Новая жизнь старого католического храма – концептуальный проект в современном стиле

Почему современные храмы похожи на декорации к блокбастерам

Большинством людей религиозная архитектура воспринимается как нечто консервативное и традиционное. Сегодня Лайф расскажет вам о самых оригинальных храмах, мечетях и соборах мира.

Когда большинство людей слышат слово “храм”, они представляют себе белоснежное сооружение с золотыми луковками, готические или барочные соборы Европы или же строгую протестантскую церковь с тёмными кирпичными стенами. Словом, что-то столь же традиционное, как и чёрная ряса или пасхальный кулич в представлении православных верующих.

Однако архитектура религиозных сооружений в последние годы шагнула далеко вперёд, и, увидев современный католический храм или мечеть, вы, вероятнее всего, подумаете, что перед вами музей современного искусства или космический корабль из “Стартрека”.

Нотр-Дам-дю-О, Роншан

Первопроходцем в радикальном переосмыслении религиозных сооружений был патриарх конструктивизма Ле Корбюзье, построивший во французской деревушке в 1955 году, пожалуй, самую известную церковь в стиле брутализма — Нотр-Дам-дю-О.

Поначалу Ле Корбюзье отказывался от строительства, поскольку сам был атеистом, но поездка в Роншан и знакомство со священником местной католической церкви, прежде работавшим с Матиссом и Шагалом, заставили его изменить своё решение и взяться за проект.

Конструктивистская церковь из белого бетона заняла место разрушенной во время Второй мировой войны христианской часовни XIII века.

Как и 800 лет назад, сюда по-прежнему приезжают паломники со всего мира, но теперь чтобы поглазеть на шедевр конструктивистской архитектуры, а не поклониться Деве Марии.

Кафедральный собор в Бразилиа

Ещё один радикальный модернистский проект религиозного сооружения принадлежит самому известному архитектору Бразилии и другу Ле Корбюзье — Оскару Нимейеру.

Так же как и Корбюзье, Нимейер был атеистом, и потому католическая церковь отказывалась освящать собор после того, как он был построен. Идея же церкви из монолитного железобетона появилась у Нимейера во время строительства новой столицы Бразилии в середине 1960-х годов.

На самом деле синий купол с “белыми руками” — это всего лишь крыша сооружения, большая часть собора находится под землёй, а попасть туда можно по подземному туннелю. Шестнадцать белых колонн символизируют воздетые к небу руки, а пространство между ними заполняют витражи — классический элемент любого религиозного сооружения.

Именно за проект кафедрального собора Нимейер получил Притцкеровскую премию в 1988 году.

Диогенес Уркиза, настоятель Римско-католического прихода Воздвиженского креста г. Казани:

“Я за сохранение канонов строительства католических церквей, хоть они и не такие строгие, как в православии. Каждая епархия имеет свои принципы строительства, на каждом мировом континенте они отличны друг от друга. Однако я уверен, что внешний облик церкви не может повлиять на количество верующих. Если бы храм, настоятелем которого я являюсь, подвергся архитектурной модернизации, я бы не был против. Я служу людям, а не облику храма”.

Кадетская церковь ВВС США

Настоящий шедевр брутализма был построен в 1962 году по проекту американского архитектора Вальтера Нетча. На его создание архитектора вдохновила часовня Сен-Шапель в Париже.

Поначалу проект часовни, предназначавшейся для американских военнослужащих, вызывал много споров. Сегодня это классика модернистской архитектуры, получившая статус национального исторического памятника США.

Стальное здание высотой в 46 метров в Колорадо-Спрингс до сих пор используется по назначению: помолиться здесь может человек любого вероисповедания. Дело в том, что под стальной крышей соседствуют сразу четыре часовни для разных конфессий: протестантской, католической, буддистской и еврейской. Также есть отдельное место для мусульман. У каждой часовни свой интерьер. Протестантская часовня расположена на верхнем уровне, католическая, еврейская и буддийская — этажом ниже.

Отец Михаил (Васильев), священник РПЦ, капеллан ВДВ:

“Безусловно, всё начинается с внешнего, однако форма — это пространство для содержания. Надо ведь понимать, что церковь не в брёвнах, а в рёбрах. Попадая внутрь храма, его оценивают по способности пастыря работать с человеком. Форма первостепенна. Сектанты, например, специально свои “дома” делают в форме православных храмов. Так называемый ребрендинг ради обмана — они паразитируют на доверии людей.

Что до развития этих самых форм, то, оглянувшись назад в историю, мы видим массу церковно-архитектурных изменений. Даже крестово-купольный облик претерпевал изменения. Это зримое доказательство того, что церковь — это люди, а они меняются.

