? кто их обучил и допустил к работе? Видел как из новой машины примерно 5000 км зубилом доставали подшипник первичного вала так как у дилера нет съемника для этого подшипника, и что стало с коленом — когда все же подшипник раздробили и вытащили — ощущение словно сердце на тертке потерли(((( до слез!
У всех требования разные — кто то допускает к работе с легкостью, без особых тестов, а у кого то надо и полиграф пройти и службу безопасности и кучу собеседований ( на качество исполнения работы никак не влияет). Суть в том что порой отношение такое к авто — словно мысли у человека — “Платили бы мне миллион за эту работу — сделал бы по человечески”, а раз платят не много и делать буду как попало — а потом клиенты жалуются ДЦ го…о, Марка авто Го.о! И т.д.
Так почему же так в мире происходит? Почему нет таких комбезов до сих пор?
Ладно, одни не платят, другие работать не хотят! не нравится — зачем все вокруг портить и плохо делать, — пойди найди работу другую, по душе!
А когда сливают масло и считают до СЕМИ, что бы пробку завернуть обратно и поменьше в итоге залить нового, что бы остаток нового в карман! А я раньше удивлялся когда на авто с родным пробегом из поддона шпателем масло выгребал похожее на пластилин! И хозяин машины меня убеждал что все ТО проходил у Дилера во время и как положено за все платил! А там просто не меняли все масло, а меняли столько сколько механик хотел себе утащить)))
А когда кидались баллончиками с силиконом — которым по регламенту должны смазывать резиновые уплотнители дверей! А их обматывали скотчем в нажатом состоянии и швыряли под машину соседнему механику))) при этом конечно резинки не смазывались)
Не спорю и не буду всех осуждать, но есть и толковые мастера среди них, но это скорее исключение чем правило! Хороших и думающих механиков очень мало! Те кто не просто как робот исполняет тупую операцию за деньги в конце месяца, а кто при этом еще и думает! Есть спецы и по моторам и по диагностике, но в большей части это редкость!
Сам не раз удивлялся тому когда при замене САЛОННОГО фильтра натыкался на такую историю : Если знаете на некоторых марках авто и на некоторых моделях есть фильтры которые укладываются в рамки специальные, и уже рамка вместе с фильтром вставляется в корпус отопителя/вентиляции салона! Вот фильтрующий элемент
а вот рамка для салонного фильтра
Так вот какова была квалификация механиков которые до этого меняли эти фильтры или устанавливали их, если они это делали без рамок! И дураку понятно если фильтр меньше размером, то либо фильтр не тот, либо чего то не хватает — в данной ситуации нехватало рамок, и фильтра болтались там как гайка в ведре! Собственно вся пыль мимо в салон, На одной машине аж фильтр в моторчик печки засасало! Слов нет — одни эмоции!
Вы задумались с чем это связано? Все просто — в ДЦ не ценят квалифицированную работу, и что бы механик заработал денег — ему надо как робот на конвейере херачить без оглядки, и он не думает о том что что то не хватает, или что то не так с авто, его ГЛАВНАЯ цель -СРУБИТЬ нормочасы! Остальное все по барабану!
А когда делают распечатку по развал-схождению для клиента, зачем четко все регулировать, если можно руками датчик на колесе натянуть и все будет в ЗЕЛЕНОЙ зоне! А раз есть распечатка с зеленой зоной — значит все сделано хорошо и жопа прикрыта!
Работа с новыми авто и новыми технологиями))) да, да, я пишу и мне смешно! С новыми — да, безусловно, большая часть авто у ДЦ это новые авто, а вот новые технологии — тут не до них! Основные операции которые повышают квалификацию это : замена масла, фильтров, тормозной жидкости, и если совсем повезет — и клиента разведут на бешенные деньги по запчастям — то можно еще колодки поменять, а если праздник — то и тормозные диски! до остальных технологий не доходит! Конечно и стекла переклеивают, и развал делают и другие работы! Ах да! Про лампочки забыл! Меняют лампочки!
Технологии по большей части остаются на бумаге! Или в электронном виде.
По поводу руководителей отделов — тоже грядка еще та))) больше понтов чем дела! Я считаю что вышестоящий мастер — должен быть профессиональным сотрудником и с легкостью заменить любого из сотрудников в прямом подчинении! Так это только на словах! Когда мастер цеха не знает как балансировочный станок работает, или стенд развал схождения, не говоря уже о тех.части авто! Многие пришли по знакомству и сидят на тепленьких окладах! При чем сидят так тихо и незаметно, что побыстрей бы месяц пролетел и ничего не делая — получить ЗП! А это на прямую сказывается на качестве выполненных работ в ремзоне))) контроля нет как и квалификации у человека который место занимает!
По оплате вообще смех! Кто отвечает больше всех за не прикрученное колесо на авто? Да если это колесо еще отвалится и убьет пешехода, или рулевой наконечник с незакрученной гайкой отвалится и машина потеряв управление унесет с собой кучу жизней с автобусной остановки?! Конечно механик! А вы видели цены в ДЦ на работы? Так до механика докатываются ошметки не превышающие 10% от стоимости нормочаса.
