Потрясающая реставрация и декор квартиры в историческом здании
Центр притяжения российской интеллигенции
Центральный и самый большой особняк «Мускат» — здание бывшего доходного дома купца Малышева, отреставрированное в рамках строительства комплекса элитных особняков «Полянка/44».
Группа ПСН восстановила фасады особняка, построенного в начале XX века по проекту архитектора Густава Гельриха. Вместе с главным архитектором проекта «Полянка/44» Эйданом Поттером из британского бюро JohnMcAslan + Partners и архитекторами-реставраторами мастерской «Эстрейя» девелоперу удалось воссоздать фасады со сложными архитектурными деталями: выносными карнизами и лепным декором. Именно благодаря слаженной командной работе бывший доходный дом получил новую жизнь. Была проведена большая работа по реставрации фасадов и сохранению композиции доходного дома М. Малышева — яркого примера неоклассического стиля на рубеже XIX—XX веков.
Место, где сегодня находится комплекс элитных особняков «Полянка/44», всегда было центром притяжения российской интеллигенции и творческих деятелей разных периодов. Например, до постройки доходного дома М. Малышева здесь жил великий портретист Василий Тропинин. Перед началом Первой мировой войны по проекту немецкого архитектора Густава Гельриха на этом месте был построен доходный дом купца Малышева. В 1930-е годы в одну из квартир въезжает знаменитый художник Лев Бруни с семьей, чьими гостями часто были Анна Ахматова, Арсений Тарковский, Осип и Надежда Мандельштам, Генрих Нейгауз, Николай Пунин. В мемуарах многих из них упоминаются душевные вечера у Бруни с чтением стихотворений, музыкальным аккомпанементом, жаркими спорами о судьбах русской культуры.
Екатерина Тейн, вице-президент по розничным продажам Группы ПСН:
— Мы очень гордимся своим проектом «Полянка/44» и считаем его особенным с точки зрения исторического наследия. В нем есть часть архитектуры и культуры начала XX века. Поэтому мы деликатно подошли к реконструкции бывшего доходного дома М. Малышева. С самого начала отказались от идеи комплексной перестройки, поскольку в районе с таким большим количеством исторической постройки речь могла идти только о бережной реставрации особняков. Нам было важно понять, как выглядели здания ранее, каков оригинальный цвет фасадов, что представляли собой барельефы и декор здания в разные периоды. Команда провела колоссальную работу по поиску данных об особняках в архивах, восстановлению мельчайших деталей фасадов и барельефов, а также по сохранению оригинального цвета домов. Благодаря деликатному подходу и профессионализму команды, которая работала над реставрацией, у нынешних жильцов комплекса есть возможность прикоснуться к истории.
Реставрация фасадов в стиле неоклассика
Фасады здания были выполнены в неоклассическом стиле: помимо строгой пропорциональности эркеров и балконов, на плоскости стены выделялись барельефы с классицистической тематикой. Для украшения здания Густав Гельрих использовал декоративные детали, которые носили аллегорическое содержание по сюжетам древнегреческой мифологии. Вазы были выполнены в виде женских фигур античных богинь, на медальонах представлены воины в шлемах, на лепных панно изображены листья аканта.
На момент начала реставрационных работ кирпичная кладка фасадов была частично разрушена, штукатурная поверхность деструктирована, а лепные декоративные детали повреждены и искажены вследствие многократных ремонтов или вовсе утрачены.
Лариса Лазарева, руководитель реставрационного бюро «Эстрейя», научный руководитель реставрационных работ:
— Когда мы приступили к проекту реставрации исторических зданий, они находились в неудовлетворительном и кое-где даже в критическом состоянии. Мощные выносные карнизы и сюжетные художественные архитектурные детали оказались аварийными. Элементы их крепления или отсутствовали, или были разрушены. Ремонтные работы 1970–1990-х годов изменили авторский облик сюжетных лепных композиций. Авторскими оставались всего до 30% существующего лепного декора. В итоге профессиональными лепщиками-реставраторами была проведена колоссальная работа по восстановлению: авторский декор расчищен, частично реставрирован и в большей степени воссоздан по оригиналам.
Команда проделала сложную и скрупулезную работу по реставрации исторически значимых фасадов здания. В итоге гладкие поверхности капитальных стен и карнизы реконструируемых фасадов здания были заново оштукатурены. На здании установлен отреставрированный лепной декор, а также восстановлен оригинальный фисташковый цвет фасадов, поэтому современные особняки комплекса «Полянка/44» деликатно вписались в среду района, не споря и не диссонируя с историческим окружением. Позже этот проект реставрации был отмечен серебряным дипломом в рамках Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие».
Эйдан Поттер, ведущий архитектор британского бюро JohnMcAslan + Partners, главный архитектор комплекса «Полянка/44»:
— При реставрации и реконструкции исторических зданий необходимо проявлять особую осторожность и с уважением относиться к работе с ними. Реставрация жилых домов — это очень деликатный процесс. С течением времени здание может стать незаметным, но в ходе грамотной реставрации оно проявляется, его начинают замечать прохожие, в нем хотят жить люди со своими семьями. Основным требованием при реставрации проекта «Полянка/44» было сохранение исторической ценности здания, которое находится в центре города и является очень важной постройкой для Москвы.
