Изменения в городской архитектуре средневекового жамблу, валлония, металл и стекло

Сталь и стекло в архитектуре

Представление об идеально чистой архитектуре из стекла и стали, несомненно, одна из важнейших и наиболее характерных движущих сил современной архитектуры. Первые шаги в этом направлении были сделаны на рубеже XVIII и XIX столетий непосредственно после того, как для несущих конструкций зданий в качестве строительного материала начали применять железо вместо дерева и кирпича. Во Франции еще в XVIII в. было сильно развито производство зеркальных стекол в связи с изобретением литьевого метода. Уже первый купол зернового элеватора, деревянная конструкция которого была заменена после пожара 1799 г. железной, был в значительной мере застеклен. При строительстве галереи в Орлеане был, как уже раньше упоминалось, применен свод из стекла и железа. Это, вероятно, одно из самых плодотворных достижений архитектуры XIX в., с которым пришло новое восприятие пространства и массы и принципиально новое оформление внутреннего и внешнего пространства.

Кровля или свод из стекла и железа стали характерным признаком городского строительства — крытые пассажи и гаяе-реи, рынки, перроны, зимние сады и стеклянные дворцы. По лондонскому «Хрустальному дворцу» можно судить, насколько технология стекла как строительного материала отставала от технологии железа. Весь проект, его строго модулированный порядок, проект организации работ и календарный график должны были быть ориентированы на вырабатываемые в то время форматы стекла с максимальной длиной 1,25 м.

Достичь идеала полной прозрачности или по крайней мере приблизиться к нему при постройке многоэтажных зданий было гораздо труднее, чем при строительстве залов. Все трудности и неудачи, которые приходилось преодолевать стальному строительству, проявлялись также почти всегда при уменьшении застекленных площадей, и, наоборот, самые удачные и элегантные решения архитектуры, использующей стальной каркас, шли рука об руку с максимально большими плоскостями остекления.

То, что архитектура стекла и металла при строительстве многоэтажных зданий смогла добиться успеха лишь с таким сильным опозданием — приблизительно через 100 лет после постройки «Хрустального дворца», отчасти является результатом технологической отсталости производства стекла. Только в начале 20-х годов нашего столетия техника производства стекла достигла уровня поточного производства с выпуском стекла большого формата.

Но именно в эти годы в Европе, которая в то время была источником новых идей в области подлинно каркасной архитектуры, железобетон оттеснил стальное строительство на второй план. Поэтому идея дома из стекла в высотном строительстве была реализована сначала в комбинации не со стальным каркасом, а с железобетоном. Первыми постройками, в которых стекло целиком заменило другие строительные материалы в высотном строительстве, были табачная фабрика ван Нелле в Роттердаме 1927 г., «Диогенверзандхауз» архитектора Вутса в Бостоне (Англия). Это промышленные здания и склады, сплошное остекление которых было легче выполнить, чем в жилых домах или в учреждениях, так как оно диктовалось функцией этих зданий.

Первая постройка, в которой был использован целиком стальной каркас с застекленными переплетами большого формата, ставшими неотъемлемой частью всего сооружения, — необычайно прогрессивная конструкция для 1939 г. — это многоцелевой зал Народного дома в Клиши во Франции (архитекторы Бодуэн и Лодс, инженеры Бедянский и Пруве).

Фасады из стали и стекла жилых домов Мис ван дер Роэ, так же как и первые навесные стены, были технически несовершенны в том смысле, что они еще были застеклены обычным толстым стеклом. Долгое время пришлось заниматься проблемами утечки и лучистого распространения тепла и другими физиологическими и физико-строительными проблемами, которые связаны с применением обычного стекла. Эти проблемы были менее актуальны для США благодаря мягкому климату и меньшей стоимости энергии.

Мис ван дер Роэ способствовал прогрессу техники стекла. Промышленность, производящая стекло, быстро устранила недостатки своего материала (недостаточные теплозащитные свойства, ломкость, тепличный эффект при солнечном освещении) и добилась усовершенствования и быстрого повсеместного внедрения крупноразмерных стекол. В «Левер-хауз» в Нью-Йорке было использовано для остекления зеленоватое, защищающее от солнца стекло «catacalor», которое в то время использовалось в США для задних стекол автомобилей. Авторы проекта имели при этом в виду не только защиту от солнца — такое стекло относительно меньше отбраковывалось и легко достигалось единство в цветовом решении всей стеклянной оболочки здания, так как армированное остекление междуэтажных простенков было тоже зеленого цвета. Эта идея была сразу же повсеместно подхвачена. Самого большого эффекта Мис ван дер Роэ удалось достигнуть коричнево-золотой окраской, соответствующей бронзированным импостам здания «Сигрэм».

