Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Флизелиновые обои, которые готовятся для покраски, могут перекрашиваться до 10 раз!

Сегодня болгарка имеется в арсенале каждого домашнего мастера. С ее помощью (особенно если есть дополнительные насадки) можно резать металл, штробить бетонные стены, шлифовать различные поверхности или очищать от ржавчины. Однако любой, даже самый лучший и качественный инструмент может неожиданно сломаться. Покупать новую болгарку — сомнительное решение. Ведь можно и самостоятельно диагностировать поломку и провести ремонт болгарки.

Частые признаки поломок

Все болгарки прежде чем окончательно выйти из строя сигнализируют о возникшей поломке. Чаще всего достаточно просто увидеть и услышать признаки поломки, чтобы не доводить инструмент до критического состояния. Вот самые частые признаки поломки:

  • корпус слишком сильно вибрирует во время работы;
  • щетки коллектора искрят или дымят;
  • мотор гудит громче обычного;
  • шестерни и зубья трещат из-за поломки или нехватки смазки;
  • во время вращения вала подшипники заклинивает;
  • неприятный запах от болгарки.

Распространенные поломки и способы их решения

При ремонте УШМ есть общие правила действия.

Во-первых, самостоятельно разбирать болгарки можно только тогда, когда она выключена из сети.

И во время ремонта не включать инструмент — по крайней мере, до тех пор, пока все детали не будут собраны. Во-вторых, разбор механизма надо проводить на чистом, просторном столе. Желательно убрать с него все посторонние предметы, чтобы детали болгарки не потерялись. Порядок разбора деталей нужно запомнить, чтобы потом собрать болгарку в обратном порядке. Некоторые мастера рекомендуют сфотографировать механизм, если страшно полагаться просто на свою память.

Ремонтируем болгарку своими руками

Ремонтируем болгарку своими руками

Если искрят щетки в коллекторе

Это самая простая поломка, ведь на любом инструменте предусмотрен упрощенный механизм замены щеток. Для начала стоит снять обе боковые накладки с кожуха и извлечь из гнезд поврежденные щетки. Коллектор можно протереть спонжами, смоченными в спирте. В чистый механизм устанавливаются новые щетки, а затем крышки возвращаются на место.

Двигатель не включается

Иногда двигатель не включается. После проверки обнаруживается, что напряжение подается в стандартном режиме. Тогда дело скорее всего в подшипниках и щетках — они заклинивают или западают.

Если щетки западают, следует их почистить.

Заодно можно проверить уплотнительные резинки, которые и обеспечивают надежную фиксацию деталей в коллекторе. Если подшипники клинит, они снимаются с вала, а потом ремонтируются. Или заменяются на новые.

Мотор работает не в полную силу

Главная причина, из-за которой болгарка не развивает максимальную мощность, — неправильная эксплуатация. В результате образуется межвитковое замыкание. Придется снимать катушку и перематывает ее заново: без особых навыков здесь не обойтись.

Иногда якорь проще заменить вместе с катушкой, если он вышел из строя. В этом случае нужно следить, чтобы новая деталь по номиналу соответствовала старой.

Чрезмерный нагрев болгарки

В паспорте устройства указано оптимальное время эксплуатации инструмента. Если работать с болгаркой дольше, чем рекомендуют производители, увеличенная нагрузка может сломать болгарку. Вот почему болгарка греется.

Чтобы избавиться от нагрева, достаточно просто внимательно соблюдать правильный режим работы. Периодически можно запускать болгарку на холостом ходу.

Поломка редуктора

Именно редуктор подает вращательное движение от электродвигателя и контролирует мощность и количество оборотов. Иногда уже во время включения из редуктора доносится свист и скрежет. Это значит, что нужно сразу же выключить инструмент. И уже потом разбираться, в чем причина неисправности.

Ремонт редуктора болгарки

Ремонт редуктора болгарки

Если зубья в редукторе сколоты, придется их заменять. Но перед установкой новых запчастей стоит обязательно почистить область установки: там могут оставаться осколки от предыдущих зубьев.

Дым при работе инструмента

Болгарка начинает дымить, если работать слишком усердно и не заметить, что корпус перегрелся. Обычно это горит изоляционный слой, который защищает якоря болгарки. Обмотку якоря придется заменять. Но только после того, как инструмент будет выключен из розетки и полностью остынет.

Поломка подшипников

Когда подшипник выходит из строя, он начинает гудеть. А из-за дополнительного люфта возникает вибрация. Ремонт болгарки своими руками проходит легко. Щетки извлекаются из держателей в редукторе. Ведущая шестерня отсоединяется и из механизма извлекается вал якоря вместе с крыльчаткой охлаждения. Подшипники заменяются на новые. Сложность может возникнуть при удалении сломанных деталей: чтобы было легче, можно использовать съемник. Когда будет подготовлен новый подшипник, сборка проводится в обратном порядке.

Поломка подшипников в болгарке

Поломка подшипников в болгарке

Профилактика — гарант бесперебойной работы

Чтобы увеличить срок службы инструмента, необходимо регулярно разбирать болгарку для профилактического осмотра механизмов. Регламент проведения профилактики обозначен в паспорте устройства.

Длительную эксплуатацию обеспечивает и правильное хранение. Пока болгарка не используется, она должна лежать в сухом месте, защищенном от перепадов температур. Если болгарка используется очень редко, то можно дополнительно упаковать ее в полиэтиленовый пакет.

Читайте также:
Особенности структурного остекления фасадов: преимущества конструкции: что это, конструкция, преимущества, цены

Способ быстро заменить графитовые щётки для болгарки

Вот здесь и возникает дельный вопрос к производителям болгарок, почему не сделать в корпусе окошко из прозрачного пластика, чтобы визуально оценивать состояние графитовых контактов без разбора электроинструмента (в некоторых моделях болгарок раскручивать корпус нет необходимости)?

Внимание! Приступая к замене щёток, как и при любом проникновении внутрь корпуса электроинструмента, необходимо отключить питание электросети путём извлечения штепсельной вилки из розетки.

В виду конструкционных разнообразностей угловых шлифовальных машин, замена графитовых контактов у каждой модели инструмента может иметь свои особенности.

Частые признаки поломок

Все болгарки прежде чем окончательно выйти из строя сигнализируют о возникшей поломке. Чаще всего достаточно просто увидеть и услышать признаки поломки, чтобы не доводить инструмент до критического состояния. Вот самые частые признаки поломки:

  • корпус слишком сильно вибрирует во время работы;
  • щетки коллектора искрят или дымят;
  • мотор гудит громче обычного;
  • шестерни и зубья трещат из-за поломки или нехватки смазки;
  • во время вращения вала подшипники заклинивает;
  • неприятный запах от болгарки.

Ремонтируем болгарку своими руками

Ремонтируем болгарку своими руками

Самый элементарный способ, без разборки корпуса

Некоторые производители подошли к возможности замены щёток очень рационально. В корпусе машины имеются резьбовые пробки-заглушки. И весь процесс проверки или «ремонта» занимает две минуты (для обеих графитовых контактов):

    Вывинтить отвёрткой пробку.

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Это самый простой способ замены щёток у болгарки, не предусматривающий разборки корпуса. Поэтому при покупке нового инструмента этот нюанс можно принять во внимание.

Виды щеток на УШМ по металлу

Кордщетка для УШМ по внешнему виду напоминает аналогичное приспособление для дрели. Основное отличие – широкое отверстие в центре. Оно предназначено для монтажа на болгарку. Сверху накручивается гайка для исключения осевого смещения в процессе работы. Некоторые кордщетки оснащены собственными фиксаторами.

