Новая концепция «хрустального»; бренда baccarat для роскошного лондонского универмага harrods

История бренда Baccarat (Баккара) и его продукции

В 1764 г. французский король Луи XV уполномочил священнослужителя Метца и месье Монморенси-Лаваля основать в небольшой деревеньке Baccarat фабрику для производства различных стеклянных изделий. Уже осенью 1816 г. все рабочие места на заводе были заняты местными сотрудниками, в этом же году впервые была запущена специальная печь для производства стекла Баккара.

Спустя 7 лет, король Луи XVII сделал фабрике первый ответственный и дорогой заказ на изготовление хрустального сервиза для своего двора. После чего фабрика приобрела большую популярность среди состоятельных и высокопоставленных людей Франции.

С тех пор завод ни дня не стоял без работы, так как правительство и частные клиенты постоянно заказывали стеклянные изделия Баккара. Например, комплект посуды Juvisy, произведенный Baccarat, и в наши дни является главным украшением сервировки стола в Елисейском дворце.

В ноябре 1830 г. компания отправила свои фирменные вазы, посуду Baccarat и другую продукцию марки в Константинополь, с тех пор обеспеченные люди Турции стали немыслимыми партиями скупать всевозможные столовые предметы, светильники, декоративные лампы и прочие роскошные изделия этой фирмы.

В 1832 г. 2 известнейших салона по производству хрусталя вместе с Баккара объединились, организовав торговое сообщество Launay, Hautin&Cie. Центральный офис этого объединения разместился в центре Парижа, одновременно начался выпуск красочных каталогов продукции компании.

В 1841 г. мастера фирмы изготовили эксклюзивный комплект посуды Аркур, выполненный в архитектурном стиле. Этот сервиз стал олицетворением компании Baccarat. На столичных выставках в Париже в 50-70-х гг. марка Baccarat удостаивается 3-х золотых наград.

Проработав вместе еще 16 лет, сообщество Launay, Hautin&Cie распалось. С тех пор в Парижском офисе осталась только компания Baccarat. А спустя еще 4 года компания зарегистрировала свою личную подпись. До 1936 года бренд использовала ее на фирменных этикетках всех своих изделий. В 1878 Баккара создала особую отличительную гравировку, разработанную по новейшим технологиям, тем самым доводя свои шедевры до идеала.

Начиная с 85-го г. компания начала производить прямые поставки продукции в Индию. Открываются представительства компании во всех странах земного шара от Азии до Америки.

В 1896 г. русский царь Николай Второй заказал хрусталь Баккара. Печь для производства изделий тогда прозвали «Русской печью», поскольку, она эксплуатировалась круглыми сутками, выполняя царский заказ.

В 1897 г. компания приступила к производству флаконов для парфюма. Спустя 10 лет их выпуск составил уже 4 тысячи экземпляров, хотя в самом начале производства парфюмерных флаконов их количество составляло всего 150 штук.

Сегодня с известнейшей мировой маркой Баккара работают признанные во всем мире производители парфюмерии, например, Нина Ричи, Герлен, Ланком, Диор, Версаче и другие.

В 1909 г. фабрика выпустила комплект посуды из хрусталя для японского Императора. Сервиз был украсили гравировкой в виде хризантемы – символа дворца.

В 1925 г. Baccarat приняла участие в парижской международной выставке. Ж. Шевалье, дизайнер компании, в 1916 г. руководит совместным проектом с компанией с Christofle. Результатом этого творческого звездного сотрудничества стала 3-х метровая люстра Baccarat, сделанная в форме водопада. Это великолепное изделие сейчас находится в королевском театре в городе Сидней. Далее следовали один за другим масштабные заказы от принца Уэльского и президента Соединенных Штатов Ф. Рузвельта. А в 1948 г. в Нью-Йорке открылся филиал фирмы и 2 магазинчика розничных и оптовых продаж.

В честь 200-тия бренда в Париже состоялся ретроспективный показ изделий компании в Музее декоративного искусства. Затем модный дом выпустил первую коллекцию украшений Baccarat.

В 1994 г. Баккара отметила свой 230-й юбилей. В честь этого события была изготовлена хрустальная люстра с лампочками в количестве 230 штук! В 2002 г. бренд выпустил коллекции аксессуаров и часов.

