Образ будущего на холме или креативный проект футуристического жилья от propeller z, вена, австрия

Вена для дизайнера: гид по самым интересным местам

«Вена — это город, который был построен вокруг кофеен», — писал немецкий драматург Бертольт Брехт. Что первое приходит на ум, когда вы думаете о Вене, помимо уютных венских кофеен, где подают меланж и яблочный штрудель? Конечно, это знаменитые архитектурные достопримечательности: дворец Шенбрунн и Бельведер, Венская опера, галерея Альбертина, Венский зоопарк… Рассказываем, куда еще отправиться дизайнеру за вдохновением и чем заняться в Вене, чтобы лучше узнать столицу Австрии.

Остановиться.

в самом центре Вены рядом со средневековым собором Св. Стефана в Hotel Topazz (Lichtensteg 3) или Sofitel Vienna Stephansdom (SO/VIENNA, Praterstrasse 1).

Автор проекта Sofitel Vienna Stephansdom — лауреат престижной архитектурной Притцкеровской премии Жан Нувель.

На 18-м этаже отеля расположен ресторан Das LOFT с лучшим панорамным видом на центр Вены. Этот ресторан — хот-спот для ценителей вина и поклонников инновационной кухни. Где еще можно увидеть необычный «винный погреб»: встроенный четырехметровый холодильник для вина? За эксклюзивный дизайн потолка ресторана отвечает медиа-дизайнер Пипилотти Рист, которой удалось создать блестящий контраст между простым интерьером и ярким видеопотолком с подсветкой.

Увидеть своими глазами.

Сецессион был задуман как «храм искусства» раннего модернизма. Сейчас это галерея, где проводятся выставки современного искусства.

Познакомиться.

с идеалами искусства и красоты австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Дом Хундертвассера — отражение его философии: свободы во всем, свободы личности и архитектуры.

Прогуляться.

Центральный корпус спроектирован архитектурным бюро Захи Хадид (Zaha Hadid Architects). Он наклонен под углом 25–33 градуса и выполнен в футуристической архитектурной манере.

Посетить.

Кроме того, в этом музее есть экспозиции с большой коллекцией работ «Венских мастерских» и мебелью из гнутой древесины фабрики Thonet с культовым стулом №14, так называемым венским стулом для кофейни. Входной билет — 12 евро. Но каждый вторник с 18:00 до 22:00 стоимость билета составляет всего пять евро.

Постоянная коллекция музея MAK, Вена 1900

При музее есть магазин с довольно интересными предметами декора — MAK Design Shop.

Добавьте в свой маршрут.

венские газометры (Guglgasse 8) — образец того, как заброшенные промышленные помещения можно органично перестроить в жилые, офисные и развлекательные зоны.

Газометры были закрыты в конце ХХ века, когда Вена отказалась от использования коксового газа в пользу природного. Позднее был объявлен конкурс идей по перестройке газометров — архитекторы дали новую жизнь заброшенному пространству. Австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au построило изогнутую жилую башню, которая примыкает к одному из газометров.

Выпить кофе.

в Café at Palmenhaus (Burggarten 1 ), которое находится в здании знаменитой теплицы дворцового парка Хофбург под сводами стеклянного купола рубежа XIX–XX веков.

Не пройдите мимо.

свечного магазина Ретти (Stallburggasse 2). Это один из первых заказов австрийского архитектора и дизайнера Ханса Холляйна.

Маленькое помещение из алюминия и зеркал, оформленное в стиле постмодернизма. Оно было удостоено американской премии Рейнольдса как самое маленькое архитектурное произведение.

Не забудьте.

посетить Венскую фарфоровую мануфактуру в замке Аугартен (Obere Augartenstraße 1), где и сегодня фарфор изготавливается и расписывается вручную.

Венский фарфор славится своей деликатной и изящной формой, чистотой линий и изысканным мастерством исполнения. Каждый предмет фарфора Аугартен не только произведение искусства, но и образец австрийских традиций, которые передаются уже 300 лет.

Особые стилистические ощущения 1950-х годов. Для этого времени характерны плавучий декор, современные формы и элегантный дизайн.

Коллекция Melone («Дыня»)

На территории мануфактуры есть Музей фарфора, где представлено 25 000 различных изделий, от посуды до дизайна интерьера, от классических декоров до необычных форм и изделий, созданных в сотрудничестве с известными художниками.

Выпить бокал вина.

Это эклектичное уютное место, где на удобных кожаных диванах находятся рядом и местные жители, и художники, и студенты, и случайные туристы. Здесь приятно посидеть со знаменитым венским меланжем или бокалом австрийского вина.

Поужинать.

в ресторане Corbaci (Museumsplatz 1) в Музейном квартале. Дизайн разработали французские архитекторы Анн Лакатон и Жан Филипп Вассал в сотрудничестве с турецкой художницей Асией Колбай-Кафальер.

Своеобразие этому месту придает «небесный свод» на потолке, выполненный в традициях восточной керамики. «Здесь у нас были кирпичные своды, и идея проекта проста: повесить „небеса“ в этом пространстве», — говорит о проекте Анн Лакатон.

Отдохнуть.

в центре Вены в спа-комплексе Amalienbad (Reumannplatz 23). Он расположен в здании в стиле ар-деко с куполообразной крышей.