Я лично хорошо к этому отношусь, когда изменения вырастают из традиций, а не являются формой самовыражения “художника”. Представьте, что у вашей машины дверь от иномарки, капот от “жигулей”, а двигатель от трактора. Всё ведь должно быть органично”.

Храм лотоса в Нью-Дели

Построенный в 1986 году из белого мрамора Храм лотоса монотеистической религии бахаи во многом соперничает с главной достопримечательностью Индии — Тадж-Махалом. Например, до 2002 года храм посетило более 50 миллионов человек — это больше, чем уровень посещаемости Тадж-Махала и Эйфелевой башни вместе взятых.

Храм лотоса занимает огромную территорию в 10 гектаров. Работая над проектом, архитектор, канадец иранского происхождения Фариборз Сахба, ориентировался на проект Сиднейского оперного театра, что хорошо заметно по силуэту стен-лепестков, визуально повторяющих крышу австралийской оперы.

Аббатство Святой Марии в Сент-Луисе

В 1955 году небольшая группа американских финансистов объединила усилия с группой монахов-бенедиктинцев и решила построить новый монастырь и семинарию в штате Миссури. На строительство аббатства ушло семь лет, но свой окончательный облик — фасад, состоящий из трёх тонких параболических арок, — здание приобрело только в 2002 году.

Изначально здание строилось без кондиционера, и хотя в 80-х годах назад прихожане собрали достаточно средств на установку систем кондиционирования воздуха, в последний момент они отказались от этой идеи и пустили собранные деньги на благотворительность.

Мечеть и исламский центр в Дохе

Факультет исламских исследований и входящая в его состав мечеть открылись в столице Катара в 2014 году. Проект, больше похожий на космическую станцию, разработан архитектурным бюро Mangera Yvars и в прошлом году попал в список престижной британской архитектурной премии RIBA. Университет начал свою работу в марте прошлого года, примерно тогда же заработала мечеть, ставшая одной из крупнейших в Катаре — её стены способны вместить 1800 человек одновременно.

Несмотря на свой инопланетный вид, мечеть построена по всем правилам: её минареты обращены в сторону Мекки, мужская половина отделена от женской, а стены украшены изречениями из Корана.

Церковь Христа, Канагава, Япония

Протестантская церковь, больше похожая на концертный зал, построена в 2014 году по проекту японского архитектора Такеши Хосаки. Дело в том, что ранее стоявшая на её месте старая церковь уже не вмещала всех прихожан и было принято решение разработать новый проект, отвечающий духу времени. Главным условием при разработке и строительстве нового здания было идеально вписывать церковь в окружающий малоэтажный ландшафт.

Шесть изогнутых бетонных плит на крыше создают особое освещение — в разное время дня церковь освещена по-разному (прямой солнечный свет неуместен во время воскресной службы длящейся с 10 утра до 12 дня). Также крыша проектировалась с учётом сложной системы акустики: чтобы отражать звук песнопений и обеспечить хорошую слышимость проповеди для прихожан.

Синагога в Майнце

Во эпоху Средневековья Майнц был главным центром иудаистского образования, отсюда вышли многие влиятельные раввины, и в то же время еврейская община в немецком городе искоренялась с завидной регулярностью: так происходило на протяжении 900 лет. И всякий раз евреи приезжали на старое место и начинали восстанавливать всё с нуля. Последний раз община была основана почти сразу после холокоста.

Новое эффектное здание синагоги было построено в Майнце немецким архитектором Мануэлем Херцем в 2010 году. Проект разрабатывался и утверждался очень долго с учётом пожеланий местной общины. Своими очертаниями здание повторяет фразу на иврите, означающую “благословение”, а стены с отделкой из глазурованной терракоты и рельефными панелями отсылают к древнему начертанию в рукописях.

Рав Шимон Левин — заместитель главного раввина Москвы, депутат Европейского еврейского парламента:

“Есть определённые каноны строительства синагог. Это и расположение предметов (оно подобно устройству храма), и раздельные зоны для женщин и мужчин. Эти вещи менять нельзя. И хотя в этих рамках у архитекторов есть много возможностей, всё-таки любая синагога — это место для молитв, для возвышенного, а архитектура — это сильный визуальный инструмент.

В современном мире нужно искать формы, важно лишь не навредить и соблюдать определённые каноны.

Несомненно, основное влияние оказывает не архитектура как таковая, а люди, которые наполняют это здание. Например, в России в начале XX века молодёжь, вышедшая из местечек, перестала ходить в синагоги во многом из-за их неприглядного внешнего вида — и их сделали красивее, чтобы приобщить молодых людей. То есть архитектурная модернизация храмов может быть и позитивной тенденцией”.