Видео: Архитектор проекта Эйдан Поттер о тонкостях реставрации
Бывший доходный дом сегодня
После реставрации доходный дом М. Малышева буквально возродился и начал новую жизнь в виде особняка «Мускат» в составе комплекса элитных особняков «Полянка/44», который был введен в эксплуатацию в марте 2019 года. Всего в состав комплекса входят восемь особняков переменной этажности (от четырех до семи этажей): три исторических и пять современных зданий. Кроме сохранения оригинальных фасадов в особняках начала ХХ века, в комплексе разработаны новые планировки квартир, проведена замена всех коммуникаций и лифтов. Пять новых особняков выполнены в современном классическом стиле, благодаря этому дома органично вписываются в малоэтажную застройку района.
На верхних этажах находятся пентхаусы с панорамными террасами, из которых открываются завораживающие виды на центр Москвы. Территория комплекса «Полянка/44» — закрытая, во внутреннем дворе расположен английский сад площадью 0,8 га с живописными лаундж-зонами и зелеными аллеями. В саду созданы уникальные для городской среды водные сооружения — ручей и фонтан. Благодаря садовым элементам в комплексе ощущается атмосфера загородной жизни, несмотря на расположение в самом центре шумного мегаполиса.
Группа ПСН работает на рынке недвижимости с 2000 года. Основные направления деятельности компании — девелопмент и управление недвижимостью. Всего в девелоперском портфеле Группы ПСН — около 2 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости, в том числе пять проектов жилой недвижимости. На январь 2020 года компанией построено и введено в эксплуатацию 607 855,6 кв. м жилья элитного и комфорт-класса.
Какие интерьеры оформляют в дореволюционных домах: 5 реальных проектов
Покупка квартиры в старом фонде – это всегда высокобюджетная сделка. Привлекательность такой недвижимости очевидна: дореволюционные дома находятся в центре, а их история бесценна. Но есть и свои минусы, которые отпугивают многих покупателей, но только не героев этой статьи.
Материал подготовила: Юлия Сахарова
1. Квартира в доходном доме
Где: Санкт-Петербург
Площадь: 100 кв. м
Автор проекта: Татьяна Снежкина
В гостиной — старинная печь Ракколаниокского гончарного завода, бережно отреставрированная и работающая: в квартире сохранились дымоходы. Фото: Дмитрий Царенщиков.
В гостиной — старинная печь Ракколаниокского гончарного завода, бережно отреставрированная и работающая: в квартире сохранились дымоходы. Фото: Дмитрий Царенщиков.
Но плюсов было больше. Так, обнаруженные во время расчистки помещений дополнительные дверные проёмы помогли более рационально организовать «логистику» передвижений по дому. Кроме того, дымоход оказался работающим, и сохранились два камина и печь, так что в квартире удалось организовать печное отопление (в дополнение к центральному).
Лаконизм стал объединяющим фактором для разных по времени и стилю предметов — современные вещи хорошо вписались в концепцию дома с историей.
Лаконизм стал объединяющим фактором для разных по времени и стилю предметов — современные вещи хорошо вписались в концепцию дома с историей.
В этой квартире две спальни — женская и мужская. Женскую спальню спроектировали в комнате с эркером, а в нём устроили зимний сад.
В этой квартире две спальни — женская и мужская. Женскую спальню спроектировали в комнате с эркером, а в нём устроили зимний сад.
Где: Москва
Площадь: 64 кв. м
Автор проекта: Наталья Гусева
Изначально в квартире не было камина, но, по словам дизайнера, он буквально просился сюда. Очаг спроектирован по её эскизам, в топку вмонтирован биокамин. Семья любит собираться около очага за чтением книг. Фото: Сергей Ананьев.
Изначально в квартире не было камина, но, по словам дизайнера, он буквально просился сюда. Очаг спроектирован по её эскизам, в топку вмонтирован биокамин. Семья любит собираться около очага за чтением книг. Фото: Сергей Ананьев.
Планировку признали вполне комфортной для жизни современной семьи, поэтому перепланировку делать не стали. В итоге в этой квартире, как и было, – четыре комнаты: гостиная, спальня и две детские.
В небольшой, но уютной кухне удалось разместить круглый стол, за которым собирается вся семья. Ретроплита пришлась кстати в квартире с историей.
В небольшой, но уютной кухне удалось разместить круглый стол, за которым собирается вся семья. Ретроплита пришлась кстати в квартире с историей.
В отделки спальни дизайнер использовала рафинированные оттенки серого, а также обои с ненавязчивым орнаментом.
В отделки спальни дизайнер использовала рафинированные оттенки серого, а также обои с ненавязчивым орнаментом.
Для тонких ценителей старины вопрос «плюсов и минусов» иногда вообще не стоит: ведь то, что получается в итоге, – шедевр, а шедевры поистине бесценны. Уникальный интерьер в стиле модерн был воссоздан благодаря усилиям хозяйки. Она разбирается во всех стилистических тонкостях модерна и профессионально занимается реставрацией антиквариата и предметов старинного быта. Интерьер жилища должен находиться в гармонии с экстерьером дома, считает она, поэтому с самого начала было понятно, какой должна быть эта квартира.
В интерьере этой квартиры нет ни одного современного предмета мебели или осветительного прибора. Фото: Зинон Разутдинов.
В интерьере этой квартиры нет ни одного современного предмета мебели или осветительного прибора. Фото: Зинон Разутдинов.
Из всех разновидностей модерна был выбран теплый по цветовой гамме, насыщенный темным деревом, патинированной бронзой и цветной керамикой русский модерн (в сочетании с некоторыми приемами и формами немецкого югендстиля).