Тем, кто интересуется графическим дизайном, рекомендуем посетить.

Дизайнерский форум в Вене designforum (quartier 21/MQ, Museumsplatz 1) — пространство для выставок и мероприятий, посвященных теме дизайна, в самом центре города.

С момента своего открытия в 2006 году designforum организует выставки графического дизайна и мультимедиа, и раз в два года здесь вручают австрийскую Государственную премию в области дизайна и премию Джозефа Биндера. Это единственный международный конкурс в области графического дизайна и иллюстрации. Отслеживать события designforum можно по ссылке: http://www.designforum.at/w/

Привезите из поездки.

стеклянные шары Schneekugelmanufaktur, фарфор венской мануфактуры Augarten, хрустальные сувениры Lobmeyr или Swarovski. Подобрать сувениры на любой вкус можно в Imperial Shop Vienna (Hofburg — Heldenplatz).

Образ будущего на холме или креативный проект футуристического жилья от propeller z, вена, австрия

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

Футуристическая квартира в Вене

Франческа фон Габсбург, аристократка, собирательница современного искусства и мать троих детей, показала нам свою квартиру в центре Вены. Оказалось, что modern art тут не меньше, чем в ее галерее этажом ниже.

Франческе фон Габсбург повезло с наследством. Королевская фамилия, так же как и трое прекрасных детей, ей достались от мужа, эрцгерцога австрийского Карла. Прожив вместе десять лет, они расстались, но сохранили крайне дружественные отношения. От отца, сталелитейного магната барона Ханса Хенрика Тиссена-Борнемисы, Франческа унаследовала артистический вкус и часть его знаменитой коллекции (остальное можно увидеть в мадридском музее Тиссена-Борнемисы). Идеальное британское произношение и эффектная внешность – это, разумеется, заслуга матери, английской фотомодели (барон ценил красоту не только в искусстве, но и в женщинах).

Однако на кого Франческа совсем не похожа, так это на избалованную ленивую богатую наследницу. “Я в душе анархистка, – говорит она. – И была такой еще в детстве. Слушать старших, идти по проторенной дорожке – это не для меня”. Из частной школы в Швейцарии она сбежала в Лондон, в богемный колледж Святого Мартина. Проучившись пару лет, решила, что профессора подавляют ее свободу, и забрала документы.

В 1980-е сменила несколько городов (Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес) и ролей (актриса, певица, модель). За бурной молодостью последовало замужество, рождение детей, переезд в Швейцарию, затем в Австрию, работа в арт-сфере (с 2002 года Франческа руководит собственной галереей Thyssen-Bornemisza Art Contemporary).

Впрочем, титул эрцгерцогини ничуть не изменил своенравный характер Франчески. Взять хотя бы ее квартиру. Престижный район в центре Вены рядом с собором Святого Стефана, респектабельный дом с барочным фасадом (говорят, в нем несколько месяцев жил Бетховен) – отличный выбор для особы голубых кровей.

Провокативное современное искусство, гигантский мини-футбол золотого цвета, ударная установка, смесь поп-арта и футуризма – такое жилище больше под стать какой‑нибудь рок-звезде, чем аристократке и матери троих детей. “Всё в этой квартире – результат моего выбора, – рассказывает хозяйка. – Просто не представляю, как можно приглашать декоратора. Я бы не смогла ужиться с чужими вкусами”.

Мудрое решение: если Франческа не захотела слушать учителей, ссор с архитектором было бы не миновать. Тем более что главной целью хозяйки было разместить любимые произведения искусства (и только потом семью) – а уж это-то галерист с опытом умеет.

Просторная квартира в 500 м² оформлена в довольно нейтральном стиле: белые стены, паркет, скандинавская винтажная мебель.

В интерьере царят арт-объекты, занимающие иногда целые комнаты. Хит коллекции – настольный футбол швейцарского дуэта Сабины Ланг и Даниэля Бауманна. “Все мои вечеринки заканчиваются одинаково, – смеется хозяйка, – гости окружают автомат и начинают резаться в футбол”.

Исключение было сделано для кухни-столовой и детской игровой комнаты: искусство тут уступает место дизайну.

Франческа признается, что ее вдохновляли футуристические интерьеры из фильма Стэнли Кубрика “Заводной апельсин”.

С выбором цветов проблемы не было. “Яркие цвета необходимы! – убеждена Франческа. – Нет ничего вульгарнее бежевых квартир”. Конечно: ярким личностям – яркие квартиры.

Секретные места Вены, которые вы не найдёте в типичном путеводителе

Хотите увидеть скрытую сторону Вены: посетить музей, галереи, увидеть сокровища Тевтонского ордена и башню сумасшедших? Мы расскажем об этих и других секретных местах прекрасного австрийского города.

Ах, Вена! Постойте на площади Штефансплац, полюбуйтесь Собором Святого Стефана, затем сверните на Домгассе, загляните в дом великого Моцарта. Дойдите до Вехрнего рынка (Hoher Markt), насладитесь магией «танцующих» Анкерных часов. Пройдите дальше и оцените строгость Старой ратуши. Прогуляйтесь до императорской резиденции Хофбург и здания Венской Оперы. Загляните в кафе «Захер». Затем сверните в сторону Нового рынка (Neuer Markt) и идите вновь к Штефансплац, чтобы на примере Дома Хааса сравнить современную и классическую архитектуру. А теперь отложите типичный путеводитель. Мы откроем для вас совершенно другую Вену.