Мечеть и исламский центр в Рьекке

Открылась в хорватской Рьекке на берегу Адриатического моря при поддержке эмира Катара в 2013 году. Это первая мечеть в городе со времён Османской империи — на её строительство было потрачено около 10 миллионов евро и были привлечены лучшие европейские архитекторы и проектировщики. Несмотря на авангардный внешний вид, местные мусульмане в восторге от новой мечети с обшитым серебристыми пластинами круглым куполом и 23-метровым минаретом.

Читайте также:  Максимальный комфорт и совершенный стиль в замечательном лофт-проекте жилого дома

Современная архитектура храмов

Собор Христа-Царя (англ. Metropolitan Cathedral of Christ the King), чаще называемый просто Ливерпульский метропольный собор (англ. Liverpool Metropolitan Cathedral) — главный католический храм Ливерпуля, Великобритания. Здание является ярким примером архитектуры второй половины XX века. Служит кафедрой архиепископа Ливерпуля, также действует как приходская церковь.

Поражающий воображение и верующих и атеистов внутренний интерьер с ультрасовременным освещением.

Церковь Святого Креста в Дании впечатляет геометрией здания в минималистическом стиле и своим расположением – практически посреди поля.

Построенная в конце 90х католическая церковь в городе Эври (Франция) называется Собор Воскресения. Обратите внимание на растительный декор в виде зеленых кустов, расположенных на крыше здания.

Церковь Милосердного Бога Отца в Риме является крупным общественным центром итальянской столицы. Это футуристическое здание специально расположено в одном из спальных районов, чтобы архитектурно его «оживить». В качестве строительного материала использовался сборный железобетон.

Хальгримскирья – лютеранская церковь в Рейкьявике, столице Исландии. Это четвертое по высоте здание во всей стране. Проект церкви был разработан в 1937 году архитектором Гудйоуном Самуэльсоном, а на её постройку ушло 38 лет. Хотя здание было создано задолго до начала экспансии хай-тек в мир архитектуры, на наш взгляд, общий вид храма и его необычная форма делают его очень интересным образцом модернизма. Церковь находится в самом центре Рейкявика, видна из любой части города, а ее верхняя часть также используется в качестве обзорной площадки. Храм стал одной из главных столичных достопримечательностей.

В центре французского Страсбурга строится современный собор, у которого есть пока еще только «рабочее» название Folder (папка). Состоящее из ряда плиссированных арок здание будет крайне оригинально смотреться в качестве места проведения католических церемоний, например, свадеб.

Украинская Греко-католическая церковь Святого Иосифа была построена в Чикаго (США) в 1956 году. Во всем мире она известна благодаря 13 золотым куполам, которые символизируют самого Иисуса и 12 апостолов.

13. Церковь «Санто Волто» в Турине (Италия). Дизайн нового церковного комплекса является частью программы преобразований, предоставленных в генеральном плане застройки Турина от 1995 г.

Собор Святой Марии в Сан-Франциско является достаточно авангардным зданием, но местные архитекторы называют его «разумным консервативным вариантом».

Минималистическая Церковь Света была построена в 1989 году по дизайну известного японского архитектора Тадао Андо в тихом жилом районе в пригороде Осаки, Япония. Внутреннее пространство Церкви Cвета визуально разделяется лучами света, поступающими из отверстия в форме креста в одной из стен здания.

В центре Лос-Анджелеса находится Собор Богоматери Ангелов. Церковь служит общей архиепископии, состоящей из более чем 5 миллионов католиков. Именно в этом храме архиепископ проводит основные литургии.

Церковь Харисса в столице Ливана – Бейруте. Состоит из 2х частей: бронзовая статуя святой Девы Марии в пятнадцать тонн веса, расположенная на высоте 650 метров над уровнем моря, выполнена в византийском стиле. Внутри статуи находится маленькая часовня.

Вторая часть Церкви Харисса – собор футуристической формы из стекла и бетона. Этот комплекс – настоящий христианский символ в несколько необычной для него обстановке. Его также называют «Знамя христианства на Ближнем Востоке».

Необычное по форме, материалам и общей концепции здание – относительно недавно построенная католическая церковь Санта Моника. Храм расположен в часе езды от Мадрида (Испания).

Внутренний интерьер Церкви Санта Моника.