Среди ранних примеров применения навесных стен в американских небоскребах «Корнинг Гласс билдинг» — здание, построенное в Нью-Йорке архитекторами Гаррисоном и Абрамовицем, представляющее собой образец максимального использования стекла: чрезвычайно тонкие вертикали и едва заметные горизонтальные импосты и последовательно использованное солнцезащитное стекло приводят к тому, что между окном и подоконной зоной почти незаметно различия. Европейцу сразу же бросается в глаза сильная волнистость и неравномерность тянутого стекла с искаженным размытым отражением соседних домов, поскольку в Европе принято считать, что в классической навесной стене необходимо абсолютно гладкое кристаллическое зеркальное стекло.

Фасад центра ИБМ архитектора Сааринена по окраске стекла намного темнее фасада «Корнинг Гласс билдинг», но темное стекло почти неощутимо изнутри. Чем темнее окраска стекол, тем сильнее они отражают лучи, как зеркало, и знаменательно то, что в архитектуре международного масштаба именно это волшебное действие стекла как строительного материала было вновь открыто и использовано при развитии романтической выразительности и символики. В основе этого направления лежит возврат к глубинам истории строительных материалов. Теперь в спросе уже необязательно чистопрозрачное нематериальное стекло, к которому, видимо, стремилась архитектура функционалистов и которое широко применяется благодаря современному поточному производству зеркального стекла. Теперь известно, что можно использовать цветные прозрачные, непрозрачные или отражающие остекленные поверхности; такую роль стекло играло уже в готических соборах и в замках, построенных в стиле барокко.

При строительстве здания библиотеки редких книг в Нью-Хавене архитекторы заполнили пластическую сетку крестообразных готовых частей фасада ониксом. Это вызывает в памяти античную архитектуру дворцов и храмов, эпоху, когда стекло было дороже, чем шлифованные полудрагоценные камни.

В этой перспективе следует рассматривать те проекты, в которых воплощены посмертно мечты Мис ван дер Роэ о берлинском небоскребе из стекла (проект 1919 г.); это относится прежде всего к зданию «Лейк Пойнт Тауэр» в Чикаго с очертанием, похожим на листок клевера, и с вздымающимися плоскостями из стекла. Здесь железобетон вновь опередил сталь. Это 65-этажное здание, остававшееся некоторое время самым высоким в мире, было построено с таким расчетом, чтобы самой формой плана способствовать уменьшению давления ветра с передачей горизонтальных усилий на массивное ядро жесткости.

Образцом чистой архитектуры стекла и стали 50-х годов в области строго делового промышленного многоэтажного строительства может служить уксусная фабрика в Питтсбурге (проектное бюро СОМ) с ее ритмическим делением импостами и с прекрасными пропорциями. Из европейских зданий с ней можно сравнить гараж и зал для продажи автомобилей в Барселоне (архит. Эхагю).

Примерно с 1950 г. в технологии стекла были достигнуты дальнейшие успехи. Различные системы заполнения оконных проемов, объединение двух или более переплетов с воздушными прослойками, которое снижает затраты на обогревание внешней остекленной стены и препятствует ее запотеванию, нашли самое широкое применение. Если сравнить, например, детали фасада здания «Сигрэм» с фасадом Федерального центра в Чикаго, в котором применена более совершенная теплозащита, то разница в решениях остекления едва заметна.

Одновременно с технологией изготовления теплозащитного стекла была разработана технология различных типов безопасных стекол — многослойного безопасного стекла и закаленного стекла. Цельностеклянные конструкции для стен и световых проемов открыли совершенно новые возможности для архитектуры. Новые знания о проницаемости цветного стекла различными лучами спектра стали источником новых возможностей уменьшения тепличного эффекта и обогащения выразительных возможностей архитектуры. К этому несколько лет назад добавились методы металлизации или создания дымчатости стекла, способствующие лучшему отражению тепловых лучей и придающие фасаду характер гигантского зеркала. Наиболее последовательно этот эффект использовал Сааринен при строительстве каркасного здания телефонной компании «Белл». Огромные плоскости этого гигантского здания заполнены рефлектирующими солнцезащитными стеклами.