Владелица квартиры решила заполнить пространство только настоящими старинными предметами обихода – от мебели до туалетных принадлежностей в ванной. Здесь создана подлинная картина быта начала XX века. Хозяйка с самого начала точно знала, как должна выглядеть квартира, поэтому ее можно по праву считать автором художественной идеи проекта.
При отделке использовались только аутентичные для модерна материалы и техники: лепной декор, отделка деревом стен и потолков, бумажные обои, дубовый паркет, керамическая, в том числе метлахская, плитка, художественная роспись фрагментов стен, витражи.
При отделке использовались только аутентичные для модерна материалы и техники: лепной декор, отделка деревом стен и потолков, бумажные обои, дубовый паркет, керамическая, в том числе метлахская, плитка, художественная роспись фрагментов стен, витражи.
Где: Москва
Площадь: 195 кв. м
Автор проекта: Олег Тощев
Эти апартаменты занимают пространство старинной московской квартиры в доходном доме. История таких квартир в советскую эпоху была стандартной: её превратили в коммуналку.
Главное помещение квартиры — гостиная — состоит из двух функциональных зон: диванной группы и столовой. Дверь с фацетированными стёклами ведёт в холл детской зоны. Фото: Александр Камачкин.
Главное помещение квартиры — гостиная — состоит из двух функциональных зон: диванной группы и столовой. Дверь с фацетированными стёклами ведёт в холл детской зоны. Фото: Александр Камачкин.
Кухонная зона также выполнена в цвете натурального дерева и слоновой кости. Пол декорирован метлахской плиткой, а столешницы — из натурального мрамора.
Кухонная зона также выполнена в цвете натурального дерева и слоновой кости. Пол декорирован метлахской плиткой, а столешницы — из натурального мрамора.
По словам архитектора, особенность этого проекта — в его постоянстве, в отсутствии эффектов «на час». Нашей целью было создание пространства, на которое не могли бы повлиять сиюминутная мода или временные предпочтения.
По словам архитектора, особенность этого проекта — в его постоянстве, в отсутствии эффектов «на час». Нашей целью было создание пространства, на которое не могли бы повлиять сиюминутная мода или временные предпочтения.
Где: Москва
Автор проекта: Мария Бахарева, Никита Бахарев
А эта квартира располагается в реконструированном старинном доме. Перекрытия, инженерия – всё новое, современное. В цокольном этаже – гараж и домашний кинотеатр.
Одно из самых элегантных помещений на первом этаже – столовая, сочетающая светло-желтый солнечный цвет обоев и драпировок и глубокий кобальт фарфоровых аксессуаров. Фото: Зинон Разутдинов.
Одно из самых элегантных помещений на первом этаже – столовая, сочетающая светло-желтый солнечный цвет обоев и драпировок и глубокий кобальт фарфоровых аксессуаров. Фото: Зинон Разутдинов.
Квартира трёхуровневая, и это обстоятельство позволило создать интерьер по образу и подобию загородного дома. В качестве ведущего стиля выбрали классику. Концепция квартиры родилась в соавторстве с хозяйкой. Благодаря ей в декоре появились утонченные цветовые сочетания золотисто-жёлтого и кобальтово-синего, обои с цветами в спальнях и элегантная мебель.
Пространство спальни находится на втором этаже. Уютная и нежная обстановка создана благодаря обоям с цветочным рисунком и тщательно подобранному текстилю.
Пространство спальни находится на втором этаже. Уютная и нежная обстановка создана благодаря обоям с цветочным рисунком и тщательно подобранному текстилю.
По замыслу авторов проекта, кабинет может играть еще одну роль – роль «мужской» гостиной. Это единственное помещение в квартире, декорированное в подчеркнуто мужском стиле.
По замыслу авторов проекта, кабинет может играть еще одну роль – роль «мужской» гостиной. Это единственное помещение в квартире, декорированное в подчеркнуто мужском стиле.
Топ самых неудачных примеров реставрации исторического наследия
1. Древнеримские мозаики в Турции
Турции повезло с античным наследием. Его там очень много, ассортимент шедевров богатейший. Одной из самых крупных мировых коллекций древнеримских мозаик, например, обладает музей провинции Хатай, небольшого аппендикса на крайнем юге страны, зажатого между Средиземным морем и Сирией. К сожалению, на самом деле время оказалось очень даже властно над истинными ценностями, и ко второй декаде XXI века некоторые из мозаик потребовали реставрации. Еще к большему сожалению, в 2015 году эта реставрация была проведена.
Скандал вышел нешуточный. Действительно, по крайней мере десять великолепных образцов античного монументально-декоративного искусства после восстановления стали выглядеть гораздо хуже, чем до его начала.
При этом непонятно, куда смотрели музейные кураторы, которые должны были контролировать реставрационный процесс, и почему вообще к нему были привлечены «специалисты», совершенно очевидно не имевшие должной квалификации.
«Бесценные шедевры римского искусства были уничтожены, — переживал в интервью одной из турецких газет местный эксперт Мехмет Даскапан. — Они превратились в карикатуру на самих себя, потеряли свою оригинальность, изображения были искажены». С господином Даскапаном трудно не согласиться.
2. Маска бога Меркурия, Москва
В начале улицы Мясницкой, в самом центре Москвы, в 1899—1903 годах вырос замечательный дом, спроектированный выдающимся архитектором Федором Шехтелем. Помимо прочего декора, здание, построенное для Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова, было украшено в своей угловой части и тремя масками бога Меркурия.
