Особенности применения строительной техники

Нюансы работы строительной техники

Не секрет, что без строительной техники не обходится ни одна серьезная стройка. Расчистка территории, вывоз грунта, укрепление почвы под фундамент, подвоз, перегрузка и подъем стройматериалов к местам проведения работ – это малый список того, как используется специальная техника в строительстве. Такую технику от обычных транспортных средств отличают не только предназначение и эксплуатация, но и нюансы правового регулирования, документооборота и налогообложения, о которых мы поговорим в данной статье.

Что относится к строительной (специальной) технике?

Как такового понятия строительной техники нет, есть более правильный термин – специальная техника (специальные автомобили). Это транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оснащенные специальным оборудованием для выполнения указанных функций. К специальным относятся автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д. (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО ).

Утверждены НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО “ОТЭК” 20.10.2004.

Не путайте со специализированными автомобилями, которые предназначены для перевозки определенных видов грузов и оборудованы для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями (например, грузовой автомобиль для перевозки бетона, строительных смесей и растворов, плитовозы, панелевозы, балковозы) (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО).

В более отраслевом “транспортном” документе – Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств – дано более обширное понятие, включающее эти две категории. Специальным считается транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.). Однако более практичным и понятным, по мнению автора, является разделение автомобилей на специальные и специализированные. У строительной организации (заказчика-застройщика или подрядчика) преимущественно есть специальные автомобили, специализированные – больше в части исключения. Такая градация спецтехники имеет значение для целей обложения транспортным налогом, а также расчета норм ГСМ.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

Какая строительная техника облагается налогом?

Ответ на этот вопрос очевиден – та, которая относится к транспортным средствам и зарегистрирована в установленном законодательством порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Однако не все очевидно. Например, какую технику нужно, а какую не нужно регистрировать?

Согласно Методическим рекомендациям по применению гл. 28 НК РФ , которые до сих пор не утратили силу, транспортное средство можно не регистрировать, если оно используется исключительно в производственных или хозяйственно-бытовых целях, а не для перевозки грузов и людей. К таковым относятся передвижные станции, трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, погрузчики, автонасосы, автокомпрессоры на шасси. Под это основание можно подвести много техники строительной организации, ведь в большинстве своем она не предназначена для перевозки грузов и людей. Но здесь следует быть осторожным, так как такое освобождение от налогообложения по хозяйственно-бытовым и производственным целям достаточно “скользкое” и чревато высокими налоговыми рисками.

Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Согласитесь, маршруты специальных автомобилей, работающих на стройке, часто захватывают проезжую часть (дороги), а к участию в дорожном движении допускаются только те транспортные средства, которые прошли регистрацию. Даже если строительная техника не предназначена для движения по автомобильным дорогам общего пользования, не факт, что она не появляется на этих дорогах или не использует иные пути следования. Такая техника тоже должна быть зарегистрирована, поскольку эксплуатация автотехники без свидетельства о регистрации в соответствующих органах не допускается.

Итак, если подрядчик не хочет рисковать, то он должен зарегистрировать свою технику либо в органах ГИБДД, либо в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. В обоих случаях зарегистрированная строительная техника признается объектом “транспортного” налогообложения (Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13). Разница в том, что транспортные средства, работающие на стройке и зарегистрированные в органах ГИБДД, как правило, относятся в целях налогообложения к грузовым авто, в то время как техника, поставленная на учет в органах Ростехнадзора, может считаться “другими самоходными транспортными средствами”. Базовые ставки для этих категорий транспортных средств различаются, и чем больше у спецавтомобиля сил, тем существеннее эта разница. Поскольку у строительной техники количество лошадиных сил предостаточно, владельцам спецтехники и налоговикам есть за что побороться, но, к сожалению, не всегда исход такого “налогового” поединка бывает в пользу налогоплательщика.

Показательным на этот счет является Постановление ФАС УО от 20.05.2010 N Ф09-3745/10-С3. Если специальное оборудование установлено на шасси грузовых автомобилей, не относящихся к числу самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, то такая техника относится для целей налогообложения к категории грузовых автомобилей. Не в пользу налогоплательщика и то, что транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД. Тогда независимо от того, для какой цели они предназначены и какое оборудование на них размещено, эти транспортные средства в качестве объекта обложения транспортным налогом являются грузовыми автомобилями. Выделим спецтехнику, попавшую в судебном решении в разряд грузовых автомобилей:

  • кран монтажный (СКАТ-32), кран автомобильный (КС-35714), автокран (TL250GG);
  • агрегат цементировочный (ЦА-32 на шасси Урал-4320);
  • спецдезустановка (КРАЗ 250), буровая установка (ПБУ-2-1147 КАМАЗ);
  • грузовая специальная буровая установка (на базе шасси ЗИЛ 131).

Это лишь часть списка автомобилей спецназначения, отнесенных налоговым органом и судом в разряд грузовых авто, для которых применяются дифференцированные ставки.

Читайте также:
Ручка дверная скоба — особенности данной группы изделий и основные разновидности

Однако в парке строительных компаний есть и транспортные средства, для которых применяется единая ставка. Такими самоходными транспортными средствами являются кран гусеничный, трактор, бульдозер (Постановления ФАС ВСО от 08.07.2010 N А33-14901/2009, ФАС ДВО от 22.01.2010 N Ф03-8405/2009, ФАС ЗСО от 29.03.2010 N А27-11880/2009). Главным аргументом уплаты налога с такой спецтехники по ставке для других самоходных транспортных средств, а не для грузовых авто является регистрация в органах Ростехнадзора.

Практический расчет ГСМ на строительную технику

На строительных площадках спецтехника расходует топливо не по километражу (хотя есть и эта составляющая), а по нормо-часам работы того или иного механизма (автокрана, бетононасоса, экскаватора и т.д.). В связи с этим при расчете норм списания топлива нужно учитывать его расход не столько на передвижение автомобиля, сколько на работу спецоборудования. Часто трудности вызывает списание топлива в количественной оценке. Возьмем для примера Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Именно данным документом советует руководствоваться Минфин организациям в Письме от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57. Рассмотрим списание ГСМ для спецавтомобилей, выполняющих работу в период остановки, у них норма расхода топлива определяется временем работы оборудования и нагрузкой. К этой группе относятся краны автомобильные, компрессоры, погрузчики и другая спецтехника, работающая на стройплощадках.

Пример. Автокран КС-2573 выполнил задание по разгрузке и погрузке бетонных плит за 4 часа. Норма расхода топлива на работу специального оборудования – 6 л/ч, надбавка за срок эксплуатации транспортного средства составляет 5%, за работу в зимних условиях – 10%. Условия работы автокрана не требуют применения иных дополнительных надбавок.

Расход топлива при работе спецоборудования определяется по формуле:

Q = (Нт x T) x (1 + 0,01 x D),

где Нт – норма расхода топлива на работу специального оборудования;

T – время работы оборудования;

D – поправочный коэффициент (суммарная надбавка) к норме в процентах.

В рассматриваемом случае расход по выполненному заданию спецоборудования рассчитывается так: Q = (6 л/ч x 4 ч) x (1 + 0,01 x 15) = 27,6 л.

Отметим, что в этом примере мы не учитывали ГСМ, необходимые на прогрев оборудования, считая, что это заложено в надбавку за работу в зимних условиях.

После того как произведен расчет, израсходованные ГСМ отражаются в стоимостной оценке согласно принятому порядку списания МПЗ. При этом нужно помнить о документальном подтверждении расходов. Одним из таких документов является путевой лист. Строительная организация может воспользоваться готовой формой путевого листа специального автомобиля , уделив внимание в нем таким реквизитам, как время работы специального оборудования, количество истраченного топлива на его работу и другие сведения, характеризующие деятельность спецагрегата. Можно пойти по другому пути и разработать собственный бланк путевого листа на строительную технику. Главное, чтобы в нем присутствовали обязательные реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

Унифицированные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

К сведению. В соответствии с п. 3 этого Приказа путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке действия путевого листа;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе.

Однако их недостаточно для учета и контроля за работой спецтехники, поэтому организация может предусмотреть дополнительные реквизиты, учитывающие особенности работы техники на строительной площадке.

Альтернативный вариант

Согласитесь, далеко не у каждого подрядчика (субподрядчика) есть возможность держать парк строительной техники. Речь идет не только о капитальных затратах на ее приобретение, которые можно профинансировать с использованием кредитных ресурсов. Не стоит забывать о затратах на содержание строительной техники, включая ремонт, обслуживание, хранение. Компаниям, которые хотят сэкономить, поставщики спецтехники предлагают компромиссный вариант – использование строительной техники на условиях договора аренды. Преимуществ несколько. Во-первых, строитель арендует только ту технику, которая ему необходима на данном этапе работ, а не все, что может пригодиться. Во-вторых, арендодатель старается предоставить технику полностью в исправном состоянии, для чего в его штат может входить даже отдельная сервисная служба, которая занимается ремонтом и обслуживанием техники. В-третьих, арендовать спецтехнику можно вместе с водителями, обученными и имеющими практику работы, что опять же экономит время и деньги подрядчика, заинтересованного в качестве и оперативности работ. Все это привлекает многие небольшие подрядные организации, которым нужно учесть следующее.