Сегодня мировая марка насчитывает более 45 фирменных магазинов, в том числе и магазин Baccarat в Москве. Помимо этого, товары бренда представлены более чем в 200 элитных магазинах во всех странах мира.

В 2007 г. товарооборот компании составил более 135 миллионов евро. В рамках бренда началось создание сети отелей 5 звезд Baccarat Hotels & Resorts.

Купить Baccarat в Москве вы можете, как в розничных магазинах Baccarat, так и заказав изделия данной марки в интернет-магазине. На нашем сайте представлен широкий ассортимент продукции этого бренда, совершая покупки у нас, вы можете не сомневаться в подлинности представленных изделий.

Марсель Вандерс и его настольные игры для Baccarat

Один из самых азартных по части нестандартных дизайнерских концепций авторов современности голландец Марсель Вандерс представил новую коллекцию для хрустального бренда Baccarat. Тема — настольные игры: домино и нарды, шахматы и шашки. Шахматные фигуры из хрусталя украшены гравировкой и золотой эмалью, игральные кости выполнены из глянцевого хрусталя, один из пяти кубиков красный. Набор был бы неполным без колоды карт — «рубашки» по просьбе Baccarat расписал французский художник Александр Бенджамин Наве.

— Признайтесь, вы азартный человек? Любите рисковать?

— Конечно, еще больше люблю выигрывать, но и поражение надо уметь принимать достойно. Эту идею, саму суть игры в широком смысле, и было решено воплотить в коллекции Games. Мы вместе с креативным директором моей студии Габриэле Чиаве начали с изучения истории настольных игр. Мне игра интересна еще и тем, что это не только эстетика и традиции — она обнажает характер. Наблюдать, как в процессе партии выстраиваются человеческие отношения,— отдельное удовольствие.

Игральные кости c декором золотой эмалью, хрусталь

Фото: предоставлено Baccarat

— Как шла работа над коллекцией? Когда появились первые эскизы?

— У нас особые отношения с Baccarat, мы сотрудничаем уже 12 лет и за это время успели как следует притереться. Каждый проект реализуется медленно, но это делает его уникальным. Допустим, через три года работы над одним только стаканом ты внезапно понимаешь про него главное, и это главное открывается тебе лишь сейчас — именно спустя три года и ни минутой раньше! Первые эскизы появились больше года назад.

— Что важнее для вас в этой коллекции — материалы или форма?

— Сложно выбрать что-то одно. К счастью, мастеров Baccarat отличает редкое бесстрашие. Вот у кого проснулся настоящий азарт! Проект потребовал от них особой щепетильности: знаете, настольные игры — это не те предметы, которые годами пылятся на полке серванта. Предполагается, что ими обязательно будут пользоваться. И амбициозной задачей здесь было объединить высокие стандарты Baccarat с функциональностью. Кости хоть и из хрусталя, но их бросают! И они должны выдержать этот удар. При этом, конечно, за каждой мельчайшей деталью стоит виртуозная ручная работа.

Читайте также:  Латунные трубы

В комплекте c домино — мраморный кейс с ручкой из хрусталя Baccarat

Фото: Laurent Parrault / Baccarat

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о технологиях.

— Хрусталь трудно использовать, когда работаешь с более широкими плоскостями, чем игральные кости и домино, поэтому, рассмотрев множество вариантов, мы обратились к мрамору. Из него сделаны игральные доски для нардов и кейс для домино, крышку украшает изящная хрустальная ручка. Одной из сложностей было найти поставщика. Мрамор — массивный, тяжелый материал, мы уже раньше работали с ним, но впервые, на мой взгляд, его дуэт с хрусталем прозвучал так тонко и чисто. Часть шахматных фигур выполнялась с использованием старейшей технологии «утраченный воск» (модель—прототип из воска помещается в массу огнеупорного гипса, при обжиге воск вытекает, и получившуюся форму используют для создания фигурок.— «Коммерсантъ Интерьеры» ). Короны ферзей сделаны из красного хрусталя. Кстати, фигурка ферзя — еще и миниатюрная ваза для одного цветка.

Шахматы из коллекции Games by Marcel Wanders, хрусталь, мрамор, позолота

Фото: Laurent Parrault / Baccarat

— Флористический сюжет фигурирует и в декоре?