Один из маскаронов за время эксплуатации пришел в аварийное состояние, и к очередному Дню города в сентябре 2015 года его было решено отреставрировать. Как водится, что-то пошло не так. Изящный кудрявый юноша превратился в нечто странное.
Бедняга стал куда монголоиднее, чем это было свойственно древнеримским богам. Нос стал крупнее, да еще и сполз к верхней губе, над которой к тому же появилось некое подобие усиков.
Страшно представить, что сказал бы архитектор Шехтель, если бы увидел, как потомки отнеслись к его зданию. Впрочем, чиновники департамента культурного наследия Москвы пообещали вернуть несчастному Меркурию его первозданный вид.
3. Здание Gas Light and Coke Company, Кардифф, Уэльс, Великобритания
Такой позорной практики стоило бы ожидать от стран постсоветского пространства, зачастую утилитарно относящихся к собственному архитектурному наследию, но никак не от просвещенной Великобритании. Тем не менее именно в Кардиффе, столице Уэльса, на месте викторианской штаб-квартиры местной газовой компании в 2005 году выстроили гигантский жилой комплекс высотой в 23 этажа и 72 метра.
При этом старое здание Gas Light and Coke Company не стали сносить полностью. Под лицемерные разговоры о необходимости сохранить историческую память о предшественнике, занимавшем эту площадку, от него оставили лишь одну стену, парадный фасад, который к тому же не поленились бережно отреставрировать.
Остатки небольшого, но живописного особняка стали выполнять в чем-то унизительную роль парадного подъезда новостройки, а контрастное сочетание старого и нового лишь в очередной раз подтвердило, что нравы застройщиков, в принципе, одинаковы в любой стране.
4. Замок Матрера, Вилламартин, Испания
Этот замок украшал холм над испанским городком Вилламартин в Андалусии около 1200 лет, с IX века, но за эти бесконечные столетия пришел в полную негодность. Совершенно обыкновенные руины, особенно на богатом испанском фоне, никого не интересовали до 2013 года, когда главная замковая башня все-таки обвалилась.
Движимый благими намерениями сохранить хотя бы то, что все-таки пережило человеческое безразличие, собственник замка заказал консервацию развалин, обратившись за помощью к одной из местных строительных компаний. Результат ее работы, растиражированный СМИ, немедленно вызвал шок: башню из желтого камня достроили с помощью обычного бетона.
После первоначальной волны всеобщего возмущения вокруг результатов такого восстановления развернулась оживленная полемика. Специалисты, местные жители и просто прогрессивная общественность принялись активно обсуждать, какой подход имеет большее право на жизнь: строительство муляжа из похожих строительных материалов или все же реализованный вариант, когда новые конструкции контрастно подчеркивают границу между историей и современностью.
5. Доходный дом Бадаева, Санкт-Петербург
Эта история очень напоминает аналогичную с несчастным Меркурием на Торговом доме Кузнецова в Москве. В Петербурге также имелся доходный дом начала XX века, построенный в типичном для города стиле модерн и потому обильно украшенный разнообразными архитектурными излишествами. Декору потребовалась реставрация, и здесь она также была проведена из рук вон плохо.
Среди лепных украшений была и фигура нимфы музыки, вооруженной скрипкой. При каких обстоятельствах она превратилась в «степную бабу», как немедленно прозвали барельеф острословы, так до конца и не установлено. Известно лишь, что уже в 2010 году нимфа выглядела именно таким, устрашающим образом.
Любопытно, что в 2013 году дом Бадаева реставрировался, но подозрительную физиономию почему-то при этом проигнорировали. В конце 2015 года общественные активисты наконец-то обратили внимание муниципальных властей на вопиющую безалаберность, после чего те заверили, что ситуация будет в ближайшее время исправлена.
6. Пушистый Иисус, Борха, Испания
Ранее богом забытый испанский городок Борха в Арагоне был известен лишь историкам как родовое гнездо в будущем одиозной итальянской семьи Борджиа. Все изменилось в 2012 году, когда в местной церкви Милосердия Господня закончилась реставрация фрески Ecce Homo («Се человек»), написанной художником Элиасом Гарсиа Мартинесом на рубеже XIX—XX веков.
Это было заурядное, в общем-то, произведение, которое тем не менее быстро начало разрушаться, что не давало покоя местной прихожанке Сесилии Хименес. Старушка, обуреваемая лучшими чувствами, предложила свои услуги приходскому священнику, убедив того в наличии у себя художественного дара. Настоятель церкви согласился, не подозревая, какой фурор произведет результат работы бабушки.
Вместо Иисуса в терновом венце на фреске появилось нечто, напоминающее в лучшем случае мохнатую обезьяну. Рисунок немедленно получил прозвища «Пушистый Иисус» и Ecce Mono («Се обезьяна»), а также целый легион поклонников и ненавистников. Одних возмущал факт того, что допущенный до реставрации дилетант изуродовал изображение религиозного содержания, другие, напротив, восхищались работой сеньоры Хименес, провозглашая ее новым апостолом примитивизма, который есть плоть от плоти народа.
Как бы то ни было, Борха и «Пушистый Иисус» прославились на весь мир. В маленький город ежегодно начали приезжать десятки тысяч туристов лишь для того, чтобы своими глазами увидеть необычную фреску. Муниципалитет радостно потирал руки, Сесилия Хименес пожинала свои 15 минут славы, а весной этого города в Борхе даже открылся небольшой музей этой своеобразной достопримечательности.