Большинство обязанностей по договору аренды техники с экипажем несет ее арендодатель. Обязанность подрядчика (как арендатора) заключается в своевременном внесении арендной платы, предусмотренной условиями договора. Можно возложить на арендатора расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией (оплата ГСМ и других расходуемых в процессе эксплуатации МПЗ). Также интересно то, что ответственность за вред, причиненный техникой третьим лицам, несет арендодатель, который вправе в порядке регресса возместить за счет арендатора суммы, выплаченные третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 N 1).

К сведению. Если транспортное средство было передано по договору аренды без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, то причиненный вред подлежит возмещению самим арендатором (ст. ст. 642 и 648 ГК РФ).

Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Исходя из этого нужно разделять ответственность сторон договора. Поясним этот нюанс на примере Постановления ФАС УО от 09.06.2010 N Ф09-4191/10-С3. Арендованный экскаватор затонул вследствие виновных действий экипажа арендодателя, управлявшего транспортным средством во время его затопления, по вине работника, который закапывал выкопанную им же ранее траншею по своей инициативе, без указаний на это арендатора. В связи с этим суд отказал арендодателю во взыскании убытков с арендатора и оплаты ремонта техники.

Читайте также:
Самые популярные комнатные цветы

Практика показывает, что при аренде спецтехники нужно сразу договориться о размере арендной платы и подтверждающих документах, в противном случае разногласия могут дойти до суда. Как следует из Постановления ФАС ВВО от 05.04.2010 N А43-2616/2009, предприниматель (арендодатель) и строительная компания (арендатор) заключили договор аренды крана в целях производства строительно-монтажных работ на объекте. Управлял краном работник арендодателя (машинист крана). В период пользования краном ответственным лицом арендатора, распоряжения которого обязательны для исполнения машинистом крана, является ответственный за безопасное производство работ, аттестованный органами Госгортехнадзора. То есть это работник строительной компании, контролирующий, сколько и как в действительности работал кран на строительстве.

По условиям договора оплата должна производиться арендатором еженедельно согласно рапорту о работе строительной машины, оформленному в установленном порядке. Окончательный расчет за выполненные работы по объекту осуществляется арендатором не позднее пяти дней после полного завершения его строительства. Несмотря на установленный порядок, за отдельные периоды не были оформлены рапорты о работе башенного крана. Сославшись на их отсутствие, арендатор отказался уплачивать арендную плату, начисленную арендодателем на основании журнала учета рабочего времени. Анализируя ситуацию, суд учел условие договора о том, что размер арендной платы за пользование краном рассчитывается исходя из данных рапорта, а не журнала учета рабочего времени. В итоге крайним оказался арендодатель, которому было отказано во взыскании задолженности по договору аренды спецтехники с экипажем (крана) со строительной компании. Но если бы все документы, предусмотренные договором, были оформлены надлежащим образом, то раскошеливаться на судебные издержки и на погашение долгов по арендной плате пришлось бы арендатору.

Не менее интересно Постановление ФАС ВВО от 01.04.2010 N А79-7150/2009. Согласно условиям договора арендатор обязан был обеспечить экскаватор объемами работ, не допуская простоев в течение рабочего дня. Стороны договорились, что работа экскаватора составляет не менее восьми часов в день. Стоимость аренды рассчитывалась исходя из фактического времени работы экскаватора (машино-часов).

Двусторонними актами, рапортами-нарядами о работе строительной машины было подтверждено, что экскаватор простаивал более установленного интервала. Арендодатель посчитал недополученные за время простоя доходы и предъявил их арендатору как понесенные убытки в связи с ненадлежащим исполнением условий договора. Но суд отказал арендодателю на том простом основании, что последний не доказал факт передачи арендатору строительной техники по акту приема-передачи, то есть, по идее, арендодатель вообще не вправе что-либо требовать. Но спор касался только убытков арендодателя при простое, в то время как договором не предусмотрена обязанность возврата техники арендатором при простое, чтобы ее в это время с выгодой использовал владелец. Таким образом, арендодателю так и не удалось доказать суду причинную связь между возникшими убытками и действиями арендатора, поэтому иск о взыскании недополученных доходов в результате простоя экскаватора не был удовлетворен.

Вместе с тем при надлежащем оформлении документов арендатору не следует рассчитывать на то, что, сославшись на простой техники, он сможет снизить размер предусмотренной договором арендной платы. Рассматривая такие споры, суды отмечают, что если у арендатора отсутствует необходимость в технике, то у него есть возможность досрочно расторгнуть договор и вернуть транспортное средство по акту приема-передачи. Если он этим не воспользовался, арендная плата должна быть внесена, поскольку использование либо неиспользование предмета аренды по каким-либо причинам не может повлиять на наличие обязанности по внесению арендных платежей (Постановление ФАС ЗСО от 25.03.2010 N А75-7935/2009 ). Простои могут служить лишь основанием для досрочного расторжения договора аренды, а не для одностороннего уменьшения арендатором размера вносимой арендной платы (Постановление ФАС ЦО от 19.04.2010 N Ф10-1363/10).

С выводами арбитражного суда согласился ВАС в Определении от 12.07.2010 N ВАС-9016/10.

Особенности применения строительной спецтехники

Подготавливая проект возведения здания, застройщику нужно чётко понимать, какая строительная спецтехника может потребоваться для выполнения всех запланированных работ. Поможет избежать срывов сроков сдачи объекта и ввода здания в эксплуатации. Вообще, предварительное планирование всегда обеспечивает существенную экономию бюджета, особенно если у подрядчика нет собственного автопарка строительных машин. В этом случае, дешевле будет заблаговременного заключить договоры с компаниями, специализирующимися на аренде спецтехники.

Однако в таких ситуациях, важно понимать, какая единица техники, на каком этапе строительства может потребоваться. Примечательное, но грамотное и предварительное планирование выгодно и крупным компаниям, которые приобретают технику в лизинг. Не секрет, что в разгар строительного сезона цены существенно повышаются, а если позаботиться о компоновке автопарка заранее, можно заключить договор на более выгодных условиях.

Если рассматривать ситуацию в целом, то этапов строительства, на которых может потребоваться применение спецтехники, всего три:

  • Подготовка площадки;
  • Заливка фундамента;
  • Возведение стеновых конструкций, межэтажных перекрытий и кровли.

На каждом из перечисленных этапов используется своя техника, хотя возможна и некоторая взаимозаменяемость. Многие единицы спецтехника для строительных работ могут выполнять несколько разноплановых задач за счёт использования навесного оборудования.

Спецтехника для планировочных и землеройных работ

Это предварительный этап возведения любых объектов, который начинается сразу после согласования проекта и получения разрешения на строительство. В большинстве случаев, застройщику приходится демонтировать старые объекты, расположенные на участке, выделенном под застройку. Кроме того, потребуется выровнять территорию, сформировать котлован для строительства основного здания, траншеи, необходимые для подключения объекта к подземным коммуникациям.

Читайте также:
Правила расчета площади комнаты

Для выполнения землеройных работ нулевого цикла, наверняка потребуется следующая спецтехника:

  • Бульдозер. Именно эта машина занимается планированием территории. Бульдозер разравнивает площадку, может снести ветхие строения и брошенные гаражи, расчистить подъездные пути.
  • Погрузчик. Эта техника незаменима при выполнении разгрузочно-погрузочных работ с сыпучими материалами. На первоначальном этапе строительства, погрузчики помогают убрать с площадки излишний грунт, далее могут использоваться для загрузки/разгрузки песка, щебня и пр.
  • Экскаватор. Незаменимая спецтехника, выполняющая полный цикл землеройных работ. Учитывая, что такие машины могут агрегатироваться со многими видами навесного оборудования, экскаваторы используются для трамбовки, демонтажа железобетонных конструкций, бурения скважин.
  • Грузовой транспорт. Здесь всё просто. Эти машины вывозят строительный мусор и занимаются доставкой на объект стройматериалов. Чтобы расширить номенклатуру перевозимых грузов, лучше использовать несколько единиц техники с различными грузовыми платформами: открытый борт, самосвальный кузов, низкорамный тягач и пр.