— Да, а именно королевские лилии, голландские тюльпаны, кроме того, мы попытались повторить цветок, изображенный на самой старинной из найденных археологами игральных досок. Речь о доске из керамики для древней шумерской игры 12 квадратов, или игры Ура,— доска хранится в коллекции лондонского Британского музея.

— Создается впечатление, что в вашей игре преобладает все же прозрачность…

— Двойственность всегда интригует. Мы использовали не только прозрачный, но и цветной хрусталь, сочетание черного с белым и с красным. Этот контраст создает одновременно и гармонию, и конфликт. У игры ведь есть и более важная роль, чем просто развлекательная. Поединок порой делает из противников союзников или еще больше сближает друзей. Коллекция для тех, кто способен оценить ритуал. У меня есть один приятель, для которого настольные игры — это дорогое время, проведенное с отцом. Когда разговор не клеится, они берут шашечную доску, садятся и играют партию. Для меня это история про природу человеческих отношений.

Новая дизайн-концепция “хрустального” бренда Baccarat для роскошного лондонского универмага Harrods

Эта тема будет интересна, наверное, каждому заглянувшему сюда, так как она посвящена одному из всемирно известных французских брендов Baccarat, прославившемуся своими высококачественными и эксклюзивными изделиями из хрусталя класса люкс.

В следующем году эта торговая марка будет отмечать свой 250-летний юбилей (история его создания началась в далёком 1764 году). В связи с этим Baccarat открыл новую концессию в роскошном универмаге Harrods, расположенном в престижном и богатом жилом квартале Лондона – Найтсбридже.

Для размещения уникальных и шикарных экспонатов этого бренда, представленных в трёх категориях: освещение, домашний декор и ювелирные изделия, было выделено 200 м площади второго этажа торгового комплекса, над оформлением которых трудился не менее известный архитектор и дизайнер Rafael de Cardenas – автор многих проектов модных интерьеров.

Несмотря на богатый опыт, автору пришлось немало поработать над предоставленным пространством. Нужно было создавать достойный фон для отображения всего богатства и красоты форм каждого из изделий, являющихся к тому же шедеврами в искусстве производства стекла.

Ни для кого не секрет, что изящные хрустальные изделия с многочисленными гранями наиболее выигрышно смотрятся при искусственном освещении, поэтому дизайнер решил по максимуму использовать этот приём. А для достижения наилучшего эффекта он затемнил все поверхности: основная палитра зала представлена благородными коричневыми, бежевыми, шоколадными и чёрными тонами.

Конечно, для оформления материалы были выбраны самые лучшие. Это и древесина ценных пород, из которой изготовлены выставочные шкафы, столы и тумбы, а также стеновые панели и тёмный полированный мрамор, послуживший для создания центральной дорожки с круглым островком. На таких благородных поверхностях потрясающе выглядит логотип бренда, выполненный в контрастном белом цвете, а также хрупкая красота многочисленных бокалов, фужеров, ваз, люстр, абажуров и других изделий.

Безусловно, Rafael de Cardenas удалось создать ошеломительное оформление, которое выглядит не менее поразительно и роскошно, чем экземпляры Baccarat, и может занять достойное место среди проектов модных и стильных интерьеров.

Следует отметить, что коллекция люстр сама по себе стала ослепительным и неотъемлемым элементом декора. Если бы они исполняли роль только выставочных экспонатов, пространство потеряло бы свою завораживающую красоту. Ведь такой потрясающей игры света и тени можно достигнуть только тогда, когда тонкие лучики, пробивающиеся сквозь замысловатые изгибы ламп и отражающиеся миллионы раз от их тонких граней, попадают на матовые мебельные фасады или глянцевые поверхности витрин и пола. К слову, дополнительные источники иллюминации, находящиеся в специально установленных коробах на потолке или искусно замаскированных на полках шкафов, выглядят как незначительное, но современное дополнение к яркому фону.

Бесспорно, многие посетители, которые побывают на втором этаже универмага Harrods, наряду с легендарными французскими изделиями из хрусталя запомнят и роскошный оригинальный дизайн интерьера.

