Насколько важен многоканальный звук? введение в основы акустики домашнего кинотеатра

Насколько важен многоканальный звук? введение в основы акустики домашнего кинотеатра

Когда идет речь о домашнем кинотеатре, то появляется вопрос подбора экрана с большой диагональю или завораживающего звука.

Большинство покупателей, отдают собственное вкусы большом экрану. Но, реальности при просмотре киноленты, важен конкретно звук. Так как, конкретно звук способен загрузить зрителя в фильм.

Для того, что бы выверить, что звук намного важнее изображения, довольно провести не очень большой анализ. Анализ состоит в том, что следует взглянуть несколько кругов гонок NASCAR, на проекционном экране 100 дюймов, а звук будет, выходит из не очень большой колонки.

Дальше, те же самые гонки взгляните, на самом обыкновенном плоском телевизоре с диагональю 50 дюймов, только уже полномасштабным звуком. Какой из вариантов может окончательно загрузить вас в просмотр? Наверное объемный звук, иначе у вас трудности со слухом.

Раз-два-три и объемный звук.

сейчас система объемного звука имеет несколько важных деталей. Все начинается с источника звука. Давайте же сосредоточимся на музыке и фильмах. Для этого, очень много людей знают, что необходим Blu-ray-плеер. Данный плеер, совместим не только с DVD дисками, но и может поддерживать Super Audio CD и DVD-Audio диски.

Диски данного типа способны сохранять музыку большого разрешения, другими словами многоканальную. Благодаря этому стоит удостоверяться на наличие функции воспроизведения данных дисков, в вашем плеере.

Аудио/видео ресивер или предусилитель-процессор

Дальнейшим воздействием для изготовления объемного звука служит присоединение к плееру аудио/видео ресивера Blu-ray. Присоединение к ресиверу выполняется в большинстве случаев скоростным HDMI кабелем либо 6-8 аналоговыми RCA аудио кабелями. Битовый поток сигнала подается на ресивер при помощи наиболее популярного способа HDMI.

После создается рельефное декодирование на ресивер. Если ваш плеер Blu-Ray имеет хорошим ЦАП, то вы имеете возможность задействовать аналоговое мультиканальное присоединение.

В данном случае плеер создает роль декодирования, а на ресивер возлагается функция усиления и коммутации. Функция для решения задач в ресивере много, но его главной задачей считается функция находящегося вокруг звука – декодирование входного сигнала, передача и усиление подобающего аудио канала любому из подключенных динамиков или сабвуферу.

Подбирая ресивер необходимо внимание посмотреть особое внимание на:

  • декодирование форматов (какие собственно),
  • есть ли функция применения очень качественного ЦАП,
  • при невысоком уровне искажений сможет ли обеспечить подходящую мощность.

Если в первых рядах для вас стоит большое качество звука, то необходимо применять по отдельности предусилителя-процессора и многоканальный ресивер заместь комбинированного ресивера.

Завершив технологию присоединения, появляется вопрос про выбор системы динамиков. Система звука 5.1 применяется во множестве фильмов и сериалов. Подбор существующих динамиков очень богат, от небольших до больших динамиков. Очень часто помещение, в котором планируется установка акустики, диктует подбор той или другой системы.

Для неповторимости звука собственной продукции изготовители применяют разные ухищрения, начиная от материала и формы колонок и завершая размером динамиков. Для того чтобы достигнуть стабильного качества, идеальную передачу звука от динамика к динамику, целесообразно применять похожие динамики в системе.

Расположение звуковой системы

Лицевые и тыловые колонки обязаны находится на равном расстоянии от центрального канала. И на последок: прихожие колонки необходимо располагать на одной плоскости и приблизительно на уровне высоты уха слушателя.

Насколько важен многоканальный звук? Введение в основы акустики домашнего кинотеатра

Когда заходит речь о домашнем кинотеатре, то встает вопрос выбора большого экрана или завораживающего звука. Многие покупатели, отдают свое предпочтения большом экрану. Но, действительности при просмотре фильма, важен именно звук. Потому как, именно звук способен погрузить зрителя в фильм.