В завершение нашего обзора – совсем нетрадиционная Церковь Троицы в традиционной и консервативной столице Австрии – Вене. Храм Святой Троицы (нем. Kirche Zur Heiligsten Dreifaltigkeit) в Вене, более известный как Храм Вотрубы, находится на горе Санкт Георгенберг (Sankt Georgenberg). Построенный в 1974 году Храм принадлежит к Римско-католической церкви. Из-за полного несоответствия традиционным церковным формам возведение здания, конечно же, встретило значительное сопротивление со стороны местных жителей.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Церкви для будущего

Историк искусства Лев Масиель Санчес объяснил, что происходит в современной церковной архитектуре России, и показал шесть вариантов ее развития

Церковная архитектура России отличается от светской прежде всего тем, что в 1990-е годы она начиналась с нуля. Храмы не строились в стране в течение 70 лет, и отношение к церквям пришлось вырабатывать фактически заново — так же как и к самой Церкви. Основным направлением стало возведение храмов в тех же формах, что были до революции. Формы эти были разные, и отбиралось из них не все.

Главный ориентир — формы древнерусской архитектуры, в основном с XII по XVI век. Столь любимый зодчими последних ста лет перед революцией XVII век менее популярен — не в последнюю очередь из-за утраченного навыка производства качественных деталей. Барокко и классицизм фактически отвергнуты как недостаточно православные.

В последнее время в моде неорусский стиль — архитектура начала ХХ века, эпохи модерна, живописно имитировавшая древнерусскую. Формы современной архитектуры в храмовую архитектуру России не допущены, хотя в зарубежной православной архитектуре они встречаются — правда, не являются мейнстримом. Все поиски пока происходят внутри традиционалистской парадигмы, по линии комбинации исторических элементов и (в последнее время все чаще) «осовременивания» зданий — то есть по путям, пройденным церковной архитектурой Европы в XIX и первой половине XX века. В этом смысле с точки зрения собственно архитектуры русские храмы не способны воплотить содержательный современный художественный образ и пока представляют лишь конфессионально-этнографический интерес. Однако, учитывая 70-летнюю паузу в развитии нормальной религиозной жизни страны, есть надежда, что постепенно представление о самой Церкви и отношение к церковному искусству изменятся, последнее сможет покинуть гетто историзма и предложить наполненные новыми смыслами архитектурные образы.

1. Свято-Владимирский скит Валаамского монастыря (2006–2007 годы, авторский коллектив Андрея Анисимова, архитекторы Татьяна Ефимова и Наталья Бледнова)

Фотография иерея Максима Массалитина. 2009 год © Wikimedia Commons/иерей Максим Массалитин

Масштабный образец эклектичной архитектуры, созданный на основе форм средневековых Новгорода и Пскова (одноапсидные алтари, звонницы и прочее) с добавлением элементов московского зодчества XVI века (шатер) и неорусского стиля (шлемовидные купола). Детали грубоваты, композиция переусложнена, отсутствует иконографический замысел — архитектурные цитаты, порождающие новые смыслы. Исключительно изобильную продукцию мастерской Анисимова можно назвать официальным мейнстримом современного церковного строительства.

2. Храм Петра Апостола в Петербурге (2005–2009 годы, по проекту Андрея Лебедева)

Фотография Антона Кукушина. 2012 год © flickr.com/Anton Kukushin

Среди построек в духе неорусского стиля выделяется выразительным силуэтом, оригинальной композицией и разумной степенью обобщенности деталей. Может стоять в ряду приличных (но совсем не лучших) образцов дореволюционного неорусского стиля; почти предел достижений современного ретроспективизма. Единственное, чего храм точно лишен, — это интересного иконографического замысла; увы, в России такового почти не встретить.

3. Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кирове (1997–2003 годы, по проекту Евгения Скопина)

Фотография Григория Сысоева. 2007 год © Григорий Сысоев/ТАСС

Очень интересен с точки зрения замысла. Во-первых, смелая треугольная композиция (несколько треугольных в плане храмов было построено в России в эпоху классицизма). Возможно, имеется в виду соотнесение каждого из приделов с одной из мучениц, а центрального объема — с их матерью. Во‑вторых, обращение к теме местного типа храма эпохи барокко. Это замечательно и в смысле обращения к считающейся многими «неправославной» эпохе, и в смысле интереса к местному наследию. Отсутствие последнего, к сожалению, не должно удивлять. После блестящего расцвета региональных художественных традиций в XVIII веке вся страна вне Москвы и Петербурга превратилась в XIX столетии в живущую лишь столичными ориентирами провинцию, коей и остается до сих пор. Преодолеть столь давнюю тенденцию сложно. И тем отраднее видеть постройку, свидетельствующую о сохранении чувства региональной самоценности.

4. Храм преподобного Серафима Саровского в Билибине (2003–2009)

© wikimapia.org/tazik

В свое время стал известным благодаря оригинальному и уникальному по смелости (пусть и не по удачности) художественному решению интерьера, предложенному московским художником Виталием Мельничуком. Местный консервативный епископ Диомид отказался тогда освящать храм.
С точки зрения архитектуры он скромен, но любопытен как пример обращения к местным традициям. Использован — правда, менее узнаваемый, чем в предыдущем случае, — образ типичного деревянного сибирского храма XVIII–XIX веков: приземистого, типа «восьмерик на четверике», побеленного для сходства с каменным. То есть именно такого, какой мог быть построен на этой земле.