«Пушистый Иисус» с автором, Сесилией Хименес
Второе рождение: Пять хорошо отреставрированных объектов наследия
Специально ко Дню культурного наследия The Village рассказывает о зданиях, реставрация которых прошла успешно.
Сегодня в Москве насчитывается более пяти тысяч объектов культурного наследия. Часть из них находится в критическом состоянии: под угрозой разрушения или сноса. История Москвы знает много случаев, когда памятники восстанавливают таким образом, что от первоначального здания остается лишь похожий силуэт. Однако есть истории и с положительным исходом, когда реставрация проходит под серьезным контролем властей и специалистов и результат превосходит все ожидания. В честь Дня культурного наследия, который отмечался вчера, The Village сделал подборку недавно восстановленных объектов, которые являются примерами по-настоящему хорошей реставрационной работы.
ТЕАТР ДЛЯ РАБОЧИХ
Название: Театр для рабочих Медеплавильного и Кабельного
завода Товарищества «Алексеев, Вишняков, Шамшин»
Адрес: ул. Станиславского, д. 21, стр. 7
Дата постройки: 1904 год
Архитектор: Т. М. Алексеенко-Сербин
Состояние перед реставрацией: неудовлетворительное
История создания
Театр при Медеплавильном и Кабельном заводе создал великий русский режиссер Константин Станиславский в 1898 году. Его семья владела золотоканительной фабрикой, на основе которой и создали мощности завода, в 1894 году фабрика объединилась с предприятием «П. Вишняков и А. Шaмшин». Образовавшимся синдикатом до 1917-го руководил Константин Станиславский, который хотел просвещать рабочих, поэтому в 1894 году при фабрике открыли библиотеку с читальней, организовали хор и самодеятельный коллектив, превращенный в 1898 году в полноценную театральную труппу. В 1904-м у новоиспеченного театра появилось собственное здание рядом с фабрикой. Стоимость постройки с электричеством и вентиляцией — что в то время еще считалось роскошью — обошлась семье фабрикантов в 50 000 рублей. Первоначально зрительный зал был рассчитан на 250 мест, но спектакли быстро приобрели популярность не только среди рабочих, но и у простых людей, поэтому зал пришлось расширить до 580 мест. В теплое время года спектакли часто проходили в прилегающем к зданию театра садике. В 1909-м труппа перестала существовать, и в здание театра переехали кабельные мастерские. В советское время в корпусах завода Алексеевых располагался завод «Электропровод», который специализировался на выпуске кабельной продукции.
История реставрации
Реставрация театра началась в 2009 году на деньги частного инвестора, который вложиться ради того, чтобы в отреставрированном здании расположилась Студия современного искусства Сергея Женовача.
Проект реставрации фасадов разработала строительная фирма «Сокма-С». В процессе полностью очистили фасады от грязи, прошлых покрасок и цементного раствора, а пустоты, возникшие между кирпичами, заполнили укрепляющим раствором. Также переоблицевали стены с сохранением рисунка кладки и исторических размеров кирпича. Восстановили утраченные конструкции ограждения кровли и столярные блоки оконных проемов. Как и положено, все работы велись только при температуре выше +5 градусов Цельсия. Реконструкция была завершена в 2011 году, а ее проект победил в конкурсе «Московская реставрация — 2011», который Департамент культурного наследия проводил в нескольких номинациях. Здание театра для рабочих Медеплавильного и Кабельного завода Алексеевых является объектом культурного наследия регионального значения и находится под охраной государства.
ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ
Название: Церковь Живоначальной Троицы в Останкине
Адрес: 1-я Останкинская улица, д. 5
Дата постройки: 1683–1691 гг.
Архитектор: П. С. Потехин
Состояние перед реставрацией: удовлетворительное
История создания
Храм стал первой каменной церковью, построенной в селе Осташково (позднее его переименовали в Останкино). Идея создания церкви принадлежит владельцу усадьбы князю Михаилу Черкасскому, который решил построить храм в честь свадьбы своей дочери с богатым боярином Яковом Одоевским. Сразу после получения благословения патриарха Иоакима началось строительство одного из лучших памятников московского узорочья. В 1691–1692 годах были выстроены приделы храма и создан девятиярусный иконостас, который и внешне, и по акустике напоминает орган. На завершающем этапе достроили колокольню. В начале ХХ века в храме было от 10 до 12 колоколов, отлитых в период с XVIII по XIX век. Самый тяжелый из них, благовестник, весит 1 тонну 163 килограмма. Первоначально церковь венчал шатер, но в 1739 году шатровая колокольня обветшала, и ее разобрали, а в 1754 году, уже при новом владельце имения, графе Петре Шереметьеве, ее сменило двухъярусное завершение в стиле барокко. До сих пор ученые спорят о том, кто на самом деле был архитектором храма. Большинство документов указывает на зодчего Павла Потехина, построившего для князя Одоевского церковь Казанской Божьей матери и еще несколько храмов в его усадьбах, однако официально авторство Потехина не подтверждено. Структура храма типична для того времени, не хватает лишь трапезной и особой нарядности внешнего оформления.