Основными характеристиками щеток являются:

  • наружный и внутренний диаметр;
  • форма;
  • материал щетины;
  • тип ворса по жесткости;
  • толщина элементов щетины;
  • максимальное число оборотов.

Болгарки без задней рукоятки

У шлифмашин, не имеющих задней рукоятки, замена щёток производится в следующей последовательности:

    Вывинтить саморез с торца болгарки.

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Часто встречается другой способ крепления щёток. В этом случае последовательность действий будет следующая:

  1. Снять кожух, предварительно вывинтив саморез.
  2. Освободить щётку от прижимной ленточной пружины, подковырнув последнюю отвёрткой.

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Читайте также: Что такое редуктор для газового баллона: устройство и работа прибора с регулятором давления

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Это два самых распространённых способа замены графитовых контактов. Хотя не исключены и другие варианты конструкций шлифмашин.

Корщетка

Корщетки применяются для зачистки деталей от ржавчины и налетов флюса. Так же, если необходимо придать изделию товарный вид – используют именно такой вид щетки.

В промышленности хорошую и правильную корщетку используют при производстве алюминиевых радиаторов для различных марок машин.

Болгарки с задней рукояткой

Болгарки, имеющие заднюю рукоятку, позволяют добраться до щёток немного другим, более простым способом:

  1. Возле рукоятки необходимо найти небольшое ремонтное окно, закрытое пластиковой пластиной, которая зафиксирована саморезом.
  2. Надо вывинтить саморез, поддеть в пазу отвёрткой пластиковую пластину, вынуть её из корпуса, открыв ремонтное окно.

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Вполне возможно, что могут существовать и другие способы замены графитовых щёток, обусловленные конструкционными особенностями шлифмашин.

Как разобрать редуктор

При ремонте механической части болгарки в первую очередь необходимо отделить редуктор от привода, открутив четыре болта и расцепив ведущую и ведомую шестерни. Для его внутреннего осмотра и ремонта составных частей нужно снять нижнюю часть редуктора, которая также крепится к основному корпусу болтами. Далее редуктор разбирают по отдельным частям, последовательно отделяя от вала подшипники, шестерню и фланец.

Как снимать шестеренки редуктора

Ведущая шестерня редуктора болгарки обычно крепится на валу внатяг и прижимается гайкой, а ведомая фиксируется с помощью шпонки и разрезной шайбы. На видео ниже показан порядок выполнения ремонта с разборкой редуктора, снятием верхнего подшипника и заменой ведомой шестерни. Ролик на английском, но там все предельно понятно, поэтому можно смотреть без звука.

Ремонт – как снять и подключить кнопку болгарки Интерскол

Понять устройство кнопки УШМ поможет следующая схема:

Как поменять щетки на болгарке интерскол

  • Непосредственно кнопка пуска находится на позиции 41, которая встроена в корпус (поз.47).
  • К пусковой кнопке подаётся напряжение от кабеля электропитания (поз.53).
  • Для управления кнопкой пуска (поз.41) болгарка оборудована рычагом (поз.46).
  • Также к ней подключены электрощётки (поз.55) и специальные щёткодержатели (поз.44).
  • Ещё в электрическую часть УШМ, куда входит кнопка включения, входит ротор (поз. 31) и статор (поз.42).

Из схемы становится понятно, что добраться до пусковой кнопки можно только сняв рукоятку в задней части корпуса УШМ.

Для ремонта кнопки пуска болгарки Интерскол нам понадобится:

  • Две отвёртки – крестовидная и плоская;
  • Новая кнопка включения.

Переходим к снятию кнопки УШМ:

  1. Крестовидной отвёрткой откручиваем шурупы с обеих сторон ручки и снимаем её;
  2. Снимаем площадку для регулировки оборотов, плоской отвёрткой поддевая её защёлки;
  3. При помощи крестовидной отвёртки отсоединяем контакты сетевого провода от кнопки включения, предварительно сняв зажим;
  4. Отсоединяем от пусковой кнопки четыре провода, которые идут от двигателя и конденсатора к её контактам;
  5. Извлекаем сломанную кнопку из корпуса.

Чтобы убедиться в том, что в ней перегорели контакты, достаточно снять разборную крышку.

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Далее устанавливаем новый включатель:

  1. Снятые проводки двигателя и конденсатора присоединяем обратно к контактам кнопки – они должны располагаться в такой же последовательности, что и на старой кнопке;
  2. Вставляем кнопку обратно в корпус;
  3. Закрепляем площадку регулятора оборотов обратно;
  4. Прикручиваем контакты сетевого провода и зажим;
  5. Проверяем работу болгарки на холостом ходу;
  6. Прикручиваем шурупами крышку рукоятки.
  7. Болгарка собрана, а кнопка работает исправно.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ » alt=»»>

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Замена кнопки болгарки Makita

Как поменять щетки на болгарке интерскол

Простая замена кнопки на УШМ Makita

Материал изготовления

Материал для щетины – основной критерий оценки для насадки. От него зависят прочие параметры, которые были перечислены выше. Современные производители отдают предпочтение следующим материалам:

  1. Металл. К этой категории относятся щетки из железа, латуни, меди, а также сплавов на их основе. Металлический ворс обладает уникальными свойствами: с помощью жесткого ворса можно тщательно очистить поверхность от заусенцев, следов коррозии и старой краски. Насадки на болгарку из мягкого металла, к которым относятся бронза и латунь, предназначены для обработки деталей, требующих деликатного обращения, например, медных пластин.
  2. Сталь. Насадки из чистой и покрытой латунным составом стали отличаются от классических металлических щеток на болгарку. Ворс из нержавейки отлично подходит для очистки родственного металла и алюминия. Сталь используют для грубой зачистки изделий независимо от типа поверхности. Латунный слой защищает насадку от преждевременной коррозии. Данное обстоятельство в сочетании с высокими эксплуатационными характеристиками стали делает такие щетки оптимальным выбором.

В каталогах интернет-магазинов сталь и прочие металлы объединяют в одну категорию. Для приобретения инструмента со стальной щетиной придется уточнить форму запроса.

  1. Полимеры. Основное предназначение нейлоновых щеток – полировочные работы. Полимерные материалы обладают меньшей жесткостью, поэтому таким расходным материалом работают с деревом и другими поверхностями с незначительной прочностью. Кроме того, нейлон отлично справляется с декорированием различных поверхностей.

Немаловажным параметром является толщина ворса. Щетина диаметром до 0,3 мм предназначена для мягких режимов работы, когда велик риск непреднамеренного повреждения обрабатываемых деталей. Приспособлением с ворсом толщиной более 0,7 мм можно производить практические любые жесткие работы, вплоть до финишной зачистки сварного соединения.

Полезная инструкция – как заменить щетки и шнур болгарки

Нередко УШМ фирмы Интерскол перестаёт работать из-за выхода из строя шнура или изнашивания щёток, из-за чего они едва ли достают до статора и устройство работает не на всю мощность.

Как снять шнур, вы уже знаете из предыдущей инструкции по извлечению кнопки УШМ (с п.1 по п.3). Остаётся разобраться с тем, как добраться до щёток и заменить их на новые.