Читайте также:  Делаем ремонт гостиной 18 кв м

5. Церковь Николая Чудотворца в Повенце (2003–2004 годы, архитектор Елена Шаповалова)

© Wikinedia Commons/Thule

Единственный современный русский храм, который можно назвать действительно хорошей архитектурой. Один минус, правда, сразу заметен: неудачное соединение боковых главок со скатами кровли главного шатра.
Построен как памятник погибшим на строительстве Беломорканала, проходящего за храмом. В целом здание напоминает типичную для Русского Севера постройку. Правда, использован нестандартный тип завершения: боковые шатры в деревянных северных храмах никогда не ставились по диагонали от главного. Основной объем решен оригинально: он повторяет уникальные формы собора Соловецкого монастыря и при этом в том виде, какой он имел в лагерные времена. Эффект усиливается грубой поверхностью бетона. Тема ГУЛАГа подхватывается звонницей, напоминающей лагерную вышку. Сочетание крашенных в серый цвет бревен и бетона удачно подходит и мемориальной теме, и образу северного храма. Бетонные поверхности неожиданно ставят эту церковь в ряд со знаменитыми храмами европейского модернизма — 100-метровым храмом Огюста Перре в Гавре, капеллой Ле Корбюзье в Роншане, собором Сакре-Кер в Алжире и другими. Вряд ли эта ассоциация специально имелась в виду — но в том и заключается свойство настоящего произведения искусства, что оно может сказать много больше того, что вкладывает в него создатель. Итак, храм в Повенце — вроде бы единственный в современной России, где сложный иконографический замысел находит достойное художественное воплощение. Других пока найти не удалось.

6. Проект часовни для Русского Севера (2013 год, авторы Иван Земляков и Даниил Макаров)

Проект миссионерского храма ΙΧΘΥΣ Даниила Макарова. 2011 год © Даниил Макаров/cc-qc.ru

И один пример бумажной архитектуры. Авторы поместили часовню на Большой Заяцкий остров Соловецкого архипелага, среди первобытных каменных лабиринтов. Редкий пример постройки, не ориентированной на исторические формы. Тем не менее образ узнаваем как храмовый и верно улавливает гений места. Речь идет не о состоявшейся удаче (придраться есть к чему), но о верно предложенном варианте направления поисков.

Новая жизнь старого католического храма – концептуальный проект в современном стиле

Традиционность против модернизма в современной церковной архитектуре. Католический взгляд.

В последнее время подобные размышления находят подтверждение со стороны католической Церкви, что показывает наличие проблем с современной церковной архитектуры не только у нас. Это тот случай, когда единая по природе проблема проявляется в виде противоположностей –

в православной Церкви наблюдается полное неприятие современных культурных тенденций и уход в искусственное подражание формам прошлого, а в католической Церкви создается множество очень современных храмов, но непосредственно христианского смысла в них остается не много.

Современные католические церкви напоминают музеи и строятся больше с целью получить награду за дизайн, нежели послужить Господу – сказал Ватикан.

Сейчас имеется масса современных модернистских церквей в Италии и за рубежом, спроектированных высококлассными архитекторами.

Отсутствие взаимосвязи между архитектором и общиной во все времена было негативным явлением, – сказал кардинал Джанфранко Равази (Gianfranco Ravasi), глава Папского Совета Кардиналов – порой это приводит к неправильным результатам.


Церковь в Фолиньо. Арх: Массимилиано Фуксас

Он сказал, что церковь в виде бетонного куба, построенная в итальянском городе Фолиньо в 2009 году по проекту знаменитого итальянского архитектора Массимилиано Фуксаса (Massimiliano Fuksas), была подвергнута жесткой критике.

В своем родном небольшом городе Мерате (Merate) в Ломбардии по словам кардинала Равази местный священник вынужден приносить собственное изображение Мадонны на мессу, потому что Марио Ботта, архитектор, спроектировавший храм, не включил в проект соответствующий образ.


Церковь в Мерате. Арх: Марио Ботта

«Проблема в том, что в католицизме в отличие от протестантизма такие вещи как алтарь или изображения имеют важное значение, в то время как современные архитекторы, как правило, фокусируются только на на пространстве, линиях, свете и звуке.» – сказал кардинал Равази.

Последний раз архитекторы работали в тесном сотрудничестве с Церковью во времена эпохи барокко.