1. Дом бабочек

Дворцовый комплекс Хофбург не обходит стороной ни один турист, приезжающий в Вену. Но про «Дом бабочек», который находится в дворцовом парке Бурггартен, почему-то мало, кто знает.

Между тем, место это совершенно удивительное. Там собраны десятки видов экзотических бабочек из Коста-Рики, Таиланда, Филиппин и других стран. При этом для тропических красавиц созданы все условия: температура в павильоне никогда не опускается ниже 26 градусов, а влажность воздуха – 80%. Кроме того, чтобы насекомые чувствовали себя, как дома, там выращиваются привычные для их среды обитания растения. Бабочки изящно порхают между цветками гибискуса и лантана.

Читайте также:  Ностальгия золотых 50-ых: классика и винтаж для современных женщин в магазине ann taylor

Вы сможете не просто насладиться красотой этого тропического оазиса, но и понаблюдать, как бабочки «пьют» нектар, а также своими глазами увидеть чудо – «рождение» из куколки новой бабочки.

Адрес: Schmetterlinghaus Palmenhaus, Burggarten Hofburg
Сайт: schmetterlinghaus.at
Режим работы: с апреля по октябрь: понедельник-пятница – с 10:00 до 16:45, суббота, воскресение и праздничные дни – с 10:00 до 18:15; с ноября по март: понедельник-воскресение – с 10:00 до 15:45

2. Музей кофе

Если вы спросите, чем пахнет Вена? Ответ – кофе. Этот напиток играет особую роль в истории и культуре города. Первые кофейни появились в нем еще в XVII веке, после турецкой осады, и по сей день являются не просто кафешками. Это места для изысканного отдыха.

Обязательно загляните в одну из венских кофеен, чтобы почувствовать эту атмосферу, а также сходите в Музей кофе, чтобы узнать историю напитка.

Музей кофе (Kaffeemuseum) был открыт в Вене в 2003 году. Это заслуга частного коллекционера и большого поклонника кофе Эдмунда Майра (Edmund Mayr). Именно он собрал большую часть коллекции, размещающейся теперь в четырех выставочных залах.

В первом из них вы узнаете историю кофе по-венски, во втором посмотрите на старинную кофейную утварь (турки, чашечки, блюдца), а также «познакомитесь» с некоторыми известными кофеманами. Среди экспонатов, например, есть кофейная кружка В.И.Ленина. Вождь мирового пролетариата попивал из нее кофе, будучи в Финляндии. В четвертом и третьем залах вы найдете всевозможные приспособления для приготовления кофе: от кофемашин до кофемолок.

Кроме того, в Музее проводятся различные кофейные семинары. Так, вы сможете, к примеру, пройти мастер-класс бариста.

Адрес: Vogelsanggasse, 36
Сайт: kaffeekompetenzzentrum.at
Вики: Музей кофе
Режим работы: понедельник-четверг – с 9:00 до 18:00, пятница – с 9:00 до 14:00

3. Сокровищница Тевтонского ордена

Тевтонский духовно-рыцарский орден был основан в XII веке и довольно быстро развился во влиятельную политическую организацию. Хотя это больше напоминало государство, ведь у Ордена был свой глава (великий магистр), премьер-министр (ландмейстер), главнокомандующий (маршал ордена), министр здравоохранения (верховный госпитальер), министр финансов (главный казначей) и т.д.

Во время крестовых походов в Палестину в Иерусалиме была заложена каплица во имя святой Девы Марии. И такое же название носит австрийская резиденция современных тевтонцев, располагающаяся в Вене. Братья и сестры по-прежнему объединены девизом «Helfen – Wehren – Heilen» («Помогать – Защищать – Исцелять»), но, в отличие от Средневековья, военной экспансии больше не проявляют, занимаются сугубо духовными делами.

А еще проводят экскурсии для желающих поближе познакомиться с историей Тевтонского ордена. В монастыре, между костелом св.Стефана и Казначейством, располагается венская Сокровищница Тевтонского ордена. Экспозиция музея небольшая, но где вы еще увидите оружие крестоносцев, их военные трофеи из Малайзии и Персии или окаменелые внутренности коз (рыцари полагали, что они обладают магическими свойствами)? Но самый диковинный предмет в Сокровищнице – «дерево» из зубов акулы. С помощью него тевтонцы определяли, не отравлена ли пища.

Посещение музея обойдется вам всего в 4 евро, а для детей до 6 лет вход и вовсе свободный.

Адрес: Singerstrasse, 7
Сайт: deutscher-orden.at
Режим работы: вторник, четверг, суббота – с 10:00 до 12:00, среда и пятница – с 15:00 до 17:00

4. Венские газометры

В конце XIX века Вена отапливалась и освещалась коксовым газом. Для этих целей в столице Австрии были возведены четыре огромных газгольдера по 70 метров высотой и 60 метров в диаметре, четыре башни для хранения коксового газа (каждая объемом около 90 000 м³).

Однако вскоре, во второй половине ХХ века, город перешел на природный газ, и газометры стали не нужны. Поэтому в конце столетия городские власти объявили конкурс на лучший проект по реорганизации газохранилищ и на рубеже века ХХI в Вене появился новый многофункциональный комплекс.