Какая спецтехника нужна для заливки фундамента

На этом этапе могут использоваться некоторые машины, рассмотренные выше. Здесь многое зависит от специфики объекта, темпов строительства и прочих факторов. Однако непосредственно для формирования фундамента, необходимы такие единицы техники:

  1. Копер. Сваебойная установка, которая помогает заложить свайный фундамент. В настоящее время, сваи составляют основу всех многоэтажных домов. В зависимости от типа конструкций, на этом этапе может использоваться бурильное оборудование, при помощи которого в грунт закладываются буро-наливные сваи.
  2. Ямобур. Эта техника также используется для закладки свайного фундамента, но в малоэтажном строительстве.
  3. Автобетоносмеситель. Такая спецтехника обеспечивает доставку товарного бетона с завода-производителя с последующей заливкой готовой смеси в подготовленную опалубку. В большинстве случаев, на данном этапе строительства используется несколько таких машин. Здесь важно обеспечить непрерывную заливку, чтобы получить прочное, монолитное основание.

Техника для возведения стеновых конструкций и межэтажных перекрытий

С новым этапом строительства появляется необходимость привлечения дополнительной техники. Здесь также могут использоваться погрузчики и грузовой транспорт, однако, появляются и новые машины. Например:

  • Кран. В зависимости от высотности здания, кран может быть башенным или на автомобильном шасси. В первом случае, застройщику придётся предварительно проложить крановые пути, позаботиться о подключении и обслуживании такой техники. Однако башенные краны обычно арендуются вместе с персоналом, обслуживанием и ремонтом занимается собственник.
  • Бетононасосы. Они обеспечивают заливку плит перекрытий, поднимая бетонную смесь на нужную высоту.
  • Панелевозы. Такие машины пригодятся в ситуациях, когда строится не монолитно-кирпичный, а панельный дом.

Важно понимать, что приведённые списки носят рекомендательный характер. Здесь приведена лишь та техника, которая гарантированно может потребоваться при строительстве. В реальности, номенклатура спецтранспорта может быть значительно шире.

Основная информация о строительной спецтехнике: виды машин, область применения

Строительная техника очень обширное понятие. Оно включает в себя большое количество разнообразных машин и оборудования, которые помогают возводить здания, сооружения, прокладывать дороги и коммуникации. К строительной техники относятся иногда даже те машины, которые изначально создавались для других целей.

Общая классификация

Фото площадки строительной техники

Из-за большого разнообразия машин, классификация строительной техники сложная и многоуровневая. Для начала её подразделяют на машины и оборудование, а также по четырём основным критериям:

  • специализация;
  • тип привода;
  • способ передвижения;
  • тип машин.

По специализации строительную технику можно разделить на специализированную – предназначенную для определённого вида работ и универсальную – способную совмещать несколько функций. Например, башенный кран может выполнять только грузоподъёмные функции, в то время как одноковшовый гидравлический экскаватор может рыть траншею или котлован, измельчать материал с помощью специальных ковшей-дробилок, заниматься сносом старых, ветхо аварийных зданий и сооружений с помощью гидроножниц или гидромолота.

По типу привода есть техника с автономным питанием и зависимым. К автономным силовым установкам относятся бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания, аккумуляторные электрические машины, техника с газомоторным двигателем. Зависимые источники – это электропитание от стационарной сети (одно- или трёхфазной), гидравлической системы отдельных машин, с применением пневмопривода.

Строительная спецтехника включает машины, которые устанавливаются стационарно – такие как бетонные заводы или пристяжной башенный кран, а также передвижную технику на разных типах движетелей. Строительные машины могут быть на колёсном, гусеничном или рельсовом ходу, передвигаться не только по земле, но и по водной поверхности (например, земснаряды) или по воздуху – например, дроны для геодезических работ.

Категории спецтехники

Разные виды строительной техники

В классификаторе строительной техники все машины поделены на категории по видам выполняемых технологических процессов. Внутри каждой категории есть свое разделение по виду рабочего органа и способу выполнения работ.

Классификация по видам работ включает:

  • транспортные средства;
  • землеройная техника;
  • дорожно-строительные машины;
  • грузоподъёмное оборудование;
  • отделочные машины и оборудование;
  • вспомогательное оборудование.

Транспортные средства

Сюда относятся машины, которые перемещают материалы, грунт, мусор на рабочих участках, а также специальный транспорт для перевозки несамоходной или тяжелой строительной техники. К этой категории относятся:

    с прицепом, полуприцепом, различными кузовными надстройками;
  • самосвалы;
  • погрузчики различных конфигураций: вилочные, телескопические, фронтальные и пр.;
  • самоходные строительные краны на автомобильном шасси, включая КМУ.

Также к этой категории относятся специальные машины, такие как автогудронаторы, автобетононасосы и миксеры на автомобильном шасси и др.

Землеройная техника

Землеройная техника: экскаватор погрузчик

К строительным машинам и оборудованию для проведения различных землеройных работ относятся:

  • гусеничные и колёсные экскаваторы для выемки грунта, траншеекопатели, баровые установки, оборудования для прокладки мелиорационных каналов;
  • машины для обустройства фундамента, включая сваебойные, буровые установки;
  • оборудование для прокладки коммуникаций, включая установки горизонтального бурения;
  • бульдозеры, рыхлительные агрегаты и грейдеры для выемки грунта и проведения планировочных работ; от загрязнений, откачки ила и грунта, добычи песка;
  • трактора, оснащенные навесным оборудованием многоцелевого назначения;
  • машины с ударным оборудованием для работы с твердым, мерзлым грунтом.
Читайте также:
Обои для неровных стен: какие выбрать, чтобы скрыть неровности и дефекты, подойдут ли плотные, и какой цвет скроет неровности на любой поверхности

Дорожно-строительная техника

Дорожно строительная техника Wirtgen на выставке

Классификация машин для дорожного строительства имеет свои подклассы:

  • машины для подготовительных работ. Сюда относятся ресайклеры, стабилизаторы грунта, грунтовые катки для уплотнения материалов, планировочные машины (грейдеры и бульдозера тоже можно отнести сюда, в зависимости от тягового класса), виброплиты и другое трамбовочное оборудование;
  • машины для укладки дорожного полотна: асфальтоукладчики, бетоноукладчики, перегружатели, вибрационные дорожные катки;
  • оборудование для ремонта и восстановления дорог: дорожные холодные фрезы, гудронаторы, пневмомолоты, КДМ, машины ямочного ремонта;
  • техника для обустройства обочин – экскаваторы-планировщики, кусторезы, мульчеры;
  • специальные машины для нанесения дорожной разметки, установки знаков, дорожных ограждений;
  • техника для содержания дорог – подметально-уборочные автомобили, вакуумные пылесосы, щётки для смёта грязи и снега, коммунальные дорожные машины различного назначения.

Грузоподъёмные машины

Средний строительный кран на прицепе

В это категорию относится строительная и грузоподъемная спецтехника для монтажных работ:

  • простое оборудование для механизации погрузки и разгрузки материалов: лебедки, полиспасты, блоки, домкраты и пр.;
  • различные модели кранов: автомобильные, козловые, мостовые, на гусеничном и рельсовом ходу, кабельные башенные краны;
  • подъемные площадки и самоходные раздвижные подъемники, фасадные люльки и пр.

Отделочное оборудование

Фото заездов на затирочных машинах Wacker Neuson

Разные виды строительных механизмов и машин для кровельных и отделочных работ активно помогают механизировать труд. Это позволяет повысить производительность и качество. Стоит выделить:

  • различные штукатурные станции и оборудование для таркретирования бетона;
  • шлифовальные, мозаичные, затирочные машины;
  • битумоварочные устройства и гудронаторы для подачи битума на кровлю;
  • оборудования для нанесения мастики, раскатки рулонных материалов;
  • ножничные подъемники для проведения ремонтных или отделочных фасадных работ, а также для перемещения материалов между этажами.

Вспомогательные машины

Машина для приготовления строительной смеси

Помимо основных, на стройках выполняются различные вспомогательные работы. Необходимо связать арматуру, замешать смесь, подготовить металлоконструкции и многое другое. Тут на помощь приходят машины вспомогательного звена. Среди них стоит отметить:

  • оборудование для приготовления строительных смесей: дозаторы, растворо- и бетоносмесители;
  • сварочное оборудование;
  • машины и инструменты проведения геодезических работ по планированию участка;
  • сменное навесное оборудование на технику, которое позволяет повысить производительность работа по возведению объекта.

Сюда же можно отнести спецтехнику для забивки и закручивания свай: различные молоты на дизельном, гидравлическом, паровом ходу, вибромолот и вибропогружатель, копры на гусеничной или колесной базе, бурильно-сваебойную установку, перегружатели и многое другое.

Другие виды классификации строительной техники

Машина цикличного действия – фронтальный погрузчик

К прочей классификации можно отнести деление спецтехники на машины циклического и непрерывного действия. Цикличные машины делают рабочие операции поэтапно. Например, ковшовый экскаватор отделяет грунт от склона, загребает его в ковш, выгружает в стороне или в грузовик и возвращается на исходную точку.