Для того, что бы проверить, что звук гораздо важнее изображения, достаточно провести небольшой тест. Тест заключается в том, что следует посмотреть несколько кругов гонок NASCAR, на проекционном экране 100 дюймов, а звук будет, выходит из небольшой колонки.

Далее, те же самые гонки посмотрите, на обычном плоском телевизоре с диагональю 50 дюймов, только уже полномасштабным звуком. Какой из вариантов способен полностью погрузить вас в просмотр? Вероятнее всего объемный звук, иначе у вас проблемы со слухом.

Раз-два-три и объемный звук.

Плейер Blu-ray

В настоящее время система объемного звука содержит несколько основных деталей. Начинается все с источника звука. Давайте сосредоточимся на музыке и фильмах. Для этого, большинство людей знают, что нужен Blu-ray-плеер. Данный плеер, совместим не только с DVD дисками, но и может поддерживать Super Audio CD и DVD-Audio диски.

Диски такого типа могут хранить музыку высокого разрешения, то есть многоканальную. Поэтому стоит убедится на наличие функции воспроизведения данных дисков, в вашем плеере.

Аудио/видео ресивер или предусилитель-процессор

Последующим действием для создания объемного звука служит подключение к плееру аудио/видео ресивера Blu-ray. Подключение к ресиверу осуществляется обычно высокоскоростным HDMI кабелем либо 6-8 аналоговыми RCA аудио кабелями. Битовый поток сигнала передается на ресивер с помощью наиболее распространенного метода HDMI.

После выполняется объемное декодирование на ресивер. Если ваш плеер Blu-Ray имеет качественным ЦАП, то у вас есть возможность использовать аналоговое мультиканальное подключение.

В таком случае плеер выполняет функцию декодирования, а на ресивер возлагается функция усиления и коммутации. Функция для решения задач в ресивере много, но его основной задачей является функция окружающего звука – декодирование входного сигнала, передача и усиление соответствующего аудио канала каждому из подключенных динамиков или сабвуферу.

Выбирая ресивер нужно обратить пристальное внимание на:

  • декодирование форматов (какие именно),
  • есть ли функция использования высококачественного ЦАП,
  • при низком уровне искажений сможет ли обеспечить приемлемую мощность.

Если на первом месте для вас стоит высокое качество звука, то следует использовать отдельно предусилителя-процессора и многоканальный ресивер вместо комбинированного ресивера.

Громкоговорители

Закончив процедуру подключения, встает вопрос о выборе системы динамиков. Система звука 5.1 используется в большинстве фильмов и сериалов. Выбор существующих динамиков очень богат, от маленьких до больших динамиков. Зачастую помещение, в котором предполагается установка акустики, диктует выбор той или иной системы.

Согласованность колонок

Для уникальности звучания своей продукции производители используют различные хитрости, начиная от материала и формы колонок и заканчивая размером динамиков. Для того чтобы добиться стабильного качества, ровную передачу звука от динамика к динамику, лучше всего использовать идентичные динамики в системе.

Фронтальные и тыловые колонки должны быть расположены на равном расстоянии от центрального канала. И последнее: передние колонки нужно располагать на одной плоскости и примерно на уровне высоты уха слушателя.

Домашний кинотеатр на практике. Часть 1

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег 🙂

В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.

Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.

Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели.

2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.

Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.

Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:

Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».

В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.

На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.

На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.

В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.

Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:

Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.

Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.

Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:

Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.

Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.

Читайте также:  Особенности стиральных машинок Индезит

Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:

Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.

Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:

Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в «зелёной зоне» (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м²

«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея.

Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».

И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.

При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»

При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).

При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).

А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.

Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.

Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).

А как вешать дипольные тыловые АС?

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.

Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

Насколько можно отступать от референсной схемы?