Недавно был прикол, приехал авто по гарантии ! немного об авто! Под капотом 6 цилиндровый V-образный поперечно расположенный мотор (передний привод) . Причина обращения — свист и шум. ( вообщем как было отдиагностированно ранее — ролик приводного ремня) замена ролика. При такой компоновке места в моторном отсеке не много! И что бы поменять этот ролик нужно сделать следующее :
1) вывесить и поднять авто на подъемнике (Джип)
2) снять огромное переднее колесо
3) снять локер на 7-10 саморезах
4) ослабить и снять приводной ремень
5) открутить ролик и установить новый
6) собрать в обратном порядке
7) потратить + 7-10 мин на оформление гарантийного заказ наряда
И так что мы получаем в итоге за проделанную операцию, смотрим в заказ-наряд — а там, ВНИМАНИЕ, а там 0.3 нормочаса! это 30% от нормочаса! А нормочас для механика 175рублей! Тоесть за эту операцию механик получит 52.5рубля! Вы еще верите что механики будут бороться там за высшее качество? Они просто тупо и бездумно выполняют свою работу! видел и фильтра топливные НОВЫЕ в помойке! А кто их будет проверять, в бак не залезешь просто так, не посмотришь! Главное скорость и количество заработанных нормочасов!
В целом лишь бы как там все работало и поменьше возвратов Крупных! Набирают людей на работу с огромным опытом, а оплачивают и оценивают как неумелых студентов! И от куда взяться профессионализму и качеству? Да, я не спорю, есть толковые парни на ДЦ, но их меньше половины.
Поработав в такой атмосфере — понял, что оф.ДЦ не для меня, не могу я так работать, разводить и обманывать людей. Проще работать на неофицальной СТО, общаться с клиентом на прямую, и за качественную работу получать денюжку. В такие сервисы и СТО люди ездят к личным Механикам, а не в красивую вывеску за которой не всегда все красиво!
И не у всех внутри ДЦ оснащение по инструменту как написано у них на сайтах — Мы лучшие в городе и у нас самое новое и продвинутое оборудование! Как я увидел — порой в обычном СТО оснащение намного выше и больше по количеству и качеству чем в некоторых Оф. ДЦ ! И самое прикольное живу я не где нибудь в глубинке или деревушке, а в Северной Столице России))))
Хотелось бы что бы побольше людей это прочитали! Но сколько будет -столько будет!
Каждому желаю найти хорошего механика, и купить машину — которая не будет ломаться! Всем мирного неба! Будьте профессионалами в том, в чем вы действительно хотите!
Идеи бизнеса с нуля
- Главная‹Бизнес идеи‹Проверенные успешные идеи бизнеса с нуля
- Поиск по сайту
Кузовной ремонт и покраска машин – проверенный бизнес
zlobin1976 » более года назад
Количество автомобилей растёт, вместе с этим, становится всё больше ДТП, поэтому без работы вы не останетесь. Несмотря на то, что в любом городе, много подобных предпринимателей. В этом вы можете убедиться лично, как получилось в моём случае. После небольшого ДТП, мне понадобилось заклеить и покрасить бампер, но. на всех СТО, куда-бы я не приехал, была очередь. Ожидать требовалось, от пяти дней и более. Разбег цены, на услугу, составлял 5 000 рублей.
ПЯТЬ ТЫСЯЧ! Всё очень просто. Если вы приехали в большую фирму, на которой работает большое количество персонала, будьте готовы к тому, что в стоимость услуги, вам включат даже заработную плату кассира и дворника. Но при этом, не факт, что качество будет на уровне. Большое количество профессионалов, в данной области, работает именно по гаражам, и в небольших частных боксах. Естественно им не нужно оплачивать лишних административных и прочих счетов. Отсюда и более низкая цена. Но при этом их заработок больше, не нужно ни с кем делиться.
Помещение под мастерскую и покраску
Итак, первое, необходимо помещение, вместимостью, два и более автомобиля . Подойдут два спаренных между собой гаража. Я начинал в таком помещении. Желательно наличие смотровой ямы. Некоторые детали кузова, удобнее снимать и ставить снизу. Обязательно должно присутствовать отопление на зимний период.
Из одной половины, делаем покрасочную камеру. Бюджетный и очень действенный вариант, очень прост. Прибиваем к потолку брусок по центру, на всю длину. К нему крепим полосы обычной плёнки, которые дачники используют для теплиц. На уровне пола, для отвеса, к плёнке прикрепляем более тонкий брус, или тонкий пруток, на который плёнку можно смотать до потолка. Перед покраской, плёнка разматывается до пола, и отгораживает вторую часть гаража, от попадания краски, грунта или лака. В свою очередь, ограждая камеру от пыли и частиц, которые могут попасть на покрываемую краской поверхность. Такую же плёнку, необходимо повесить со стороны заезда в камеру.
Если подходящий бокс у вас есть, то расходы по аренде отпадают. В случае отсутствия помещения, необходимо арендовать. Я подобрал подходящие гаражи, по объявлению. Очень просто, находите в интернете объявления, о сдаче недвижимости в аренду, в вашем городе. Может быть у вас, или ваших знакомых, есть что-то на примете. Поверьте, с этим сложностей не возникнет. Не нужно искать дорогие, в центре или на проходных улицах, хотя, если есть возможность, почему нет. Расположение в этом виде деятельности не так важно, как профессионализм и качество, выполненных вами работ. В моём случае, аренда обошлась в 6 000 р.
Мастера, расчёт зарплаты
Второе, самое важное, это качество и время за которое вы сделаете работу . Если у вас есть навыки по ремонту и покраске, и вы не сомневаетесь в своих силах, то вам необходим только помощник. Я не умел делать подобную работу, поэтому искал специалиста. Давал объявления, сам пересматривал интернет ресурсы в поисках мастера. Нашёл парня, который занимался как выравниванием деталей (жестянщик), он же и красил (маляр). Поэтому он стал мастером, а я его помощником.