История реставрации
До конца XIX века храм находился в запущенном состоянии: после смерти супруги граф Шереметьев перестал следить за церковью. После революции храм разграбили, а потом и вовсе переоборудовали под жилье и котельную. В советские годы здесь также размещался антирелигиозный музей искусств, во время войны — склад. Только в 80-е годы помещение вернули церкви, провели реставрацию стенописи, иконостасов, ремонт кровли и фасадов. Здесь проходили концерты духовной музыки, однако богослужения возобновились только в 1991 году. В 2010–2011 годах по просьбе настоятеля церкви игумена Феофилакта началась реставрация. В течение двух лет реставрационно-строительная компания (РСК) «Возрождение» под авторским надзором РСК «Архитектурное наследие» ремонтировала и реставрировала иконостасы. К разработке проекта реставрации привлекли докторов искусствоведения А. Л. Баталова, Л. И. Лившица, искусствоведческую комиссию при патриархе Московском и Всея Руси Кирилле, независимых технологов, микологов, энтомологов. В результате укрепили деревянные элементы декора, воссоздали позолоту и посеребрение, а также удалили сколы и шелушение краски. Все работы были направлены на возвращение храму его первоначального вида — от отделки колонн до внешней окраски, — который воссоздавали по архивным описаниям начала XIX века и по фотографии 30-х годов прошлого века. Сегодня церковь Живоначальной Троицы в Останкине — действующий православный храм, она входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.
ДОМ ЗУБОВЫХ
Название: Дом Зубовых на Таганке
Адрес: ул. Александра Солженицына, д. 9, стр. 1
Дата постройки: конец XVIII века
Архитектор: Т. Е. Карташова
Состояние перед реставрацией: неудовлетворительное
История создания
Дому Зубовых более двух веков, он пережил наполеоновское нашествие и пожар Москвы. Первый хозяин дома, Павел Зубов, был термохимиком и известным на всю Европу нумизматом и меценатом. Представители семьи живут в доме на протяжении уже двух столетий. В советское время здание постигла типичная судьба: к Зубовым подселили еще 30 человек. В парадной части организовали Дом учителя. За советский период здание сильно обветшало. После приватизации здесь располагалась частная школа. Впрочем, одну квартиру в здании отдали наследнице известной фамилии — профессору МАРХИ Марии Зубовой. Женщина пережила в этом доме пять пожаров и пять капитальных ремонтов: многие инвесторы мечтали уничтожить здание, чтобы на его месте построить что-то более выгодное. С 2004 года дом принадлежал семье Соколовых, именно они и решили отреставрировать его за свой счет.
История реставрации
Реставрация дома продолжалась семь лет, с 2005 по 2012 год. У здания восстановили внешние стены вместе с лепниной, цокольные этажи и витражи, укрепили фундамент, сменили перекрытия и коммуникации и возвратили внутренне убранство конца XIX века. Все детали согласовывали с архивными фотографиями и уточняли у наследников. Сегодня часть дома останется жильем наследников Зубова, а другую откроют для свободного посещения: там будут устраивать камерные музыкальные вечера, организуют галерею современной скульптуры (первая выставка запланирована на май). Здание является объектом культурного наследия регионального уровня.
ТОРГОВЫЙ ДОМ ТРЕТЬЯКОВЫХ
Название: Торговый дом С. М. и П. М. Третьяковых
с помещениями банка «Лионский кредит».
Адрес: ул. Кузнецкий Мост, д. 13/9
Дата постройки: 1892 год
Архитектор: Александр Каминский
Состояние перед реставрацией: удовлетворительное
История создания
Здание построили для купцов Третьяковых в 1892 году по проекту архитектора Александра Каминского, учителя Федора Шехтеля. Тогда в одной части здания располагались торговые конторы и квартиры, другая же отошла банку «Лионский кредит», созданному специально для хранения выручки французских магазинов, которых в то время на Кузнецком Мосту насчитывалось восемнадцать. Также в здании создали хранилище для драгоценностей с уникальной системой безопасности: в случае необходимости сейфы затапливала вода, для этого под домом вырыли каналы от Неглинки. В левом крыле здания находился известный на всю Москву антикварный салон Дациаро, где продавали картины, не вошедшие в собрание Третьяковской галереи. На втором и третьем этаже здания были конторы и квартиры служащих.
В советское время здесь размещались службы Генпрокуратуры, которые провели в здании ремонт, сравнимый с вандализмом: мозаичные полы залили шестисантиметровым слоем бетона, уничтожили лепнину и мраморные лестницы. Тем не менее много деталей интерьера сохранилось. В 90-е в здании располагались ресторан, парикмахерская, а на цокольном этаже — бассейн и сауна.
История реставрации
Серьезную научную реставрацию здания затеял новый собственник в 2007 году, она продолжалась четыре года. Автором проекта выступил известный архитектор и реставратор Александр Студеникин. Только на исследования пространства ушло два года. Отреставрировали всё: от фундамента до крыши. Восстановление проходило по чертежам и эскизам самого Каминского. В дом вернули мраморные лестницы и позолоченную лепнину, восстановили мозаичные полы и огромные люстры, в часах над главным входом заменили механизм, также специально для дома изготовили по описанию шпалеры — делали их, как и оригиналы, в Лионе. Собственник намерен вернуть зданию историческую функцию — снова разместить здесь офисные и торговые помещения. Аренда здесь будет стоить недешево: цена квадратного метра в год начинается от двух тысяч долларов.