Как поменять щетки на болгарке интерскол

  1. При помощи крестовидной отвёртки выкручиваем крепёжные шурупы рукоятки с обеих сторон;
  2. Пользуясь вышеупомянутой схемой, находим щёткодержатели, в которых и расположены нужные нам детали;
  3. Отключаем щётки от единой электрической цепи УШМ, поддев плоской отвёрткой наконечники и просто вытащив их руками;
  4. Вставляем на этом место новые щётки. Если в магазинах нет родных щёток, допускается взять их размерами чуть больше – напильником их можно сточить до подходящего размера. Не проблема, если у новых щёток другие наконечники – срезаем поводок со стёртых щёток и прикручиваем его на новые;
  5. Вставляем и закручиваем крышку рукоятки обратно.

Разобрав болгарку, рекомендуется продуть её от пыли при помощи компрессора.

Проверьте также коллектор якоря, который может быть поцарапан от изношенных щёток. Царапины можно зачистить нулевой наждачкой.

ВИДЕО ОБЗОР » alt=»»> Если ваша болгарка перестала включаться при нажатии пуска, не спешите выбрасывать её в мусорку и покупать новую. Скорее всего, всё дело в пусковой кнопке, для ремонта которой не нужно особых навыков и знаний. Замена кнопки для болгарки Интерскол и других фирм – это куда дешевле покупки новой УШМ.

Формы

Структура расположения ворса и форма изделия зависят от работ, для которых предназначена насадка на болгарку. Грамотный выбор способен облегчить жизнь мастеру, выполняющему работы. Рынок инструмента предлагает потребителям щетки следующих форм:

  1. Чашеобразная. Кордщетки в форме чашки прекрасно справляются с жесткой обработкой больших площадей. Вертикальное расположение ворса на чашечных щетках обеспечивает правильный вектор усилия.
  2. Конические. В этих приспособлениях щетина расположена под углом относительно базовой плоскости. Такая конструкция позволяет обрабатывать детали с незначительными углублениями на поверхности.
  3. Радиальные. Такие насадки еще называют «щеткой-карцовкой». Они предназначены для финишной очистки изделий от окалины, образовавшейся после процедуры травления. Особое расположение ворса позволяет работать в труднодоступных местах.
  4. Дисковые. Такая форма является наиболее распространенной. Щетина расположена на горизонтальной плоскости инструмента. Такая конструкция не подходит для больших работ, зато прекрасно справляется с узкими углублениями.

Для изготовления щеток используют проволоку различного типа:

  1. Витая. Данный тип исполнения характеризуется проволокой, закрученной жгутами в произвольном порядке. Сила давления на поверхность при этом выше, однако срок эксплуатации гораздо меньше.
  2. Жгутовые. Насадки на болгарки со жгутовым ворсом, расположенным в строгом порядке, выгодно отличаются прочностью конструкции, а также эффектом самостоятельной заточки в процессе работы.
  3. Гофрированная. Волнообразное строение проволоки придает щетке пружинящий эффект. Это смягчает воздействие на обрабатываемую поверхность.

Размер насадки зависит от размеров болгарки. Их диаметр колеблется в диапазоне от 75 до 200 мм.

Щетки для болгарки гораздо лучше зарекомендовали себя при обработке больших площадей. Для очистки деталей со сложной формой или криволинейной поверхностью рекомендуем воспользоваться аналогичной насадкой на дрель, обладающей прямо противоположными свойствами.

Популярные бренды: Практика, Wortex, СИБРТЕХ и другие

Радиальная мягкая щетка с наклоном для УШМ. Фото Практика

На рынке производства и продажи кордщеток присутствует большое количество российских и зарубежных предприятий:

  • Зубр;
  • Практика;
  • СИБРТЕХ;
  • Энкор;
  • DEXX;
  • FIT;
  • MATRIX;
  • Wortex;
  • Lessmann.

Все производители предлагают несколько наименований щеток, предоставляя клиентам выбор.

Причины поломки болгарки и способы ремонта

Ремонт болгарки: основные проблемы в работе, причины выхода из строя. Что делать, если УШМ не включается, или искрят щетки. Как разобрать болгарку, проверить якорь, статор и найти обрыв питания тестером. Как разобрать редуктор и починить его.

Разборка болгарки

Даже самый простой ремонт болгарки в сервисной мастерской может обойтись в сумму от трети до половины ее стоимости. Поэтому прежде, чем обращаться к профессионалам, всегда нужно попробовать починить ее своими силами. Тем более, что в паспортах болгарок нередко приводят таблицы самых распространенных неисправностей и причины их возникновения. Для домашнего ремонта в большинстве случаев можно обойтись набором самого обычного инструмента: отверток, пассатижей, ключей и мультиметра. Единственно, где могут потребоваться оправки, съемники или подобные им приспособления, — это удаление и установка подшипников. А запасные части для ремонта болгарки без проблем можно приобрести во всем известных интернет-магазинах.

Общие правила ремонта электроинструмента

Правила техники безопасности при ремонте угловой шлифовальной машины такие же, как и при ремонте любого другого электроинструмента. Очистка от пыли, разборка и сборка проводится только при полностью обесточенном устройстве. Работы по ремонту необходимо проводить на диэлектрической поверхности, а источник питания должен быть оснащен автоматом защиты от короткого замыкания. Категорически запрещается проворачивать вручную шпиндель УШМ, если она включена электросеть. Также запрещено выполнять пробные включения в процессе или после ремонта при установленном на шпинделе отрезном диске.

Распространенные проблемы в работе УШМ

Болгарка является довольно неприхотливым инструментом, т. к. рассчитана на работу с высокими нагрузками и в запыленной среде. Основные проблемы в ее работе в большинстве случаев связаны с неправильной эксплуатацией, а также с несоблюдением сроков техобслуживания и плановых ремонтов. Чаще всего встречаются следующие неисправности:

  1. УШМ не включается. Самая распространенная причина такого явления — обрыв проводов в кабеле питания или неисправность выключателя. А у болгарок с электронным управлением — выход из строя блока регулировки скорости или плавного пуска.
  2. Болгарка работает на малых оборотах. Как правило, это связано с межвитковым замыканием в обмотках ротора или неисправностью электроники.
  3. УШМ сильно греется. Нередко это происходит из-за нарушения соотношения рекомендуемых рабочих циклов и перерывов. Кроме того, нагрев может быть следствием плохого охлаждения двигателя из-за пыли, скопившейся внутри корпуса.
  4. Болгарка искрит. В этом случае основные причины — это стирание угольных щеток или износ коллектора электродвигателя. Щетки также искрят при повышенном загрязнении и окислении пластин коллектора.
  5. Болгарка дымит. Обычно это наблюдается при слишком интенсивной эксплуатации и заполнении каналов воздушного охлаждения пылью. Причинами того, что инструмент дымит, также могут быть замыкания в обмотках ротора или статора.
  6. УШМ гудит, но не вращается. Как правило, это происходит при заклинивании шестерен редуктора или выходе из строя подшипников.
  7. Сломалась кнопка фиксации шпинделя. Причиной этого является попадание внутрь фиксатора пыли, вызывающей износ его штока.
  8. Сломались подшипники. Выход из строя подшипников чаще всего происходит после длительной эксплуатации и работы с ударными нагрузками.

Еще одной достаточно распространенной неполадкой болгарок является заклинивание прижимной гайки.

Общие указания по разборке болгарки

Все УШМ состоят из двух основных частей: пластикового корпуса привода и металлического редуктора. Кроме того, у многих болгарок можно отдельно разобрать заднюю рукоятку, внутри которой находится ввод электропитания, а также блоки системы управления. Для домашнего ремонта болгарки могут потребоваться крестовая и плоская отвертки, гаечные ключи и тонкие плоскогубцы. Кроме того, для проверки и ремонта электрических цепей будет необходим мультиметр и инструменты для работы с проводами. Перед разборкой болгарки с нее необходимо удалить отрезной диск и защитный кожух.