Расчёт с наёмными работниками произвожу следующим образом. От 100% средств, поступивших от заказчика, вычитаем сумму, требующуюся для закупки расходных материалов. Из оставшихся денег отнимаем 10%, это идёт на гашение расходов по электричеству, отопление и т.д. Остальную сумму делим пополам. Наёмный рабочий получает 45% от чистой прибыли. Такой расклад устраивает всех, кого я принимал на работу. Вы забираете свои 55% и оплачиваете аренду и все коммунальные платежи. У вас остаётся 35-40% прибыли. Когда вы примите на работу ещё двух или трёх мастеров, больше не требуется, вы будете получать свой процент от работы каждого, что в совокупности составит от 105, до 160%. При этом, каждый мастер будет получать свои 45%. Вы сможете заниматься организационными моментами, не участвуя в производственном процессе, лишь контролируя его. Необходимо получить свидетельство, частного предпринимателя, налоги никто не отменял.
Оборудование
Следующим шагом является покупка необходимого оборудования. Цены на него, очень разнятся. Не нужно брать самое дорогое, но и дешёвые китайские инструменты тоже. Они быстро приходят в не годность. Приобретайте в среднем ценовом сегменте. Не буду называть конкретную фирму, их очень много. Покупайте в специализированных магазинах, где консультанты расскажут обо всех плюсах и минусах. Последующий список, не предусматривает сложных работ, по вытягиванию рамы и т.д., после серьёзных аварий.
Расходная часть на закупку оборудования :
Компрессор воздушный – 1 шт. (ёмкость от 100 до 150 литров) – 15800-23000рр.
Краскопульт – 1 шт. (рекомендую более дорогой, именно для покраски) – 4000-6000рр.
Краскопульт – 1 шт. (более дешёвый, для нанесения грунта) – 1000-3000рр.
Шланг воздушный, армированый – 10 метров. Цена за один метр – 80р. Итого: 800р.
Шлифовальная машинка электрическая – 1 шт. – 6000-12000рр.
Шлифовальная машинка пневматическая – 1 шт. (маленькая) – 2500- 5000рр.
Рубанок для авто маляра (длинный) – 1 шт. – 700-1000рр.
Рубанок для авто маляра (короткий) – 1 шт. – 300-700рр.
Набор шпателей (металлических) – 1 шт. – 400-1500рр.
Набор шпателей (резиновых) – 1 шт. – 500-1800рр.
Набор молотков костоправа (железных, резиновых) – 1 шт. – 3000-7000рр.
Итого, необходимый минимум средств, для приобретения инструментов – 35000-61800рр. Цены я указал на 2016г.
Расходные материалы, приобретаются с денег, полученных в качестве предоплаты, за исполнение вами работы. Сюда входит, лак, грунтовка, шпаклёвка наждачная бумага и прочее. Расходный материал заложен в стоимость заказа. Не входит в этот список только краска, старайтесь, чтобы клиент сам приобретал её. Продают краску в специализированных магазинах, в которых есть колорист. Ему даётся запасная часть, как правило, это лючок от бензобака, а он подбирает необходимый цвет.
Расценки на ремонт и покраску:
Покраска одного элемента (дверь, крыло, бампер) – 5000-8000р.
Покраска большого элемента (капот, крыша, крышка багажника) – 5500-10000рр.
Полный облив (полная покраска) – 40000-65000рр.
Выправление согнутых металлических поверхностей, порогов – 1000-10000рр.
В стоимость покраски, входят все подготовительные работы. Цена может отличаться в зависимости от региона, но не значительно.
Привлечение клиентов
Итоги
Кузовной ремонт и покраска машин – проверенный бизнес
Dasha-Vasilek » более года назад
Здравствуйте. Мне кажется, что автор статьи платит своим сотрудникам слишком много. Из оплаты заказчика вычесть только стоимость расходных материалов и потом от суммы вычесть еще 10 процент на электричество, а остальные деньги поделить пополам, странная схема. При таком подходе скорее всего не наемный работник работает на вас, а вы на него. Зарплатный фонд должен быть в рамках разумного. Конечно сколько и кому платить решает каждый предприниматель индивидуально, но существуют рамки. Предприятие должно приносить доход. А при такой схеме расчета оплаты труда получается что эта работа ради работы.
Предприниматель не учитывает, что то оборудование, которое он приобрел для бизнеса имеет износ и даже иногда выходит из строя и подлежит ремонту. Чтобы его обслуживать и ремонтировать тоже нужны деньги. Предприниматель эту амортизацию не учел. Со временем оборудование выйдет из строя и придется закупать новое, а эти деньги придется вытаскивать из бизнеса. Также во время работы возможно нужно будет докупать оборудование. Эти все предполагаемые расходы тоже должны быть учтены. А вычитать из суммы оплаты заказчиком только за расходники и еще 10 процентов, это очень мало. Развиться такому бизнесу будет тяжело.
Если предприниматель думает, что если он будет платить мало, то хорошего специалиста он не найдет. Но это не так. Конечно качество работ может и действительно на высшем уровне, но вы тоже должны понимать сами, что ваш наемный работник зарабатывает больше, чем вы сами. Ему не нужно покупать оборудование, не нужно его ремонтировать, не нужно открывать ИП, не нужно платить налоги, аренду помещения, также нет расходов на рекламу, привлекать клиентов, нет ответственности за весь бизнес, а только ответственность за выполнение своей работы.
