Современный сад: каким он должен быть?

Каким я вижу современный детский сад?

Принцип искусства воспитания гласит:

«Дети должны воспитываться не для настоящего,

А для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого».

Иммануи́л Кант— немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Что такое детский сад?

Это домик для ребят,

Это домик для души,

Где играют малыши!

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Дошкольное образование впервые в истории стало первым уровнем общего образования, главной целью которого является формирование успешной личности, а одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является воспитание подрастающего поколения.

При организации воспитательно-образовательного процесса детского сада в современных условиях основными ориентирами выступают: благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах ДОО; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Главная особенность в организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Каким я вижу современный детский сад?

Это наличие предметно – развивающей среды
в которой дошкольники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Современный детский сад – это современные педагоги, открытые ко всему новому, которые соответствуют в первую очередь требованиям времени, профессионалы. Современный детский сад – это центр взаимодействия как с родителями, так и с социумом. Это организация, где созданы все необходимые условия для работы педагогов с детьми.

Современный детский сад – это эффективное использование новаторских идей и инновационных технологий в образовательном процессе. Он должен постоянно развиваться и идти в ногу со временем.

При всех необходимых стандартах и требованиях, финансовых возможностях и богатстве предметной среды главным условием для полноценного развития и воспитания ребёнка остаётся профессионализм и доброжелательность воспитателя.

Время меняет ценности, приоритеты, мотивации, меняется общество, в котором мы живём. Лишь роль педагога даже в современном детском саду остается неизменной.

Кто он – современный воспитатель современного детского сада? Каким он должен быть? Опытным, профессиональным, компетентным, творческим…

Когда звучит этот вопрос, то большинство людей выдают огромный список качеств, который свидетельствует образу идеального человека. Но разве бывают идеальные люди? Воспитатели так же, как и все, люди неоднозначные, имеющие свои сильные и слабые стороны, но, на мой взгляд, есть несколько качеств, характеризующих настоящего современного педагога.

Прежде всего, это стремление к самосовершенствованию, к самоанализу своей педагогической деятельности, ведь пространство личностного роста есть у любого, только его надо выстроить.

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал: «Многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух живёт не в стенах, а в характере воспитателей, и оттуда переходит в характер воспитанников». Главное, чтобы каждый педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не «над» детьми, не «вместо» них, а «вместе с ними».

Каким должен быть современный педагог? Не равнодушным! Подаришь частичку себя и радости другому, тебе вернётся во сто крат больше.

С каждым годом ребёнок всё дальше от детства. Но доброта и честность, заложенные воспитателем, оживают в нем взрослеющем.

Одним из наиболее важных качеств, которые необходимы современному воспитателю, является искренность. Хороший педагог всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает маленькому человеку понять нас взрослых. Если мы научимся признаваться в собственных ошибках, то и от детей не будем всегда ожидать безупречного поведения.

Педагог должен быть любящим! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к детям. Любовь способна возвышать души. Любовь – это желание жить. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным.

Всё это должно быть в детском саду будущего, но неотъемлемой частью такого садика должна быть атмосфера счастья, радости, чтобы можно было сказать о нем: «Наш детский сад – это планета Детства», чтобы дети в него бежали с радостью и не хотели уходить.

Завершить хочется словами А.С. Яковлева: «Именно в мечтах рождаются новые идеи. Добиться исполнения мечты – в этом величайший смысл жизни человека. ». Яковлев Алексей Семенович — знаменитый актер русского театра.

Современный стиль в саду: идеи для вдохновения

Время чтения: 14 минут Нет времени читать?

Читайте также:
Ремонт в доме - как перестилать пол

Сады в современном стиле в последние годы весьма популярны. Они, с одной стороны, отражают нашу эпоху с ее бурным ритмом жизни и высокими технологиями, с другой – служат своеобразным убежищем, где можно расслабиться и побыть наедине с природой. Сегодня мы поговорим о том, как создать такой сад.

Современный сад – минимум ухода, максимум комфорта

Cледите за нами:

Основные черты современного стиля

Современный стиль можно назвать эклектичным, поскольку он вобрал в себя черты сразу нескольких направлений ландшафтного дизайна – минимализма, японского сада, а также модного ныне экологизма.