Машины непрерывного действия работают по иному принципу. Они постоянно производят действие, которое стразу даёт результат. Например, штукатурная станция, которая с момента запуска начинает подавать раствор непрерывно, без циклов.

Обычно машины циклического действия имеют меньшую производительность, поскольку операции растянуты во времени, но при этом они более универсальные, чем техника непрерывного цикла.

Строительная техника разных размеров: большой карьерного экскаватор Komatsu PC 7000 и строительный бульдозер

Ещё одним критерием классификации строительной спецтехники является размеры машин и оборудования. Их разделяют на:

  • средства малой механизации или малогабаритную технику. Эти машины используют на небольших объектах, где важна маневренность и проходимость. Такая техника, как правило, отличается экономичностью и простотой в обслуживании. К тому же к ней относится оборудование, управляемое идущим за ней человеком;
  • среднегабаритную – наиболее востребованную в малом и среднем бизнесе. Среднегабаритные технические средства обычно не сильно отличаются по размерам от первого варианта, но имеют более высокую производительность;
  • на масштабных объектах строительные подрядчики используют крупногабаритную технику. Это мощные агрегаты с высокой производительностью. Такая техника дорогая и обычно требует специальных навыков управления;
  • негабаритную – спецтехника, которая требует специального транспорта для перевозки или же перевозится в разобранном виде. Это связано с тем, что она не проходит по размерам или весу для дорог общего пользования.

Характеристики спецтехники

Покупатели выбирают строительную технику – дорожные катки

Рассмотрим на какие общие характеристики стоит обратить внимание, приобретая технику на стройку, для дорожных, земляных и прочих работы:

Классификация строительной спецтехники

Классификация строительной техники

Строительство

В сфере строительства используется всевозможная спецтехника. Это разнообразные машины и строительное оборудование разных типов. Выбирая нужную технику, следует учитывать, для реализации каких именно заданий она предназначается.

Понятие спецтехники

Это механизмы и машины, предназначенные для автоматизации выполнения специализированных работ. В спецтехнике нуждаются разные сферы и отрасли экономики. Обычно реализация новых проектов или плановая работа без наличия такого оборудования попросту невыполнимы. Даже если задание будет выполнено, то без участия спецтехники результат окажется крайне неэффективным.

Говоря иначе, главной целью использования спецтехники остается:

  • повышение производительности;
  • увеличение показателя КПД;
  • сокращение сроков;
  • применение всех востребованных технологических процессов.

Какие задачи ставятся, такую спецтехнику производитель и выпускает.

Разновидности и классификация спецтехники

Строительная спецтехника

Разделение техники можно осуществить с учетом очевидных факторов.

Первый вариант. С учетом типов механизмов и машин.

Второй вариант. Учитывая те виды работ, которые намечено выполнять.

Эти простые методики классификации применяются повсеместно. Удается наглядно разделять механизмы и машины на определенные группы. А это существенно облегчает процесс описания разновидностей спецтехники, что предлагается сегодня на рынке.

Читайте также:
Речные камни для бани как выбрать?

Классификация спецтехники для применения в строительной сфере

Строительное оборудование и строительные машины относят к категории специальной техники. С их помощью появляется возможность механизировать процесс выполнения практически любых строительных работ.

Применение классификации помогает разделить строительную технику на группы с учетом производственных признаков (по видам выполняемых работ). Далее оборудование и машины разделяются на подгруппы, входящие в определенную группу. Учитываются:

  • тип основного рабочего органа;
  • способ исполнения рабочего процесса.

Также разделение проводится по назначению и по типу исполнения технологических процессов.

Деление спецтехники с учетом особенности механизмов и агрегатов

Здесь учитываются основные конструктивные признаки техник.

Техника для земляных, подготовительных, вспомогательных работ

Техника для земляных, подготовительных, вспомогательных работ

Чтобы механизировать подготовительные, земляные и вспомогательные работы, применяют технику таких типов.

  1. Экскаваторы:
  • одноковшовые;
  • многоковшовые.

Эти универсальные машины оснащаются разными системами сменного рабочего оборудования.

  1. Для извлечения грунта и его транспортировки в отвал используют:
  • грейдеры;
  • бульдозеры;
  • скреперы;
  • грейдеры-элеваторы.
  1. Для рыться траншей, устройства мелиоративных систем используют роторные траншейные экскаваторы. Тип ковша — драглайн.
  1. Выполнить точную профилировку, а также планировку значительной площади удастся с помощью:
  • землеройно-фрезерных агрегатов;
  • самоходных грейдеров;
  • планировщиков.
  1. Разровнять грунт и уплотнить его можно:
  • катком;
  • машинами, подходящими для этой цели (давление широкими колесами);
  • тромбовочными плитами;
  • гидровибраторами.
  1. Если грунт тяжелый или мёрзлый, нужно применять:
  • бульдозеры-рыхлители;
  • дискофрезерные машины;
  • механизмы ударного действия.
  1. Применяются снаряды:
  • землесосные;
  • землечерпательные.
  1. Используются трактора. Допустимо устанавливать многоцелевое навесное оборудование.
  1. Применяются самосвалы.

Техника для сваебойных, свайных работ

Техника для сваебойных, свайных работ

Среди основных вариантов выделяют:

  • вибропогружатель, вибромолоток;
  • молот дизельный;
  • молот паровоздушный;
  • бурильно-сваебойный агрегат;
  • гусеничный копр (когда требуется наклонная забивка свай);
  • корп с молотом гидравлического типа;
  • корп колёсный — мобильный;
  • агрегаты вибровдавливающий, сваевдавливающий;
  • краны-корпы.

Техника для монтажных и грузоподъёмных работ

Монтаж башенного крана

Монтаж башенного крана

Сейчас повсеместно используются:

  • упрощенные устройства, позволяющие механизировать погрузочно-разгрузочные работы;
  • тали, блоки, домкраты, полиспасты, лебёдки;
  • краны — самоходные гусеничные, автомобильные, козловые, мостовые, кабельные, консольные, башенные, портальные;
  • краны, устанавливаемые на рельсовом ходу;
  • подъёмники — самоходные рычажные, телескопические;
  • площадки подъёмные.

Техника для изготовления и применения бетонных растворов, железобетонных составов

С этой целью вводятся в действие:

  • дозаторы (применяются с целью приготовления бетонных смесей четко определенного состава);
  • пневмонагнетатели;
  • бетононасосы (способствуют своевременной доставке смесового состава в зону его применения);
  • бетоноукладчики;
  • растворосмесители, бетоносмесители;
  • машины и отдельные агрегаты для электрической сварки и монтажа арматуры, образующей железобетонные конструкции;
  • системы для изготовления арматурных каркасов и их натяжения.

Техника для отделки разных поверхностей и для осуществления кровельных работ

Невозможно заниматься строительством без такой техники, как:

  • станции малярные, штукатурные;
  • машины кровельные;
  • машины для создания полов;
  • агрегаты передвижные шпаклевочные;
  • машины затирочные автоматические;
  • машины мозаично-шлифовальные;
  • агрегаты строгальные и шлифовальные;
  • подъёмники рычажные самоходные, телескопические;
  • котлы битумоварочные;
  • автогудронаторы (подают битум на кровлю);
  • агрегаты для покрытия поверхности мастикой, а также для раскатки, прикатки любых рулонных материалов.

Деление строительных машин по назначению

  1. К транспортным автомобилям относят:
  • манипуляторы;
  • самосвалы;
  • вездеходы;
  • низкорамные тралы;
  • тракторы;
  • бензовозы;
  • седельные тягачи;
  • прицепы и полуприцепы.
  1. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ предназначены погрузчики и разгрузчики.
  2. Для выполнения грузоподъёмных работ используют:
  • тали;
  • домкраты;
  • краны;
  • подъёмники;
  • лебедки.
  1. Для земляных работ нужны:
  • бульдозеры;
  • экскаваторы;
  • скреперы;
  • катки;
  • планировщики;
  • автогрейдеры;
  • трамбовки;
  • виброуплотнительные агрегаты.
  1. Свайные работы проводятся сваебойными машинами ударного действия:
  • машинами вдавливающего действия;
  • свайными молотами;
  • вибропогружателями;
  • агрегатами завинчивающего действия;
  • дизель-молотами;
  • виброударными молотами;
  • вибровдавливающими машинами.
  1. Отделочные работы производятся особыми агрегатами, предназначенными:
  • для отделки пола;
  • для отделки других элементов здания;
  • для малярных работ (компрессоры).
  1. Бетонные (железобетонные) работы проводятся:
  • смесительными механизмами;
  • дробильно-сортировочными машинами;
  • бетоноукладчиками;
  • арматурным оборудованием.
  1. Можно использовать ручные механизированные инструменты.

Наиболее распространенная строительная техника

Такие машины и механизмы применяют практически в любом месте, где намечено возвести объект.