Кроме того, что изнашивается оборудование, подлежит ремонту и требуется закупка нового оборудования, вам еще нужно ежемесячно платить аренду помещения, налоги. Плюс еще коммунальные платежи. При таких расходах, так как вы считаете зарплатный фонд, то получается так, что ваши сотрудники наняли вас на работу. Так что считаю, что вам нужно пересмотреть оплату труда ваших сотрудников. Конечно переходить на оплату ниже им не захочется, но им нужно объяснить какие расходы несете вы, а на них это никак не сказывается. При такой схеме вы не учитываете аренду, амортизацию, налоги, ремонт и покупку нового оборудования. Если это все вычесть из той суммы, которую получаете вы, то у вас ничего не останется, либо останется мало, либо вообще предприятие со временем выйдет в убыточное, когда вам потребуется закупить новое оборудование или понадобятся деньги на ремонт. Вы же не будете со своих сотрудников брать половину на ремонт, или раскидывать эту сумму на всех сотрудников? Делить на всех аренду? Или будете?
Проконсультируйтесь у любого специалиста в этом деле, вам все подскажут как правильно рассчитать расходы, прибыль, зарплатный фонд. А то, что вы считаете чистой прибылью таковой не является.
Многие люди, которые получили экономическое образование и хотя бы небольшой опыт, тоже со мной согласятся. Если хотите я вам могу посчитать сколько должны получать ваши сотрудники, чтобы и вы получали прибыль и сотрудники хорошую оплату труда. А пока это все выглядит несоразмерно.
Вы скоро сами увидите, что за год, это к примеру, ваш сотрудник от этой работы будет иметь больше, чем вы. Он уже сможет накопить какую-то сумму, а вы или вообще ничего или сумму значительно меньше, чем накопил он.
Также могу сказать чем это все может закончиться, ваши сотрудники, накопив денег и опыт, обзаведясь своими клиентами скоро сами также смогут открыть бизнес и будут вам конкурентами, таких случаев очень много.
Я бы вам посоветовала походить на тренинги для предпринимателей, пообщаться с экономистами, бухгалтерами, другими предпринимателями. Все это должно пойти на пользу. И если все услышанное вы примените в своём бизнесе, то бизнес будет развиваться ещё быстрее, чем всё происходит сейчас.
Если нужно могу вам посчитать ваши расходы. А схема «выручка минус часть расходов равна чистая прибыль» это не верно.
Правильный расчет заработной платы – это важная составляющая успешного предпринимателя.
Dasha-Vasilek » более года назад
Многие предприниматели как раз открывают свой бизнес в той сфере, которой они работали, и работали они там наёмным лицом. Проработав определенное время они начинают понимать, что выстроить такой бизнес они уже могут и сами, а опыт к этому моменту у них уже больше, чем у вас. Работники ежедневно наблюдают все организационные вопросы вашей компании, вникнуть во все это со временем сможет каждый. Ваши сотрудники видят как работаете вы, периодически видят документацию. Видят все что вы делаете для своей компании. Вскоре бизнес становится им понятен и они уходят от вас и не просто уходят, а становятся вашими конкурентами. А вы ещё этому способствуете сами, договорившись с ними о несоразмерной прибыли заработной плате.
Сделайте анализ вашей работе, когда у вас будет время посчитайте что заработал за год ваш сотрудник и сколько чистой прибыли получилось у вас. В расходы не забудьте включить все расходы за год: закупку оборудования, ремонт оборудования, аренда, покупка канцелярских товаров, оргтехники, транспортные расходы, относящиеся к ведению бизнеса. Сравните кто сколько смог за работать за это время.
После этого вы наглядно увидите кто на кого работает.
Dasha-Vasilek » более года назад
Причем ваш сотрудник опыта набирается сразу в разных направлениях и не только по ремонту автомобилей, а ещё в организации своего бизнеса. Причём открыть свой бизнес он сможет быстро и с меньшей головной болью. Так как он уже научился на ваших ошибках. И навряд ли он наймет себе сотрудников, которые будут зарабатывать больше чем он сам. И спустя некоторое время можно будет сравнить кто чего достиг. Его дела намного быстрее пойдут в гору, чем ваши. А вы так и будете стоять на месте. Пока не поменяете свое отношение к заработной плате.
И я не говорю про то, что надо мало платить сотрудникам. Я говорю о том, что они получали соразмерно выполненной работе, учитывая ваш интерес. А большой зарплаты ваш сотрудник и так добьется, привлекая новых клиентов своей квалифицированной работой. Сарафанное радио в помощь. Больше объема работы – больше денег, это очевидно. И не отбирать у вас, а забирать именно свои заработанные.
А ваш бизнес должен не только покрывать расходы и держаться на плаву, а постоянно улучшать результаты, прибыль должна увеличиваться. И чистая прибыль означает доход, полученный после всех расходов. А расходов много, составьте список. Наглядно будет это восприниматься лучше. Так что, я к тому, что вам надо срочно пересмотреть оплату труда и чем быстрее вы это сделаете, тем больше шансов что бизнес ждет успешное будущее.
А примеров как сотрудники становятся успешными предпринимателями очень даже много. Поспрашивайте у предпринимателей, кто занимается этим делом, большинство из них пришли руководить этим бизнесом проработав ни один год в похожей сфере деятельности.
zlobin1976 » более года назад
Здравствуйте, прочитал Ваш комментарий. В какой-то степени Вы правы, но вы не внимательно прочитали о проценте прибыли. Я действительно плачу большой процент рабочим. Заметьте, «рабочим». Если у Вас один наёмный человек, то это не выгодно, но вся суть состоит в том, чтобы работала команда из 3-4 человек. В этом случае в совокупности вы получаете половину с каждого, и в то же время работник получает свою достойную заработную плату. Исходя из таких расценок, вы можете спрашивать с него, как со своего партнёра. Поверьте, люди это ценят и работают на совесть, а не, тяп – ляп, за оклад.