Уже сегодня обнаруживается богатство конструктивных и выразительных возможностей применения стекла — от гладкого до рифленого, от бесцветно-прозрачного до окрашенного, от непрозрачного до зеркального. К этому прибавляется еще одна альтернатива: какое стекло имеет перспективы — тянутое или зеркальное. Эта проблема станет, возможно, беспредметной, если перевесят преимущества третьей технологии — огневой полировки, при которой блестящая полированная поверхность тянутого стекла сочетается с ровной поверхностью стекла шлифованного.

Богатство красок и блеск, которые современная технология производства стекла предоставляет архитекторам, ярче всего выявляются в сочетании с изяществом чисто стальных каркасных строений. Среди международных стальных строений последних лет следует отметить деловые и конторские здания со сплошным остеклением высотой в этаж, а именно: административное здание завода в Штефа в Швейцарии, здания страховой компании в Лондоне и пенсионной кассы в Люксембурге. Особенно заметна красота стекла в сочетании с функциональной правдивостью в некоторых зданиях, в которых стеклянный фасад имеет вторую оболочку из навесных стеклянных солнцезащитных козырьков. Первые смелые опыты в этом направлении были предприняты архитекторами Зер-фусом и Бройером при постройке здания «Юнеско» в Париже и здания правления «Ван Леер компани» в Амстердаме еще в начале 60-х годов. Строго функционально разработанное многоэтажное здание машиностроительного завода фирмы «Геберлейн» в Ватвиле (Швейцария, архит. Кустер) со стальным каркасом особенно привлекательно вследствие комбинации двух различных сортов стекла, используемых для наружной оболочки и солнцезащитных козырьков. Это дает впечатляющий эффект контрастного действия, противопоставления дня и ночи, который делает невесомым, воздушным огромное строгое строение.

К рекордному эффекту крупноформатного сплошного остекления стремился при сооружении приземистого здания генерального бюро ИБМ в Кошеме (Англия) архитектор Форстер, что было связано с известными трудностями при разработке каркаса фасада с учетом высокого насыщения здания инженерными коммуникациями. В этом здании на практике достигнуто впечатление стеклянной призмы, в которой отражаются деревья и облака. Такая маскировка несущей конструкции или стальных импостов не должна, однако, быть конечной целью идеалом архитектуры стекла и стали; изящное обрамление для стекол различного размера в сочетании с элегантным профилем выходящей наружу стальной конструкции представляет еще один шаг вперед в эстетическом отношении. Такое решение было применено при строительстве парижского Музея искусств и народного творчества (архит. Дюбюссон). Большой приемный зал отеля «Голубое небо» в Японии убеждает нас в том, что в последнее время архитекторы вновь вспомнили о цветном стекле и о том волшебном впечатлении, которое оно производит. Стальной каркас, стены и потолок этого здания целиком заполнены цветными стеклами большого формата.

Читайте также:  Изящные чашки — бокалы своими руками

Примером блестящего использования архитектуры стекла и стали в наши дни является здание управления «Ройяль Белж» в Бойтсфорте под Брюсселем. По фантастическому впечатлению, которое оно производит, оно сходно с построенным на 100 лет раньше «Хрустальным дворцом», который оказывал подобное же действие на своих современников. Зеркальные стекла высотой 7,5 м с обеспечивающими их жесткость металло-стеклянными импостами в приземистом цокольном здании, дымчато-золотые солнцезащитные и теплоизолирующие стекла высотного дома в сущности впервые доводят впечатление от конструкции стального каркаса до такого яркого эффекта.

17 архитектурных стилей, а также простые объяснения, как их различать

Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати. Но, все же, Voka.me настоятельно не рекомендует такой способ отдыха.

Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее. Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.

Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).

1. Классицизм

Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.

2. Ампир

Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.

3. Сталинский ампир

Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.

4. Барокко

Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.

5. Рококо

Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.

6. Ультрабарокко

Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.

7. Русское барокко

Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.

8. Псевдорусский стиль

Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.

9. Неоготика

Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.

10. Готика

Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.

11. Ар-деко

Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.

12. Модернизм

Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.

13. Модерн

По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.

14. Конструктивизм

Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.

15. Деконструктивизм

Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.

16. Хай-тек

Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.

17. Постмодернизм

Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.

Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.

Стекло в архитектуре

Приоритетная мода или взгляд в будущее?

Сегодня фасады мегаполисов представляют всевозможные комбинации динамичных и захватывающих образов. Тщательное сочетание натуральных материалов пришло на смену обилию орнаментов. Кардинальным образом за последнее десятилетие изменилась и роль стекла: теперь это не просто символ красоты и изящества, а настоящий тренд городской архитектуры. Что стоит за этой модой: создание более комфортных условий для человека или тенденции времени?