Критика кардинала Равази современной церковной архитектуры была поддержана в прошлом месяце главой музеев Ватикана Антонио Паолуччи (Antonio Paolucci) во время речи на презентации книги, посвященной строительству десятков новых церквей в пригороде Рима с 1990 года.

Вместо положительной оценки новых храмов, г-н Паолуччи сказал: «В лучшем случае это скорее музеи, места, не предполагающие молитвы или сосредоточение.»

Кардинал Равази признал наиболее спорной среди новых храмов Рима Юбилейную церковь, спроектированную Ричардом Мейером, которая больше напоминает яхту с поднятыми парусами. И хотя этот проект был выбран местными жителями, при его разработке «в центре внимания еще до начала строительства были строительные материалы, а не литургическая жизнь.» [напомню, что юбилейная церковь выстроена из блоков высокотехнологичного белого бетона с добавлением в раствор диоксида титана, что позволит оставаться этому храму белоснежным очень долгое время. Сам материал сегодня не является уже чем-то уникальным и действительно интересен в применении в культовых сооружениях, но в случае с Юбилейной церковью , видимо, обсуждались только технологии монтажа криволинейных поверхностей и любимый мейеровский модуль блоков, а не реальные нужды общины. – прим. М.Д.]


Юбилейная церковь в Риме. Арх: Ричард Мейер.

Кардинал Равази после инаугурации рассказал о первой в истории Ватикана художественной экспозиции на Венецианской биеннале, главной темой экспозиции была книга Бытия, переданная через фотографию и живопись художника из Лос-Анжелеса Лоуренса Керола (Lawrence Carroll), использовавшего также в работе тающий лед.

В Ватикане надеятся, что подобные мероприятия помогут преодолеть вековой разрыв между религией и искусством, и кардинал Равази заявил, что Церковь сегодня уже имеет свои собственные взгляды по вопросам современного литургического искусства в храмах.

«Выставка на Веницианской биеннале является первым шагом на этом пути, по которому в ближайшее время будет двигаться литургическое искусство – мы поручили современным художникам создать алтари, дарохранительницы, кафедры, скамьи подставки для коленопреклонения и шрифты» – добавил кардинал. [имеется в виду сотрудничество при котором художники будут работать вместе с Церковью, а не сами по себе – прим. М.Д.]

«После того как современные архитекторы зашли слишком далеко, Церковь впредь будет очень внимательно следить за созданием объектов литургического творчества.

Нам нужно выстраивать диалог с художниками до того как храмы или необходимые для службы предметы будут созданы и введены в эксплуатацию» – сказал кардинал Равази.

«Отлично впишется в облик города»: на западе Москвы построят храм со стеклянной стеной и видом на реку

В Можайском районе Москвы построят храм Священномученика Игнатия Богоносца по футуристическому проекту. Как сообщили в Комплексе градостроительной политики и строительства города Москвы, его уже одобрили в Москомархитектуре и Московской Патриархии.

Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов рассказал RT, что у храма на Верейской улице будет несколько особенностей.

«Храм отлично впишется в облик города. Идеология на данный момент такова, что надо создавать адресные объекты, чтобы у людей ассоциация их района была с интересной архитектурой. Одной из его особенностей станет стеклянная восточная стена, к которой примыкает алтарь. Сквозь стекло прихожане смогут видеть пейзаж долины реки Сетунь», — рассказал Кузнецов.

По его словам, в России настороженно относятся к современным архитектурным решениям при строительстве храмов. Архитектор назвал проект маленьким чудом.

«На согласовании сейчас нет ни одного подобного проекта по строительству церкви. Не так часто такое происходит», — резюмировал Кузнецов.

Спроектировали объект Саид Джабраилов из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» и Валерий Лизунов с Анжелой Моисеевой из бюро Archpoint. Прообразом послужила церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Как утверждает Джабраилов, от большинства храмов постройка будет отличаться лаконичностью и минимализмом. Фасад планируется обшить стеклофибробетонными плитами, кровлю и купол — стеклопластиком, а крест на куполе будет подсвечиваться. Алтарь отделят от основного пространства лишь низкой алтарной преградой, и он не будет скрыт.

Храм сможет вместить 500 человек. По словам Лизунова, проект представят на Международном конкурсе религиозной архитектуры Faith & Form Awards.

Анжела Моисеева рассказала RT, что инициатором проекта выступил настоятель храма иеромонах Иона (Голов). Именно он настоял на использовании современного подхода в архитектуре. По словам Моисеевой, с согласованием проекта возникли сложности: на это ушло примерно полтора года.

«Так как этот проект новаторский, то у тех, кто ставил подписи, был определённый страх. Вопросы возникали из-за фасада, отсутствия элементов декора, со стеклянной стеной, размером и высотой постройки. Всё новое всегда вызывает вопросы. Но, как ни странно, у самых безумных проектов больше шансов пройти, чем у полумер и компромиссов», — считает архитектор.