Теперь, что касается амортизации. Если вы подробно окунётесь в этот бизнес, то увидите, что самое дорогое оборудование, это компрессор. На деле он используется всего 30 минут, при полной обливке автомобиля. При покраске отдельных частей, до 5 минут, не более. Гарантию на компрессор дают от одного года до трёх лет. Поэтому приобретая компрессор, вы фактически его берёте на очень длительный период. Не забывайте, что существует и ремонтная база, имеются в свободной продаже запасные части. К своему купленному компрессору, я ни разу не подходил с гаечным ключом. Покрасочный пистолет, если его промывать и не бросать как попало, требует замены не чаще одного раза в 1-2 года, но он не дорогой, поэтому покупка не ударит вам по карману.
Вы правы, что необходимо учиться предпринимательству, посещать курсы. Можно платить меньше. Я исхожу из своих потребностей и плачу людям по совести. Не один из тех, кто со мной начинал, не ушёл. Наоборот, сейчас у меня уже два филиала в разных районах. Первые двое ребят, работают на этих филиалах, и управляют своей командой. Мне остаётся только контролировать финансы и поддерживать в порядке материальную базу.
Гость » более года назад
Михаил я » более года назад
Михаил я » более года назад
kostintrade999 » более года назад
Конь » более года назад
Рыжий » 09 мар 2019, 18:47
Топ 5 востребованных профессий в автосервисе
Автосервисы занимаются объемным комплексом работ по диагностике неисправностей, техническим обслуживанием автотранспорта, восстановительным и капитальным ремонтом.
Специалисты автосервисов в совершенстве владеют:
- Навыками работы с электротехническими, электронными, микропроцессорными системами;
- Новейшими технологиями в сфере сервиса и обслуживания транспорта;
- Практическими навыками, необходимыми для ремонта и диагностики автотранспорта.
Для выполнения профессиональных обязанностей задействованы исполнители, имеющие специальные знания и рабочие навыки. Рассмотрим наиболее востребованные профессии для работы на автосервисе.
Особенности профессии: автомеханик
Автомеханик – один из важных, ключевых сотрудников автосервиса, который может исправить практически любую техническую неисправность. Он занимается осмотром автомобиля, проведением первичной диагностики и техническим обслуживанием.
Разновидности профессии автомеханик:
- Специалист по ремонту ходовой;
- Механик моторист-дизелист;
- Специалист по ремонту трансмиссии;
- Автомеханик диагност.
Механик по ремонту ходовой осуществляет комплексную проверку и ремонтирует ходовую часть автомобиля, используя современное диагностическое оборудование и приспособления.
Ходовая всегда находится в состоянии загрузки, даже если автомобиль неподвижен. О неполадках в работе ходовой можно узнать по посторонним стукам, вибрации. Следует помнить, что плановая проверка и обслуживание ходовой части гораздо дешевле по стоимости, чем полный ремонт ходовой. Диагностику ходовой проводят для грузового транспорта – через каждые 15 тысяч км. пробега, для легкового – всегда при смене масла.
Механик проводит тестирование автомобиля на стенде. Комплексная диагностика включает в себя общую проверку и диагностику основных узлов, амортизаторов, пружин.
Механик моторист-дизелист
Механик моторист-дизелист отвечает за диагностику и ремонт двигателей всех марок автомобилей любой степени сложности.
Перед тем, как приступить к ремонту, специалист делает диагностику, озвучивает объем и сроки проведения необходимых работ. В случае, когда двигатель поврежден и не подлежит ремонту, помогает с подбором нового двигателя, его установкой и наладками всех систем.
В профессиональные обязанности механиков по моторам так же входит их капитальный ремонт.
Механик по ремонту трансмиссии занимается ремонтными мероприятиями, которые заключаются в подготовке и осуществлении операций по восстановлению функциональных ресурсов элементов трансмиссии. Для определения неисправностей, специалисты пользуются технологиями, которые с высочайшей точностью помогут выявить нарушение и первопричины, по которым она возникла.
Механики занимаются капитальным обслуживанием систем трансмиссии, деталей и узлов, который подразумевает под собой полную разборку всей системы на составляющие. Такое мероприятие разрешает исследовать трансмиссию на присутствие деформации и естественного гарантийного износа.
Автомеханик диагност
Автомеханик диагност занимается выявлением неполадок с помощью компьютерных диагностических приборов.
Диагност — является исключительным в своей среде специалистом автобизнеса, он профессионально разбирается в моторах, их связью с узлами, и основными блоками, системами. Специальность диагност а уже не нова и крайне популярна, грамотная диагностика является залогом быстрого профессионального ремонта, экономии времени и денег руководителя сервиса.
Провести точную и правильную диагностику возможно только после досконального изучения и соотношения работ всех основных систем для подачи горючего, зажигания, специфических измерений. Сегодня существует большое количество сложнейших приборов, оборудования для диагностических операций, и обученный всем тонкостям специальности диагност, используя прогрессивные методики, определяет неисправности, их причины и способы устранения.
Диагност обладает глубокими знаниями, потому как является первым связующим звеном в схеме диагностика/ремонт. Рабочий данного профиля знает все системы легковых и грузовых автомашин, владеет навыками использования обновленных изменений и версий оборудования, приборов для выполнения диагностических мероприятий для автотранспорта различного производства.
Специальность диагноста сегодня особо привлекательна и востребована, и как следствие, высоко оплачивается работодателем.
Особенности профессии: автоэлектрик
Электрика в автомобиле отвечает за его безопасность, контролирует все основные системы и мелочи, которые делают пользование автомобилем особенно комфортным.