Что посмотреть

250-летний юбилей хрустального дома Baccarat

Сегодняшней статьей нам хочется не просто проинформировать читателей paris.chance об интересных мероприятиях, организуемых в Париже, но и отдать дань уважения старейшему дому Европы, в очередной раз восхититься истинно французским умением создавать красоту…

Особняк по адресу: 11, Place des Etats-Unis принадлежал Шарлю и Мари-Лор де Нуай (Charles et Marie-Laure de Noailles), которые давали там роскошные балы, служившие эталоном для парижской знати. Сегодня легендарный особняк продолжает тему престижа и высокого стиля – здесь расположился музей Baccarat, старейшего «хрустального дома» Европы. Ведь не шутка, в этом году дом Baccarat отмечает свое 250-летие! Появившийся по велению короля Франции Людовика XV стекольный завод в деревне Баккара (Лотарингия) сразу же стал поставлять свою продукцию монаршим дворам всего мира. Стеклянная посуда, люстры и канделябры, эстакады лестниц – каждое изделие, достойное звания произведения искусства, находило свое место во дворцах Франции, Турции, Монако, Греции, Японии…. Среди поклонников изделий Baccarat французские короли и президенты республики, принц Монако Ренье и принцесса Грейс, императорская семья Японии, махараджи княжества Барода, Аристотель Онассис…

С 1841 года завод Baccarat разработал уникальную технологию Harcourt – стекло с характерным оформлением обрезанных плоских краев и фирменным архитектурным стилем. До сих пор стекло Harcourt остается одной из эмблем марки. Его силуэт узнаваем даже в таких нехитрых вещицах, как цветочная вазочка или соковыжималка для лимона.

Специально к юбилею дома Baccarat японская дизайн-студия Nendo выпустила уникальную коллекцию шахмат из хрусталя Harcourt. Все 32 фигуры вырезаны вручную (более 200 часов работы!), в результате чего получился эффектный набор из прозрачного хрусталя и темно-синего стекла высочайшего качества.

Читайте также:  Схема подключения выключателя: одноклавишного, двухклавишного и проходного

На востоке Франции в деревне Баккара все так же работает стекольный завод, бережно хранящий свое главное сокровище – традиции и мастерство. Бокалы и графины, супер-канделябры и элементы стильного внутреннего дизайна – все эти реальности «хрустального дома» зачастую кажутся сказочными атрибутами…. Мы предлагаем читателям paris.chance небольшую подборку изделий, из которых сложилась слава Baccarat.

Шахматный набор из хрусталя Harcourt.

Канделябр «Царский», 1896 г. (стиль Российской империи, канделябр состоит из 3320 кусочков хрусталя).

Монументальная люстра в музее Baccarat по адресу: 11, place des Etats Unis, Париж (вес более двух тонн, люстра дает около 157 оттенков света)

Бутылки для коньяка “Malmaison” (1956 г., изготовлены для свадьбы принца Монако Ренье и принцессы Грейс).

Кальян Mémoire (знаменует тесное сотрудничество дома Baccart с турецкими заказчиками).

Набор бокалов “Царский”, 1909 г. (Одна из жемчужин каталога Baccarat. Набор сделан для Николая II).

Канделябр Lifestyle (сделан специально к 250-летию завода).

Настенные часы «Солнце» (юбилейная интерпретация модели 1949 г., изначально задуманная, как аллюзия на версальский стиль и образ Короля Солнце).

Юбилейное издание (изд. Rizzoli) отражает историю дома Baccarat, его лучшие изделия и приоткрывает нам некоторые секреты общения с заказчиками.

Соковыжималка для цитрусовых Harcourt (знаменитое стекло Harcourt, шесть граней напоминают чаши из апартаментов французских королей).

Ретроспективная выставка об истории дома, созданных шедеврах, VIP-клиентах. Вы прикоснетесь к миру коронованных особ и звездных заказчиков Baccarat.

Выставка работает ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме вторника, воскресенья и праздничных дней по адресу: 11, Place des Etats-Unis, Париж.

Crédit photo (c)

Всегда ваша Светлана Даль Фарра,
Консультант по персональному стилю, Париж

Новая концепция «хрустального»; бренда baccarat для роскошного лондонского универмага harrods

ГОСТИНИЦЫ ПОД БРЕНДОМ BACCARAT

Baccarat Crystal — бренд легендарного производителя кристаллической стеклянной посуды, основанный в 1764 г. Предприятие расположено в местечке Baccarat, Франция. В 2005 г. Baccarat была приобретена американским холдингом «Starwood Capital Group», и сегодня представлена в Париже его дочерней компанией «Groupe Du Louvre». В 2012 г. «Starwood Capital Group» объявила, что будет использовать бренд Baccarat для новой сети люксовых отелей «Baccarat Hotel».