Эстетика минимализма

Выполняя множество задач на работе, перегруженные информацией, уставшие от хаоса городской жизни, мы стремимся к простому, понятному и свободному пространству, где легко дышится, ничего не отвлекает и не раздражает.

В саду стиль воплощают с помощью четких линий и строгих геометрических форм, которые прослеживаются в планировке дорожек и газонов, в конфигурации цветников, водоемов, террас.

Дизайн не перегружают деталями – используют минимум аксессуаров, ограниченное количество растений. Ярким садовым цветам предпочитают сдержанную палитру и изысканные формы декоративных кустарников, хвойных, злаков.

Для стиля характерно применение современных материалов – брусчатки, бетона, стекла, полимерных композитов, металла, камня

Место для релаксации

По восприятию современный стиль близок к японскому саду с атмосферой умиротворения, спокойствия, гармонии с окружающей природой. Чтобы создать ее, дизайнеры широко используют базовые элементы японского стиля:

  • мощение из натурального камня;
  • гравийные отсыпки и сухие ручьи;
  • искусственные водоемы в любом виде – фонтаны, пруды, ручьи;
  • композиции из растений одного типа.

Модный тренд – воспроизвести в миниатюре естественный пейзаж и показать его природную красоту.

Место для отдыха с комфортом

Естественность природного пейзажа – не повод отказывать себе в комфорте. Характерная черта современного стиля – максимум удобств для полноценного отдыха и приема гостей.

Часто зона с террасой и открытой мощеной площадкой является продолжением гостиной. Не просто местом, где можно посидеть на свежем воздухе, а по-настоящему комфортабельной комнатой с диванами, креслами, обеденной зоной, удобными кушетками. Под рукой должно быть все, что вы цените в отдыхе на природе – от зоны барбекю до площадки для мини-гольфа.

Чтобы обеспечить отдых с максимальными удобствами, хозяевам логично вложиться в плавательный бассейн

Если в семье есть дети – предусмотреть отдельный уголок с качелями, игровой зоной, детским домиком.

Минимум ухода

Рассматривая современный сад как место для приятного времяпрепровождения, важно минимизировать работы по уходу за ним. Существует масса приемов и технологических приспособлений для решения этой задачи.

  • Автоматические системы полива избавят от необходимости стоять со шлангом.
  • Газоны, мощеные площадки и декоративные отсыпки освободят от прополки и рыхления.
  • Многолетники и декоративные кустарники вместо однолетних цветов сократят время на ежегодные посадочные работы.

Продумав эти детали, вы будете наслаждаться отдыхом в саду, а не тратить время на сложный уход за ним.

Готовый сад сразу

Заказывая проект ландшафтного дизайна, владельцы часто хотят получить не только красивый, но и по максимуму «обжитый» сад. Эту проблему легко решить, если приобрести в питомнике крупномеры – деревья и кустарники высотой от 1,5 м и выше. Особенно это актуально для медленнорастущих представителей флоры – туи, можжевельника, самшита, боярышника, кизила, тиса ягодного и др.

Продуманный и грамотно спроектированный сад не только прекрасно выглядит, но и повышает рыночную стоимость дома. Иногда – до 30 %. Поэтому вкладываясь в ландшафтный дизайн, вы делаете выгодную инвестицию, которая окупиться сторицей в случае, если решите продать дом.

10 примеров оформления современного сада

Предлагаем несколько идей для оформления сада, которые помогут вам понять суть современного стиля, а возможно и вдохновят на преобразования.

Геометрия, которая не кажется скучной

Построив композицию на прямых линиях и геометрических формах, дизайнер перекинул мостик от классического регулярного стиля к минимализму. Изюминка сада – бордюр из стриженого самшита, обрамляющий прямоугольные клумбы и создающий дополнительный объем.

Пример оформления заднего двора

Современные тенденции в этом саду прослеживаются в четких границах между газонами и каменными поверхностями, в использовании зеленых кустарников вместо цветущих растений, монохромной цветовой гамме.

Пример стилистического единства дома и сада

На этом фото – пример удачного сочетания современного стиля в архитектуре и ландшафтном дизайне. Рубленые прямоугольные формы здания нашли продолжение в конфигурации террасы, газона, пруда, садовой мебели и даже контейнеров для растений, образующих живописную зеленую горку. Зеркало воды, символизирующее покой и расслабление, заимствовано из японской стилистики.