Пошаговая диагностика электрики мультиметром или лампочкой

При диагностике и ремонте электрической части болгарки удобнее всего использовать многофункциональный тестер (сокращенное название — мультиметр). Если такого прибора под рукой нет, то для некоторых проверок подойдет отвертка с индикатором или лампочка с двумя проводами. В процессе ремонта мультиметр позволяет измерять как величины напряжения и тока, так и сопротивление обмоток двигателя. Индикатор и лампочка могут показывать только наличие или отсутствие напряжения.

Диагностика обрыва питания

Пожалуй, самой распространенной неисправностью электрооборудования болгарки является обрыв проводов питания внутри оболочки силового кабеля. Для диагностики и ремонта такого повреждения достаточно разобрать заднюю ручку болгарки и проверить напряжение на клеммах перед выключателем. Другой способ — это отсоединить клеммы кабеля и с помощью мультиметра проверить на обрыв сопротивление каждой его жилы.

Проверка статора и его перемотка

Для проверки статора электродвигателя болгарки необходимо отсоединить обе его обмотки от цепи питания, а затем замерить их сопротивление мультиметром в диапазоне 200 Ом. На исправной обмотке прибор покажет сопротивление около одного ома, а на неисправной (с обрывом) — десятки или сотни омов. Если обмотка вышла из строя в результате замыкания, то нагар, как правило, можно увидеть с внутренней стороны корпуса статора. Проверить статор на межвитковое замыкание обычным тестером невозможно – для этого существуют специальные индукционные приборы. Единственные способы ремонта статора — это его замена или перемотка. Второе возможно только при наличии соответствующей квалификации, поэтому чаще всего статор просто меняют.

Диагностика якоря тестером

Проверять якорь болгарки необходимо как на обрыв обмоток, так и на их замыкание на сердечник. В первом случае сопротивление замеряется по кругу между двумя соседними пластинами коллектора, расположенного на валу ротора. Все значения должны быть одинаковы (в пределах одного ома), а значительное отличие указывает на обрыв. Во втором замер производится между магнитопроводом ротора и пластинами коллектора. Для поиска межвиткового замыкания, как и в случае со статором, необходимо воспользоваться специальным прибором. При обнаружении неисправности необходимо принять решение, каким способом производить ремонт: перемоткой якоря или его заменой на новый. Самостоятельно перемотать обмотки якоря без соответствующих навыков и оборудования нереально, а перемотка в сервисе будет стоить практически столько же, сколько и новый якорь. Поэтому оптимальный вариант ремонта — это покупка и самостоятельная замена якоря.

Проверка блока пуска и управления

Диагностика электронных компонентов болгарки сводится к определению исправности отдельных блоков, а ремонт (если нет навыков в радиотехнике) — к их полной замене. Устройство плавного пуска можно проверить стрелочным амперметром, сравнив скачок тока с ним и без него. Для точной диагностики блока поддержания оборотов под нагрузкой потребуется осциллограф. Хотя для того, чтобы понять, исправен он в принципе или нет, достаточно просто понаблюдать за поведением болгарки на разных режимах.

Проверка угольных щеток

Проверка угольных щеток

В процессе работы угольные щетки стираются и при достижении минимального размера подлежат замене. Первый признак проблем со щетками — неравномерное со вспышками искровое кольцо вокруг коллектора. У некоторых моделей для замены и проверки щеток на корпусе предусмотрены круглые отверстия с винтовыми крышками. Но у большинства болгарок для того, чтобы их поменять, приходится полностью, как при ремонте, разбирать корпус или заднюю рукоятку.

Диагностика кнопки пуска и регулятора оборотов

Самая распространенная неисправность в электрике болгарки — это выход из строя пусковой кнопки, что чаще всего является следствием попадания в нее пыли. Проверить работоспособность кнопки можно с помощью мультиметра или индикаторной отвертки, произведя замер напряжения на ее выходном контакте. Ремонту она обычно не подлежит и просто заменяется на новую. Определить неисправность регулятора скорости вращения еще проще: при вращении колесика он или меняет число оборотов шпинделя или же нет. Если нет навыков в ремонте таких устройств, то проще за несколько сот рублей купить новый.

Диагностика механической части УШМ

Чаще всего ремонту или замене в механической части болгарки подвергаются подшипники и шестерни (см. рис. ниже). Износ и выход из строя этих деталей обычно сопровождается повышенной вибрацией, нехарактерными звуками или заклиниванием редуктора. Диагностика их состояния производится визуально после полной разборки корпуса, а по ее результатам принимается решение о необходимости и виде ремонта.

Механическая часть УШМ

Кроме того, в редукторах болгарок применяют защитные муфты, предотвращающие резкий рывок корпуса при заклинивании диска. Такие устройства изначально предназначены для работы в экстремальных условиях и, как правило, требуют ремонта очень редко.

Проверка шестерней редуктора

Для того чтобы осмотреть шестерни редуктора болгарки, необходимо отделить его от привода, а затем полностью разобрать. Диагностика заключается в визуальном определении степени износа зубьев, а ремонт — в замене отработавшей свой срок шестерни на новую. Основные виды неисправностей шестерен, требующих ремонта редуктора, — это стачивание и выкрашивание зубьев.

Проверка стопорной кнопки

Фиксатор шпинделя болгарки (стопорная кнопка) необходим для его удержания в неподвижном состоянии при затягивании прижимной гайки. Если он начинает западать, необходимо снять кнопку, вынуть шток и пружину, а затем очистить внутреннюю часть и визуально проверить состояние штока, сальника и пружины. Ремонт фиксатора обычно заключается в замене одного из этих компонентов (см. видео).

Проверка фланца для крепления дисков

Обычный опорный фланец болгарки — это простое устройство в виде диска, к которому прижимается отрезной круг. Его поверхность должна быть ровной, без выбоин и задиров. Ремонту он не подлежит, а при износе просто заменяется на новый.

Проверка подшипников ротора

Проверка подшипников ротора

Подшипник ведущего вала болгарки, который является валом ротора электродвигателя, можно осмотреть и заменить без полной разборки редуктора. Для этого достаточно разъединить корпус редуктора и привода (см. рис. выше). Если же принято решение о ремонте с заменой подшипника, то придется полностью извлекать ротор электродвигателя, снимать ведущую шестерню (см. фото ниже), а затем удалять старый и ставить новый подшипник.

Как разобрать редуктор

Разборка редуктора

При ремонте механической части болгарки в первую очередь необходимо отделить редуктор от привода, открутив четыре болта и расцепив ведущую и ведомую шестерни. Для его внутреннего осмотра и ремонта составных частей нужно снять нижнюю часть редуктора, которая также крепится к основному корпусу болтами. Далее редуктор разбирают по отдельным частям, последовательно отделяя от вала подшипники, шестерню и фланец.

Как снимать шестеренки редуктора

Ведущая шестерня редуктора болгарки обычно крепится на валу внатяг и прижимается гайкой, а ведомая фиксируется с помощью шпонки и разрезной шайбы. На видео ниже показан порядок выполнения ремонта с разборкой редуктора, снятием верхнего подшипника и заменой ведомой шестерни. Ролик на английском, но там все предельно понятно, поэтому можно смотреть без звука.

Профилактика УШМ

Профилактика болгарки включает в себя соблюдение паспортных требований при ее эксплуатации, выполнение периодического техобслуживания и проведение плановых ремонтов. В первую очередь необходимо строго соблюдать соотношение циклов работы и перерывов, рекомендованные производителем. Также необходимо периодически выполнять очистку внутреннего пространства корпуса болгарки от пыли, своевременно менять щетки и производить смазку редуктора. При возникновении в процессе работы болгарки устойчивых вибраций и нехарактерных звуков следует незамедлительно осуществить внутренний осмотр механической части и провести необходимый ремонт.