Как отмечает Моисеева, спонсоры проекта уже утверждены. Есть надежда, что через два года храм удастся построить.

Читайте также:  Шестеренчатые насосы в промышленности

Протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви, рассказал RT, что проект храма одобрен, но пока на него не получено благословение.

«РПЦ поддержала идею в самом начале, а сам проект не был оценён РПЦ. Он будет подан в экспертный совет по церковному искусству архитектуры и реставрации РПЦ. После определения всех экспертов он будет окончательно благословлён для реализации», — рассказал протоиерей Леонид.

Новаторские проекты в других странах

Храм, построенный по новаторскому проекту, станет не первым подобным сооружением в мире. Издревле церкви строились по строгим канонам и практически копировали одна другую. Однако в течение последних 100 лет общество стало более благосклонно воспринимать творческие идеи архитекторов. При взгляде на эти постройки, порой невозможно угадать, что внутри проходят богослужения.

Одним из таких архитектурных шедевров можно назвать здание лютеранской церкви Хатльгримскиркья в центре Рейкьявика. По задумке архитектора, храм символизирует извержение вулкана с возносящейся к небу лавой. 75-метровая колокольня собора видна из любой точки города. Это не удивительно — строить здания выше этой церкви в Рейкьявике запрещено.

Поражает своей красотой прозрачная церковь «Читая между строк» в Бельгии. Над сооружением работали два молодых архитектора. Они создали десятиметровую конструкцию из 2000 стальных элементов и ста слоёв стальных пластин. Правда, богослужения в этой церкви не совершаются: по замыслу архитекторов, посетители погружаются в одухотворённое пространство посредством меняющегося в зависимости от времени суток внешнего света.

Ещё одно фантастическое религиозное сооружение можно посетить в Стамбуле. Свернув с одной из улиц и пройдя по короткому тоннелю вниз, попадаешь в подземную мечеть. Внутри зал с массивными колоннами, который освещается электрическими лампами. Альтернативное название этой мечети — Мечеть порохового склада. Раньше это был византийский форт, а затем уже османы использовали помещение в военных целях.

Удивительная часовня Святого Креста расположена в красных скалах штата Аризона в США. Высота креста 27,5 м, а из огромного окна открывается потрясающий вид на горы.

Понять, что рельефное сооружение в Ривас-Васиамадриде в Испании — это церковь Санта-Моника, весьма непросто. Это сооружение больше напоминает здание галереи современного искусства. Фасад выполнен в виде нескольких ассиметричных лучей, на концах которых расположены окна — через них свет проникает внутрь сооружения. Сами лучи, по задумке архитекторов, символизирует устремление к свету и отражают толерантность католицизма, который в последние годы приветствует современные формы, в том числе в архитектуре.

Ещё один необычный католический собор находится во Франции. В его внешней облицовке использовано около 840 тыс. кирпичей, которые укладывались особым образом, что позволило добиться идеальной акустики и при этом избежать эха. По форме собор напоминает усечённый цилиндр, а на срезе его овальной крыши высажены 24 липы, символизирующие 24 часа в сутках, а также 12 колен Израилевых и 12 апостолов. Внутри круга расположена стеклянная крыша, опирающаяся на металлический треугольник, — символ Святой Троицы.

Эти 14 современных зданий сложно забыть, увидев однажды

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Со списком 7 чудес Древнего мира знакомы многие, а вот мы в AdMe.ru задались вопросом, какие из современных зданий могли бы попасть в список новейших чудес света.

И мы нашли много интересного: только посмотрите на эти здания — они поражают воображение своими невероятными линиями. Такими архитектурными шедеврами наша цивилизация могла бы гордиться.

14. The Lotus Building в Чанчжоу, Китай

Посреди озера в городе Чанчжоу не так давно «выросло» воздушное здание в форме лотоса. Архитектор хотел, чтобы его творение могло в любую погоду и любое время года поднимать окружающим настроение, поэтому здание выглядит так красочно.

Внутри «лотоса» расположено муниципальное учреждение.

13. Отель, стекающий с гор

Пока это только проект, но мы не могли обойти его вниманием. Этот отель планируется возвести где-то в Альпах. По задумке автора Андрия Рожко, здание будет как бы стекать с гор и перекликаться с ландшафтом, красиво преломляя солнечный свет.

12. Храм Лотоса в деревне Бахапур, Индия

Еще одно грандиозное сооружение в виде огромного лотоса — главный храм религии Бахаи в мире. Его двери открыты для всех, независимо от вероисповедания.