Образы стеклянной архитектуры

Одним из величайших достижений человечества стало изобретение стекла – уникального материала, который благодаря исключительным свойствам и эстетическим характеристикам широко используется в современной архитектуре.

Не так давно стекло служило только для заполнения оконных проемов, чтобы позволить свету и воздуху проникать в помещения. Зимой такие окна впускали в дом холод, а летом – жару, оказываясь постоянным источником сквозняков.

Стремительное развитие технологий и активное внедрение уникальных инновационных разработок в производство превратили простое прозрачное стекло в исходный материал для дальнейшей переработки. Обычное стекло стало приобретать необычные свойства: появились сверхпрочные, огнестойкие, антибактериальные стекла, позволяющие решать разнообразные архитектурные задачи. При остеклении зданий все чаще используется энергосберегающее стекло, которое не только сокращает потребление энергии, но и существенно снижает негативное воздействие деятельности человека на окружающую среду. Большие перспективы и у солнцезащитного стекла: регулируя уровень проходящей солнечной энергии, оно позволяет экономить на отоплении зимой и на кондиционировании летом. Но будущее, безусловно, принадлежит многофункциональным (селективным) стеклам, которые сочетают в себе все эти характеристики: снаружи здания выполняют солнцезащитную функцию, а изнутри – энергосберегающую.

Стекло позволяет зданиям «парить», создает обзор и единение внешнего и внутреннего пространства, поэтому его так любят архитекторы и дизайнеры

Прозрачность, способность работать при любых климатических условиях, высокая твердость, химическая стойкость, необычайно широкие декоративные возможности – таков далеко не полный перечень свойств, определивших рост популярности стекла при его использовании в качестве строительного материала.

Новое измерение в интерьере

Стекло дает неограниченные возможности полету архитектурной фантазии. К области его применения относится остекление фасадов, создание стеклянных перегородок, козырьков и ограждений. Благодаря стилю хай-тек, основанному на применении высоких технологий в интерьере, стали прозрачными не только двери и стены, но и лестничные марши и перила, а также полы и потолки. Жилое пространство «расширилось», а мебель словно растворилась в воздухе.

Ведь стеклу, как материалу, не имеющему видимых свойств, идеально подходит роль не границы, а как раз ее отсутствия. Панорамное остекление позволяет запустить ландшафт внутрь квартиры, сделать его чем-то средним между предметом мебели и фреской. Окна от пола до потолка зрительно убирают стены, сохраняя при этом домашний микроклимат. А если квартира располагается на достаточно высоком этаже, то интерьер дома может расшириться до самого горизонта.

В настоящее время существуют просто уникальные проекты из стекла. Например, в Эстонии по заказу местного бизнесмена построен стеклянный дом, а в штате Аризона над Большим каньоном возведен стеклянный мост.

Так что такое стекло: дань моде или взгляд в будущее? Как стекло влияет на качество нашей жизни? Ответить на эти вопросы мы попросили ведущих европейских архитекторов, инженеров и дизайнеров.

Мнение экспертов

Юрий Катс, архитектурное бюро Eller+Eller (Дюссельдорф):
— На сегодняшний день фасады несут в себе не только защитную и энергосберегающую функции, но и являются важным эстетическим элементом, формирующим окружающее пространство. С одной стороны, набирают силу тенденции «зеленого» строительства, с другой стороны, растут эстетические запросы и претензии на неповторимость и уникальность. Изменение социальной структуры и увеличение темпа жизни преобразуют архитектуру современных городов. Если ранее фасады были продиктованы традиционными материалами, такими как кирпич, натуральный камень и стекло, то в наше время все больше встречаются вентилируемые фасады, состоящие из разноформатных керамических панелей, металлических и синтетических кассет, сложных трехдименсиональных элементов. Стекло играет очень важную роль во всех проектах компании, поскольку не только является проводником солнечного света, но и создает визуальный контакт с окружающим миром.

В наше время спектр стекла и его энергосберегающие характеристики достигли неведомых высот. Современные технологии позволяют выпускать химически просветленное, так называемое белое стекло, которое, несмотря на солнцезащитное напыление, передает цвета окружающего мира практически на 100%. Стирая грань между внутренним и внешним, оно расширяет границы жилого пространства и «затягивает» окружающий ландшафт в интерьер. Современные фасадные системы с применением новых видов стекла позволяют оптимизировать теплозащиту, предотвращать перегрев внутренних помещений, обеспечивать естественную вентиляцию, максимально использовать солнечный свет и таким образом свести искусственную климатизацию помещений до минимума.