Направление работы автоэлектриков делится на две специализации: автоэлектроника и автоэлектрика.
В обязанности электрика включена диагностика автомобиля на предмет поломок, а после изучения проблемы, принятие верного решения по устранению неполадки.
Опытный автоэлектрик способен быстро отыскать и исправить любую неисправность в электрооборудовании на легковом и грузовом автомобиле. Роль этой специальности становится ежегодно все более популярной.
Особенности профессии: мастер кузовного ремонта
Мастер кузовного ремонта занят ремонтом и изготовлением кузова.
Сам кузовной ремонт можно поделить на два раздела. Первый называется — реставрация, он имеет свои три подраздела: «музейный», «ездовой», «выставочный». Второй раздел — коммерческое направление, именно ремонт — им и занимаются в автосервисах, его цель: восстановительные мероприятия несущих, геометрических и декоративных свойств кузова.
Профессия мастера кузовного ремонта включает в себя несколько узких специализаций:
Все специализации имеют общую основу и входят в обязанности мастера кузовного ремонта.
Кузовщик досконально владеет информацией о деталях кузова, свойствах металлов, пластмассы, знает все типы сварки, пайки, резки. Кузовщик использует для получения заданного результата методики рихтовки и выколотки. Владеет технологиями по восстановлению поврежденных при аварии деталей кузова, делает как капитальный ремонт, так и мелкий ремонт кузова, может устранить дефекты на кузовах из стеклопластика.
Особенности профессии: автомаляр
Работа автомобильным маляром в сфере автосервиса, действительно необычная, потому как требует специфических умений и знаний. Автомаляр обязан знать основные и вспомогательные цветовые тона, у него должно быть профессиональное умение мыслить художественно. Это творческая работа, но и требующая технических знаний для расчёта расходных материалов. Автомаляр должен сразу увидеть и определить неровности, дефекты автомобиля до проведения процедуры.
Автомаляр осуществляет следующие работы: подготовку инструментов и поверхности автомобиля, подборку материала, непосредственно покраску.
Совсем недавно появившееся в автомобильном сервисе направление — аэрография, породило возникновение новой специализации.
Аэрографист — это настоящий автомобильный художник, который способен придать обычной машине уникальный вид. Автомобильная аэрография является отличным методом выделиться, показать собственную уникальность и значимость.
Примечательно! Аэрография — прекрасный способ защитить автомобиль от угона. Еще не зарегистрировано ни одного случая угона яркого, эксклюзивного экземпляра автомобиля, который привлечет к себе внимание в потоке машин.
Аэрография сегодня активно развивается в двух векторах: копирование и создание новых рисунков.
Особенности профессии: автожестянщик
Автожестянщик совмещает сразу несколько профессий, помимо основного направления, занимается подготовкой кузова к ремонтным работам, сваркой.
Работа автожестянщика заключается в выполнении ремонтных работ, во время которых специалист занимается восстановлением геометрии кузова, выпрямлением вмятин после ДТП, рихтовкой, сварочными работами, подгонкой новых деталей на место, зачисткой, шпаклевкой.
Спрос на таких специалистов довольно высок, работа жестянщика одна из самых высокооплачиваемых в сфере автосервиса.
В связи с тем, что число автотранспортных средств с каждым годом неуклонно растет, автосервисы стали популярным направлением развития бизнеса, а значит в автотранспортной отрасли остро востребованы высококвалифицированные специалисты. Так же возрастает сложность работ по ремонту авто, так как производители выпускают все более совершенные модели автомобилей.
Быть высококлассным специалистом автосервиса сегодня престижно и экономически выгодно, потому как проведение ремонтных работ предполагает наличие специфических знаний и навыков, которые высоко оплачиваются. С каждым годом спрос на персонал такого высокого уровня повышается.
Для того, чтобы быть все время «на волне», необходимо постоянно совершенствовать и обновлять знания, навыки. Повысить репутацию, квалификационный уровень мастеров автосервиса, развить базу уже имеющихся знаний и навыков, поможет обучение современной диагностике агрегатов и систем.
Обучение для специалистов автосервиса это:
- Получение теоретических знаний и практических навыков;
- Доступная форма подачи информации;
- Индивидуальные консультации с уклоном выбранного направления курса.
Время и силы, потраченные на обучение, многократно окупятся в будущем. Прохождение обучения в центре MSG equipment дает возможность улучшить профессиональный уровень сотрудников, в совершенстве освоить новые методики в сфере обслуживания транспорта.
Все подробности авторской программы обучения доступны для ознакомления здесь на сайте.
Мастер автосервиса: нюансы профессии
Неважно, насколько надёжен ваш автомобиль, но к сожалению рано или поздно гарантированно наступит момент, когда он сломается. И первый и пожалуй самый важный человек, который встретит автовладельца в сервисе на северо-востоке Москвы – мастер-приёмщик. Именно от этого человека закрепляется впечатление о предприятии у клиента, а также то, в каком настроении он уедет из станции технического обслуживания транспортных средств.
Только хороший владелец назначает мастером-приёмщиком особенного человека, ведь, как правило, от него зависит (хоть и косвенно) успешность предприятия. Мастер обязательно должен уметь найти правильный подход к клиентуре, что в свою очередь потребует умения разбираться в людях. Но вместе с этим, пожалуй решающим фактором является знание автомобиля: устройства, возможных проблем, а также решений. Хороший мастер уже на первичном этапе приема автомобиля определяет сроки и возможную стоимость работы.