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Название: Покровский кафедральный собор на Рогожском кладбище
Адрес: ул. Войтовича, д. 29
Дата постройки: 1792 год
Архитектор: М. Ф. Казаков
Состояние перед реставрацией: неудовлетворительное состояние стенных росписей
История создания
Покровский собор, входящий в архитектурный ансамбль на Рогожском кладбище, является главным храмом столичных старообрядцев-поповцев. Автор проекта доподлинно неизвестен, однако предполагают, что архитектором выступил Михаил Казаков. Эта церковь — самая большая в Москве после храма Христа Спасителя. Интересно, что уже после ее возведения разгорелся скандал: некоторым митрополитам не понравилось, что церковь превышает по размерам Успенский собор Московского Кремля. Пришлось принять меры по ее уменьшению: отломали выпуски алтаря (именно поэтому у храма нет наружной алтарной части), вместо пяти глав оставили одну и укоротили шпиль.
Внутри храма можно найти множество древних икон, в том числе дониконовских времен, то есть до реформирования церкви. Своды и стены расписаны в древнерусском стиле. Здесь хранится второе по величине в Москве паникадило, огромные подсвечники и лампады. За всю историю церковь ни разу не закрывали, хотя в советское время была идея превратить храм в театр. А вот другие части архитектурного ансамбля кладбища серьезно пострадали. В 20-е годы большевики наполовину разрушили храм Рождества Христова, расположенный неподалеку, сбросили колокола с колокольни. На северной части кладбища и вовсе развернулся Перовский колхозный рынок, просуществовавший до 40-х годов.
История реставрации
Проект реконструкции кладбища и архитектурного ансамбля разработали в 1996 году, но постановление о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы мэр Лужков подписал только в 2005 году. Однако постановление аннулировали по не совсем понятным причинам. Уже в феврале 2012 года департамент культурного наследия снова вспомнил о реставрации ансамбля. За два месяца была отреставрирована вся внутренняя роспись храма, являющаяся редчайшим памятником монументальной живописи. Впрочем, внутреннее убранство было в удовлетворительном состоянии, поэтому с росписи только удалили загрязнения и укрепили красочные и штукатурные слои. Все действия реставраторов осуществляются под контролем специальной Комиссии, состоящей из специалистов в области реставрации монументальной живописи, из Министерства культуры РФ. В ближайшее время реставрация должна завершиться.
Роскошный интерьер старинного дома после капитального ремонта
Выросший в 600-летней резиденции в шотландской сельской местности, продюсер Guy J. Louthan приобрёл для себя и дочки старинное строение на голливудских холмах. Многоэтажное сооружение имеет интересную историю существования. Это был один из первых лицензированных публичных домов в 1919 году, который посещали известные люди того времени.
Особняк обладает значительными размерами с общей площадью в 390 квадратных метров и изумительной планировкой, что включает пять спален, четыре ванные, гостиную, кухню и столовую. К тому же резиденция имеет несколько этажей, расположенных на склоне холма. На первом ярусе оборудован вместительный гараж для трёх машин, просмотровый зал и гостевые комнаты на втором уровне.
Здание после покупки находилось в аварийном состоянии, поэтому его владелец воспользовался помощью талантливого специалиста Carolyn Reyes, который разработал уникальный план реконструкции строения.
Дизайн интерьера резиденции был выдержан в простой и лаконичной стилистике с доминированием светлой оттеночной палитры в убранстве, которая великолепно контрастировала с насыщенными деревянными полами.
Столовая зона была акцентирована изысканной люстрой XVII века, которая наполняет атмосферу невероятным очарованием и магнетизмом. Большой круглый стол на восемь персон окружают лаконичные и элегантные стульчики с мягкой серой обивкой. При этом особое настроение и изысканность салону придают многочисленные картины, украшения и аксессуары.
В наполненной светом гостиной располагается утончённый мебельный гарнитур с белоснежной обивкой и изысканными декоративными подушечками.
Придают убранству апартаментов невероятный магнетизм необычные столики с элегантными лампами, художественными произведениями и статуэтками.
На каминной полке был размещён андрогинный родовой портрет. Бесподобная живопись XVII века великолепно вписывается в общую стилистику и привносит в атмосферу индивидуальность.
Область под лестницей на второй этаж дома была оборудована в уютный уголок для чтения, оснащённый лаконичными скамейками и книжными шкафами.
За этим стеллажом скрывается небольшая тайная комната с санузлом, домашним офисом хозяина строения и уголком для просмотра телевизора.
Древние египетские резные плиты известняка украшают вход в это тайное помещение. Внутри кабинета книжный шкаф трансформируется в телевизор с плоским экраном, что даёт возможность владельцу не только заниматься работой, но и просматривать любимые передачи в комфортных условиях.
Офис был оформлен в эстетически привлекательной и простой стилистике с доминированием белоснежных стен, светлых стеллажей и большого количества аксессуаров и украшений. Перегородку за рабочим столом акцентируют гербы в рамках и уникальные художественные произведения.
Хотя белый цвет используется повсюду при декорировании дома, дизайнер применил бледный синевато-серый оттенок для исполнения кухонных шкафов, который прекрасно гармонирует с каррарским мрамором столешницы.
Туалет на нижнем ярусе был выдержан в контрастной цветовой гамме с чёрно-белой плиткой на полу, изысканной сантехникой и обоями с изображением дроздов на деревьях. Такое необычное оформление придаёт атмосфере невероятную креативность и аутентичность.
Огромный 3-метровый просвет декорирует лестницу и наполняет её естественным освещением. Проём украшают зелёные растения и этнические аксессуары.
В верхней части лестницы находится дверь на террасу, где собственники высаживают цветы и красивые растения.
Коридор на втором этаже также акцентирован восхитительными художественными произведениями из личной коллекции искусства хозяина особняка.