В отличие от обычной быстрозажимная гайка болгарки является довольно дорогостоящим приспособлением. А как долго она может прослужить и возможен ли ее ремонт в случае выхода из строя? Если кто-нибудь знает ответ на этот вопрос, поделитесь, пожалуйста, информацией в комментариях.

Ремонт болгарки УШМ своими силами: просто и в короткие сроки

Ремонт болгарки

В каждом гараже нашей страны уважающий себя мастер имеет углошлифовальную машину ( УШМ ). Называть этот инструмент «болгаркой» стали еще во времена СССР, так как основная отрасль по изготовлению электроинструментов находилась в Болгарии.

С помощью УШМ можно выполнять много разных действий:

  • резать бетонные и кирпичные конструкции, железобетон, шлакоблок, гранит, другие твёрдые материалы;
  • производить нарезку металла различной толщины;
  • заниматься распилом дерева, пластиковых деталей, гипсокартона ;
  • производить полировку и шлифовку материалы из стали и камня;
  • очищать от коррозии и ржавчины различные поверхности;
  • затачивать различные приспособления. Вне зависимости от качества электроинструмента, любой мастер сталкивается с проблемой в её использовании.

Осуществляется ремонт болгарки своими руками обычно в короткие сроки и не сложно, но перед этим стоит вникнуть в составляющие конструкции и понять составляющие работы с ней для устранения неисправности.

Ремонт болгарки

Инструмент устроен из таких частей

  1. Главный приводной пункт инструмента — это электродвигатель, устройство без него не работает.
  2. За счет редукторного узла выполняется крутящейся момент с вала двигателя на шпиндель болгарки.
  3. Подача тока на электродвигатель и процесс замыкания контактов происходит благодаря кнопки включения.
  4. Для закрепления насадок в агрегата нужен шпиндель.
  5. Чтобы подключить устройство к розетке для подачи напряжения используют провод питания.

Основная причина возникновения поломок и ситуации, когда нужно произвести ремонт ушм — это неправильная эксплуатация инструмента мастерами.
Существует два вида углошлифовальных машинок по предназначению:

  • для бытовых работ;
  • для регулярных работ.

Категория бытового электроинструмента применяется только по дому без регулярных и длительных нагрузок. Эксплуатировать бытовые углошлифмашинки из низкопрочных материалов следует не больше 10-ти минут без остановки, затем — дать остыть двигателю на 10 минут. Мало кто следит за временем работы агрегата, поэтому возникают различные повреждения в УШМ . Несомненно, надёжными помощниками на длительное время, при условии их правильной эксплуатации может быть любая бытовая болгарка. Чаще всего специалисты советуют не заниматься самостоятельно ремонтом бытовой болгарки, лучше сразу обратиться в сервисный центры. Продолжительностью работы прибора славятся профессиональные болгарки, которые изготавливают из качественных материалов. Такие устройства стабильны при длительных нагрузках, работают непрерывно до 50 минут и не перегорают.

электросхема болгарки

В случае поломки болгарок их можно разделить на два вида

  1. Ремонтируемые своими руками, когда происходит окисление или передавливание шнуров, контактов, электроклемм .
  2. Не подлежащие ремонту своими руками — это случаи, когда нужно заменить деталь или механизм в специальных мастерских, при помощи специального оборудования.

Болгарка состоит из таких частей: корпус (основа), электрическая часть (якорь и ротор ), механическая часть (редуктор, подшипники, шпиндель, охлаждающий кулер ).

Не нужно разбирать болгарку только в случае поломки кабеля питания. Для проведения ремонта остальных составляющих болгарки нужно провести разборку двух пластиковых частей корпуса для выявления дефектов.
Признаком неисправности болгарки может быть ситуация, когда она не включается из-за отсутствия питания в сети, повреждения сетевого шнура, когда возможно отстранились контакты, вышла из строя кнопка или стерлись щетки .

Часто место преждевременного изнашивания находится возле входа сетевого шнура в конструкцию корпуса.
Когда из строя выходит кнопка, то двигатель не будет работать, но ток в прибор поступает. В таком случае стоит заменить кнопку.

устройство болгарки

В ситуации работы прибора и резкого его искрения с запахом гари стоит учесть, что вышли из строя графитовые щетки. Они обладают недолгим сроком службы и при стирании понижается их качество контакта.
Посторонний треск и звонкий звук служат признаком старения подшипников или шестерней.
Подшипники и щетки при постоянном пользовании прибором стоит менять каждые 6 месяцев.
Простые виды поломок болгарок под силу даже новичку в пользовании этим прибором, но в случае серьёзной поломки не стоит рисковать инструментом, если не уверенны в своих силах.

Особенности выявления и устранения поломок болгарки в домашних условиях

Для проведения ремонтных работ своими руками первоочередно стоит подготовить рабочее место и приступить к разборке агрегата. В зависимости от фирмы-производителя может отличаться количество крепежей (не менее 6 штук). При помощи крестообразной отвертки, разобрав прибор, стоит провести осмотр и проверку деталей внутри инструмента.

Если учесть характер популярных жалоб можно найти такие причины:

  1. В случае, когда не возможно запустить инструмент — причина поломки в электрической части.
  2. В случае не характерных для работы прибора звуков — причина поломки в механической части.
  3. В случае поломки корпуса — нужна его полная замена.Использовать для работы агрегат с неисправным корпусом строго запрещено.

Как своими руками отремонтировать кнопку болгарки

Чтоб произвести ремонт кнопки болгарки стоит разобрать устройство, и произвести ремонт.
Увидеть неисправность устройства легко при разборе корпуса с помощью мультиметра . Поломка будет в нижней части корпуса.
Установив на агрегате режим прозвонки необходимо использовать щупы для контактов на кнопке. Нажав на кнопку слышится определенный писк, характерный для прибора. Всё, кнопка исправна, но в случае, когда мультиметр не издаёт сигнала при нажатии на кнопку, тогда деталь стоит заменить. Стоимость кнопки не большая, поэтому намного быстрее будет купить новую, так как старая при разборке просто развалится на мелкие куски.
Бывают случаи, когда кнопки заклинивают и прибор при включении в розетку автоматически начинает работать.
Поводом для поломки может служить — окисление контактов, в таком случае они отходят. Тут справится способ по очищению от окислов и надежный прижим контактов.

кнопка болгаркиХарактер ремонта электродвигателя болгарки

Составляющими частями электродвигателя болгарки можно назвать статор и ротор (якорь), а узлами принято считать — коллектор, якорь и статор.Благодаря коллектору происходит питание на часть якоря через графитовые щетки. Коллекторный электродвигатель переменного тока болгарки преобразовывает электрическую энергию в механическую.

Как совершить ремонт якоря болгарки своими руками в домашних условиях

Остановиться в работе углошлифовальная машинка может в связи с неисправностью якоря или ротора.

Якорь — это вращающаяся деталь, которая крепится при помощи шариковых подшипников скольжения внутри статора. Определить степень сношености ротора на болгарке можно только путем извлечения его из статора.
Определить сопротивление в нашей обмотке якоря можно с помощью мультиметра , также сразу оценивается уровень изношенности пластин коллектора (они медные), чтобы не допустить нагара на них. При появлении признаков нагара нужно взять наждачку и протереть спиртом все стороны пластин коллектора.Такой метод позволяет убрать следы нагара на поверхности устройства.