Самосвал. Это грузовой саморазгружающийся автомобиль. Он имеет прицеп (полуприцеп) и кузов. Конструируются машины бункерного типа. Выгрузка производится гидравлическим (обычно) механическим способом. Разгрузка принудительная, с помощью шнека.

Самосвал

Самосвал

Эту технику принято применять для транспортировки таких грузов:

  • мелкоштучных;
  • сыпучих;
  • в виде грунта;
  • в виде мусора;
  • в виде снега.

Фронтальный погрузчик. Это спецтехника самоходная, универсального предназначения. Относится к разновидностям ковшовых погрузчиков. Используется для захвата разного рода материалов, их погрузки и последующей транспортировки. Бывает задействована при выполнении землеройных работ и при разработке карьеров.

Фронтальный погрузчик SDLG 953

Фронтальный погрузчик SDLG 953

Считается, что ковш — это основное рабочее оборудование погрузчика. Он крепится на конце подъёмного механизма — стрелы. У ряда моделей предусмотрена возможность замещать оборудование:

  • гуськи;
  • крановые крюки;
  • ковши (вместимость разная);
  • вилы (в том числе для одиночных грузов);
  • двухчелюстные ковши;
  • снегоочистители;
  • захваты для брёвен.

Экскаваторы. Землеройная машина этого типа имеет ковш. Предназначается, чтобы:

Отличается одноковшовый экскаватор от прочих землеройных машин в основном тем, что экскавация (то есть выемка) грунта осуществляется рабочим механизмом, пребывающим в движении. Тогда как шасси остается неподвижным. Ковш поворачивается на разгрузку также при нахождении машины в стоячем положении.

Экскаватор-погрузчик. Машина комплексного действия. Здесь сочетается функция экскаватора с функцией погрузчика. Наличие заднего ковша — это признак экскаватора. Присутствие переднего ковша, имеющего подъёмный механизм, указывает на функции погрузчика.

Пригоден для разгрузки и перемещения различных сыпучих материалов:

  • щебенки;
  • песка;
  • снега;
  • грунта;
  • других тяжелых предметов.

Среди преимуществ отмечают высокую мобильность таких машин, простоту эксплуатации и универсальность применения.

Бульдозер. Это самоходная землеройная машина. Основу ее составляет трактор (тягач) колёсный или гусеничный. Кабина и ходовая часть значительной мощности объединены системой управления.

Читайте также:
Почему искрит розетка: причины и способы решения

Бульдозер

Бульдозер

Рабочий блок бульдозера — это отвал криволинейного профиля, что установлен за гранью основной конструкции. Такая техника считается:

  • высокопроизводительной;
  • способной перемещать породу в больших объёмах;
  • предназначенной для выполнения разнотипных задач.
  • выравнивают площадки;
  • зачищают пологие откосы;
  • снимают плодородную почву, когда готовится стройплощадка;
  • подготавливают основания для установки фундаментов;
  • засыпают траншеи, углубления иного происхождения;
  • удаляют камни, снег, мусор с больших площадей.

Манипуляторы. Такая универсальная спецтехника удачно совмещает в себе подъёмный кран с грузовой машиной. Используется для погрузки/разгрузки материалов и для их транспортировки. Не нужно заказывать дополнительный транспорт.

Манипулятор

Манипулятор

Строительно-дорожные машины: виды техники

Современный рынок спецтехники находится на этапе активного развития. Появилась возможность использовать разнообразные виды техники для выполнения строительно-дорожных работа. Перед строительными компаниями стоит задача выбора соответствующего оборудования. Сегодня много машин автоматизированы, поэтому работы проводятся с экономией человеческих ресурсов и времени.

Строительно-дорожные машины (виды техники) бывают разными. Важно обеспечить бригаду полным циклом машин. Ведь на начальном этапе необходимо подготовить территорию, и лишь потом заниматься прокладкой дороги. Большое значение имеет завершающий этап строения дороги. Итак, какую же технику необходимо выбрать?

Что это?

Дорожно-строительная техника (Строительно-дорожные машины) — устойчивое название группы машин, предназначенных для проведения строительных работ, а также для эксплуатации и содержания дорог. Несмотря на широкое употребление, термин «строительно-дорожные машины» не является устоявшимся.

Употребляется также термин «дорожно-строительные машины». В отношении данного класса машин применяются аббревиатуры СДМ и ДСМ.

[attention type=yellow]Стоит знать! Классификация строительных машин — это система, основанная на распределении машин по совокупности признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей.[/attention]

Она делится на различные классификационные подразделения (уровни). Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины», который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы:

  1. Класс — подразделение машин, объединенных общностью назначения в строительстве.
  2. Подкласс — подразделение машин для определенного вида работ.
  3. Группа — подразделение машин, сходных по принципу действия.
  4. Подгруппа — подразделение машин, объединенных принципом действия, методом выполнения технологической операции, конструктивной схемой, ограниченное величинами главного параметра.
  5. Вид — разновидность данной подгруппы.
  6. Подвид — разновидность данного вида, отличающаяся конструктивным исполнением, например, ходового устройства.
  7. Индекс — конкретное обозначение модели машины данного подвида.

Все машины, применяемые для производства строительно-монтажных работ, делятся на машины строительные и машины дорожные. К дорожным относятся грунтосмесители, фрезы, нарезчики швов, распределители дорожных смесей, асфальтоукладчики, профилировщики оснований, автогудронаторы. Отдельную группу составляют машины ручные, пневматические и электрические, т. е. механизированный инструмент. Основой укрупненной классификации строительной техники является назначение машин.

Виды строительно-дорожных машин

Средства механизации — совокупность строительных и дорожных машин, установок, транспортных средств, комплектов оборудования производственных предприятий, механизированных инструментов, применяемых на строительстве или эксплуатации автомобильных дорог, мостовых и других инженерных сооружений и комплексов линейных зданий.

Машины для подготовительных работ

Машины для подготовительных работ. Сюда относят машины для предварительной подготовки площадки к проведению строительных работ:

  • кусторезы — предназначены для расчистки строительных площадок от кустарника и мелколесья;
  • корчеватели — машины, предназначенные для корчевания пней, очистки площадок от камней-валунов, уборки стволов и кустарника, срезанных кусторезами;
  • рыхлители — предназначены для предварительного рыхления слежавшихся и мёрзлых грунтов; рыхлитель часто выполняют на базе той же машины, что и бульдозер, и такую машину называют бульдозер-рыхлитель.

Землеройные машины

  • бульдозеры предназначены для резания и перемещения грунта, а также для планировки поверхности строительной площадки;
  • экскаваторы — машины, предназначенные для копания и перемещения грунта на малые расстояния (до 10-15 м);
  • грейдеры и автогрейдеры — машины, применяемые в дорожном строительстве для планировки дорожного основания и возведения земляного полотна;
  • скреперы предназначены для послойного срезания и перемещения грунта на расстояние до 5 км.

Машины для укладки и обслуживания дорожных покрытий

Строительно-дорожные машины: виды техники

Машины для уплотнения грунтов: катки (машины для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта и т. д.). Каток — представитель так называемой крупной уплотнительной техники (хотя они бывают и “малыми”), предназначен для уплотнения покрытий из любых типов асфальтобетонных и битумоминеральных смесей, оснований из грунтов, гравийно-песчаных смесей, укрепленных вяжущими материалами, и жестких цементобетонных смесей.

По типу рабочего органа катки делятся на вальцовые, пневмоколесные и комбинированные. В последние годы производители оснащают свои вальцовые катки практически только вибровальцами, то есть содержащими внутри вибратор. Его применение позволяет увеличить степень уплотнения дорожного полотна без увеличения массы машины.

[attention type=yellow]Интересно знать! Бывают также прицепные (полуприцепные) катки – они, как правило, используются в паре с трактором. Такие катки состоят из рамы, на которой расположен валец, а рама обычно соединяется с трактором посредством дышла со сцепкой шарового типа. [/attention]

К малой уплотнительной технике относятся разнообразные виброплиты (виброуплотнители). Они предназначены для уплотнения грунта, щебня, асфальта и других материалов в общестроительных работах и при ямочном ремонте дорожных покрытий. Виброплиты особенно удобно использовать в узких местах — около зданий, в траншеях, на тротуарах и т.д.

Основные рабочие характеристики виброплит: масса (чем больше, тем лучше), и вынуждающая сила. В стесненных городских условиях виброплиты постепенно вытесняют легкие (до 4 т) катки, хотя при толщине слоя свыше 0,5 м качество укладки хуже, чем при использовании катка.

Строительно-дорожные машины: виды техники

Заливщик швов — оборудование для санации швов, трещин и мелкого ремонта асфальтобетонных покрытий, нередко с возможностью подключения пневматического инструмента. Типичный заливщик швов представляет собой тракторный одноосный прицеп с установленной на нем термоизолированной емкостью, которая заполняется расплавленным битумом. Его температура постоянно поддерживается в пределах 130-140 град.