Для семилетней дочки владельца апартаментов дизайнеры разработали изумительное убранство спальни с яркими розовыми оттенками и интересными идеями декора.
Кровать с металлическим каркасом была украшена лёгким и непринуждённым балдахином.
Главная спальня была выполнена в лаконичном и непринуждённом стиле.
Французские двери рядом с зоной отдыха ведут на открытую террасу. Струящиеся портьеры бежевого цвета, элегантная мебель и оригинальные аксессуары великолепно преображают эту комнату и придают ей невероятное очарование.
Каррарский мрамор был также использован при оформлении ванной. Белоснежная плитка, элегантные зеркала и настенные бра, а также стеклянная перегородка в душе создают замечательные условия для принятия гигиенических и водных процедур.
Интересный проект дома от декоратора Carolyn Reyes в крупном американском городе Голливуде штата Калифорния представляет собой завораживающий и эстетичный творческий шедевр. Он отличается исключительным оформлением, выдержанным в простой стилистике с преобладанием светлой оттеночной палитры и выразительных акцентов, необыкновенной планировкой с потайным офисом, а также большим количеством художественных произведений, что привлекает пристальное внимание и интерес общественности.
К вопросу о реставрации кинотеатра «Художественный»
Здание кинотеатра «Художественный» давно уже занавешено строительной сеткой. Через которую, правда, видно отсутствие крыши – так что многие уже забеспокоились: а что там вообще осталось?
Мосгорнаследие – возможно, во избежание слухов о «полной гибели всерьез» исторического здания – решило допустить прессу в реставрационные мастерские.
Что в результате было заявлено? Что работа над укреплением конструктивных элементов здания идет (в частности, пришлось серьезно укреплять фундамент, в плохом состоянии оказалась и кирпичная кладка стен – все-таки сто с лишним лет строению. Связано это еще и с тем, что здание перестраивалось – первоначальный вариант 1909 года, по проекту архитектора Николая Благовещенского, был уже через несколько лет расширен по проекту Федора Шехтеля, что позволило увеличить число мест с 400 до 900. Меняли внутреннюю планировку и во время ремонта в 80-х годах). Это не простая работа, но, тем не менее, ее обещают завершить («закрыть контур», то есть возвратить на место крышу) к февралю.
Но не менее сложна в этом раскладе работа по восстановлению декора.
Значительная часть того, что на здании и внутри него сохранялось от лепнины (более тысячи фрагментов), было снято и переправлено в реставрационную мастерскую. Состояние у фрагментов разное, и работать с ними приходится также по-разному. Во-первых, не всё это – исторический декор шехтелевского времени, были и добавления 50-х годов. Во-вторых, состояние элементов очень разное.
Вот так идет эта работа: прежде всего элементы декора очищаются от позднейших наслоений (проще говоря, их столько раз белили, что подлинные формы оказались скрыты под толстым слоем краски).
Есть и сколы, и повреждения в силу атмосферного воздействия. На достаточно хорошо сохранившихся элементах декора эти утраты восполняются («реставрационные домазки» это называется).
Реставраторы предполагают, что вернуться на прежнее место сможет примерно 40 % оригинальной лепнины. Остальное придется восполнять – и тут тоже свои проблемы. Для элементов стандартных достаточно просто изготовить детали методом отливки по сохранившимся аналогам.
Однако есть среди утраченных элементы не стандартные, а индивидуальные. Вот, к примеру: на здании снаружи, над дверными проемами, существовали два маскарона. Мужская маска сохранилась – хотя потребовала тщательной очистки от наслоений, и еще понадобится восполнение сколов. Но это оригинал, и он вернется на свое место.
А вот другая, женская маска утрачена. Над ее воссозданием, на основе сохранившихся документов и изображений, работали проектировщики и скульпторы.
В интерьере главного зала были полностью утрачены два рельефных гиппокампа (морская лошадь, если кто забыл, в колесницу бога морей Посейдона таких запрягали). Собственные шетхтелевские рисунки да размытые фотографии – вот и все, чем располагали скульпторы для изготовления объемного изображения.
Самой масштабной и сложной утратой стали два рельефа, размещавшиеся изначально в полукруглых нишах на главном фасаде – мчащиеся друг другу навстречу античные колесницы. Их можно видеть на старых фотографиях. В 50-х годах рельефы попросту срубили на волне борьбы с «архитектурными излишествами».
Помощи от такого изображения, прямо скажем, немного – при увеличении оно становится сильно размытым. Однако делать нечего – работа начата и здесь.
Цветом на второй схеме отмечены детали, которые уже вылеплены в объеме. Вот рука возницы.
И другой фрагмент – колесо с маской льва по центру.
Все это перед окончательной отливкой еще будет дорабатываться, обсуждаться, утверждаться и так далее.
Между прочим, реставраторам удалось обнаружить и изначальную штукатурку (также давно скрытую под многочисленными слоями краски). Штукатурка была особенная, так называемая каменная – в ее состав входила мраморная крошка и фрагменты слюды. Вот этот кусочек – подлинный.
Так что здание кинотеатра («электротеатра» по тогдашней терминологии) изначально было серым. Сейчас идет работа по подбору состава и цвета.
Когда мы все это увидим на месте? Вопрос резонный. Лепной декор, и особенно штукатурку можно будет размещать только при определенной плюсовой температуре – то есть сначала должна начаться (все-таки) и кончиться зима. А пока свою работу будут продолжать реставраторы.
Ну, и в общем, нам обещают, что все будет закончено в 2020 году. Будем, как говорится, наблюдать.