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»

— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Современные многоканальные системы

Кристофер

15 августа 2003

Передать пространственные звуковые ощущения – задача со многими вариантами решений. Мы не раз сталкивались с идеализированием звуковых систем, разговорами о полноценном многоканальном звуке, который переносит слушателя в заданное акустическое пространство с множеством локализованных источников. Но, увы, это пока не реально.

Пока, можно говорить только об одной успешной реализации, наиболее близкой к нашим реальным ощущениям – бинауральной. Для получения полноценной объемной информации с ее помощью слушатель должен находиться в наушниках. Опытная модель, на базе которой строились основные исследования, представляла собой манекен, где вместо правого и левого уха были установлены микрофоны. По результатам составлялась сложная математическая модель, которая позволила создавать виртуальные звуковые миры.

Но эти исследования, хоть и были близки к идеалу, имели достаточно общие результаты. Ведь, согласитесь, у каждого человека различная форма ушных раковин, а расстояние между правым и левым ухом – это также индивидуальный параметр. В общем, исследователи зашли в тупик. Практическое применение результатов бинауральных моделей сейчас предлагается в варианте субкультуры, развивающейся отдельно от основных направлений, применяемых на практике.

Как это ни странно, но самый важный вклад в области пространственного звука сделала киноиндустрия. В процессе своего развития она сталкивалась с множеством проблем, и нельзя сказать, что ее путь был гладким. На внедрение новых технологий тратились огромные деньги, и не всегда такие вложения оправдывались. В качестве примера можно привести стереокино, где зрителям предлагалось надевать специальные очки, чтобы смотреть изображение в объеме. Стереокино не стало стандартом, и даже хуже – оно полностью не прижилось. Поэтому идеализированные бинауральные варианты с наушниками – технология не для кинопроизводства.

Dolby

Как вариант – это многоканальная система. Изначально кино было немым, потом пришел моно звук, и следующий этап – стерео… Стерео ворвалось с большим количеством новых идей и их реализаций. Простой поворот ручки панорамы приводил зрителей и слушателей в восторг. Что интересно, до 80-х понятия “stereo” и “surround” являлись синонимичными. А знаете, когда разделились? С переходом стандарта кинопленки с 35 мм на 70 мм. Изначально, производители стали использовать так называемый канал эффектов (effect channel) – это расположенный позади слушателей громкоговоритель, предназначенный для озвучивания вспомогательных звуков, а зачастую и просто молчащий, поскольку место на 35 мм-пленке было ограничено. С внедрением стандарта 70 мм, канал эффектов стал задействоваться постоянно и был переименован в пространственный канал (surround channel, далее будем называть его как S-канал). И с этого момента можно сказать о разделении понятий “stereo” и “surround”. В варианте 35 мм-пленки было предложен стандарт Dolby Stereo (середина 70-х). В 1982 году на рынок поступили первые Dolby Surround устройства. Стоили они тогда как аппаратура hi-end-класса, и были доступны очень небольшому числу граждан.

Параллельно с киноиндустрией развивались видео-индустрия и кабельное/спутниковое телевидение. Возможность обеспечить объемный звук в домашних условиях – одна из основных задач, которая была поставлена перед производителями. Появились более адекватные как по цене, так и по реализации варианты декодеров Dolby Pro Logic и Pro Logic II. Последний позволял не только воспроизвести закодированный объемный звук, но и слушать музыку с обычного CD, раскладывая его на surround-систему. Pro Logic и Pro Logic II являются переходными мостиками между обычными стерео-системами и многоканальным surround. Утрируя некоторые особенности можно сказать, что в чем-то они (стерео и surround в вариантах декодеров Dolby Surround – Pro Logic и Pro Logic II) взаимозаменяемы.