Состояние обмотки якоря проверяем мультиметром в условиях определения сопротивления, которое должно быть двести Ом (200 Ом). Прикоснувшись щупом к пластине коллектора и к металлическому сердечнику агрегата. Появляется на приборе ничего не должно, чтобы избежать нарушения изоляции и утечки тока на железо.
Для контроля устранения обрыва обмотки якоря нужно зафиксировать уровень значения сопротивления между двумя пластинами коллектора и таким образом выявить его классическое значение.

Мощность устройства и сопротивление в обмотках может отличаться, ведь известно, что обмотка должна быть с одинаковым значением сопротивления
Если величина намного выше стандартной, то предположительно в обмотке произошел обрыв.

Обрыв убирается благодаря двум видами действий:

  1. Перемотать детали ротора (более дорогой способ).
  2. Заменить ротор (способ не дешёвый, но быстрый).

Если правильно определить степень исправности прибора,то своими руками возможно в быстрые сроки отремонтировать якорь. Установив неисправность детали можно воспользоваться услугами сервисного центра и заплатить за перемотку обмотки или преобразовать старый ротор путем замены его на новый. Определив целостность якоря и отсутствие дефектов, можно предположить, что причина поломки болгарки в целостности статора.

электродвигатель болгарки
Как добиться бесперебойной работы статора двигателя УШМ

Исправность работы статора болгарки можно проверить благодаря выполнению следующих пунктов:

  • Диагностирование факта сопротивления между обмоткой статора и сердечником. В случае, когда изоляция медной проволоки нарушена, тогда появится пробой и сопротивление.
  • Проверка наличия сопротивления в обмотке щупами.В случае повреждения медной обмотки — прибор ничего не будет показывать, а если большое сопротивление — это сорвана изоляция.
  • Исследование наличия нагара на внешней стороне статора и в последующем проведение ремонта по его устранению. В случае, если возникла необходимость поменять двигатель, тогда обязательно устанавливается новый с такими же нормы мощности и моментом силы вращения как был старый.
    Только после полной замены стоит начинать опять использовать прибор.

Относиться к прибору заботливо и щепетильно начнёт каждый мастер, проведя ремонт болгарки своими руками. Ведь время работы с любым прибором непосредственно зависит от действий владельца: условий правильного хранения и обслуживания болгарки.
Нужно периодически инструмент смазывать соответствующими материалами и использовать согласно рекомендациям производителя.
Бытовые болгарки не следует перегружать и допускать перегрева.
Систематически разбирать корпус и делать очистку внутренних частей, продувать их и заменять смазку.
Если при работе болгарки появились различные сбои и неисправности — стоит сразу проводить ремонт.
Во время проведения работы пользоваться болгаркой только с помощью двух рук, держать за регулируемая специальная рукоятка.

Как отремонтировать болгарку в домашних условиях

Болгарка, являясь самым востребованным инструментом в доме, подвергается немалым нагрузкам и интенсивному использованию. Из-за этого по прошествии некоторого времени случается, что при запуске двигателя появляются рывки, запах гари и другие неисправности, наводящие на мысль, что угловая шлифовальная машина (УШМ) сломалась. Но не стоит сразу нести аппарат в ремонт или покупать новый. Большинство неисправностей данного прибора можно устранить самостоятельно.

Устройство и электрическая схема болгарки

За долгие годы существования такого инструмента, как УШМ, ее внешний вид, а также внутреннее устройство практически не изменились. Чтобы произвести ремонт болгарки своими руками, необходимо знать устройство ее механической части, а также электрической.

Если посмотреть на рисунок, приведенный ниже, то можно увидеть, из каких частей состоит УШМ.

Структура болгарки

  1. Колесико для регулировки оборов шпинделя агрегата.
  2. Электрический двигатель, состоящий из ротора и статора.
  3. Пусковая кнопка. Иногда к ней подключается система плавного пуска.
  4. Корпус из ударопрочного пластика.
  5. Кнопка для фиксации шпинделя (используется при смене инструмента).
  6. Предохранительная муфта. Защищает двигатель от перегрузки, при заклинивании инструмента.
  7. Защитный кожух. Закрывает инструмент и защищает пользователя от вылетающих частиц обрабатываемого материала, а также предотвращает травмирование человека при разрушении инструмента, например, абразивного диска.
  8. Гайка, зажимающая инструмент. Откручивается с помощью специального ключа, идущего в комплекте с электроинструментом. Также существуют быстрозажимные гайки, которые можно открутить без ключа.
  9. Корпус редуктора и сам редуктор. Состоит из блока шестерен, которые передают вращательные движения от ротора на шпиндель с инструментом.

На рисунке ниже показана электрическая схема болгарки.

Схема электрическая

Электрическая часть УШМ имеет следующие элементы:

  • электрический кабель с вилкой для подключения к электросети;
  • кнопка пуска;
  • статор;
  • электрические щетки (угольные или графитовые);
  • коллектор;
  • якорь (ротор).

На следующем рисунке показана схема подключения болгарки, а именно ее двигателя.

Схема подключения болгарки

Все составляющие электродвигателя выполняют определенные функции.

  1. Ротор – это вал, на котором размещены катушки и коллектор. Ротор, вращаясь в магнитном поле статора, передает вращательное движение на редуктор УШМ.
  2. Коллектор. Представляет собой часть ротора, к которой подведены все управляющие кабели. Через коллектор проходят электрические сигналы от блока управления к двигателю. Именно к коллектору подсоединяются электрощетки.
  3. Электрощетки. Главная их задача — это передача электрического тока от силового кабеля на коллектор.
  4. Статор. Представляет собой катушку с определенным числом витков. Задача статора заключается в создании магнитного поля, которое, взаимодействуя с якорем, приводит последний в движение.

Основные неисправности болгарки и их причины

По статистике, большинство случаев выхода из строя УШМ связаны с электрической частью аппарата. Некоторые поломки могут быть незначительными, что позволяет провести ремонт болгарки своими руками. Но, например, при перегорании обмоток двигателя ремонт угловой шлифовальной машины может произвести только специалист.

Болгарка не включается

Причины того, что УШМ не включается, могут быть следующие:

  • неисправна электрическая вилка;
  • неисправен электрический кабель;
  • сломалась кнопка запуска;
  • нарушен контакт между кабелем питания и кнопкой;
  • обрыв контактного провода электрощетки;
  • сильный износ электрощеток;
  • выход из строя обмоток ротора или статора.

УШМ не развивает обороты

Причины того, что угловая шлифмашина не набирает обороты, могут быть разные.

  1. Поломка блока регулировки оборотов. Для проверки этой версии необходимо подключить двигатель аппарата напрямую, минуя регулятор, и проверить работу устройства.
  2. Неисправность электрического кабеля вследствие постоянных перегибов или механического повреждения. Из-за этого поврежденный провод начинает греться под нагрузкой, а обороты двигателя падать.
  3. Загрязнение коллектора пылью. Необходимо удалить загрязнения спиртом.
  4. Проблемы с щетками. Они могут износиться или иметь короткий контактный провод, как показано на следующем фото.

Щетки

Щетка хотя наполовину и стерлась, но является вполне работоспособной. При этом короткий контактный провод не дает пружине прижать электрод к коллектору. Данная ситуация также может быть причиной того, почему УШМ перестала работать в нормальном режиме.

Электродвигатель греется

Причины того, что греется болгарка, могут быть следующие.