Читайте также:
Реле минимального тока: общие сведения об устройстве и его разновидности, правила безопасности

Битум на трещину подается специальным насосом по рукавам высокого давления. Перед заливкой трещины необходима ее продувка сжатым воздухом, для чего на прицеп устанавливается компрессор.

Продувка рукавов и рабочих органов после рабочей смены производится также сжатым воздухом при помощи продувочного шланга.

Для ремонта дорог также важна машина для ямочного ремонта с применением битумных эмульсий и щебня различных фракций. ”Первичная” подача щебня происходит из самосвала. В яму на дороге щебень может подаваться как из питателя машины, так и с помощью трубопровода, а битумная эмульсия поступает из бака под давлением сжатого воздуха от компрессора двигателя. Распыляющее устройство обычно подвешивает на портале.

[attention type=green]Ознакомиться с характеристиками осфальтоукладчика можно здесь «Асфальтоукладочная машина ДС — 195».[/attention]

Машины для производства и транспортирования бетонных смесей

Машины для производства и транспортирования бетонных смесей:

  • бетоносмесители — машины для приготовления бетонных смесей;
  • автобетоносмесители — грузовые автомобили, оборудованные вращающейся ёмкостью для перевозки бетона;
  • автоцементовозы — машины для перевозки цемента на небольшие и средние расстояния (до 300 км); — машины, предназначенные для приёма свежеприготовленной бетонной смеси от специализированных бетонотранспортных средств и подачи её в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки.

Дробильно-сортировочное оборудование

  • дробильные машины (дробилки), предназначенные для дробления горных пород с целью получения нерудных строительных материалов, применяемых для приготовления бетона, асфальтобетона, а также балластных слоёв;
  • сортировочные машины (грохоты), предназначенные для сортировки раздробленных горных пород (гравия, щебня и др.) на классы по крупности.

Машины для строительства искусственных сооружений

Оборудование для свайных работ:

  1. Паровые молоты.
  2. Дизель-молоты.
  3. Вибромолоты предназначены для погружения в грунт металлических свай, труб и шпунта с помощью как вибрации, так и с помощью ударных нагрузок. Вибромолоты применяют также для погружения железобетонных свай в водонасыщенные грунты;
  4. Вибропогружатели — машины, предназначенные для погружения труб, свай и шпунта в песчаные водонасыщенные грунты.

Машины и оборудование для разработки карьеров и обогащения материалов

Машины и оборудование для разработки карьеров и обогащения материалов:

  1. Погрузчики для карьеров.
  2. Машины непрерывного транспорта для карьеров.
  3. Машины для промывки каменных материалов.
  4. Машины для сортировки (грохочения) каменных материалов.
  5. Машины для дробления каменных материалов.

Строительно-дорожные машины: виды техники

Одноковшовые погрузчики предназначены для погрузки на транспортные средства (автомобили-самосвалы и полувагоны) сыпучих и кусковых грузов (песка, гравия, щебня, строительного мусора, каменного угля, кокса и т.п.).

Погрузчики со специальными ковшами используют также для перегрузки скальных пород, разработки и погрузки гравийно-песчаных материалов в карьерах и т.п. Они могут быть оборудованы специальными устройствами для монтажных, зачистных, планировочных, снегоуборочных и других работ.

Одноковшовые погрузчики классифицируют по грузоподъемности – легкие (0,5-2 т), средние (2-4 т), тяжелые (4-10 т) и большегрузные (более 10 т); по виду базового шасси – на тракторах, тягачах и специальном шасси; по виду ходовых устройств – колесные и гусеничные; по направлению разгрузки ковша – с передней (фронтальные), боковой (полуповоротные) и задней (перекидные) загрузкой.

[attention type=yellow]Стоит знать! В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные погрузчики на спецшасси.[/attention]

Снегоуборочная техника и машины для очистки дорог

Снегоуборочная техника и машины для очистки дорог Оснащены отвалом и щёткой. Виды:

Для очистки путей от снега используют:

  • многовагонные снегоуборочные поезда:
    • прицепные — перемещаются локомотивом;
    • самоходные — у головной машины которых одна из тележек приводная, с двумя тяговыми электродвигателями;

    Строительно-дорожные машины: виды техники

    На многовагонных снегоуборочных машинах в передней части головной машины находится щёточный барабан (ротор-питатель) или подрезной нож, расположенный поперек пути. Снег подаётся на загрузочный конвейер, который транспортирует его в промежуточные полувагоны, стоящие за головной машиной, или в бункер, установленный на головной машине.

    В обоих случаях снег поступает на пластинчатый конвейер-накопитель, лента которого движется со скоростью в 10—20 раз меньшей, чем скорость ленты загрузочного конвейера, в результате чего толщина слоя снега на конвейере-накопителе в 10—20 раз больше, чем на загрузочном конвейере и достигает двух метров.

    Разрыхлённый лёд или снег при втором проходе снегоуборочной машины забирается рабочим органом. Для увеличения ширины захвата впереди машины с обеих сторон рамы в вертикальной плоскости шарнирно крепятся крылья, в рабочем положении расположенные под острым углом к оси пути и сдвигающие снег с междупутий в колею. В транспортном положении крылья поднимаются вверх, поворачиваются и складываются вдоль рамы машины в пределах габарита.

    Для улучшения очистки междупутий головные машины оснащены боковыми щётками, расположенными в рабочем положении также под острым углом к направлению движения машины. Если боковые щётки находятся в середине машины, для очистки пути необходимы два рабочих прохода: при первом снег щётками забрасывается с междупутья в колею, при втором — снег забирается рабочим органом.

    [attention type=yellow]Важно! На ряде машин боковые щётки вместе с приводом крепятся на задней стороне каждого крыла, и машина очищает путь за один проход.[/attention]

    В концевом полувагоне имеются лопастной рыхлитель и поворотный ленточный конвейер, который при очистке пути размещается под фермой машины, а для разгрузки поворачивается перпендикулярно ферме. Рыхлитель, вращаясь, подаёт снег на ленту поворотного конвейера, с которого снег отбрасывается в сторону на 6—10 метров.

    В одновагонных снегоуборочных машинах рабочие органы (такие же, как у многовагонных), а также разгрузочные устройства находятся в одном большегрузном полувагоне. Такие снегоуборочные машины имеют небольшую длину, хорошую манёвренность и используются главным образом для очистки стрелок и окологорочных путей.

    Разгрузку осуществляет выбросной ротор, который вращается вокруг оси, параллельной продольной оси машины, и снег, подаваемый наклонным скребковым конвейером с пластинчатого конвейера, отбрасывается ротором в сторону на 20—30 метров.

    [attention type=green]Есть небольшие снегоуборочные машины для дома. Выбрать подходящий вариант можно здесь «Как правильно выбрать для дома снегоуборочную машину?»[/attention]

    Машины для устройства снежно-ледяных покрытий

    В настоящее время основным видом специализированных зимних дорог являются дороги сплошного обледенения. Для создания таких дорог используют различные поливочные машины. На строительство 1 км дороги при ширине проезжей части 5 м и оптимальной толщине снежно-ледяного покрытия 30 см расходуется 800—1000 м3 воды.

    Грузоподъёмные машины

    • подъёмные краны;
    • подъёмные установки; .

    Машины непрерывного транспорта

    Машины непрерывного транспорта:

    • конвейеры;
    • гидравлические транспортирующие установки;
    • пневматические транспортирующие установки.

    Цепной конвейер применяется для перемещения сыпучих грузов в наклонном или горизонтальном направлении. Тяговое усилие передается с помощью двух цепей. Рабочий орган металлический скребок с мягкой вставкой.

    Строительно-дорожные машины: виды техники

    Пневматическими установками перемещают сыпучие грузы по трубам с помощью сжатого или разреженного воздуха. Их применяют для погрузки, разгрузки и перемещения цемента, песка, извести, опилок и т.п. По принципу действия различают установки всасывающего и нагнетательного действия.

    В установках всасывающего действия транспортируемый материал поступает во всасывающий трубопровод вследствие разрежения в нем воздуха, создаваемого вакуум-насосом. С помощью сопел возможен забор материала одновременно из нескольких мест.

    Из всасывающего трубопровода смесь воздуха с транспортируемым материалом поступает в осадительную камеру, где, вследствие резкого снижения скорости потока из-за расширения выходного сечения, более тяжелые частицы материала оседают и через шлюзовой затвор высыпаются в бункер, а частично очищенный воздух поступает в фильтр, работающий по тому же принципу осадительной камеры, где он очищается дополнительно и, пройдя через вакуум-насос, по трубопроводу выбрасывается в атмосферу.

    Вакуумный эффект в таких установках снижается по мере удаления от вакуум-насоса. Перепад давлений на участке сопло—насос составляет 40-80кПа,.в связи с чем установки всасывающего действия способны транспортировать материалы на небольшие расстояния при малом перепаде высоты.

