4 квартиры японских минималистов, которые помогут понять, как много места в нашей жизни занимает хлам
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Сейчас в квартире Фумио Сасаки (Fumio Sasaki) находится около 200 предметов, хотя раньше там было не протолкнуться от хлама и ненужных вещей. Каждый день он бездельничал, жаловался на отсутствие денег, не мог найти время и силы на хобби. Все изменилось, когда он узнал об образе жизни минималистов.
Вообще, традиционная японская культура стремится к простоте: дзен-буддизм, следящий за чистотой сознания, черно-белая каллиграфия, трехстишия хайку. Поэтому многие известные минималисты — японцы. Они отвергают современную культуру неустанного потребления, владея только самыми необходимыми вещами. Упрощенный стиль жизни завоевал популярность и на Западе. Например, метод уборки КонМари, который предполагает тотальное расхламление, сейчас активно используют жители Европы и США.
Мы в AdMe.ru вдохновились культурой Японии и историей Фумио Сасаки и делимся с читателями удивительными фотографиями минималистичных японских интерьеров.
Квартира Фумио Сасаки
Сейчас в шкафу Сасаки есть 3 рубашки, 4 пары носков, 2 куртки и еще несколько предметов гардероба. В ванной вы увидите бритву, ножницы и баночку с мылом, которым он моет лицо, волосы и даже посуду. А вот что было раньше:
Его квартира была захламлена вещами. Полок не хватало для всех книг, которые он даже не начинал читать, поэтому они горками росли на полу. Много пространства занимала коллекция CD- и DVD-дисков. В шкафу лежали вещи, которые он считал «любимыми», хотя некоторые из них надевал от силы пару раз. В углу собирали пыль гитара и массивные усилители, но этому хобби Сасаки не уделял много времени.
Каждый вечер Сасаки сидел перед телевизором и пил пиво. Просыпался он поздно и шел на работу, ненавидя свое существование. Он постоянно сравнивал себя с другими и не мог найти силы изменить свою жизнь. В отчаянии он расстался с девушкой, сказав, что не сможет ее обеспечить, а потом купил лотерейные билеты, наивно надеясь выиграть кругленькую сумму.
Все изменилось, когда Сасаки наткнулся в интернете на статьи о минимализме. Он осознал, что его бесит беспорядок, но он не находит силы убраться, потому что вещей слишком много. И они забирают много энергии.
Ему потребовался год, чтобы очистить свое жилье от всего ненужного. Что-то он раздал друзьям, коллекцию дисков и книг отдал в комиссионные магазины. Фотографии и бумажные письма Сасаки отсканировал, чтобы хранить их в удобном цифровом формате.
Его квартира занимает всего 20 кв. м, но кажется намного просторнее. Кто-то из его друзей подсчитал, что у него есть только 150 предметов, хотя Сасаки признается, что сейчас их все же больше.
Вместе с пространством освободилось и сознание Сасаки. Он открыл для себя физическую активность: в свободное время он любит ходить в дальние походы в горы. Сасаки считает, что в нагромождении вещей люди забывают о том, что из квартиры можно и нужно выходить.
Он предпочитает тратить деньги и время на путешествия, качественную еду, встречи с друзьями и развитие. Вещи больше не мешают ему, он прекрасно обходится своим минимальным набором. Он не выбирает, что надеть с утра, не тратит время, подбирая в магазине уникальный шампунь. Даже на мытье полов он тратит около 2 минут.
Сасаки работает редактором журнала. Он написал книгу «Прощайте, вещи!», которая стала бестселлером, и ведет блог о минимализме на японском языке.
Все больше японцев становятся радикальными минималистами. Ниже вы увидите снимки аккуратных квартир, в которых нет ничего лишнего.
Японский минимализм от Наото Фукасава
Создавать дизайн – значит придавать форму ценностям, которыми люди негласно делятся друг с другом и к которым стремятся. Наото Фукасава подмечает эти ценности и делает точный набросок. Его способность визуализировать “незримые стороны” вещей нелегко объяснить, но смотришь на его работы и убеждаешься – умеет.