Специальное оборудование демонтировали, внутри провели полную реконструкцию, а фасад и крыши оставили прежними, и в результате газометры А, В, С и D превратились в жилые дома (около 800 квартир + 70 студенческих кампусов), магазинчики, кинотеатр, концертный зал вместимостью около 3 000 человек, офисные и муниципальные помещения.

Побродить по территории венских газометров можно самостоятельно либо в сопровождении гида, нанять которого можно на сайте комплекса. В любом случае вы непременно почувствуете особую атмосферу этого места – жители бывших газометров, будто общинники, живут сплоченно и дружно.

5. Галерея стрит-арта

Вена – сокровищница мировой живописи. Галерея Бельведер, Музей истории искусств, Галерея Альбертина и Музей Леопольда хранят тысячи бессмертных произведений великих художников. Казалось бы, откуда в этом «храме классической живописи» взяться авангардной урбан-графике?

Вы будете поражены, но стрит-арт живет и процветает даже в строгой степенной Вене. Так, в 2006 году венские уличные художники объединились, чтобы общаться и обмениваться опытом, и создали галерею Inoperable. Вместе они создали проект развития уличного искусства, который бы органично вписывался в культурно-исторический ландшафт города.

С тех пор галерея регулярно проводит выставки известных уличных художников, в том числе известного австралийского художника Shida, живущего сейчас в Вене, легендарной Тары МакФерсон (Tara McPherson) и других. Кроме того, Inoperable часто проводит стрит-арт фестивали и перфомансы.

Адрес: Burggasse, 24
Сайт: inoperable.at
Режим работы: вторник-пятница – с 13:00 до 18:00, суббота – с 13:00 до 17:00

6. Центр фотографии WestLicht

Еще одно нетипичное для австрийской столицы художественное место – фотогалерея WestLicht. Даже место ее расположение можно называть оригинальным. Центр фотографии находится на чердаке дома, в котором до 1950-х был стекольный завод. В 2001 году группа энтузиастов, влюбленных в жанр фотографии, объединилась, чтобы создать WestLicht. Его миссия – развитие и популяризация фотоискусства в Австрии.

WestLicht – и музей и фотовыставка одновременно. В стендах с особым освещением – фотоаппараты, вспышки, объективы и другая техника; на стенах – первые фотографии, сделанные посредством дагерротипии, а также работы Эльфи Семотан, Пегги Сирота, Мэри Эллен Марк и других всемирно известных художников.

Экспозиция WestLicht насчитывает порядка 500 технических устройств, разных эпох и разного назначения. В хронологическом порядке представлена эволюция фототехники. Изюминка коллекции – «праотец» современных фотоаппаратов «Susse Frères Daguerreotype Camera» 1839 года.

Отдельная часть выставки посвящена репортажной туристической съемки. Это непросто сборник фотографий, начиная с середины XIX века и до наших дней, – это удивительное путешествие, когда одновременно перемещаешься сквозь время и пространство. Кроме того, есть залы посвященные жанру ню, военной фотографии, фотожурналистике и жуткому Венскому акционизму.

Билет в Центр фотографии WestLicht стоит 6,5 евро, и поверьте, это ничтожная плата за то удовольствие, которое вы получите при его посещении.

Адрес: Westbahnstraße, 40
Сайт: westlicht.com
Режим работы: вторник, среда, пятница – с 14:00 до 19:00; четверг – с 14:00 до 21:00; суббота, воскресение и праздничные дни – с 11:00 до 19:00

7. Лайнцер Тиргартен

На окраине Вены, в районе Хитцинг, находится уникальное место – заповедник «Лайнцер Тиргартен». Его территория составляет 2 450 га, большая часть которых (1 945 га) занята сказочным Венским лесом. Величественные дубы и буки стоят в этих местах уже порядка 400 лет. Только представьте, какой там воздух!

В лесу обитает около 94 видов птиц, в том числе редких, десятки видов пресмыкающихся (саламандры, альпийские тритоны). Из более «серьезных» представителей фауны – зубры, кабаны, олени, муфлоны и другие животные. Но кормить и приближаться к ним строго настрого запрещено: «Лайнцер Тиргартен» – не зоопарк, звери здесь не приручены.

В заповеднике проложено несколько троп для прогулок и созерцания девственной природы. Кроме того, создано несколько развлекательных площадок: детский уголок, место для пикника, смотровая башня и т.д.

Но особый интерес представляет, находящаяся на территории заповедника, вилла Гермеса. Этот прекрасный дворец был построен в 1886 году по распоряжению императора Франца-Иосифа I. Он страстно любил свою супругу, императрицу Елизавету, а она очень любила путешествовать. Поэтому монарх решил построить такой дворец, из которого жена не захочет уезжать.

Сюрприз удался. Вилла получилась действительно потрясающий: роскошное внутренне убранство, сад с беседкой и античными статуями, фонтан и конюшня для лошадей императрицы. Но главное, что это было одно из первых зданий в Вене, куда были проведены электричество и телефонная связь.

Сиси довольно часто заглядывала на виллу Гермеса, пока в 1898 году анархист Луиджи Луккени не убил ее ударом ножа в сердце.