    [attention type=red]Важно! Существенным недостатком таких установок является небольшая долговечность вакуум-насоса, внутренние полости которого подвергаются абразивному изнашиванию при недостаточной очистке выбрасываемого в атмосферу воздуха.[/attention]

    Всасывающая и нагнетательная системы могут быть объединены в одну пневмотранспортную установку, например, при разгрузке вагонов с последующим транспортированием материала на дальние расстояния.

    Соединительным элементом в этом случае может быть конвейер любого типа, например, ленточный, на который материал разгружается из бункера всасывающей части установки и которым он загружается в загрузочное устройство нагнетательной части.

    Техника отечественного производства

    К сожалению, даже сегодня объема выпускаемой в России дорожно-строительной техники по-прежнему не хватает для обеспечения ею отрасли. Тем не менее есть отдельные положительные примеры.

    Безусловным лидером дорожно-строительного машиностроения в России на данный момент является ОАО «Тверской экскаватор», которому удалось не только восстановить объемы выпуска экскаваторов, но и существенно расширить линейку продукции.

    Кроме того, примером успешного становления на машиностроительном рынке может служить российская финансово-промышленная группа LEX. За базовую модель ее специалисты, организовавшие завод в Челябинске, взяли трактор Липецкого тракторного завода.

    После проведения модернизации машины на нее были установлены усиленные бортовые задние передачи и стрела новой конструкции. Трактор также оснастили гидравликой санкт-петербургского Обуховского завода и установили на него галогенную оптику, которая позволяет вести работы в условиях плохой видимости, полностью обеспечили комфорт водителя, разработав и внедрив новую конструкцию кабины. Теперь LEX выпускает современные, надежные экскаваторы ЭО-2626 и ЭО-2621 с объемом ковша от 0,28 до 0,4 кубометра.

    Есть и другие удачные примеры, и становится понятно, что отечественный производитель уже вышел на достойный уровень. К наиболее известным и прогрессивным производителям можно отнести: ТД «Интердон», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Брянский Арсенал», а также — Дмитровский, Воронежский и Ковровский экскаваторные заводы.

    Спецтехника виды, типы, категории техники, какая специальная техника бывает

    Существуют разные классификации спецтехники в зависимости от сферы применения различают следующие типы специальной техники:

    • Воздушная,
    • Водная,
    • Наземная,
    • Подводная,
    • Космическая.

    В зависимости от типа машин и механизмов спецтехнику разделяют на виды:

    Еще одной немаловажной классификацией является разделение типов спецтехники по способу передвижения и типу движителя:

    • стационарные, транспортируются с помощью других машин,
    • колесные или автомобильные,
    • рельсовые,
    • гусеничные,
    • летательные.

    Экскаватор

    Изобретена эта техника была в далёком 1836 году, и предназначен был изначально для рытья канав, каналов, ям. В индивидуальном строительстве экскаватор выполняет несколько функций. Он копает ямы под котлован, траншеи, прокладывает дорогу в зарослях.

    Это грузовой строительный спецтранспорт с «рукой», состоящей из стрелы и ковша. Ковш — основное орудие экскаватора. Он имеет прочные железные зубья и легко копает почву, вонзаясь в неё этими зубьями.

    Существует несколько видов экскаваторов:

    • Мини-экскаваторы.
    • Карьерные.
    • Грузоподъёмностью до 18 тонн.
    • Грузоподъёмностью до 40 тонн.
    • Амфибии.
    • Электрические.
    • Колёсные.
    • Гидравлические.
    • Экскаваторы-погрузчики.
    • Экскаваторы-бульдозеры.

    Производителями этой строительной техники являются разные заботы спецтехники. Самыми популярными из отечественных производителей являются Тверской экскаватор, Уралвагонзавод, МТЗ, ЧЗКМ. Из импортной строительной техники предпочтение отдают маркам Takeuchi, Komatsu, производства Японии.

    Удивительно, но стоимость экскаватора Takeuchi довольно невысока, а качество исполняемой работы – на высоком уровне.

    Оптимально использование экскаваторов МТЗ из Беларуси. Часто эти экскаваторы имеют специальное оснащение в виде отвалов, погрузчиков, бульдозерное оснащение. Такие экскаваторы – оптимальный вариант при строительстве дома.

    Использование таких экскаваторов даёт множество положительных особенностей:

    • Высокая производительность.
    • Простое управление.
    • Низкие затраты.
    • Надёжность всех узлов.

    Выбирая экскаватор для использования в индивидуальном строительстве, следует учесть, что проводить строительные мероприятия на территории с проблемной почвой лучше всего с помощью техники на гусеничном ходу. Если же нет проблем с участком постройки, то лучше выбрать колёсный экскаватор — он мобильнее.

    Транспорт

    Это машины для доставки материалов, грунта, вывоза мусора с участка. Перевозка строительной техники также выполняется с их помощью. Для таких работ выделяют следующие типы строительной техники:

    • грузовые автомобили с прицепами;
    • самосвалы;
    • тягачи с полуприцепами (шаланды), перевозящие до 20 т грузов;
    • длинномеры – грузовики с удлиненным кузовом.

    Погрузочно-разгрузочные машины выполняют транспортировку грузов по участку. Они нужны на складах, на больших стройках.

    Некоторые виды строительной техники покупаются подрядчиками, но в большинстве случаев грузовые машины арендуют. Например, распространенными услугами является аренда шаланды и аренда длинномера.

    Характеристики спецтехники

    Покупатели выбирают строительную технику – дорожные катки

    Рассмотрим на какие общие характеристики стоит обратить внимание, приобретая технику на стройку, для дорожных, земляных и прочих работы:

    1. Габаритные размеры являются, пожалуй, одним из первых показателей, которые нужно учитывать. Например, крупная строительная техника вряд ли подойдёт для работы внутри двора.
    2. Мощность и/или грузоподъёмность.
    3. Собственный вес техники.
    4. Универсальность машины. Например, экскаватор с быстросъёмным разъёмом для навесного оборудования более эффективен, когда планируется частая замена рабочего инструмента.
    5. Степень новизны. Более современные модели техники, как правило, отвечают более требовательным запросам покупателей. Рынок спецтехники развивается исходя из этих самых запросов.

    Бульдозер

    Эта спецавтотехника используется не только при строительстве зданий. Внешне – это гусеничный или колёсный трактор с большой мощностью и с навесным рабочим отвалом в виде щита.

    Используется для копания, выравнивания земли, сноса ветхих построек. Это незаменимый помощник в чистке территории от снега, камней, кустарника, мусора. Бульдозер – отличный помощник для среза почво-грунта, в строительных мероприятиях.

    По типу подъёмного механизма бульдозеры различаются на канатные и гидравлические. Есть машины с настройкой угла нарезки.

    Чтобы бульдозеры себя оправдали надо свести к минимуму время его использования и к максимуму объём перемещаемой земли. В условиях индивидуального строительства предпочтительны машины, являющиеся сверхлёгкими или лёгкими. К тому же, манёвренность такого бульдозера выше, чем у машин тяжёлого класса. Бульдозер является достойным помощником экскаватора.

    Автосамосвалы

    Необходимость использования в строительстве жилья автосамосвалов однозначна. Это оптимизация всей работы на строительном участке.

    С помощью этой спецтехники имеется возможность не засорять строительный участок отходами из стройматериалов и грунта.

    Наиболее подвижными, недорогими, универсальными и практичными самосвалами являются авто на базе шасси КАМАЗ.

    Грузоподъёмность этой спецтехники различна: от 7 тонн до 41 тонны. Конечно, на небольшом участке не стоит пользоваться огромной техникой. Поэтому использование Кразов и Уралов нецелесообразно из-за их неповоротливости и дороговизны в использовании.

    Основные категории спецтехники виды, типы, разновидности

    Данные обобщенные классификации спецтехники невозможно представить без разделения их на категории по выполняемым работам в определенной сфере. Так, выделяют основные категории спецтехники:

    • Дорожная или рабочая,
    • Строительная,
    • Коммунальная или городская,
    • Производственная,
    • Военная,
    • Пожарная,
    • Спасательная спецтехника служб МЧС, и других,
    • Медицинская,
    • Грузовая спецтехника или транспортная,
    • Подъемная,
    • Сельскохозяйственная,
    • Исследовательская,
    • Спецтехника служб безопасности МВД и других правоохранительных служб,
    • Другая

    Применение специальных механизмов и агрегатов происходит повсеместно будь то город, горы, лес, поле, море, космос, сегодня человечество уже не сможет существовать без помощи различных по своим характеристикам машин, которые называют одним словом спецтехника. Рассмотрим какая спецтехника бывает в каждой категории специальной техники более подробно.