Наото родился в 1956 году. Окончил факультет искусства и трехмерного дизайна Университета искусств Тама. В Токио Фукасава основал азиатский филиал IDEO, в 2002 году – открыл собственное дизайнерское бюро Naoto Fukasawa Design, тогда же его пригласили в консультационный комитет компании MUJI, где он получил престижную премию «iF Gold Award» за дизайн проигрывателя компакт-дисков. Его авторству принадлежит бренд plusminuszero (±0), производящий предметы домашнего обихода, от чайников и тостеров до зонтиков и вентиляторов.
Кресла B&B Italia, Наото Фукасава
Часы Issey Miyake, Наото Фукасава
Стол Glas Italia, Наото Фукасава
Подсвечники Tetra, Наото Фукасава
Фукасава сотрудничает со многими лидирующими компаниями и брендами в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Испании, Скандинавских странах и Азии: B&B Italia, Driade, Artemide, Magis, Matsushita Electric Works. Его принцип – искать намеки в бессознательном поведении человека, эту концепцию Наото назвал Without Thought. Он проводит мастер-классы для дизайнеров по всему миру и учит их «творить без мыслей».
Дизайнер придерживается принципов японского минимализма, стремится к простоте и функциональности, отказу от излишнего материализма и консьюмеризма.
Коллекция Maruni для Jasper Morrison, Наото Фукасава
Коллекция Maruni для Jasper Morrison, Наото Фукасава
Коллекция Maruni для Jasper Morrison, Наото Фукасава
Коллекция Maruni для Jasper Morrison, Наото Фукасава
В 2006 году Наото вместе с Джаспером Моррисоном устроил выставку Super Normal. Джаспер вспоминал, как во время Salone del Mobile 2005 в Милане беседовал за чашкой чая с Такаши Окунтани. Рассказывал о сотрудничестве с Muji, о дизайне столовых приборов для Alessi, о своем новом подходе к дизайну – отказу от «дизайна в дизайне», и привел в пример алюминиевые стулья Наото Фукусава Déjà vu для Magis. «В них есть какая-то особая «нормальность» – сказал Джаспер. И тогда Такаши воскликнул: «Они сверхнормальные!» – так родилось название выставки.
Алюминиевые стулья Déjà vu породили целое семейство мебели из прессованного алюминия: в комплекте – барные стулья и стол. В результате получилась вполне знакомая история, но в то же время современная и универсальная.
Коллекция Maruni для Jasper Morrison, Наото Фукасава
Коллекция Maruni для Jasper Morrison, Наото Фукасава
Коллекция Maruni для Jasper Morrison, Наото Фукасава
А Джаспер Моррисон в 2010 году выпустил коллекцию деревянных стульев HAL для VITRA, в очередной раз доказав отсутствие необходимости в ненужных деталях в дизайне.
Дизайнеры стремятся по-японски взглянуть на дизайн и отказаться от излишеств уже давно. Достаточно вспомнить легендарные в своей простоте стулья Eames от Чарльза и Рэя Имз.
Интерьер в стиле японского минимализма
Японский минимализм — это не столько стиль интерьера, сколько стилевое направление с религиозной подоплекой. В Стране восходящего солнца принято уменьшать количество предметов, используемых в дизайне квартиры. Минимализм стал распространенным в странах Европы и США.
Основные черты японского минимализма
Классический минимализм широко распространен в Японии. Стиль имеет многовековую историю, получившую начало в буддисткой религии. Дизайн здесь является функциональным, рациональным и элегантным.
В Европе же жизнь переполнена лишними вещами, что в корне ее отличает от японской. В Поднебесной минимализм в интерьере связан скорее с психологией японцев, чем с желанием украсить дом.
Стиль, пришедший в Японию из религиозного культа, не всегда дешевое удовольствие. Для того чтобы создать, а потом поддерживать дизайн минимализма, нужно иметь целое состояние. Например, снять квартиру в Японии, которая имеет всего 10 кв. м., стоит 300-400 долларов.