В апреле 2015 г. первый 5-звездочный отель «Baccarat Hotel & Residences New York» торжественно открылся в Нью-Йорке, и практически сразу стал одним из самых масштабных и красивых гостиничных комплексов города. Отель расположен в великолепном здании, в Midtown (одном из лучших кварталов Манхэттена), недалеко от Музея современного искусства. Строительство 50-этажной призматической башни, напоминающей хрустальный кристалл, приурочено к 250-летнему юбилею Baccarat. Здание примечательно множеством архитектурных и дизайнерских находок. Архитектурный проект — от американского бюро SOM («Skidmore, Owings & Merrill»). При оформлении фасада использованы гофрированные стеклянные панели, имитирующие хрусталь. Отель занимает первые 12 этажей, включает 114 номеров (в том числе, 26 люксов), и разнообразные общественные помещения. Стоимость строительства – $ 400 млн. Верхние этажи занимают частные апартаменты-резиденции, оформлением которых занимался нью-йоркский дизайнер Anthony Ingrao.

Директор «Starwood Capital Group» Барри Штернлич: «…Мы стремились, чтобы отель мог поразить воображение своим хрустальным блеском…» Генеральный директор «Baccarat Hotel & Residences New York» Эндрю Тернер: «…Мы стремимся привнести символы этого истинного мастерства и жизнерадостного искусства в оформление помещений. …Не будет недостатка в кристаллах, интегрированных в интерьер отеля — в мебели, посуде, люстрах. …Магия бренда будет просвечивать всюду…»

Практически сразу финансовые показатели Baccarat достигли верхнего уровня на рынке роскоши Нью-Йорка. Через два месяца после открытия «Starwood CG» продала права на финансовое управление гостиницей «Baccarat Hotel New York» страховому холдингу «Sunshine Insurance Group Company» за $ 230 млн., что составило более $ 2 млн. за один гостиничный номер. Это самая высокая цена за гостиничный номер в США.

Интерьеры отеля выполнены парижскими дизайнерами Патриком Жилем и Доротеей Буассье из агентства «Gilles & Boissier»: «…Мы стремились создать классический интерьер для пространства отеля, но добавили немало иронии, и ностальгические акценты, связанные с историей бренда. Для этого нам пришлось основательно изучить историю Baccarat. Иногда мы в шутку сравнивали проект с шикарной французской madame, которая, после пересечения Атлантики, прибыв в Штаты, хочет слегка расслабиться и ослабить шнуровку своего корсета».

Главный лейтмотив в интерьере отеля — стекло и хрусталь от Baccarat. В качестве контраста и фона для «хрустального блеска» выступают добротные паркетные полы из дуба, потолки, украшенные слюдой и стальными пластинами, зеркала и мрамор в облицовке стен. Стиль — глубокий и спокойный, теплый и генеративный. Яркие геометрические контрасты, «фруктовый сад» из подсвечников, каскадные радуги из тяжелых висящих люстр. В цветовой гамме очевидно преимущество огненно-малинового и красного оттенков. Сияющий блеск и приглушенное мерцание волшебного спектра из триллиона хрустальных граней. Современные общественные зоны с множеством люксовых элементов: шелковые плиссе на стенах, плетеные ковры с рисунком хрусталя, монументальный белый мраморный стол. Просторные интерьеры сочетают классическую роскошь и современный подход к оформлению жилых пространств.

ИНТЕРЬЕР НОМЕРОВ. Как и было заранее обещано, в каждом номере имеют место элементы декора из хрусталя Baccarat. Номера оформлены в современном парижском стиле: шелковые ткани, ковры, обои ручной работы, эксклюзивные жаккардовые полотна-гобелены от Mascioni. Мебель по специальным эскизам для интерьеров номеров и холлов выполнена на мануфактуре Baccarat, но также использованы предметы из архивных и современных коллекций бренда. Тщательно подобранные образцы натурального камня, серебряный декор. Экстравагантные ванны из белого мрамора. Декорации на стеклянных дверях выполнены художником Франсуа Отаном.