С активным внедрением цифровых технологий Dolby Labs представляет стандарт Dolby Digital AC-3 (5.1), разработанный для 35 мм пленки. Особенностью Dolby Digital 5.1 является наличие двух surround-каналов (правого (RS) и левого (LS), у предшественников S-канал был один, хотя громкоговорителей устанавливалось несколько) и сабвуфером. Если говорить об аббревиатуре “5.1”, то она расшифровывается не только как пять каналов и сабвуфер. Дело в том, что в Dolby Digital впервые фронтальные и S-каналы имели одинаковый полный частотный диапазон. Например, в Dolby Pro Logic S-канал предусматривал диапазон от 100 Гц до 7КГц. Теперь же мы говорим о пяти полноценных каналах с диапазоном 20 Гц – 20 КГц и выше. Частотный диапазон сабвуфера или как его еще называют LFE-канал (Low Frequency Effect) является ограниченным и составляет примерно 0.1 от частотного диапазона пяти каналов, поэтому “5.1” следует расшифровывать как “пять и одна десятая”.

Файлы Dolby Digital 5.1 имеют расширение *.ac3 и требуют для своей расшифровки специальный декодер (программный или аппаратный). На заре своего становления технология стоила очень не дешево. Декодеры были только аппаратные и выпускались в виде специализированных устройств. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону, и обычный пользователь может себе позволить приобретение звуковой карты со встроенными декодерами или скачать их программный вариант из интернета. Таким образом, современный кинозал и домашний кинотеатр полностью уравнялись по возможностям. Стоит отметить и еще один немаловажный аспект.

Наряду с развитием кино, видео и телевидения, открылся новый спектр применения технологии surround-звука – видео и компьютерные игры. Если раньше мы говорили о простейших вариантах 3D-движка, основанном на регулировках фазовых сдвигов, задержек и простейшей эквализации, то теперь подразумеваем полноценный 5.1 как минимум.

На сегодня Dolby Digital 5.1 является самым универсальным стандартом. Звук АС-3 может быть преобразован в зависимости от масштабов аппаратуры. Например, помимо доступного разделения на пять или шесть каналов (в зависмости от наличия/остутсвия сабвуфера), он может преобразовываться в четыре канала (Dolby Pro Logic), обычно стерео и даже моно. Поэтому, кодируя звук для компьютерных игр в Dolby Digital 5.1 можно не бояться того, что пользователь, имеющий в наличии меньшее количество колонок, будет чувствовать себя неуютно.

Естественно, кинотеатрам нужно иметь преимущество по сравнению с домашними комплексами, поэтому специально для них была разработана технология Dolby EX, подразумевающая ничто иное как 6.1. Помимо отдельных S-каналов для правого и левого (RS и LS) в ней предусмотрен S-канал центрального (CS). Технология Dolby Digital позволяет компрессировать данные и передавать их потоком с минимальной скоростью передачи 320 kbps (стандарт – 384 kbps). Конечно, сжатые данные являются более транспортабельными и занимают меньше места на носителях, будь то кинопленка или обычный винчестер. Но данная технология имеет и минусы – она рассчитана только на один цикл кодирования-декодирования и не решает проблемы ретрансляции и редактирования сжатых данных. Помимо этого хоть мы и выигрываем в месте, мы проигрываем в том, что звук стандарта AC-3 не синхронизирован с видеоданными, поэтому редактирование такого материала весьма проблематично.

Естественно, требуется многократное кодирование/декодирование. Решением этой проблемы явилась новая внедренная технология Dolby-E. Она позволяет передавать, многократно кодировать/декодировать восемь каналов с полным частотным диапазоном. Всего допускается десять циклов кодирования/декодирования. Помимо всего прочего стандарт предусматривает наличие метаданных – специальных инструкций, описывающих основные данные. Кроме синхронизации они могут нам сообщить настройки компрессора для каждого канала и т.п. Кстати, этими данными можно и не пользоваться, они не больше ни меньше, а дополнительная информация..