Необязательно убирать все лишние вещи из комнаты. Можно частично применить японский минимализм.
Главное — придерживаться следующих правил:
- В минимализме используется большое количество многофункциональных вещей. Например, футон — японский матрас — в сложенном виде применяется в качестве стула.
- Большое внимание уделяется асимметрии.
- Мебель акцентирует на себе внимание, пряча углы комнаты и освобождая пространство.
- Раздвижные экраны (седзи) создают личное пространство для уединения.
- Сакура, растущая в горшке, приближает тех, кто живет в квартире, к природе.
- Цвет стен и потолка, а также мебели и других предметов теплый, природный. Яркими оттенками следует пользоваться осторожно.
Эстетические принципы ваби и саби
Дзен, наставник самураев, живший в 12 в., повлиял на духовность японцев, которые восприняли новый принцип жизни — минимализм. Так стали говорить о ваби и саби.
Под ваби понимается бедность наполнения. То есть человек никак не зависит от вещей: например, ему чужды деньги, известность, слава. Находясь дома, где стены практически пустые, он чувствует себя богатым, так как сосредоточен на духовном.
Под саби понимается естественная красота, несовершенство форм. Их легко получить с помощью современных строительных материалов.
Таким образом, минимализм привнес в искусство асимметрию, бедность, одиночество, упрощение, отсутствие равновесия. Это самая яркая и особенная черта в интерьере домов Страны восходящего солнца.
Как воплотить японский стиль в интерьере квартиры
Минимализм можно увидеть в домах у тех японцев, которые обладают особым характером. Они спокойны, уравновешены, любят одиночество, много размышляют, ведут философские разговоры, потому что уверены, что нельзя все делать в спешке, быть шумным.
Так следует вести себя и тем, кто решился отделать одну комнату или всю квартиру в японском стиле.
Аутентичное пространство
Красота у самураев связана с религиозными традициями. 600 лет назад буддийские монахи дали начало культуре минимализма. Например, специальные комнаты, где читали и медитировали японцы, имели простую, аскетическую обстановку, что не отвлекало их от раздумий.
Постепенно этот стиль убранства перешел в дома японцев, где они продолжали вести отрешенный от окружающего мира образ жизни. В 20 в. такое направление культуры перешло в Европу и США.
Особое значение имеют цвет и свет. Они должны быть мягкими и приглушенными, предметы мебели — неброскими. В интерьере используются раздвижные двери, коврики — татами. На последних японцы сидят за небольшим столом во время чаепития. Изготавливают их из рисовой соломы.
Цветовая гамма
Цвета, используемые в интерьере, должны быть пастельными. Основные оттенки — это бежевые, нежно-коричневые, зеленые, в которые окрашена природа. Земля, рис, бамбук — традиционные предметы каждого дома.
Такие цвета расслабляют и успокаивают. Во избежание однообразности и скуки используют один яркий акцент, например подушку красного цвета, вазу голубых оттенков или картину в золотом обрамлении. Тогда можно получить уют, тепло, гармонию.
Неправильно думать, что черный цвет для Японии — главный. Им лишь подчеркивают бледные оттенки. Например, так оформляются ширмы: бумага, которая их образует, выкрашена в бежевые светлые цвета, а сама рама черная.
Можно увидеть и яркие оттенки, которые в небольшом количестве самураи добавляют к белому или светлому тону. Нужно хорошо обдумать, где это сделать, так как они станут акцентом в комнате — на них сразу задержится взгляд гостя.
Светильники и естественное освещение
Минимализм в Японии прослеживается и в освещении комнаты. Оно должно быть естественным. Можно создать освещение, исходящее от светильников, расставленных по всему периметру помещения. Так пространство визуально станет больше. Для небольших квартир японцев это необходимо.
Окна в комнатах японских домов большие и открытые, иногда завешенные бамбуковыми жалюзи, пропускающими свет от солнца. Когда темнеет, японцы зажигают свечи и небольшие светильники, стоящие по углам помещения.