Над интерьерами общественных зон работали декораторы Stephen Sills и Philippe Starck. Семнадцать эксклюзивных люстр Baccarat специально изготовлены для интерьера общественных зон отеля. Для оформления отеля известным парижским антикваром Frédéric Chambre собрана коллекция исключительных образцов искусства из аукционных домов Парижа (от XVII века до наших дней). Современное искусство здесь представлено работами французских художников Франсуа Отана и Армана Жонкера. Для оформления входа в отель коллектив предметных дизайнеров разработал новые версии знаковых фужеров «Baccarat Harcourt».

Из общественных пространств отеля наиболее интересно оформлены ресторан и бары. Во французском ресторане «Chevalier» шеф-поваром работает Shea Gallante, отмеченный мишленовскими звездами. Название ресторана – аллюзия к старой истории «хрустального бренда», к имени прославленного художника и креативного директора Baccarat Жоржа Шевалье. К ресторану примыкает бар с очень необычным сводчатым потолком и протяженной барной стойкой. Стилизация бара выполнена в виде художественных мастерских Парижа 19 века: изобилие мелких и ярких деталей, старинная структурная лепнина, живопись на стенах, на спинках барных стульев — иллюстрации художника Кристиана Астюгевея.

Читайте также:  Современные дома с планировкой п44т 25

На стеллажах Большой гостиной («Grand Salon») предметная выставка артефактов из коллекций компании Baccarat. Салон украшен люстрами и кусочками старинных фужеров «Baccarat Harcourt Glass», которые превращены в арт-объекты одиннадцатью знаменитыми американскими художниками. Рядом с Гранд Салоном, на верхнем уровне лобби, расположен второй бар, оформленный в стиле старинной конюшни в Версале.

Во всех элементах декора много символического. Кроме того, их взаиморасположение подобрано с учетом наиболее удачного сочетания и контраста восприятия. Так, резной деревянный декор коридора и металлическая облицовка стен, соприкасаясь, но будучи при этом разнородными стихиями, как бы помогают друг другу в производимом ими впечатлении. В холле расположен «вечно горящий» камин, стилизованный под промышленную печь для обжига посуды на предприятиях Baccarat. Очень впечатляет шестиметровая стена, смонтированная из почти 2 тысяч фужеров «Harcourt» — напоминание об истории и великолепии старинного стекольного производства. Горизонтально расположенные бокалы подсвечены изнутри светодиодами, и эта игра хрустального света завораживает зрителя, подобно неповторяющимся

Отель Baccarat представил уникальный салон «Spa De La Mer» — коллаборация с американским брендом «La Mer». Эта «территория расслабления» также прекрасно декорирована в общем стиле отеля: хрустальные светильники на стенах кабинетов, теплые оттенки бронзы, роскошные кушетки украшены пейзажами Лазурного берега, пейзажи Линды Уайт и Джеффа Вудо.

В 2015 г., после своего дебюта в Нью-Йорке, «хрустальная» компания Baccarat объявила, что планирует открыть жилые дома, гостиницы и курорты высокого класса в Марокко (Рабате), в Дубае и Дохе. По предварительным отзывам журналистов, Baccarat Hotel в Рабате станет «одним из самых экспансивных отелей Baccarat, будет отличаться особым чувством гламура и праздника, а также новаторским видением современной роскоши». Дизайн Baccarat Отеля в Рабате разработан британским дизайнером Anouskha Hempel.

© Работа выполнена в рамках медиа-проекта: «Ресторан и гостиница: 100 шагов к успеху!»

Координатор: АГЕНТСТВО КОММЕРЧЕСКОГО ДИЗАЙНА «MAXIM GRES». Подготовка текста: Анатолий Лебедев.

Частичное или полное использование материалов разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на непосредственный адрес материала на Сайте.

Хрустальный дворец

Настоящий Хрустальный дворец возвел в Лондоне простой садовник Джозеф Пакстон. Здание послужило выставочным залом для первой Всемирной выставки 1851 года.