Сегодня вилла Гермеса открыта для посещения туристов со вторника по воскресенье с 10 до 18 часов. Вход – 4 евро. Посещение «Лайнцер Тиргартен» бесплатно.

Австрия. Современная архитектура Вены

Серию постов про Вену начну с одной из своих любимых тем – современной архитектуры. Забегая вперед, скажу, что Вена мне очень понравилась, пожалуй, это лучший город, в котором я бывал за все свои поезки, город этот заботливо придуман, модернизирован и переосмыслен людми для людей. Эту тему мы подробнее рассмотрим в следующих постах, а сегодня прогуляемся по нескольким интересным кварталам, посмотрим современные жилые и общественные здания.

Читайте также:  Как обшить фронтон сайдингом

1. Начнем мы с очень известного центра притяжения всей Вены – музейного квартала. Музеумсквартир или сокращенно MQ – это группа выставочных пространств, сформерованная вокруг исторического здания придворных иператорских конюшен. Здесь находятся три крупных музея: Музей современного искусства фонда Людвига (MUMOK), Музей Леопольда и венский Кунстхалле. Для детей открыт детский ZOOM Kindermuseum. В Музейном квартале регулярно проходят различные культурные мероприятия.

2. Два мощных современных здания (серый MUMOK и белый музей Леопольда) отлично расположиль во внутреннем дворе музейного квартала. Оба здания спроектированы архитектурным бюро “Ortner & Ortner”, здание музея Леопольда представляет собой прямоугольный параллелепипед, облицованный ракушечником. Музей современного искусства выполнен в форме похожей на сундук и облицован вулканической горной породой. Изначальным вариантом проекта предполагалось возвести более высокое здание. Однако после долгих дискуссий здание уменьшилось в высоту, но обрело несколько подземных этажей.

3. Вид на MQ с высоты птичьего полета (изображение bing.com).

4. Во внутреннем дворе много интересных дизайнерских сидалищ, которые перекрашивают каждый год в нвоые цвета, цвет выбирают путем народного голосования.

5. Мост Шведенбрюкке. Слева от моста здание банка Австрии, справа – гостиница Софитель Вена (архитектор Жан Нувель).

6. Набережная канала Дунай. Здание IBM работы Вильгельма Хольцбауэра.

7. Здание окружного суда Вены.

8. На берегу все того же Дунай канала находится здание мусоросжигательного завода Шпиттелау. Вид с высоты птичьего полета (изображение bing.com).

9. Завод построен в еще в 1971 году, но в 87-м завод сильн опострадал от пожара, и проект реконструкции мэр Вены поручил архитектору Хундертвассеру, известному своей “экологической” филосовией в архитектуре. В начале архитектор не хотел участвовать в этом проекте и вообще был против мусоросжигательного завода, но после того, как его уверили в том ,что завод будет супер технологичным и будет включать циклы вторичной переработки мусора, архитеткор согласился и в итоге молучилось вот это строение. На любителя.

10. Детали фасада.

11. В нескольких шагах от завода находится жилой дом от Zaha Had >

12. Вид с высоты птичьего полета. (изображение bing.com).

16. Переместимся в восточную часть Вены, в жилой квартал, расположенный напротив Gasometer city (ренновационный комплекс общественных зданий на базе четырез старых газгольдеров). Здание детского сада.

17. Генплан четырех жилых зданий. Комплекс называется Ville Verdi (“Зеленые дома”).

18. Четыре “падающих” жилых дома аккуратно утсроились на холме, аккуратные дворы, скромные входыне группы.

19. Дома построены по проекту архитектурного бюро Albert Wimmer, строительсво завершено в 2009 году.

20. Смело и красиво

23. А это вид вс ей территории Газометр сити с высоты птичьего полета, на этой фотографии Зеленые дома еще в стадии строительства (изображение bing.com).

24. Венские газометры – четыре бывших газгольдера, расположенных в Вене (Австрия) и построенных в 1896-1899 годах. Они расположены в Зиммеринге, одиннадцатом районе города. В 1969-1978 город отказался от использования коксового газа в пользу природного, и газометры были закрыты. В 1999-2001 они были перестроены и стали многофункциональными комплексами.

26. Вид на Зеленые дома от газгольдеров.

30. Венские газометры были построены в 1896-1899 годах в венском районе Зиммеринг. Они были созданы, чтобы обеспечить город газом, который до этого поставляла английская компания Inter Continental Gas Association (ICGA). На тот момент эти газометры были самыми большими в Европе. Однако из-за смены технологий в 1984 газометры были заброшены, так как город перешёл на природный газ, для которого не нужны такие большие резервуары. С этого времени венские газгольдеры использовались для самых разных целей, например, как декорация для одной из частей бондианы “Искры из глаз”.В 1995 был объявлен конкурс идей по перестройке газометров. В итоге перестройка четырех газометров досталась четырех архитекторам: архитектурному бюро Coop Himmelb(l)au, Жану Нувелю, Вильгельму Хольцбауэру и Манфреду Ведорну. Все газометры были разделены на следующие зоны: жилую, офисную, и развлекательную (магазины). Исторический экстерьер был сохранён. В мае 2001 люди стали заселять газометры, а в октябре состоялось официальное открытие.

31. Комплекс Хоуливув мегаплекс, соеденненый стеклянным переходом с одним из газгольдеров.