Крыльчатка

  1. Неправильный режим работы аппарата. В результате перегрузок электродвигатель может сильно нагреваться, что часто ведет к перегоранию обмоток.
  2. Разрушение подшипников, расположенных на якоре. В результате ротор цепляется за статор, работа двигателя затрудняется, и обмотки перегреваются. Проблема решается заменой подшипников.
  3. Засорение вентиляционных каналов, через которые поступает воздух для охлаждения двигателя. Необходимо очистить вентиляционные отверстия от пыли.
  4. Поломка крыльчатки, служащей для охлаждения двигателя. Установлена она на роторе, на противоположной по отношению к коллектору стороне. Если крыльчатка сломана, ее необходимо заменить на новую.
  5. Межвитковые замыкания обмоток статора и ротора. Потребуется перемотка катушек или замена данных деталей на новые.

Болгарка искрит

Если вы заметили сильное искрение при включении углошлифовальной машины в том месте, где находится коллектор, то причины данной неприятности могут быть следующие.

  1. Повреждение обмотки якоря: обрыв одной или нескольких секций обмотки, межвитковое замыкание. При таких поломках появляется повышенный шум, падают обороты двигателя и горят щетки.
  2. Нарушился контакт между коллекторными пластинами и обмоткой.
  3. Слабый прижим щеток. При длительных режимах болгарки пружины перегреваются и могут “отжигаться”, теряя при этом упругость.
  4. Разбалансировка ротора двигателя.
  5. Нарушение цилиндрической поверхности коллектора. Это иногда происходит после перемотки, если якорь не протачивается на токарном станке, а сразу устанавливается в аппарат. В таком случае можно также наблюдать, что чрезмерно искрят щетки.
  6. Между ламелями коллектора нарушена изоляция. Также может быть засорение пазов продорожки графитом или пробой между ламелями.
  7. Износ подшипников, вызывающий биение ротора, также приводит к тому, что сильно искрят щетки.
  8. Нарушение геометрии вала якоря. Обычно это случается при неаккуратной разборке электродвигателя, когда вал гнется.
  9. Установлены графитовые щетки не той марки. Щетки подбираются, исходя из ожидаемых оборотов и напряжения.
  10. Поднятие одной или нескольких ламелей приводит к тому, что быстро сгорают щетки. Случается это по причине перегрева двигателя при длительной работе. В результате стекломасса, служащая основой коллектора, размягчается, и ламели начинают подниматься. Из-за того, что ламели подняты, щетки стираются очень быстро.

Как разобрать болгарку для диагностики

Чтобы провести диагностику электрической части УШМ, а также устранить механические поломки аппарата, потребуется его разобрать. Разборка осуществляется по следующему алгоритму.

Диагностика электрической части УШМ

Как было сказано выше, чаще всего УШМ отказывается работать по причине поломок электрической части агрегата. Для правильной диагностики электрических цепей инструмента мастера по ремонту электрооборудования пользуются специальным прибором — тестером.

Тестер

Если вы нажали на кнопку запуска агрегата, и он не работает, то в 90% случаев причина поломки не настолько серьезная, чтобы вы не смогли отремонтировать болгарку своими руками.

Специалисты советуют придерживаться основного правила ремонта электроинструмента: двигаться от простого к сложному.

Первым делом потребуется проверка электрического кабеля и вилки на его конце. Если она разборная, то раскрутите ее и проверьте надежность контактов. В противном случае, придется разобрать болгарку (снять кожух аппарата) и “прозвонить” кабель тестером, а также убедиться, что ток подходит к контактам кнопки “Пуск”. Если прибор покажет обрыв, то кабель следует заменить на новый.

Ситуация, когда ток поступает на кнопку, но дальше не проходит (при включенном положении), говорит о неисправности переключателя. Кнопку починить не получится. Ее необходимо заменить на новую, но прежде промаркируйте снимаемые контакты, чтобы в дальнейшем подсоединить их правильно. При неправильном подсоединении контактов может сгореть обмотка двигателя.

Если при проверке оказалось, что и кабель, и кнопка пуска исправны, но на щетки не поступает ток, то необходимо произвести зачистку контактных пластин щеткодержателей. В случае неэффективности данной процедуры рекомендуется замена щеток. Далее, если со щетками все нормально, и ток на них поступает, следует проверить ротор и статор на наличие замыканий и обрывов.

Проверка якоря электродвигателя

Ротор электромотора может иметь следующие неисправности: межвитковое замыкание и обрыв проводников на контактах ламелей. Проверить якорь болгарки можно мультиметром: прибор переводится в режим изменения сопротивления, выставляется значение 200 Ом, и с помощью щупов замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями. Таким образом требуется проверить все пары ламелей. Если показатели сопротивления одинаковые, то обмотка ротора не имеет повреждений. Обнаружение во время “прозвона” других значений сопротивления, а также выявление обрыва цепи говорит о неисправности в этой катушке. В таком случае потребуется ремонт якоря болгарки.

Проверка якоря

Обычно разрыв проводников происходит в местах соединения с обмоткой. Осмотрите места, где катушки соединяются с ламелями, убедитесь в надежности пайки контактов.

Если у вас нет измерительного прибора, то проверить ротор можно, использовав для этих целей лампочку на 12 В и аккумулятор. Мощность должна быть в пределах 30-40 Вт. Проверка делается следующим образом: подайте напряжение 12 В от аккумулятора на вилку угловой шлифмашины, в разрыв одного провода подключите лампочку, начинайте вращать шпиндель УШМ. При исправной обмотке лампочка будет гореть ровно, без миганий. При межвитковом замыкании степень накала спирали лампочки будет меняться. В таком случае ремонт якоря болгарки своими руками будет затруднителен, поскольку схема намотки якоря достаточно сложная, да и сам процесс требует специального оборудования и знаний. Поэтому данную операцию рекомендуется доверить специалистам. Но лучшим выходом из ситуации будет замена якоря на болгарке новым.

Если лампочка не загорается при тестировании ротора, это свидетельствует о наличии обрыва в статоре или замыкания в его обмотках, а также о проблемах с электрощетками.

Проверка статора электродвигателя

Чтобы проверить статор болгарки, используют, как и в предыдущем случае, мультиметр. Значения нужно выставить на 20-200 Ом и сделать следующее. Прикоснитесь одним щупом к контакту обмотки статора, а вторым – к корпусу детали. Если прибор показывает сопротивление, это значит, что произошел пробой на корпус. Прикоснитесь щупами к контактам одной обмотки, а затем к контактам другой. Если сопротивление одинаковое, значит катушки исправны. Если на одной обмотке прибор показывает обрыв цепи, значит, потребуется перемотка статора или замена детали на новую.

Перемотать статор в домашних условиях, не имея специальных знаний, навыков и оборудования, будет проблематично. Лучше обратиться к специалистам, профессионально занимающимся перемотками двигателей.

Механические поломки и их устранение

К механическим поломкам УШМ, можно отнести следующие.

  1. Износ подшипников якоря двигателя. Обычно при износе подшипников вы можете ощутить сильную вибрацию во время работы аппарата. К тому же, может быть слышен скрежет и другие шумы. Рано или поздно, подшипник все же разрушится, а высыпавшиеся шарики попадут на шестерни редуктора. Если это произойдет, то кроме подшипника, придется менять и шестерни. Конечно же, лучше не дожидаться данной неприятности, а при первых признаках неисправности подшипника заменить его. Как добраться до этой части угловой шлифмашины, было рассказано выше.
  2. Износ шарикоподшипника или подшипника скольжения редуктора. Как и в предыдущем случае, при включении аппарата будет ощущаться вибрация и слышаться шум, несвойственный нормальной работе УШМ. Чтобы предупредить дальнейшую поломку редуктора, необходимо заменить неисправную деталь.
  3. Износ шестерен редуктора. Шестерни быстро изнашиваются из-за недостаточной смазки. По этой же причине и греется редуктор. Необходимо следить за состоянием смазки внутри редуктора и при необходимости менять ее. Как разобрать редуктор, было описано выше. Смазку нужно использовать специально разработанную для редукторов УШМ, и купить ее можно в точках, где продается данный инструмент. Если по какой-либо причине сломались зубья хотя бы одной шестерни, то менять нужно весь комплект шестеренок (пару).