У основной массы пользователей понятие surround ассоциируется с Dolby. Это не так. Dolby Digital – более раскрученный брэнд, не более. В середине 80-х Терри Бирд, президент и основатель фирмы Nuoptix, объединился в команду с Джимом Кетчамом. Задачи, которые поставили перед собой экспериментаторы, были следующими – создать единый цифровой звуковой стандарт для кинотеатров и решить вопросы качественного размещения многоканального аудио на кинопленке. Изначально эксперименты велись с помощью цифровых магнитофонов (DAT) и проектора. Уже на начальном этапе разработки решались вопросы синхронизации (как мы знаем, в варианте Dolby они разрешились только с внедрением Dolby-E). Через некоторое время вместо DAT стали использоваться обычные CD-ROM. При использовании алгоритма сжатия apt-X100, разработанного Стивеном Смитом и его коллегами из Audio Processing Technology, позволяющего компрессировать данные 4:1, на один CD-ROM помещалось 100 минут многоканального аудио (скорость передачи данных 884 kbps). Таким образом на двух дисках мог храниться звук для трехчасового художественного фильма.

После получения патента в 1990-м имела демонстрация новой технологии для членов SMPTE. К 1992-му году технология была показана Стивену Спилбергу, правда, на базе винчестеров, и режиссер согласился ее применить в своей новой картине “Парк Юрского периода” (“Jurassic Park”). Студия Universal, являющаяся хозяином картины, решила проверить технологию на нескольких двух “менее значимых” фильмах. Результаты тестов оказались приемлемыми. Более того – Universal и Стивен Спилберг стали совладельцами с Терри Бирдом новой фирмы получившей название Digital Theatre Systems. Только за то время, когда образовывалась эта компания (а это заняло четыре месяца), в кинотеатрах было инсталлировано 876 систем DTS. На сегодняшний момент оных более 19.000 по всему миру. Было запланировано реализовать два технологических стандарта:

DTS-S – DTS-стерео, предназначен для кинотеатров, которые хотят использовать цифровой звук, но не могут себе позволить полноценный шестиканальный вариант.

DTS-6 – три фронтальных канала (левый L, центральный C, правый R), два S-канала (LS и RS) и сабвуфер. При этом следует отметить, что стандарты несколько различны с Dolby. Например частотный диапазон сабвуфера в DTS – от 20 до 80 Гц, вместо 3 -120 Гц у Dolby Digital.

Одним из главных отличий DTS от Dolby Digital является то, что DTS разрабатывался для 70 мм кинопленки. Соответственно, проблема места не стояла так актуально как в варианте Dolby Digital, вопросы реализации hi-res-звука и синхронизации решались практически сразу со времени возникновения стандарта.

Сейчас, упоминая DTS, мы можем говорить о восьми и более каналах hi-res-звука, новейших технологиях сжатия информации, и их активном практическом применении.

Dolby vs DTS

Стандарты DTS распространены точно также как и Dolby. При этом, конкуренты успевают ссориться. А что им еще делать? У Dolby гораздо мощнее поддержка со стороны обычных потребителей и производителей технологий для пользовательского рынка. Так, в Dolby Surround выпускаются музыкальные альбомы звукозаписывающими лэйблами Delos, RCA Victor/BMG Classic, Concord Jazz. Документация к этому стандарту постоянно востребована разработчиками современных видеоигр. Современное спутниковое телевидение также вещает в большинстве своем со звуком в режиме Dolby Surround. На последнем 114-м съезде AES в Амстердаме имели место обучающие семинары по записи, сведению и мастерингу в Dolby 4.0, 5.0, 5.1, 6.0, 6.1, и 10.2.

DTS остается привилегией кинопроизводства. На сегодня уже успешно решен воспрос с hi-res-аудио с фантастическими на сегодняшний день стандартами 64 бита и выше, 192 КГц и выше. Кстати, Dolby Digital также позволяет использовать hi-res-треки.

Производителями ПО и студийной техники вопрос противостояния решен очень просто – поддерживается и то, и другое. Это можно увидеть и в Steinberg Nuendo – одном из самых профессиональных и универсальных средств для производства surround-звука, и в линейке звуковых интерфейсов Audiotek – MAYA 5.1, 7.1, EX, EX7, PRODIGY 7.1. Там вы встретите поддержку сразу двух технологий – Dolby Digital и DTS. Помимо этого, стандартные программные приложения, предназначенные для воспроизведения звука в DVD также имеют декодеры для обоих стандартов.