Читайте также:  Септик Тверь – устройство, установка и преимущества

Карлстен Бергхойзер, компания по проектированию и монтажу фасадных систем Priedemann Ltd. (Берлин):
— Стекло широко применяется в различных фасадных конструкциях благодаря своей многофункциональности. Применение двух- и трехкамерных стеклопакетов является нормой на протяжении последних десятилетий. Сегодня проводятся исследования четырехкамерного остекления с еще более высокими изоляционными свойствами. Уменьшение веса конструкции и улучшение прозрачности окна достигается за счет применения более тонкого стекла. Кроме того, важным качеством современного остекления становится максимальное естественное освещение помещений. В дополнение к своим тепло- и звукоизоляционным свойствам стекло может воплотить любой творческий замысел. Современные технологии обработки стекла предоставляют неограниченный цветовой диапазон для различных архитектурных решений. В настоящее время успешно возводятся как прозрачные (транспарентные), так и непроницаемые стеклянные фасады.

Стекло восхищает, прежде всего, своей многогранностью. Это удивительный материал, не похожий на остальные. Потенциал стекла огромен. Это материал будущего

Стекло может быть изготовлено в очень больших форматах (джамбо стекло), изогнуто с двух или трехмерной деформацией (такое стекло обладает высокой прочностью и легко очищается). Стекло – негорючий материал, следовательно, отлично подходит для исполнения фасадов высотных зданий. Стекло можно сочетать практически со всеми материалами. Температурные коэффициенты линейного расширения стекла, стали, дерева и бетона близки по своим значениям. Это обеспечивает их отличную комбинацию на фасаде и долговечность таких конструкций. Едва ли есть такой полимерный искусственный материал, который мог бы заменить стекло. Статическая прочность, твердость поверхности, огнестойкость – лишь некоторые из свойств, в которых стекло не имеет себе равных. Развитие и улучшение его качественных характеристик продолжается. Это относительно недорогой строительный материал. Сырья, необходимого для его производства, на Земле в изобилии, поэтому стекло не потеряет своей роли и в будущем.

Марк Эртриш, дизайнерская студия MH&NA (Париж):
— С витражным остеклением окружающий ландшафт стал неотъемлемой частью внутреннего интерьера. Панорамный вид на город или сельскую местность дает ни с чем несравнимое ощущение свободы. К тому же современная облицовка стеклянными панелями создает больше комфорта по сравнению с классическими окнами благодаря лучшей изоляции от жары и холода. Мне нравится чистота стекла, его прозрачность. Я люблю и цветное стекло. Оно прекрасно подходит для того, чтобы добавить яркости в особых местах жилых пространств: коридорах, лестницах, зимнем саду, дверях или перегородках ванных комнат. В нем магия и таинственность витража. Иногда мы используем цветное стекло в комнатах с классической атмосферой, чтобы привнести нотку современности.

Как минеральный материал, стекло прекрасно сочетается с благородным деревом (напольные покрытия, панельная облицовка стен), что, несомненно, дает самый теплый эффект, который можно получить только при сочетании природных материалов. Комбинация стекла с кожей, натуральным камнем помогает достичь прекрасного баланса для создания уютной атмосферы. Эти материалы потрясающе сочетаются с металлом, современной алюминиевой рамой. Естественный свет привносит в дом больше счастья, создает настроение: он оживляет интерьер, добавляет теплоты. Солнечные лучи, проходящие сквозь окна, прекрасно создают во внутреннем пространстве ощущение уюта.

Мировое лидерство в индустри стекла

Согласно оценкам Freedonia Group – агентства, занимающегося промышленными исследованиями, – в настоящее время всего четыре мировых производителя обеспечивают 70% от объема мирового производства стекла. Среди них – NSG Group (Pilkington, Англия), Asahi (Япония), Saint-Gobain (Франция), ACG (США – Европа) и Guardian (США – Европа).

Новейшие технологии наделяют такой, на первый взгляд, хрупкий материал, как стекло, разнообразным количеством свойств и функций. Без стекла было бы невозможно создание гигантских зеркал телескопов, способных заглянуть на миллиарды световых километров вглубь космоса. Более того, стекло – это единственный материал, при помощи которого солнечная энергия может перерабатываться в электрическую. Что это: современная магия, или на смену каменному, бронзовому и
железному веку пришел век стеклянный?