К механическим неисправностям можно отнести и поломку фиксатора вала. Для того, чтобы заменить фиксатор, потребуется разборка редуктора и снятие большой шестерни.

Ремонт своими руками статора болгарки

Выйти из строя может практически любой конструктивный элемент болгарки. Опыт эксплуатации говорит, что поломка статора не такое редкое явление, а значит, следует владеть эффективными методами его ремонта. Наличие сервисных центров с квалифицированными специалистами значительно облегчает решение вопроса восстановления статора. Однако, такой ремонт можно выполнить самостоятельно. Для чего хозяин болгарки должен иметь определенный опыт электромеханических ремонтных работ. Устранить большинство дефектов статора возможно без применения специального инструмента. Данная статья в помощь пользователям, выполняющих ремонт статора болгарки своими руками.

Общие правила при ремонте

Макита 9558NH

Основные требования техники безопасности при ремонтных работах с УШМ.

  • Болгарка как любой электроинструмент имеет кабель для подключения к сети. При выполнении ремонтных работ следует отсоединить штепсельную вилку от розетки, тем самым исключить поражение электрическим током.
  • Применяемый для ремонта инструмент должен находиться в исправном состоянии. Рабочие поверхности не должны иметь поломок, надежно крепиться в приспособлениях для удерживания инструмента в руках. Сами приспособления не должны создавать неудобств пользователю, выполняющему ремонтные работы.
  • Некоторые детали болгарок могут иметь острые кромки, заусенцы. Предупредить возможность ранения поможет работа в перчатках, которые защитят руки от прямого контакта с потенциально травмоопасными деталями.
  • Во время пропитки обмоток статора следует соблюдать требования пожаробезопасности, так как применяемые лаки относятся к категории легко воспламеняющихся жидкостей. Не допускается применение открытого огня (курение и другие подобные). Работы лучше проводить в отдельном изолированном помещении при наличии огнетушителя.

Частые неисправности: греется и другие, причины

Основной причиной выхода из строя статора является нарушение электрической изоляции его обмоток. К такому дефекту приводит длительная работа в условиях перегрузки устройства. УШМ сильно греется, что пагубно влияет на изоляционное покрытие. Вследствие чего возникают замыкания витков между собой, пробой обмоток катушек на корпус сердечника или при резком повышении тока происходит обрыв проводов.

Ремонт, подготовка к работе, необходимые инструменты

Мультиметр Зубр. Фото 220Вольт

Перед выполнением ремонтных работ выполняется диагностика с целью определения деталей и узлов, по причине которых болгарка не может нормально функционировать. Электрическая часть УШМ осматривается визуально на предмет нахождения следов от подгорания поверхности в местах короткого замыкания. При отсутствии после осмотра явных признаков неисправностей электрическая часть проверяется прозваниванием с помощью специальных приборов (мультиметра, индикатора короткого замыкания и других). После нахождения и анализа повреждения принимается метод его устранения.

Существуют два основных способа ремонта статора своими руками:

  • Из корпуса болгарки извлекается сгоревший статор. В специализированном магазине приобретается идентичный вышедшему из строя устройству и используется в УШМ вместо него.
  • Сгоревшая обмотка удаляется с корпуса сердечника и наматывается новая, соответствующая старой по количеству витков и диаметру проволоки.

Прозвонка и перемотка

Если причиной поломки болгарки стал сгоревший статор, прозвонкой выясняется более детально, какая его часть к этому причастна. При наличии дефектов в обмотках катушки некоторые пользователи самостоятельно перематывают новые. Подробное описание производства таких работ по ссылкам «Как прозвонить статор болгарки» и «Перемотка статора болгарки своими руками».

Замена

Для болгарки модели DWT в следующем видео был приобретен новый статор взамен сгоревшего. Новый статор позиционировался как узел именно от болгарки данной модели. Подробно описан процесс разборки УШМ до извлечения из корпуса неисправного статора. При осмотре внешнего вида купленного нового и старого статоров наблюдалось некоторое различие. Однако, после сборки и проверки на работоспособность выяснилось, что они практически никак не влияют на работу болгарки.

Сгорел, перемотка

Автор следующего видео из соседнего с Россией государства, испытывая затруднения с покупкой нового статора вместо сгоревшего от болгарки российского производства модели «Интерскол», принял решение самостоятельно его перемотать. Здесь важно обратить внимание на опыт, который получил автор в процессе перемотки провода. Нельзя ослаблять его натяжку, иначе катушка не сможет поместиться в углублениях статора. Со второго раза намотка прошла успешно.

Пропитку лаком, описанную при ремонте, не следует копировать один к одному. Потому что обычный столярный лак не обладает нужными электроизоляционными свойствами. При затруднениях с выбором пропиточного вещества лучше использовать материал на основе эпоксидной смолы, которую легко найти. Качество пропитки улучшится, если статор нагреть, а не ждать пока лак перестанет проникать внутрь обмотки.

Бош, замена

В следующем видео автор ремонтирует болгарку модели Бош. Работа в сильно запыленной атмосфере, конечно, может быть причиной сильного износа ламелей коллектора, но за однозначную причину выхода из строя обмоток статора ее принимать никак не стоит. Здесь следует еще рассмотреть другие условия эксплуатации (перегрузка, длительность работы и другие).

Диагностика у автора носит характер гадания на кофейной гуще. Резкая перемена от сгоревшего ротора, который оказался еще вполне работоспособным, к обгоревшей изоляции на статоре, действительно вышедшем из строя, говорит об отсутствии системного подхода в ремонтных работах.

Во время разборки болгарки статор освобождается из корпуса под действием сильных ударов молотка. Он хоть и деревянный, но достаточно сильные удары могут нанести повреждение выступающим частям корпуса.

Почему сразу не сделать выводные концы статора нормальной длины, остается загадкой. Автор дважды делает одну и ту же, весьма трудоемкую работу толком не объясняя причин.

Как снять, достать

Культуру производства при выполнении ремонтных работ показывает автор следующего видео. Технология работ по извлечению статора из корпуса болгарки отработана с применением вспомогательного инструмента (всего лишь деревянного бруска определенных размеров), не требующего применения больших усилий.

Важно: перед началом извлечения статора необходимо отсоединить всю электрическую проводку. Особенно следует обратить внимание на пружинные контактные кольца, которые находятся на щеточном узле и легко снимаются отверткой.

Как подключить, подключение обмоток

Автор следующего видео делает обзор различных схем намоток катушек статора. Здесь кроме классического существуют другие варианты, в которых есть переходы внутри обмоток. Автор дает алгоритм поиска входа (крепится на болгарке к выключателю) и выхода (соединяется со щеточным узлом). Визуально определяется выходная часть катушки — проволока расположена на внешней периферийной стороне обмотки. Разматывая этот конец, определяем схему намотки и количество витков.

Автор дает рекомендации по выбору марок пропиточных лаков, которые наилучшим образом будут выполнять изоляционные функции.

Ссылка на основную публикацию