Личные качества, которыми должен обладать хороший мастер-приемщик, не менее важны, чем профессиональные:
• спокойствие и уверенность в себе;
• доброжелательность по отношению к клиентуре, пунктуальность;
• ответственность в работе и честность к людям;
• вежливость по отношению к автовладельцам и точность в работе.
Профессиональные обязанности для мастера-приемщика наиболее характерно показывают специфику, а также статус данной профессии:
• обязательная подготовка места для работы;
• ответы и консультирование клиентов, если у предприятия нет службы поддержки;
• контакт с клиентами, обсуждение причин обращения в автосервис, формулировка задач рабочим;
• определение и согласование сроков работы с клиентом;
• обязательное согласование стоимости обслуживания автомобиля или его ремонта;
• проверка правомерности задефектованных запчастей и назначенных работ
• контролирование выполняемых работ по обслуживанию, информирование клиента обо всех изменениях в сроках и условиях выполнения работ;
• выписка квитанций на расчет;
• контролирование оплаты;
• иногда мастер производит тест-драйв уже отремонтированного авто
• выдача клиенту его автомобиля;
• обязательное информирование клиентуры об услугах и льготах предприятия.
Таким образом, мы подошли к выводу, что работа мастера в автосервисах не из легких, и несоответствие каким-либо требованиям, а также личным качествам, может привести к нежелательным последствиям. Несмотря на это, профессия очень востребована, так как сейчас наблюдается дефицит кадров – человек, разбирающийся в автомобилях, а также координирующий работу по многим фронтам предприятия – это всегда ценный работник.
Чаще всего мастерами в автосервисах становятся молодые люди, закончившие учебные заведения с техническим профилем, не старше тридцати пяти лет. Вместе с тем, редко кто задерживается на этом этапе, потому, что квалифицированные работники всегда стремятся двигаться дальше, несмотря на то, что эта профессия достойно оплачивается в сфере ремонта и обслуживания автомобилей.
Однако важно понимать, что на небольших СТО такая профессия в принципе отсутствует, потому что штат небольшой, и раздувать его больше нужного нет никакого смысла. В то время как на больших СТО мастеров, как правило, несколько. Это делается, прежде всего, для правильной координации рабочего процесса.
А вот обучение такой специальности в принципе отсутствует, так как все зависит от прямого начальства, ведь обязанности и критерии навыков определяются строго владельцем автосервиса. Зато на просторах интернета существует множество курсов, видеоуроков, тренингов, а также множество литературы, которая может не только просветить в этом вопросе, но и улучшить навыки начинающего мастера-приемщика в автосервисе. В каждом из таких ресурсов наиболее точно и подробно рассказывается о всех тонкостях и хитростях профессии.
Профессия автомеханика: все плюсы и минусы
Современный мир практически нереально представить себе без автомобиля. Эта машина, изобретенная человеком уже более ста лет назад, прочно вошла в нашу жизнь и всячески облегчает ее нам, решая многие проблемы и вопросы, связанные не только с транспортировкой различных грузов, но и перевозкой людей. Модельный ряд автомобилей сегодня очень обширен, а количество модификаций сложно сосчитать. Именно поэтому профессия автомеханика с каждым днем становится все более популярной в молодежной среде. Об этой специальности и пойдет подробная речь в данной статье.
Определение
Автомеханик – профессия, которой владеют высококвалифицированные специалисты в области ремонта и технического обслуживания автомашин. Эти мастера пристально следят за исправным состоянием «железных коней», используя при этом специальное оборудование и приспособления, но самое главное их оружие – это, конечно же, их знания.
Историческая справка
Профессия автомеханика, обучение которой сегодня осуществляют многие профильные учебные заведения, появилась уже в далеком от нас XVIII веке, когда в мире были построены первые автомобили. Настоящий бум в развитии автослесарного дела пришелся на 1930-е годы, поскольку именно в это время началось стремительное производство машин, что, разумеется, привело к нарастанию потребности в соответствующих работниках по их обслуживанию и ремонту. Немаловажную роль сыграл в этом и легендарный американец по имени Генри Форд, который поспособствовал созданию конвейера и тем самым дал толчок массовому выпуску автомобилей. С каждым годом работа по профессии автомеханика усложнялась, и в 1950-х годах она начала разделяться уже на узкие специализации.
Классификация
В связи с тем, что автомобиль – это, по сути, совокупность сложнейших с технической точки зрения механизмов и электроники, то вполне объяснимо разделение в среде автомехаников на такие направления деятельности:
- Моторист. Этот человек работает исключительно с двигателями. Данный мастер имеет все необходимые познания по устройству и ремонту любого типа моторов, обладает навыками по устранению их поломок и неисправностей.
- Автоэлектрик. Электрические элементы машины – сложнейшие компоненты, гарантирующие обеспечение выполнению огромного количества функций. Автомобильный электрик, в свою очередь, разбирается со всеми электрическими схемами своего «подопечного»: диагностирует отклонения в работе электросистем и приводит их к нормальной работе. При этом мастеру очень часто приходится работать в крайне неудобных условиях.
- Маляр. Проведение лакокрасочных работ в автомобильной среде – это особая, можно сказать даже элитарная деятельность, которая буквально обязывает исполнителя владеть всеми специальными навыками по нанесению краски на кузов машины. Важно знать, что каждый автомобиль может иметь различные проблемы с покрытием, а это уже вносит коррективы в технологию ликвидации нарушений слоя краски.
- Вулканизаторщик. Этот мастер проводит все необходимые вулканизационные работы. Его умения способны решить множество вопросов в ремонте машины.