В центральный зал храма можно попасть через 9 дверей, что символизирует объединение всех религий в одну.

11. Кубические дома в Роттердаме, Нидерланды

На улице Оверблаак в Роттердаме есть необычная группа из 40 домов, при виде которых кажется, что мир перевернулся. По задумке архитектора Пита Блома, каждый домик повернут на 45 градусов.

К слову, внутри располагаются жилые квартиры. Интересно, каково жить там внутри?

10. Атомиум в Брюсселе, Бельгия

Многие видели это сооружение, но не догадывались, что это не просто огромная скульптура из металла, а полноценное здание. По его трубчатым коридорам можно перейти из одной огромной сферы в другую и попасть в научный музей или ресторан.

А прототипом для Атомиума стала кристаллическая решетка железа.

9. Город искусств и наук в Валенсии, Испания

Еще один выдающийся пример современной архитектуры расположен на воде посреди парка в Валенсии. Он выглядит в высшей мере футуристично, прямо как город будущего, и чем-то напоминает огромный скелет фантастического животного.

Комплекс состоит из пяти сооружений: сцены, кинотеатра IMAX, сада, научного музея и океанографического парка.

8. Центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан

Центр Гейдара Алиева — наверное, самое удивительное и узнаваемое здание в Баку. Гениальный архитектор Заха Хадид, известная своей любовью к «инопланетным» формам в архитектуре, спроектировала этот шедевр практически без единой прямой линии.

Внутри центра находятся выставочные центры и даже офисы.

7. Торговый центр «Emporia» в Мальмё, Швеция

Этот торговый центр — один из самых больших в Скандинавии и один из самых необычных в мире. Здание будто рассечено «провалом» посередине, который создает впечатление, что торговый центр рушится.

Внутри тоже есть на чем остановить взгляд — цветные эскалаторы, качели в качестве скамеек и висячие сады.

6. Многоквартирный дом «Muralla Roja» в Кальпе, Испания

На юге Испании есть многоквартирный жилой дом, в котором, наверное, хотел бы жить каждый. Его название переводится с испанского как «красная стена», а в своих чертах сооружение несет отсылку к арабской архитектуре и средневековым крепостям.

Внутри здания красный цвет плавно переходит в фиолетовый и синий.

5. Музей искусства и науки в Сингапуре

Этот музей — визитная карточка Сингапура. Его форма отсылает одновременно к ладоням, сложенным в приветствии, и цветку лотоса.

Обратите внимание и на три небоскреба на заднем фоне, которые украшает летучий корабль. Это одна из самых дорогих гостиниц в мире — «Marina Bay Sands» и еще один архитектурный шедевр Сингапура по совместительству.

4. «Capital Gate» в Абу Даби, Арабские Эмираты

Высота 160 метров делает небоскреб одним из самых высоких зданий города. Но самое главное — «Capital Gate» вошел в «Книгу рекордов Гиннесса» как здание с самым большим углом наклона в мире. Он составляет 18 градусов (у Пизанской башни всего 4 градуса).

Второе название небоскреба — «Падающая башня Абу Даби».

3. Рынок «Марктхолл» в Роттердаме, Нидерланды

Да, это крытый рынок, но уж точно самый красивый и совершенный в мире. На его открытие приезжала сама королева Нидерландов.

Рынок расположен внутри многоквартирного дома в форме арки, его своды украшает живопись Арно Коенена: фрукты, овощи, рыбы и цветы. Благодаря ей «Марктхолл» даже называют «роттердамской Сикстинской капеллой». Живопись можно во всей красе рассмотреть здесь.

2. Музей Гуггенхейма в Бильбао, Испания

Это один из самых впечатляющих объектов в мире, построенных в стиле деконструктивизм. Архитектор Филип Джонсон назвал его «величайшим зданием нашего времени».

В музее проводятся выставки, есть также и постоянная экспозиция, посвященная искусству ХХ века. Не путать с музеем Гуггенхейма в Нью-Йорке!

1. Кунстхаус в Граце, Австрия

Эту галерею современного искусства называют «Дружелюбный инопланетянин». А кому-то сооружение напоминает сердце кита или дирижабль.

Кунстхаус — здание-биоморф, то есть на его создание архитекторов вдохновили формы биологических объектов. Ночью «инопланетянин» еще и светится.

Бонус: Павильон «Великобритания» на выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае

На всемирной выставке «ЭКСПО-2010», проходившей в Китае, всех особенно удивил павильон «Великобритания». Снаружи он был усажен стержнями из оптического волокна, из-за чего фотоаппаратам было крайне сложно сфокусироваться на павильоне и сделать четкие снимки.

Внутри была размещена выставка семян Королевского ботанического сада.

Ссылка на основную публикацию