35. Внутри газометров появилось своё особое сообщество наподобие посёлка, города в городе, развилось настоящее ощущение единения и общности. У газометров есть своё активное сообщество жильцов и интернет-сообщество. Многочисленные труды и диссертации по психологии, городскому планированию, журналистике и архитектуре были посвящены этому феномену.Функционируют концертный зал, вмещающий 2000-3000 человек, кинотеатр, муниципальный архив, студенческое общежитие и так далее. Жилой фонд составляет около 800 квартир, две трети из которых располагаются внутри стен газометров с 1600 постоянных жильцов, а также 70 студенческих комнат вмещающих около 250 студентов.

38. К газометру “В” присоединили стекляшку.

40. Принцимиальная схема Газометр сити.

42. Эвакуационные лестницы обычно старяются спрятать, но тут она является активной частью фасада.

43. Ну и в финале какая-то хрень в центре, которую мне уже лень было гуглить. Спасибо за внимание.

Прямая речь: Австрийский исследователь паблик-арта о музеефикации городов и креативных мэрах

Штефан Лутшингер, исследователь и теоретик паблик-арта, рассказал The Village о появлении городского искусства в Вене после войны, минусах музеефикации городов и чрезмерно креативных мэрах.

Штефан Лутшингер — художник, преподаватель, исследователь. В разное время преподавал в университетах Вестминстера, Мидлсекса, Таллина. В настоящее время является приглашённым исследователем в Центре изучения демократии Университета Вестминстера, преподает Media & Cultural Studies в СПбГУ. В качестве художника участвовал во множестве проектов, в том числе в проекте внедрения актуального паблик-арта в городские пространства Вены. Член арт-группы Class Wargames (Лондон).

Многие считают, что художники должны заниматься только искусством, такая идея кажется мне довольно реакционной. Крайне важно развивать participatory art, демократизировать искусство. Есть известная цитата Петера Вайбеля (нынешнего куратора Московской биеннале, кстати) о том, что при помощи паблик-арта мы вряд ли сможем сделать людей умнее, но можем сделать умнее окружающую их среду. Речь идёт как раз о том, чтобы сделать окружающий мир несколько лучше, поставить вопросы и попытаться найти на них ответы. Что такое публичность, общественность, общество? Не являемся ли мы просто фрагментированными, атомизированными субъектами? Что объединяет нас? Именно в поиске ответов на эти вопросы и заключается, на мой взгляд, общественная функция искусства.

Родоначальником паблик-арта в Австрии стал один из основателей венского акционизма — Гюнтер Брус. Именно он в середине 60-х годов начал предпринимать так называемые интервенции, внедрения в общественные пространства. В одной из первых акций забинтованный, с кровоточащими ранами, Гюнтер Брус попробовал пройти через центр Вены, символизируя разделение австрийской столицы (в результате Второй мировой войны) своим собственным телом. Довольно быстро его остановили полицейские и даже арестовали. Стоит отметить, что если какой-то художник попробовал бы осуществить подобную художественную акцию сейчас, то это вряд ли привлекло бы массовое общественное внимание, скорее всего, его бы приняли за стрит-артиста и, возможно, пожертвовали немного денег.

Перфоманс, Вена, 1965, «Нарисуй себя сам», Гюнтер Брус

Первые проекты паблик-арта были связаны именно с завоеванием публичных пространств, с поощрением людей не подчиняться общепринятым практикам. Революционные 60-е — студенческие протесты во Франции, появление ситуационизма, практик дрейфа (исследование границ общественных пространств через вторжения, интервенции), культура хиппи в США, появление панка и DIY-культуры в Англии. Впрочем, важно понимать, что необходимо не только завоевывать публичные пространства, но и „производить“ их. Именно тогда феномен паблик-арта выходит на новый уровень развития. Например, в Вене период зарождения этой культуры связан с тем, что в травмированном поствоенном обществе с торжеством мелкобуржуазных ценностей (счастливая семья и т. д.) публичных пространств попросту не существовало. И тут самое время вспомнить известное высказывание Руссо о том, что если кто-то заявляет права на территорию, огораживая её, то это можно вменить в вину не самому захватчику, а тем, кто не оспаривает это право.

К 90-м годам ХХ столетия угроза музеефикации города стала крайне актуальной для Вены, бывшей имперской столицы в условиях отсутствия империи. Стало очевидно, что идея Вены как музея не принесёт нам ничего нового, не позволит городу развиваться дальше, заморозив его в стереотипах австрийского культурного империализма. Кроме того, многие практики современного искусства 60–80-х годов, молодое цифровое и медиаискусство были вообще не представлены в городском пространстве. Публике не показывали работы начала ХХ века, например Густава Климта или Эгона Шиле. Именно поэтому приняли решение создать так называемый Музейный квартал, расположив его в комплексе зданий бывшей резиденции австрийской кавалерии. Естественно, что защитники-фундаменталисты старой Вены сразу развернули большую общественную кампанию борьбы с новым проектом, сражаясь буквально за каждое здание. На переговоры и договорённости с ними ушло почти 10 лет. Однако в результате Музейный квартал всё-таки появился на свет — этот проект в области современного искусства и общественного пространства стал одним из самых популярных и значимых во всей Европе. Он действительно создал так называемое живое пространство, в котором совсем необязательно что-то потреблять, можно просто проводить время, общаться, наблюдать, создавать что-то самому.