Если же посмотреть на конфронтацию DTS и Dolby, то иногда доходит до смешного. Dolby выпускает некий пресс-релиз – DTS отвечает. Например: “Dolby проводила исследования на неизвестной студии с неизвестной аппаратурой при этом для воспроизведения использовался неизвестный материал, который тестировали неизвестные специалисты…”. Да и иногда, говоря о surround звуке и DVD, Dolby действительно забывается, присваивая основные свершения и т.п. в свою пользу. В общем, обычная корпоративная война.

Введение в акустику для домашнего кинотеатра

Введение в акустику для домашнего кинотеатра

Как создать потрясающую систему объемного звучания у себя дома.

В двух словах: система объемного звука состоит из нескольких основных частей. В этой статье мы покажем, как собрать их вместе, чтобы создать хорошо подобранный домашний кинотеатр. Вот что вам нужно:

  • AV-ресивер для подключения ваших динамиков.
  • Динамик центрального канала, который находится ниже или выше вашего телевизора.
  • Передние левый и правый громкоговорители, расположенные по сторонам от телевизора. Полочные или напольные колонки наиболее популярный выбор.
  • Два или четыре громкоговорителя объемного звучания, которые располагаются сзади и / или рядом с вами. Вы можете использовать полочные колонки или специальные дипольные колонки, которые работают в разных направлениях для более широкого рассеивания звука.
  • Один или два сабвуфера.
  • Хотите эффект полного погружения? Если ваш ресивер поддерживает обработку Dolby Atmos®, подключите к нему пару потолочных громкоговорителей или специальных накладных колонок Atmos.

Хотите, простое решение? Рассмотрите готовый комплект акустики для домашнего кинотеатра. Смотрите наш выбор таких комплектов за 2018 год.

Как подобрать акустику для своей комнаты?

Первое, что нужно учитывать при проектировании системы объемного звучания, – это сама комната.

Насколько велика площадь вашей комнаты? Очевидно, что большая, открытая гостиная со сводчатыми потолками, в отличие от небольшой или средней комнаты с потолками 2,4 м. требует больших и мощных акустических систем.

Выберите колонки, соответствующие размеру вашей комнаты. Напольные колонки идеально подходят для больших открытых пространств.

Колонки на стойках или встроенные в стены динамики хорошо подходят для небольших помещений.

Еще одно соображение – назначение комнаты.

Это семейная комната, где играют дети? Тогда настенные или встроенные колонки были бы уместны.

С другой стороны, если это отдельная комната под домашний кинотеатр, напольные колонки (или громкоговорители на стойках) вряд ли будут представлять опасность для домашних животных или детей.

Где акустическая система будет звучать лучше всего?

Рассмотрим расположение и форму вашей комнаты. Где лучшее место для размещения и звучания колонки?

В статье о правильном размещении динамиков содержатся подробные рекомендации по расположению вашей системы.

Компактные динамики предлагают ненавязчивые варианты размещения

Ваша система располагается в семейной комнате или в гостиной?

Если телевизор и акустическая система не всегда будут в центре внимания, подумайте о небольших колонках. Компактные динамики легко вписываются в декор и занимают много места.

Колонки закрепленные на стене не мешают свободно ходить по комнате.

Полочные колонки, встраиваемые в стены и потолочные громкоговорители – отличные решения для впечатляющего звука, не занимающего много площади.

Получите звук как в кинотеатре с напольными громкоговорителями

Если пространство в комнате не является большой проблемой, вы можете установить большие напольные колонки. Система объемного звучания основанная на напольных громкоговорителях способна воспроизвести звук максимально приближенный к настоящему кинотеатру. Их большие корпуса и динамики обеспечат мощные эффекты объемного звучания для фильмов и видеоигр.