Новые веяния

Идея провести Всемирную выставку, демонстрирующую произведения искусства и достижения техники из разных стран, появилась в Европе задолго до 1851. Во Франции уже успели провести несколько национальных выставок, и тогда за дело взялась Англия, на тот момент лидирующая по всем параметрам. Принц Альберт предложил устроить Всемирную выставку в Лондоне — Общество искусств, основанное еще в середине XVIII века, его поддержало.

Главный вопрос, который мучал организаторов выставки — где же будет демонстрироваться великолепие, привезенное со всех уголков мира? Нужно было новое здание, но ни один проект и более чем двухсот, предложенных на рассмотрение королевы, не удовлетворял требованиям мероприятия. Стало очевидно, что традиционные каменные дворцы устарели. Тогда свою идею выдвинул Джозеф Пакстон, садовник из Четсворта, занимавшийся постройками крупных оранжерей. Его проект представлял собой огромный дворец из железа и стекла. Знаменитые архитекторы Европы были возмущены — как можно допустить, чтобы какой-то выскочка построил для выставки «стеклянный колпак» и «оранжерею». Однако проект Пакстона все-таки был принят — и публика приняла его с восторгом.

Всего за полгода в Гайд-парке построили Хрустальный дворец. Имя, кстати, дал ему не сам Пакстон, а журналисты из сатирического журнала «Панч», которые сперва активно высмеивали постройку, а потом решили поддержать архитектора. Дворец и правда сильно напоминал оранжерею — Пакстон увеличил оконные проемы настолько, что все здание, казалось, состояло только из стекла, переплетенного кружевом чугуна. Опыт заполнения металлических конструкций стеклом на тот момент уже был, но чтобы весь корпус здания состоял только из него — такое было впервые. Внутри дворца не было никаких перегородок — он представлял собой один огромный зал, со всех сторон пронизанный светом.

Внимательный садовник, Пакстон с трепетом отнесся к вековым деревьям Гайд-парка: ни одно из них не было вырублено. А два столетних вяза, находившихся прямо на месте расположения дворца, строители просто накрыли самим зданием. Литератор Хомяков после посещения Лондона писал: «То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло». Посетил Хрустальный дворец и Чернышевский — именно здание в Гайд-парке стало прототипом дома, в котором живет коммуна будущего из сна Веры Павловны в романе «Что делать?».

Жизнь после выставки

После закрытия выставки строители должны были привести Гайд-парк в первоначальный вид. Пакстон предложил оставить дворец, превратив его в постоянный зимний сад. Но консерваторы провели в парламенте противоположное решение, и Хрустальный дворец был приговорен к сносу, а его чугунные конструкции продали на металлолом. Но архитектор не сдавался — он основал «Компанию Хрустального дворца», куда привлек частные капиталы, выкупил чугунные каркасы и огромную территорию в Сиднем-Хилле. Там здание было возведено заново с двумя дополнительными этажами. Рядом с ним построили железнодорожную станцию, которая сохранилась и по сей день.

Залы нового дворца выполнили в античных и средневековых стилях, украсили витражами и скульптурами. Правда, открытие немного задержалось — консерваторы потребовали прикрыть половые органы скульптур. Фиговые листья их не устроили, так что копии античных статуй срочно пришлось задрапировать. Первый в Лондоне тематический парк стал излюбленным местом городских гуляний, здесь устраивались музыкальные фестивали и праздники, спортивные состязания и выставки. Именно в Хрустальном дворце впервые были показаны фигуры динозавров, выполненные в натуральную величину. Но на организаторах висел огромный долг, и никакие входные билеты не могли его покрыть.

Банкротство и пожар

В 1866 здание сильно пострадало от пожара, сгорел зверинец, который заменили огромным аквариумом. В начале XX века интерес к Хрустальному дворцу заметно угас. Несмотря на проведение празднеств в честь коронации Георга V в 1911, компания обанкротилась, и суд постановил продать все ее имущество с молотка. В здании дворца в разное время располагались то учебные части британского флота, то радиотехническая фирма. В 1936 в здании начался пожар, и несмотря на все усилия, огонь не удалось потушить. Хрустальный дворец полностью выгорел, а его металлические конструкции разобрали на металлолом. Здание так никогда и не восстановили. Все случилось так, как завещал последний управляющий дворца Генри Бакленд: «Другого не будет никогда». Однако в 1990 на территории парка открыли музей Хрустального дворца.

Ссылка на основную публикацию