Музейный квартал в Вене. Одна из главных составляющих оформления — паблик-арт.

В Вене создали даже электронный архив объектов паблик-арта — с 1968 года по настоящее время. Организовали специальный фонд поддержки проектов паблик-арта, куда вы можете отправить свою художественную идею и, пройдя конкурсный отбор, получить финансовую поддержку проекту — 100–200 евро или даже несколько тысяч. Фондом управляет группа кураторов, также входящих в жюри по выбору проектов. При этом, конечно, можно придумать и реализовать собственный проект без всякого одобрения со стороны фонда.

Читайте также:  Современное здание муниципалитета от rudy uytenhaak architects, гаага, нидерланды

Несколько лет назад город возглавлял крайне креативный мэр, политик популистского толка вроде Герхарда Шредера, который всячески пытался заниматься искусством сам. Он пробовал себя в области дизайна фонтанов, создания объектов паблик-арта — все эти попытки представляли собой крайне жалкое зрелище, но очевидно, что административный ресурс к вопросу их реализации прилагался довольно сильный. В результате решение было найдено — был создан фонд, который стал одобрять или не одобрять проекты в области паблик-арта в Вене, в том числе и с целью оградить общественное пространство от излишне активных арт-поползновений мэра города. Так что бюрократия смогла победить политику.

Красноярск, например, где я был этим летом, — это город, полный объектов паблик-арта. Например, электрические деревья (буквально как на Бродвее) или трансляции джазовых композиций через громкоговорители на улицах. Как мне сказали, всё это свидетельства креативности тамошнего мэра. Мне кажется, надо всегда быть крайне осторожными, когда в вопросах искусства (и в особенности паблик-арта) активную роль начинают играть люди, наделённые той или иной властью. Но такие инициативы в идеале должны ограничиваться культурными советами, фондами, объединениями кураторов и т. д.

Красноярск. «Москва-Красноярск: перемещение ценностей». Автор произведения Логвин Андрей. Девять человеческих силуэтов в натуральную величину в различных позах напылены через трафарет на подпорную стенку перед центральным входом в Красноярский музейный центр на площади Мира, 1

Бывают времена, когда художники находятся в нейтральных или даже хороших отношениях с властью, а бывают, когда в плохих. Скажем, в начале 2000-х, когда в Австрии у власти находилось крайне правое, практически фашистское правительство, группа моих друзей-художников сделала следующий проект: каждый четверг они проецировали наиболее глупые цитаты политиков, а также реакцию на них художественного сообщества на здание, расположенное напротив резиденции федерального канцлера. Как заявила одна из участниц группы, подобная визуальная интервенция позволила ей избавиться от шестилетнего «синдрома политического ПМС» (именно столько австрийская праворадикальная партия находилась у власти).

Самым дорогостоящим паблик-арт объектом в истории Австрии должен был стать проект «25 частей», приуроченный к годовщине окончания Второй мировой войны, в 2005 году. Стоимость проекта составляла порядка 10 млн евро, финансировало его государство. В это время у власти были праворадикалы, пытающиеся переосмыслить итоги Второй мировой войны. Один из вопросов, поставленных перед художественным сообществом, звучал так: «Стало ли окончание Второй мировой войны действительно победой или скорее поражением для Австрии?» Подобный вопрос, естественно, не мог не спровоцировать резко негативную реакцию художников. Большая часть из них вообще отказалась принимать участие в проекте. Но ряд проектов всё-таки появился на свет, например работа Тани Остойч «Без названия/По мотивам Курбе», апеллирующая к известной работе Гюстава Кюрбе «Происхождение мира».

Пример утверждённого властями паблик-арта в Вене. Работа художницы Тани Остойч о сложном пути восточноевропейских женщин в Евросоюзе и сексуальной демократии прошла конкурсный отбор. Такие плакаты разместили на билбордах по всей столице.

Самым скандальным проектом из «25 частей» стал «25 бельведерских коров», символизирующий дефицит продовольствия в послевоенной Вене. Коров завезли и разместили в парке Бельведер — дворцово-парковом комплексе в Вене. Буквально через несколько дней художественно-террористическая группа, представляющая интересы борцов австрийского сопротивления и выступающая за альтернативную интерпретацию исторических событий, заявила о том, что похитила одну из коров, разослав в СМИ фотографии людей в масках, приставляющих нож к горлу коровы. По стечению обстоятельств одна из коров заболела в это время, так что её пришлось увезти, и общее количество животных на лужайке сократилось на одну особь. Обеспокоенные граждане, несмотря на заявления правительства о том, что с коровой всё в порядке и она скоро вернётся на место, предпочли верить арт-террористам и СМИ. При этом у семьи одного из членов арт-группы была небольшая ферма, где жили другие коровы — именно их и использовали для фотографий. Интересно, что в подобной ситуации даже традиционно консервативно настроенные фермеры поддержали художников.