Раздвижные двери устроены интересно: они имеют деревянную раму, а в середине тонкую бумагу — васи, которая пропускает свет. Еще можно упомянуть седзи — поверхность, где изображены рисунки, дополнительно украшающие комнату. Они делят японский дом на части или зоны, которые используются в зависимости от времени суток.
Принято иметь ширму — бебу, сделанную из дерева и покрытую васи. На нее наносят украшение в виде суми-э с помощью чернил, применяемых для живописи. Экраны, имеющие деревянные элементы, покрывают лаком.
Природа в японских интерьерах
В японской культуре широко применяют деревянные и каменные материалы. Бамбуковые изделия, служащие основой жалюзи, ткани, которые не красятся, рисовая бумага, завешивающая лампы и ширмы, фарфоровые чашки, наборы для суши — все это атрибуты обстановки дома жителя Страны восходящего солнца.
В комнатах должны быть природные детали, например растительность. Когда в доме есть цветы, такие как орхидеи, пальмовые листья, бамбук, сакура, тогда человек чувствует себя ближе к земле. Можно создать самостоятельно или купить икебану.
Аксессуары для создания японского минимализма
Японцы предпочитают минимализм, поэтому они приобретают аксессуары по принципу «чем проще, тем лучше». В их домах нет лишних предметов, которые не несут никакой полезной функции. Даже вазы с чеканкой или традиционной росписью всегда нужные: в них стоят цветы.
Жители Страны восходящего солнца живут по принципу аскетизма. В нем они находят эстетичность, превращающую интерьер в подлинный, несовершенный. Японцы избегают гламурной, изысканной отделки, предпочитая простой, неприхотливый, но душевный дизайн.
На полочке может стоять кукла — кокэси, на подоконнике — дерево бонсай. Для ценных предметов пользуются токономой — нишей в стене. Там располагаются икебана, старинная керамика, мини-скульптура.
Во время религиозных праздников в доме появляются дополнительные аксессуары, удивляющие множеством материалов и богатым количеством цветов.
Японская культура учит тому, что в комнате не должно быть одинаковых вещей. Например, у японцев нет чайных сервизов: гостям подаются разные чашки для чаепития. У каждого из них свое блюдо. Даже все циновки отличаются одна от другой.
Мебель в японском стиле
Любая мебель в японском доме изготавливается из дерева без обработки.
Характерные признаки
Главные признаки предметов мебели — простота, четкость, геометричность, аскетичность, качество. Изготавливается она мастерами из дерева вручную или на заводе с соблюдением древних технологий. Такая мебель служит не одно десятилетие.
Все предметы обстановки отличаются функциональностью. Они невысокие и удобные для использования. Мебель покрывают лаком уруши, или уриси. Он не смывается водой, не подвластен химикатам, выдерживает температуру до 300°C.
Из чего изготавливают традиционную мебель
В качестве материалов изготовления служат:
Любое дерево являлось местом жительства богов, поэтому в шкафах, изготовленных из этих растений, тоже находится божество.
Когда изготавливали мебель из павловнии, за нее брали много денег. Поэтому проще было скомбинировать разные породы дерева, чтобы убранство вышло дешевле. У павловнии яркий окрас и интересный рисунок. Вес она имеет такой же, что и бальзовое дерево.
Волшебный комод тансу каракури и ступенчатый шкаф кайдан тансу
Комод тансу-каракури — это шедевр, созданный японцами. Дизайн мебели сочетается с узорами, принятыми в стране.
Он включает в себя множество ящиков и отделений, которые спрятаны один в другом. Одни элементы поворачиваются наполовину, другие полностью. Преимущество комода — в тайных ящиках, не нуждающихся в замках. Если кто-то чужой лезет в комод, последний начинает пищать.
Ранее японцы пользовались плоскими сундуками. По необходимости их можно было перемещать, ставить один на другой. Позже появились ступенчатые шкафы кайдан-тансу, ведущие, как лестница, на второй этаж.