Напольные колонки также идеально подходят для прослушивания музыки в стерео.

Напольные динамики обеспечивают большую, реалистичную звуковую сцену в передней части комнаты.

Какую роль играет каждая колонка в системе домашнего кинотеатра?

Домашний кинотеатр состоит из нескольких типов динамиков. Понимание роли каждого из них поможет вам выбрать лучшие варианты для вашей комнаты.

Вот основные компоненты акустической системы объемного звучания.

  • Центральный канал, который находится ниже или выше вашего телевизора.
  • Пара передних левого и правого динамиков. Полочные или напольные колонки являются наиболее популярным выбором в этом случае.
  • Два или более динамиков объемного звучания. Они идут позади и / или рядом с вашим диваном. Полочная акустика также широко используются в качестве каналов объемного звучания.
  • Один или два активных сабвуфера.

Центральный канал создает диалог и многое другое

Центральный канал часто считается самым важным динамиком в вашей системе. Он обеспечивает более 50% саундтрека к фильму, включая почти весь диалог. Он также обеспечивает важные звуковые эффекты центральной сцены.

Ваш центральный канал домашнего кинотеатра отвечает за диалоги, то есть за большую часть саундтрека к фильму. Выберите тот, который соответствует вашей комнате и другим громкоговорителям в вашей системе.

Ваш центральный канал должен хорошо сочетаться с другими динамиками. Компактные динамики требуют меньшего центрального канала, в то время как напольным динамикам необходим большой центральный громкоговоритель, чтобы соответствовать их большой выходной мощности.

Подумайте, где будет размещаться центральный канал. Если у это кабинет, убедитесь, что он поместится в выделенном пространстве на полке.

Передние левые и правые громкоговорители создают широкую звуковую сцену

Ваши левые и правые громкоговорители воспроизводят музыку кинофильма. Они также обрабатывают большую часть спецэффектов. Разумеется, звук перемещается между фронтальными колонками синхронно с действием, разворачивающимся на экране.

Напольная акустика, полочные колонки и настенные динамики хорошо подходят для передних левого и правого каналов.

Динамики объемного звучания обеспечивают реалистичные эффекты

Громкоговорители объемного звучания устанавливаются рядом и / или за вашим диваном. Они погружают вас в фильм, создавая окружающие звуки, такие как капли дождя или шелестящие листья.

Каналы объемного звучания (или тыловые каналы) также работают с вашими другими динамиками, чтобы обеспечить впечатляющие направленные эффекты. Представьте локомотив проносящийся мимо, или пуля, пролетающая мимо вас. Всё это направленный звуковой эффект переходящий от фронтальных к тыловым колонкам.

В 5.1-канальной системе используется одна пара тыловых динамиков, расположенных рядом или позади вас. В 7.1-канальной системе используются как боковые, так и задние динамики окружающего звука.

Если у вас большая комната или несколько мест для сидения, стоит рассмотреть 7.1-канальную систему.

В системе 5.1 ваши динамики объемного звучания лучше всего располагаются слева и справа от ваших позиций прослушивания.

В системе 7.1 громкоговорители объемного звучания расположены как рядом, так и позади вашего дивана и направлены на вас.

В зависимости от типа выбранной колонки, тыловые динамики могут устанавливаться на стойки для акустики, или закрепляться на стене.

Какие динамики следует использовать для каналов объемного звучания?

В качестве тыловых каналов объемного звучания можно использовать большинство традиционных полочных или настенных колонок.

В качестве тыловых каналов вы также можете рассмотреть специализированные дипольные динамики (кстати они предназначены именно для этого). Они имеют несколько драйверов, которые работают в разных направлениях. Это создает рассеянное звуковое поле, которое улучшает окружающий эффект.

Акустика для Dolby Atmos и DTS: X

Планируете создать систему Dolby Atmos® или DTS: X ™? Тогда вам понадобится одна или две пары колонок для звука исходящего сверху. Для этого вы можете использовать потолочные колонки или специальные накладные громкоговорители для каналов Atmos. Такая акустика устанавливается сверху напольной или полочной колонки, а ее динамики направлены вверх. За счет отражения звука от потолка вы получаете эффект верхних громкоговорителей Atmos.