Рассказать, как при помощи современных технологий решаются сложнейшие архитектурные и технические задачи, мы попросили Ральфа Грайнера – технического представителя компании Guardian по направлению «Европа».

tmn: Ральф, как долго вы работаете в стекольной промышленности?
Ральф Грайнер: С 1993 года, сразу после окончания Технического университета Фрайбергской горной академии по специализации стеклокерамика. Это одно из крупнейших учебных заведений Саксонии. Из стен академии вышли многие известные ученые, в том числе Михаил Ломоносов, который изучал здесь минералогию в XVIII веке.

Guardian – корпорация с долгой историей и большими достижениями. Какой самый сложный и масштабный проект выполняла компания?
Самый сложный проект – это филармония в Гамбурге. Проект сложен тем, что на фасаде применяется экстремально изогнутое стекло, и только компания Guardian совместно с итальянскими и немецкими архитекторами смогла найти технические решения, удовлетворяющие и строителей, и авторов проекта. Самый масштабный и престижный проект – знаменитая башня Бурдж-Халифа в Дубае, самое высокое здание в мире (828 метров).

Какими реализованными проектами гордитесь лично вы?
Я горд тем, что участвовал в двух вышеназванных проектах. Специалистами Guardian была проведена огромная работа с архитекторами и конструкторами, чтобы в каждом случае найти единственно верное решение. Мне дороги и все остальные, в том числе небольшие, проекты. В каждый из них я вкладываю свою душу. Чувствую огромное удовлетворение, если в фасаде зданий удается воплотить не только эстетическую, но и энергосберегающую функцию.

Компания Guardian – один из лидеров по разработке новых продуктов и эффективных технологий. Можете рассказать о последних достижениях?
Последние достижения лежат, прежде всего, в области энергосберегающих технологий: повышение качества тепло- и солнцезащитных функций стекол, разработка специальных покрытий против скоплений конденсата – подобные стекла применяются в душевых кабинах, стеклянных крышах, зенитных фонарях, – а также совершенствование технологии изготовления антибликового стекла, которое используется в витринах, смартфонах, видеопанелях. Сейчас это очень востребовано в Европе.

В чем ваши технологи черпают вдохновение?
Идеи возникают в первую очередь из тесного контакта с архитектурными бюро, когда необходимо технически исполнить определенное проектное решение и воплотить замысел архитектора. Кроме того, строительные нормы Германии содержат много предписаний для ограждающих конструкций зданий, которые должны быть сооружены в соответствии с установленными критериями энергосбережения.
Работа с дизайнерами интерьеров – это тоже источник нашего вдохновения. В последнее время возрастает применение стекла для дизайнерских решений внутреннего пространства: кухни, душевые комнаты, витражные остекления. Естественно, к такому стеклу предъявляются определенные требования. Например, чтобы стекло хорошо очищалось и на нем не оставалось разводов, разрабатываются стекла со специальными легкоочищаемыми покрытиями.

Естественный свет привносит в дом больше счастья, создает настроение: он оживляет интерьер, добавляет теплоты. Солнечные лучи, проходящие сквозь окна, прекрасно создают во внутреннем пространстве ощущение уюта

Может ли стекло влиять на качество жизни?
Да, безусловно. Люди большую часть времени проводят в офисах, на производствах, в квартирах, в магазинах, в автомобилях и в торговых центрах. Поэтому так важно, чтобы естественное освещение этих помещений было максимальным. Люди стремятся убрать границы между внутренним и внешним пространством. Опираясь на эти тенденции, мы разрабатываем современные солнцезащитные и теплоизоляционные стекла. Стекло несет в себе и эстетическую функцию. Сегодня широко применяются стекла разных форм, а также матовые, зеркальные, тонированные, перфорированные и другие виды архитектурного стекла.

Как за последние годы изменилось потребление стекла в Европе?
Сегодня потребление листового стекла только растет. В Германии и Центральной Европе спрос на него велик. Стекло не так востребовано в южной части Европы, но это обусловлено только экономическим положением стран. Любой кризис – явление временное. Так или иначе, сегодня стекло открывает новые перспективы не только для строительного рынка, но и для энергетики.

Расскажите, как в Guardian построена работа с клиентами компании?
Мы нацелены на интересы своих клиентов. Для того чтобы наш продукт удовлетворил все требования заказчика, менеджеры компании работают в тесной связи с архитекторами. У нас есть узкие специалисты по каждому направлению и области применения материала: от фасадов зданий и дизайна внутреннего интерьера до применения стекла в холодильниках и смартфонах.