Тансу-каракури или кайдан-тансу симпатично смотрятся на кухне или в гостиной комнате.
Традиционный восточный столик
Вокруг него семья садится отдыхать, уютно располагаясь на подушках или циновках. Если сидеть на коленях сложно, можно выбрать столик повыше, чтобы сидеть за ним на стуле.
Восточные столики достигают в высоту 30-35 см. Они имеют разное предназначение и могут быть по размерам:
По функциям:
- для письма;
- для деревьев бонсай;
- для чаепития.
Выделяют еще зимние варианты.
Столики окрашены в природные цвета — коричневый, серый. Некоторые детали могут быть черными.
Минимализм – желание пустоты, воздуха и света
Иной раз, делая генеральную уборку, поражаешься количеству ненужных вещей. Пока они не совсем вытеснили вас из вашей собственной квартиры, стоит поскорее избавиться от лишнего хлама.
Обжитой дом складывается из тысячи случайностей и мелочей: нагромождение любимой мебели, куча милых безделушек и сувениров… Словом, каждый сантиметр жилого места занят уже ставшими родными вещами. Но иногда так хочется свободного и светлого пространства! В такие минуты понимаешь, что ты уже почти созрел для минимализма – стиля пустоты, воздуха и света.
Некоторые скажут, что пустынное царство идеального порядка – это слишком скучно, слишком аскетично, слишком просто и неизящно. Что минималистический интерьер идеально подходит лишь для больницы, гостиницы или офиса. Однако не стоит торопиться с такими утверждениями.
Несмотря на предельную лаконичность форм, простые правильные линии, полное отсутствие декора и ясность композиции, этот стиль может быть игривым и легким, как грибной дождик, таинственным и влекущим, как бескрайний океан, или бесконечным, как вселенная. Естественная простота является сущностью минималистического интерьера, к которой легко привыкнуть и которой трудно пресытиться.
В пространстве, реализованном в духе минимализма, все находится в гармонии, нет излишеств, нет ненужных деталей, а роль декора отводится людям. В нем категория красоты переходит в категорию пустоты, но пустоты стильной.
Интерьер может быть легким и свободным, но вмещающим в себя все необходимое для жизни. Для его создания больше всего подходят большие площади. Чем больше пространства, тем проще обозначить некоторые акцентные пятна. Оптимальная цветовая гамма – светлые природные полутона. Фактура стен произвольная. Что касается мебели, то ее можно как бы растворить в пространстве, а можно акцентировать. Создается впечатление объемности, большого светлого пространства, где человек чувствует себя свободно и покойно.
Японцы считают, что самое прекрасное состояние – пустота и покой. Вот и живут они в своих маленьких и прекрасных в своем аскетизме квартирках. В японском доме вполне достаточно одного цветка, тогда как на Западе все заставляется огромными букетами. Единственная картина на стене смотрится вполне органично. Футон (традиционная японская кровать) по утрам свертывают и убирают во встроенный шкафчик (нишу, которая сливается со стенками). Еда подается на низком легком столике (хабузай), который без труда переносится на любое место или вообще убирается.
Попадая в традиционный японский дом, поначалу чувствуешь некий дискомфорт от незанятого пространства. И только потом, когда вы сидите на циновках в полумраке гостиной, вас охватывает какое-то удивительное чувство спокойствия и гармонии.
Минимализм не прощает ошибок. Поверхности должны быть безупречными, детали точными, а каждый предмет – хорошо спроектированным. Приходится ломать голову над тем, как в минимум мебели уместить максимум вещей. Здесь на помощь приходят встроенные шкафчики, которые в закрытом положении сливаются со стеной, не перегружая комнату.
Жилье в минималистическом духе очень привлекательно. Много света и простора. Предметы интерьера отличаются чистыми и лаконичными формами. У немногочисленных вещей свое место. И никаких собирателей пыли!
Дизайнеры, создающие минималистические интерьеры, считают, что желание чистоты и совершенства, тяга уйти от перегруженного вещами мира охватывает в какой-то момент любого из нас. Так может быть, этот момент настал для вас сегодня?