Самым большим провалом «25 частей» стал проект воссоздания бомбардировки Вены в феврале 1945 года путём видеотрансляции на современное здание, расположенное на центральной площади города, напротив собора святого Стефана. Собор действительно сильно пострадал во время бомбёжек в начале 1945 года, главным образом по причине того, что во время Второй мировой войны там находился склад амуниции СС. Основная идея арт-проекта должна была опять-таки заключаться в пересмотре событий того времени. По сути дела, ставился вопрос: являлись ли мы агрессорами или жертвами? Я помню, как многие мои друзья-художники были крайне обеспокоены и возмущены перспективами реализации подобного арт-проекта, они даже спрашивали меня, что делать, какие акции протеста можно устроить, как можно сорвать мероприятие? Я отвечал, что ничего делать не надо. Здание, на которое должно было транслироваться видеоизображение, представляло собой типичное современное сооружение из стекла и зеркал — очевидно, что на зеркальную поверхность транслировать невозможно: зеркало обладает отражающей поверхностью. Проект в результате с треском провалился: публика действительно ничего не смогла увидеть. А в сентябре 2006 года фашистская партия проиграла на следующих выборах в Австрии. Не буду преувеличивать роль художников, но мне кажется, что свою роль в изменении политической ситуации сыграл и паблик-арт.

Анастасия Райхер о работе дизайнера в Австрии

Чем австрийская сфера дизайна отличается от российской? Есть ли у нее какие-то характерные национальные черты? Чем отличаются требования, подход к оформлению интерьера у австрийских и российских заказчиков? Об этом, а также о своем пути к профессии дизайнера, фирменном стиле и текущих проектах рассказывает дизайнер Анастасия Райхер.

На фото:

О выборе профессии. Хобби постепенно переросло в профессию. После победы в австрийском конкурсе «Democratic Designers» и последующей выставкой своих проектов в рамках «Vienna Design Week», получила в Австрии второе образование по специальности дизайнер-декоратор. Работала в Вене сначала декоратором, потом дизайнером интерьера и очень скоро поняла, что хочу работать самостоятельно. Рискуя, открыла своё дело в Вене, без изначального капитала и связей, можно сказать ушла в никуда. Первые годы были очень сложными. В Австрии вообще очень непросто оставаться на плаву, но у меня, похоже, получается. Сейчас работаю в основном по рекомендации и в самых престижных районах Вены и Австрии.

О национальных чертах дизайна. Российскую сферу дизайна знаю мало, так как в России как дизайнер не работала (уехала в Австрию сразу после окончания университета). Но, поработав с русскими заказчиками в Австрии, понимаю, что тут всё сложнее, дольше и дороже в плане реализации проекта. Австрия небольшая страна со спокойным и очень размеренным укладом жизни, все австрийские фирмы работают не спеша, без стресса, и своё рабочее время планируют заранее. Нашему человеку это непонятно.

О требованиях к дизайну. Австрийские интерьеры в основном спокойные, неброские и обязательно функциональные, всегда прагматичные. На первом месте функционализм, а уже потом дизайн. У русских заказчиков часто получается ровно наоборот. Интерьер делается, прежде всего, для души.

О фирменном стиле. При создании интерьера, я, прежде всего, отталкиваюсь от нужд заказчика, создаю тот интерьер, в котором он будет чувствовать себя комфортно, делаю удобный интерьер для его жизни, а не для того, чтобы выразить себя или продвинуть свой стиль и (или) вкусы. С другой стороны, мой вкус и моё понимание стиля диктует и направляет все пожелания заказчика. Есть два основных принципа работы с заказчиком. Первое – мы должны быть равноправными партнёрами, второе – полное доверие с его стороны. Без этих составляющих работать профессионально, на мой взгляд, просто невозможно.

О текущих проектах. Недавно закончила работу над проектом мини-отеля. Заказчик – австрийская туристическая фирма, решившая преобразовать 20 квартир в доме 1980 года постройки в центре города Вены под 20 туристических номеров-апартаментов с кухней и всеми необходимыми удобствами. Сейчас заканчиваю работу по оформлению 4-х этажной современной виллы в элитном 19 р-не города Вены среди холмов и виноградников (Neustift am Walde). Давно хотелось поработать над неординарным проектом, не всякий заказчик готов к смелым экспериментам и ярким интерьерам. Сейчас мне представилась возможность сочетать все цвета радуги, текстуры и стили в одном интерьере. Проект находится на стадии декорирования.

На фото: Дом в Вене, швейная комната, 2014 год.

О самых интересных проектах. В каждом реализованном проекте остаётся частичка себя, сначала думаешь над дизайном, потом его реализуешь, работа длится зачастую не один год. Мне сложно выделить что-то конкретное. Например, очень горжусь своим участием в обустройстве VIP квартиры в российском посольстве в Вене. Благодарна за оказанную мне честь и доверие.

Что касается остальных проектов, самые интересные работы – это когда заказчик оставляет ключ от объекта и полностью тебе доверяется. Были проекты, когда заказчики показывали фотографии того стиля, который хотелось бы получить, оговаривался бюджет, сроки и следующий раз мы виделись только тогда, когда они уже заезжали в квартиру или дом. Без дизайн-проекта, без согласований мебели и декора. Я просто делала так, как считала нужным. Вот такие «спонтанные » интерьеры всегда получаются интересными, и работать над ними сплошное удовольствие. Особенно приятно, что эти интерьеры пришлись по вкусу заказчикам, «прижились» и прошли проверку временем. Для меня это большое счастье.

Ссылка на основную публикацию