Сегодня у Guardian много заказчиков из России?
У нас очень много заказчиков со всего мира. В России компанией Guardian реализованы проекты в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Рязань, Ростов, Краснодар, Нижний Новгород, Воронеж, Астрахань, Казань, Челябинск, Красноярск, Новосибирск, Тюмень.
Зная местные особенности, всегда проще удовлетворить заказчика. В настоящее время в России открыты два производства Guardian – в Рязани в 2008 году и Ростове в 2012 году, которые перенимают наши новейшие технологии и ориентированы на внутренний российский рынок.

Насколько витражи и стеклянный наружный фасад приемлемы в жилищном строительстве для северных регионов?
В северных регионах важна защита от низких температур. Комбинация различных типов стекла позволяет соблюдать все необходимые требования к теплоизоляции. Совместно с архитекторами мы детально изучаем особенности конкретной местности, подбираем соответствующее стекло и способ монтажа. Это то, что мы делаем каждый день.

И последний вопрос. Ральф, на ваш взгляд, стекло – это модный тренд в архитектуре или прорыв в будущее?
Стекло позволяет зданиям «парить», создает обзор и единение внешнего и внутреннего пространства, поэтому его так любят архитекторы и дизайнеры. Стекло восхищает, прежде всего, своей многогранностью. Это удивительный материал, не похожий на остальные. Потенциал стекла огромен. Это материал будущего.

Поделитесь ссылкой, сделайте нас чуть ближе к мечте!

Великолепие стекла: 10 самых красивых стеклянных зданий в мире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

10. Здание ботанического сада Куритибы

Ботанический сад, на создание здания для которого архитекторов вдохновил Хрустальный дворец в Лондоне, открылся в 1991 году. Здание расположено в центре бразильского города Куритиба, одного из самых популярных туристических объектов. В ботаническом саду под стеклом растут разнообразные растения. Само здание, созданное в стиле модерн, занимает площадь 450 кв.м. и имеет элегантные формы из стекла и метала, окружённых искусственными фонтанами и водопадами.

9. Институт технологий Канагавы, Токио

Расположенное в студенческом городке Института технологий Канагавы одноименное стеклянное здание является одной из самых прозрачных конструкций в мире. Здание спроектировано группой архитекторов во главе с Джунем Ишигами. Это однокомнатное помещение площадью 2000 кв.м.. Стены здания созданы из стеклянных панелей и металлических колон белого цвета разнообразных форм и размеров. Складывается впечатление пребывания в лесу, а не в здании.

8. Дом Фарнсуорт

Самым старым строением в нашем списке является стеклянный Дом Фарнсуорт, спроектированный архитектором Людвигом ван дер Роэ. Он находится на берегу реки Фокс рядом с городом Плано. Главной особенностью здания является его прозрачность, что способствует лучшей связи с окружающей природой. Это однокомнатный дом, построенный в 1951 году, как загородный дом для доктора Эдит Фарнсуорт. С 2006 году здесь находится музей, а само здание признано Национальным историческим памятником.

7. Штаб-квартира департамента здоровья Баскских земель, Бильбао

Красота здания заставляет думать о том, что это, возможно, галерея или музей, но никак не офисное здание. Но 13-этажное здание принадлежит Департаменту здоровья Баскских земель и считается одним из шедевральных архитектурных творений Испании. Оно спроектировано компанией Coll-Barreu Arquitectos. Стеклянный фасад позволяет дневному свету максимально проникать внутрь, кроме того, стекло отражает небо. Здание считается одним из самых популярных туристических объектов.

6. Отель W, Барселона

Испанские города известны не только благодаря средневековым строениям, но и современной архитектуре. Отель W, который расположен на берегу моря в Барселоне, является прекрасным примером достижений современных технологий, которые применяются в архитектуре. Здание было спроектировано в 2009 году архитектором Рикардо Бофиллом. Этот пятизвездочный отель построен из стекла, а, значит, наполнен дневным солнечным светом. Отель, построенный в форме паруса, дает гостям прекрасную возможность наслаждаться роскошными видами на Средиземное море и город.

5. Нидерландский институт звука и изображения

Расположенный в городе Хильверсум Нидерландский институт звука и изображения является одним из самых уникальных сооружений в мире. Здание, спроектированное архитекторами Виллемом Ян Нётелингсом и Михилом Ридейком, имеет форму куба, покрытого разноцветными стеклянными панелями. В здании всего 10 этажей, 5 из которых находятся под землей. Ночной вид завораживает и очаровывает. В здании находится музей и архив аудио – и видеоматериалов, произведенных в стране за долгий период.