Японский минимализм на наглядном примере (20 фото)
Думаю, ни для кого не секрет, что большинству жителей Японии приходится ютиться в крохотных квартирках, но я даже и подумать не мог, что японский минимализм может быть в действительности настолько реальным. Итак, смотрим далее на то, как можно жить в квартире с площадью в 10 кв. метров.
А теперь вопрос на засыпку – как думаете, сколько метров эта квартира?)
Не буду долго мучить – 10 метров. Кто не верит и может читать по-японски – вот дополнительная информация – _^
場所東京都中野区本町
立地東京メトロ丸ノ内線新中野駅 徒歩2分
面積10m² ワンルーム(アパート)
築年1990
家賃2万円強
Размер жилья в Японии измеряется в татами.
Татами имеют строго определённые площадь и форму. В Японии площадь
комнат традиционно измеряется в татами (дзё), что учитывается при
постройке дома. Площадь татами — 90×180 см (1,62 м²). В высоту мат имеет
5 см. Иногда встречаются татами в половину традиционной площади — 90×90
см. Татами, сделанные в Токио и восточной части Японии чуть уже обычных
— 85×180 см.
попробую посчитать размеры комнатушек на досуге. может кто быстрее сосчитает. поясняю- визуализация не моя. она японская.
Самые маленькие квартиры имеют размер 3-4 татами, это где-то шесть квадратов.
Обычно в таких квартирах нет даже душа, но зато цена очень
демократичная, для бедных студентов в самый раз. Работающий японец может
позволить себе снять квартиру побольше: стандарт на одного человека это
6 татами (10 кв. метров), здесь уже присутствует ванная комната, правда
ванна сидячая, но это уже японская традиция оставшаяся с древних
времён. Кухня же обычно совмещена с прихожей – с порога и сразу к столу.
Но и цена за такую квартиру будет низкая, всего около 300–400 долларов в
месяц.
а это такие квартирки после обжития японцами:
ЯПОНСКАЯ ВАННАЯ КОМНАТА
Собственно сама ванна:
про пульт у унитаза особенно не обольщайтесь. ДА ! он измеряет все от
температуры до сахара в крови. Но главное не в этом. Главное то что
раковита тут же на бачке, и что он подогревается от нажатия кнопки на
дистанционном пульте. Тоесть ты только решил что пора, нажал кнопочку и
идешь в туалет. А он уже тепленький. А почему? да потому что в Японии ну
нету совсем центрального отопления. Грей как хочешь. И чтобы не
отморозить случайно самое важное эти унитазы были ВЫНУЖДЕНЫ придумать.
А теперь снова идем в соседние посты планировать наши квартиры студии и хрущевки
. попробовала сделать визуализацию )))) вот диван наш ( еврокнижка ) только и вошел:
ЖизньПолный порядок: Как японский взгляд на вещи может улучшить жизнь
Почему нужно быть благодарным, довольствоваться малым и искать радость в мелочах
Этой осенью на русском языке впервые вышел бестселлер Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни». Автор книги превратила уборку в дело всей жизни. Теперь она учит других людей наводить порядок у себя в шкафу и, в идеале, применять эти же навыки в остальных сферах жизни. Для западного читателя советы Кондо, не ограничивающиеся максимально утилитарными рекомендациями (вроде «сложите вещи в прямоугольник»), могут показаться странными — многие воспринимают наставления мастера уборки слишком буквально. Разбираемся, как на самом деле стоит трактовать правила жизни самого организованного человека в мире и правда ли они способны помочь навести порядок в жизни.