    Дорожная спецтехника

    Дорожная спецтехника – техника и механизмы, применяемые для строительства и ремонта автодорог. Строительство и ремонт автомобильных дорог включает в себя множество работ, что бы выполнить каждый этап работ, были спроектированы и произведены различные виды дорожной спецтехники. Ежегодно миллионы таких дорожных машин выходят на работы по всей России. Сюда относится:

    • рыхлители,
    • кусторезы,
    • экскаваторы-погрузчики,
    • автогрейдеры,
    • катки дорожные, грунтовые, асфальтные,
    • асфальтоукладчики,
    • дорожные фрезы,
    • другие виды.

    Строительная спецтехника

    Строительная спецтехника – это отдельная обширная группа техники специального назначения применяемой при строительстве и разрушении различных объектов и сооружений. Сюда относятся машины и механизмы на колесном и гусеничном ходу:

    • бульдозеры,
    • экскаваторы,
    • трубоукладчики,
    • сваебойные машины,
    • машины подачи бетона,
    • самосвалы,
    • бетоносмесители,
    • техника для прокладки коммуникаций и множество другой специальной техники.

    Городская коммунальная спецтехника

    Городская коммунальная спецтехника – это особые машины, которые помогают убирать и очищать городские улицы, предотвращать и устранять последствия аварии в жилых районах. В эту большую группу можно отнести:

    • уборочные машины,
    • ассенизаторские машины,
    • илососы,
    • мусоровозы и другие машины обеспечивающие комфортную жизнь человека.

    Производственная спецтехника

    Производственная спецтехника – это техника, выполняющая работы по добыче полезных ископаемых и подаче материалов, обеспечивающая непрерывность добывающего и производственного процесса. Примерами могут служить:

    • транспортеры,
    • погрузчики,
    • трапы,
    • лесозаготовительная техника,
    • промысловая,
    • карьерная техника,
    • буровые установки,
    • различные мобильные установки и другая.

    Транспортная грузовая спецтехника

    Транспортная грузовая спецтехника – большая группа специальных машин, обеспечивающих перевозку и буксировку, толкание различных грузов по земле, воде и воздуху. В эту группу можно отнести:

    • седельные тягачи с полуприцепами,
    • множество модификаций грузовиков,
    • буксиры,
    • грузовые транспортные самолеты и вертолеты,
    • грузовые танкеры и корабли,
    • баржи и другое.

    Подъемная спецтехника

    Ни один процесс в жизнедеятельности человека не обходится без подъема или опускания предметов и объектов. Для обеспечения таких работ повсеместно разработана и применяется подъемная спецтехника. Погрузо-разгрузочные работы помогают производить:

    • различные лифты и подъемники,
    • вышки,
    • краны на колесном,
    • гусеничном и рельсовом ходу,
    • стационарные краны – башенные и мостовые,
    • автоманипуляторы и другие крановые машины и установки.

    Сельскохозяйственная спецтехника

    Сельскохозяйственная спецтехника – это специальная техника для производства работ в сельскохозяйственной отрасли и животноводстве. Разработанные машины применяются при работе на полях, во время обработки и сбора урожая, техника, которая доставляет продукцию на место ее переработки. Кроме комбайнов и тракторов включает в себя:

    • сеялки,
    • косилки,
    • доильные машины и молоковозы,
    • элеваторы и другую технику.

    Исследовательская спецтехника

    Исследовательская спецтехника – техника обеспечивающая проведение научных исследований на земле, под водой и в космосе.

    Военная спецтехника

    Военная спецтехника, такая техника призвана обеспечивать надежность и безопасность границ каждого государства. Танки, БТР, БМП, истребители, ракетные установки и множество других машин, применяемых в военной сфере.

    Военная спецтехника это техника используемая армией и другими военизированными службами для организации и ведения боевых действий и спецопераций: военных, гражданских. Военная техника ее новизна, инновационность и укомплектованность боевыми единицами это показатель силы вооруженных сил, участвующих как в активном применении, так и пассивном сдерживании возможной агрессии и подрыва суверенитета государства.

    Какая спецтехника бывает еще

    Пожарная спецтехника, спасательная спецтехника МЧС, спецтехника скорой медицинской помощи, спецтехника служб безопасности МВД – группы спецтехники специальных служб.

    Все сферы деятельности человека тесно связаны друг с другом, поэтому при таком множестве процессов, работ и услуг, которые необходимо выполнять ежедневно специальным машинам, можно выделить универсальные виды спецтехники. Так, например, огромное множество работ из разных сфер могут выполнять самосвалы, экскаваторы-погрузчики, тракторы и другие.

    Различные виды спецтехники могут различаться по еще одному немаловажному фактору: системе управления. Если в прошлом все механизмы управлялись человеком напрямую, то в наше время кроме этого человек может управлять работой спецтехники находясь на расстоянии, а так же передав управление в руки компьютера, режим автопилота.

    В будущем нас ждет роботизированная спецтехника, которая управляется вообще без помощи человека. Искусственный интелект разрабатывается ведущими информационными гигантами и постепенно входит в нашу жизнь.

    Марки и производители спецтехники ТОП

    Существует огромное множество марок спецтехники, есть как российские производители, так и иностранные. В каждой промышленно развитой стране есть свои производители спецтехники, однако качество и стоимость сильно различаются, поэтому важно сделать правильный выбор.

    Список ТОП крупнейших мировых производителей спецтехники составляют: Caterpillar, Komatsu, Volvo, Hitachi, Terex, Liebherr, JOHN DEERE, XCMG, Sany, DOOSAN, Hyundai, Zoomlion, Shantui. В топе представлены японские, шведские, немецкие, южнокорейские, китайские, английские, французкие, финляндские, итальянские и американские производители. Ведущими мировыми производителями спецтехники являются США, Япония, Китай.

    Российские производители не входят в топ марок производителей спецтехники, наша техника применяется только в нашей стране и СНГ. Крупнейшими являются: Камаз, Маз, ГАЗ, Четра, ЧТЗ, Россельмаш, Краз, Амкодор.

    Другие типы техники специального назначения

    На описанных выше видах автотехника не заканчивается. Есть множество других техсредств, которые могут быть задействованы сразу в нескольких сферах промышленности, либо, наоборот, используются довольно редко. Давайте кратко их рассмотрим.

    Сваебойная техника

    Понятно по названию, что эти машины предназначены, чтобы забивать стойки дорожных ограждений и сваи.

    Они делятся в зависимости от:

    • диаметра и сечения;
    • возможности вбивать составные конструкции;
    • длины элементов;
    • размеров самого устройства;
    • массы ударной части;
    • наличия электрогидравлического управления;
    • типа привода.

    Дробильно-сортировочная техника

    Ее часто используют для получения необходимой фракции гравия и щебня и их разделения в зависимости от размеров.

    Кроме того, это оборудование справляется и с другими задачами:

    • производство из нерудных материалов;
    • промывка;
    • деление сыпучих продуктов по видам;
    • дробление отходов металлургического производства;
    • переработка асфальтобетонных конструкций и другого строительного мусора для вторичного использования.

    Строительные краны

    Если строительство производится многоэтажного дома, то без автокрана не обойтись. Однако строительные краны существуют разного типа, разной комплектации, разных видов.

    По способности перемещения строительные краны могут быть:

    • Самоподъёмные.
    • Самоходные.
    • Стационарные.
    • Переставные.

    По разновидностям конструкции строительные краны различают на:

    • Мостовые.
    • Башенные.
    • Стреловые.
    • Мачтовые.
    • Портальные.

    Естественно, что при строительстве дома используются краны менее громоздкие и подвижные. Наиболее экономными являются краны с электродвигателем.

    Из поворотных и неповоротных кранов предпочтение следует отдать первым.

    Ходовая часть строительных кранов разнообразна:

    • Рельсы.
    • Пневматические колёса.
    • Гусеницы.
    • Плавучая подушка.
    • Пневматические колёса.
    • Автокраны.

    Использование автокрана при строительстве частного дома должно быть целесообразным.

    Гидромолот

    Иногда строительство жилья происходит на территории с проблемным грунтом. Именно тогда следует обратиться к помощи гидромолота. Часто его используют как рабочее оборудование для экскаваторов. Гидромолот используется для обработки прочных пород в грунте, а так же для забоя свай в землю. Если участок находится в низине, то нецелесообразно копать котлован для фундамента, проще погрузить под давлением сваи.

    Отличную службу сослужит гидромолот при сносе старого жилища, когда стены состоят из железобетонных плит.

    Современные гидравлические молоты имеют большое количество функциональных особенностей, направленных на помощь в строительстве.

    Эта строительная техника упрощает многие работы: отколы крупных кусков бетона или дорожного покрытия при демонтаже, вбивание свай, получение отверстий, разрушение скального грунта.

    Некоторые виды гидравлических молотов монтируются к другой строительной технике, что весьма удобно и экономично.

Ссылка на основную публикацию