4. Пирамида Лувра, Париж

Возможно, самым известным стеклянным сооружением считается Пирамида Лувра, которая вызывала огромную критику со дня открытия. Многие архитекторы считали в то, что она портит красоту классического здания музея. Однако, конструкция, спроектированная архитектором БэйЮймином и построенная в 1989 году, стала входом и символом музея.

3. Сент-Мэри Экс 30, Лондон

Известный небоскреб Сент-Мэри Экс 30 является одним из самых высоких в Лондоне. Спроектированный архитектором Норманом Фостером он был построен в 2003 году. Большая часть здания покрыта стеклом, которое способствует не только проникновению дневного света, но и регулировке температурного режима. Здание, состоящее из 41 этажа, использует меньше энергии, благодаря своей форме, за что получил награду Stirling Prize от Королевского института британских архитекторов в 2004 году.

2. Танцующий дом, Прага

Также известный как Фред и Джинджер, Танцующий дом является уникальным примером современной архитектуры. Построенное в 1996 году, здание расположено в Праге на берегу реки Влтава, в районе, где преобладают здания классического стиля. Его форма напоминает танцующую пару, как дань Фреду Астеру и Джинджер Роджерс. Здание спроектировано архитекторами Владо Милунич и Фрэнком Гери. Благодаря своеобразной форме оно получило награду «Дизайн года – 1996».

1. Национальный центр исполнительских искусств, Пекин

Также известное как Национальный Большой театр это строение является уникальным примером современного архитектурного искусства. Расположенное в Пекине многофункциональное здание из стекла было спроектировано французским архитектором Полом Эндрю. Стены построены из титана и стекла в 2007 году и благодаря форме здание называют «Гигантским яйцом». Здание находится в окружении вод искусственного озера. Внутри находится оперный театр, концертный зал и академический театр, которые способны разместить до 5000 гостей.
Красивых домов из стекла множество, чего стоит только потрясающий Piano House, построенный по проекту китайских студентов архитектурного факультета.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Готика – симфония света, камня и стекла.

Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима.

Ведущим архитектурным типом этого стиля стал городской собор: каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями и сложным орнаментом.

Техническим прорывом архитекторов готики стало изобртение готического каркаса. Новаторство этого технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Некоторые готические храмы Европы превышали по высоте пирамиду Хеопса, которая в течение многих тысячелетий оставалась самым высоким сооружением Земного шара.

Основные черты готического стиля:

Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой “пучок колонн”.

Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.

C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.

Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.

Все пространство готического собора обитаемо – внутри и снаружи он населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, на водосточных трубах, на консолях.

Эпохи в архитектуре: часть 3 – Средневековая архитектура.

Продолжим..
Средневековой принято считать архитектуру Европы IX—XVI веков. В период времени от развала Римской империи до становления культуры и архитектуры Ренессанса Европа была самым динамично развивающимся ареалом жизни и обитания человека в мире, поэтому эталоном развития искусства и культуры средневековья считается именно Европа того времени.

Средневековая культура тяготела к духовной жизни в ущерб земной, поэтому в архитектуре предпочтение отдается строительству церквей и монастырей.Этому способствовали также многочисленные крестовые походы и паломничества. Из светских построек того периода главными были замки постоянно враждовавших друг с другом королей и феодалов. Собственно, постоянные междоусобные войны послужили основной причиной того, что многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости, а легко горящее дерево быстро было заменено в строительстве камнем.

За период средневековья сменилось два основных стиля – романский и готический.

1. Романский стиль получил свое название из-за того, что первые сооружения этого периода очень напоминали римские здания. Отличались они уделением особого внимания строительству огромных башен-крепостей с толстыми, массивными стенами, приспособленностью к военным целям, в частности, к обороне, твердостью, крепостью стен и фундамента.Каменные арки и своды полукруглой формы получили широкое применение, т.к позволяли перекрывать гораздо большее пространство, чем деревянные крыши, ограниченные длиной бревен. В эпоху феодальной раздробленности толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских сооружений были необходимостью, не смотря на то, что сам по себе этот стиль имел своей целью возвеличение значимости христианского мира и господства христианской религии.

Ярким представителем Романского стиля в Италии, например, является “Площадь семи чудес” в ПИзе.

2.Кардинальные изменения в структуре средневекового общества XII-XVI вв : начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов привели к смене ориентиров и приоритетов в строительстве.
Готический стиль (от ит. gotico – готский, варварский) гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении. Его характерной чертой является стремление архитектора построить здание максимально устремлённым ввысь.Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн, большие, с множеством цветных, разрисованных стекол, окна. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.

Типичные представители :
Нотр-Дам да Пари

Ссылка на основную публикацию