Довольствуйтесь малым
Японская культурная традиция построена на принципе минимализма. Вспомните, как выглядит классическая японская комната на шесть татами: в ней фактически нет ничего, кроме, собственно, самих татами на полу. В стене может прятаться шкаф, в котором будет лежать одежда и футоны. Иногда в такой комнате можно увидеть японский комод и столик, а в специально отведенном месте «токонома» — несколько эстетически важных предметов (например, икебану), но на этом всё. Все вещи выполняют конкретную функцию, нет ничего отвлекающего. Современные дизайнерские дома отличаются лишь исполнением, но принцип отсутствия лишнего остается на месте. Заполняющая комнату осмысленная пустота называется «ма», или негативное пространство — термин, знакомый любому, занимавшемуся рисованием.
Такое представление японцев о минимализме обусловлено духовными учениями. Пустота, отсутствие наполнения — одна из трех характеристик существования в буддизме. Буддизм, в различных формах плотно вплетенный в культуру Японии, завещает довольствоваться тем, что имеешь, — и эта нарочито смиренная догма может оказаться полезной даже для далеких от любой религии людей. Другой столп — синтоизм — закрепил представление о том, что чистый дом — залог удачи, даже если сегодня большинство не ассоциируют это с благосклонностью божеств напрямую. Само слово «кирэи», то есть «чистый», также обозначает «красивый». Японская духовная чистота напрямую связана с физическими ритуалами, например мытьем рук, и общей внешней опрятностью.
Впрочем, в современной Японии многие люди склонны к избыточности — с этого откровения Кондо начинает свою книгу. Хорошо, что мастер уборки никогда не видела советских антресолей. И наша, и японская склонность хранить всё нужное и не очень возникла по схожим причинам — виной тому послевоенная бедность и поздний приход рыночной экономики. Мари Кондо уверена, что если люди избавятся от действительно ненужных вещей, то станут намного счастливее. Оставив в стороне мистическую составляющую, которой предпочитает придерживаться Кондо, остановимся на фактах. Чистое, незахламленное пространство, в котором находится человек, может значительно улучшить его психологическое состояние. Аккуратная комната помогает бороться с депрессией, тревогой и всеми прилагающимися последствиями, лучше спать и вести куда более продуктивную жизнь.
Кондо уверяет, что, наводя порядок в комнате, мы наводим порядок в голове. Безусловно, чистая квартира или офис магическим образом не избавят ото всех проблем, но точно помогут подойти к их решению спокойно и рассудительно. Обилие вещей может стать причиной дополнительных переживаний: чем меньше времени будет потрачено на поиски, стирку или, например, перекладывание с одного места на другое, тем больше времени освободится для собственно жизни.
Максимальная визуальная нейтральность повседневных вещей также помогает мозгу расслабиться, пока вы дома. Многих смущает предложение Кондо снимать ярлыки с косметики или банок — как же тогда человек будет знать, что именно у него в руках. Но это лишь вопрос приоритетов: если благодаря бланковым флаконам и банкам вам станет легче на душе, то наверняка запомнить, где шампунь, а где пена для ванны, будет несложно.
Будьте благодарны
Как известно, японцы — очень вежливая нация. Это отражается и в языке: многие знают, что в японском есть несколько регистров вежливости, которые используются в зависимости от ситуации. Мари Кондо признаётся, что каждый вечер благодарит — вслух или про себя — сумку, с которой она ходила целый день. Многих западных читателей это шокирует: книга про уборку подсовывает вместо практических советов странный антропоморфизм. На этом «причуды» профессионального наводителя порядка не заканчиваются: Кондо требует доброго отношения к уставшим носкам, а сама всегда здоровается, приклонив колени, с домом клиента.
Синтоизм — собственно, японская религия — подразумевает, что духи живут везде. По сути, такое одушевление самых разных предметов — это язычество: взять к примеру легендарную песню про бога туалета и то, почему мыть унитаз не стыдно. Да, японцу не кажется странным сказать предмету спасибо, но это вовсе не означает, что человек представляет, как по ночам его сумка оживает и постанывает от усталости. Такое одушевление говорит куда больше о самом человеке, чем о предмете. Оно помогает примириться с миром и подвести черту или же, наоборот, приступить к делу, настроившись на него, как поступает Кондо — поклониться дому согласно правилам поведения в синтоистских святилищах.