Система Dolby Atmos начинается с обычной 5.1 или 7.1-канальной системы объемного звучания. Затем вы добавляете два или четыре громкоговорителя Atmos для верхних эффектов, которые исходят сверху..

Сабвуфер какого размера выбрать?

В звуковой дорожке фильма прописан отдельный канал низкочастотных эффектов, который воспроизводится через активный сабвуфер. Сабвуфер – это то, что придает реализм самолетам, взлетающим над головой, и разрывающимся бомбам.

Большинство людей размещают сабвуфер в передней части комнаты, потому что так его легче подключить к ресиверу домашнего кинотеатра. Если проложить кабель к месту размещения сабвуфера невозможно, используйте комплект для беспроводного подключения сабвуфера.

Выберите сабвуфер, который хорошо сочетается с вашей комнатой и динамиками. Как правило, чем больше сабвуфер, тем глубже бас.

У вас большая комната? Смотрите сабвуфер с 12-дюймовым драйвером или больше.

Маленькая комната? Компактный сабвуфер будет звучать великолепно. Для получения более подробных рекомендаций ознакомьтесь с нашей статьей о выборе сабвуферов домашнего кинотеатра.

Один и тот же бренд – желательно, но не обязательно.

У каждого динамика или серии есть свои тональные особенности или «голос». Мы рекомендуем использовать одну и ту же марку динамиков для каждого канала, чтобы получить равномерно сбалансированный звук и уровень выходного сигнала по всей комнате.

Если вы не можете собрать домашний кинотеатр на динамиках одного производителя, попробуйте, по крайней мере, использовать ту же марку громкоговорителей для передних левого, правого и центрального каналов. Это обеспечит вам единую переднюю звуковую сцену, которая определит характер звучания всей системы.

Хотите скрытый объемный звук?

Если вы хотите построить систему домашнего кинотеатра скрытую от глаз, рассмотрите встроенные в стену, потолочные или настенные динамики. Прочтите нашу статью о установке громкоговорителей в стены и потолок, чтобы узнать больше о том как это сделать.

Все, что вам нужно для начала

Чтобы получить лучший звук, вам нужно будет соединить новую акустическую систему с хорошим ресивером для домашнего кинотеатра. Это руководство поможет вам выбрать правильный вариант.

Вы подключите свою систему вместе с проводкой динамика и сабвуфером. Мы также рекомендуем хорошую защиту питания для вашего ресивера, телевизора, аудио / видео компонентов и питания.

Лучшие системы домашнего кинотеатра «все в одном»

На протяжении многих лет я разработал десятки систем объемного звучания. И кастомные системы великолепны. Но я открою вам тайну: вы можете получить отличное качество звука, купив готовый комплект колонок для домашнего кинотеатра. Вот несколько моих фаворитов.

1. Focal Sib 5.1 Pack – лучшая система объемного звучания для небольших комнат

Комплект Sib 5.1 от Focal быстро стал любимым клиентом. Система не занимает много места, но обеспечивает звуковую глубину и удар, которые ожидаешь от более крупных динамиков. Sib 5.1 Pack идеально подходит для небольших комнат, где пространство ограничено.

2. Definitive Technology ProCinema 600 – лучшая система объемного звучания для комнат среднего размера

Definitive Technology ProCinema 600 – это динамичная система, которая предлагает «большой» звук без необходимости использования напольных динамиков.

Почему она так хорошо звучит?

Ответ отчасти объясняется использованием пассивных излучателей в каждом динамике. Эти пассивные драйверы перемещаются в тандеме с вуферами для усиления средних и низких частот. Результат – ясный, мощный звук для музыки, фильмов и саундтреков к видеоиграм.

Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже

300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее

15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Ссылка на основную публикацию