- Автожестянщик. Специалист данной направленности занимается исключительно кузовным ремонтом. На его совести выполнение вытяжения и рихтовки кузова после аварий. Как показывает практика, эти профессионалы всегда востребованы в сфере обслуживания авто.
- Диагност. Другое название – мастер по диагностическому оборудованию. Его задачей является абсолютно точная идентификация причины случившейся поломки автомобиля и переадресация его к узкопрофильному специалисту для устранения проблемы.
Общие обязанности
Невзирая на разделение на отдельные специализации, автомеханик – профессия, обязывающая человека уметь:
- Тактично и обходительно общаться с обратившимися к нему людьми, вникать в суть проблемы с их автомобилем.
- Подбирать самые разнообразные запасные части и детали. При этом настоящий профессионал сможет сам чётко и без труда решить, какой вариант все-таки лучше подобрать: подержанный или новый.
- Определять четкий и понятный график проведения плановой проверки автомобиля клиента.
- Проверять технические характеристики машины.
- Разрабатывать и внедрять на практике мероприятия, направленные на улучшение эксплуатационных свойств авто и продление срока его службы .
- Оформлять заявки на покупку запасных частей.
- Оформлять всю необходимую техническую документацию и сопровождать ее.
Достоинства
Автомеханик – профессия, которая наделена достаточно большим количеством положительных качеств. В их числе:
- Весьма высокий спрос на данных специалистов. Во-первых, это объясняется неуклонным ростом производства автомобилей, а во-вторых, сегодня очень много молодых людей склоняют к выбору гуманитарных профессий (менеджеры, юристы и т. д.) и потому в некоторых регионах ощущают острый дефицит автомехаников. Также люди по данной профессии могут работать практически на любом предприятии, где есть автомобильная техника, требующая ухода. То есть, проще говоря, данным мастерам безработица не грозит.
- Достаточной высокий уровень дохода, что, опять-таки, объясняется востребованностью специальности.
- Возможность получить новые интересные знакомства. Здесь все просто: слава о хорошем автомеханике распространяется очень быстро, и настоящий мастер своего дела за короткий промежуток времени может стать известным не только в пределах своего места работы, но и, к примеру, в целом городе или даже области.
- Потенциальная независимость от работодателя. Существует достаточно много примеров из жизни, когда толковый автомеханик благодаря своим навыкам зарабатывал приличные деньги и открывал собственный бизнес.
- Учебная программа профессии автомеханика способствует развитию логического мышления и умению общаться с людьми, так как помимо ремонта машин мастеру приходится общаться еще и с их владельцами.
Недостатки
Однако, как и другие виды человеческой жизнедеятельности, автомеханик – профессия, также имеющая и некоторые отрицательные моменты. Среди них значатся такие пункты:
- Работа по данной специальности обязывает мастера иметь хорошую физическую подготовку и быть готовым к выполнению изнурительных, монотонных задач.
- На дыхательную систему будут негативно влиять самые различные пары и смеси: бензин, масло, солярка, растворители, дым от сварки и прочие. Кроме того, шум и вибрация тоже будут оказывать отрицательное воздействие на здоровье.
- В некоторых случаях выполнять должностные обязанности будет необходимо на открытом воздухе в некомфортных или даже плохих погодных условиях.
И наконец, самое важное – автомеханик несет на себе большую долю ответственности за сохранение жизни и здоровья автовладельца, который доверил ему свою машину, ведь от того, насколько качественно будет выполнено ее техническое обслуживание, будет во многом зависеть и безопасность самого клиента.
Профессиональные риски
Профессия автомеханика (описание профессии приводится в статье), как и любая работа, несет в себе опасности. Для того чтобы сберечь свое здоровье и даже жизнь, специалисту требуется строго соблюдать меры безопасности во время выполнения своих обязанностей. Так, например, перед тем как поднять автомобиль на гидравлическом подъемнике, следует убедиться, что лапы-подхваты этого устройства хорошо закреплены под машиной. Ремонтные работы необходимо производить исключительно исправным инструментом. Любые сварочные работы выполнять всегда при отключенном двигателе и откинутых клеммах аккумулятора.
Заключение
Конечно же, ремонт автомобилей – это дело, которое на практике далеко не каждому под силу. Многие люди не только не имеют желания овладевать навыками по обслуживанию машин, но и просто элементарно не наделены для этого соответствующими склонностями от природы. Однако есть надежда, что после прочтения данной статьи молодые люди скажут: «Моя будущая профессия – автомеханик».
Бизнес-план автосервиса
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
- Официальные дилеры. Это сетевые сервисы, которые обслуживают автомобили конкретной марки. Встречаются в России не так часто; спрос на услуги таких дилеров умеренный, в том числе по причине высоких цен.
- СТО, обслуживающие ТС одного производителя или конкретной модели. Работа в этой нише рискованна, поскольку бизнес ограничен определенной группой потребителей.
- Одиночные СТО с или без аккредитации. Спрос на такие сервисы высокий, цены на услуги значительно более приемлемые в сравнении с официальными центрами.
- Автосервисы в гараже. В незарегистрированных СТО, работающих подпольно, можно сделать недорогой ремонт, но профессионализм работников зачастую не слишком высокий.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
- шинoмoнтaж. Рaбoтa c кoлecaми: балансировка, замена peзины, ремонт шины и т.д.;
- диагностика и рeмoнт. Автocepвиc будет paбoтaть c мaшинaми paзных мapoк. Бoльшaя чacть paбoт cвязaнa c двигaтeлeм и хoдoвoй чacтью;
- кyзoвные paбoты. Ремонт кyзoвa: cвapкa, пoкpacкa, pихтoвкa;
- автомойка.
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.