Читайте также:
Потрясающий цветочный сад в детской комнате для девочки – акцентированные детали создают необходимый антураж

Зона отдыха с каменным очагом

Огонь расслабляет и умиротворяет. Но в отличие от других ландшафтных стилей, в современном саду необузданная стихия всегда заключена в искусственные рамки. В предложенной композиции – в массивный каменный очаг, гармонирующий с подпорными стенками из такого же материала и плитами покрытия террасы.

Использованы правильные геометрические фигуры в дизайне

Проект ландшафтного
дизайна участка от Sad-dizain

Изумрудная зелень газона и светлая гравийная отсыпка смотрятся лаконично. На их фоне даже яркие гортензии выглядят сдержанно и элегантно. Чтобы не выбиться из стиля, подобраны сорта растений одного вида и цветовой гаммы.

Комфортная зона отдыха

Несколько мягких ярких подушек и минималистичный дизайн с массивными каменными скамейками и аккуратным газоном словно по мановению волшебной палочки превращается в уютный и комфортный уголок отдыха.

Минимализм в сочетании с эко-стилем

Современный сад тяготеет к естественной природе, но «держит» ее под контролем. Благодаря широкой извилистой дорожке из натурального дикого камня и приподнятым клумбам, обрамляющим террасу, площадь газона не кажется пустой, скорее, выглядит как лужайка, соединяющая обжитую часть ландшафта с окружающим лесом.

Монохромная растительная композиция

Выбирая растения для современного сада, важно перенести акцент с цвета на форму. Посмотрите, как выразительно смотрится монохромный пейзаж благодаря геометрии растений – деревьям с зонтичной кроной, шаровидным кустам самшита, устремленным ввысь колосьям наперстянки.

Строгие линии минимализма на фоне естественного ландшафта

Комфортабельные террасы с видом на безупречный газон с одиночными деревьями настраивают на созерцание. Для тех, кто живет в интенсивном ритме и постоянном общении с другими людьми, такой сад станет настоящим полюсом покоя.

Живописный уголок для спокойного отдыха

На этом фото – еще один уголок для созерцательного отдыха, в котором главную скрипку играют камень и вода. Декорированная булыжником подпорная стена гармонирует с береговой линией пруда и вымощенными камнем тропинками. Отлично вписывается в сдержанный экстерьер садовая мебель с элементами ковки.

Современный сад – это не парк аттракционов, который должен впечатлять или развлекать. Это место, где вы будете чувствовать себя уютно и легко. Место, которое будете наполнять собственным смыслом. Мы же готовы помочь вам воплотить мечты в реальность.

Современный сад: каким он должен быть?

Современный сад – это не просто место, предназначенное для посадки растений. Он должен дарить радость всем жильцам дома и выглядеть стильно. И чтобы он был именно таким, придётся немного потрудиться и учесть массу нюансов.

  • 1 Проектирование садового участка
  • 2 Зонирование
  • 3 Выбор стиля и концепции
  • 4 Дорожки
  • 5 Водоём
  • 6 Рекомендации

Проектирование садового участка

Чтобы сад был ухоженным и аккуратным, а жильцам дома и гостям было приятно находиться в нём, заранее составьте план участка, дабы не упустить ничего важного. Для составления схемы можно использовать специальную программу или же просто набросать простой рисунок. Главное, чтобы план был понятным, причём не только для вас, но и для специалиста (например, ландшафтного дизайнера), если вы планируете нанимать его.

При составлении плана нужно ориентироваться на то, чтобы вся территория сада использовалась рационально, пространство было упорядоченным, а зоны не пересекались между собой. И добиться этого позволит учёт при проектировании таких важных моментов как:

    Коммуникации. От их расположения напрямую зависит размещение некоторых зон, особенно предполагающих использование дополнительного оборудования. Рельеф. Неровные участки можно отвести под определённые зоны. Так, в углублении можно организовать бассейн. А возвышение сделайте центром. Расположение дома и прочих построек. Все утилитарные помещения стоит расположить как можно дальше, желательно в конце участка. Рядом с домом может находиться беседка, это удобно. Посадки. Если они уже имеются, то не стоит затенять их массивными постройками. Также нежелательно располагать рядом с деревьями летнюю кухню. А вот зона отдыха может находиться рядом. Пожелания и предпочтения жильцов дома. Вероятно, кто-то из них мечтает о чём-то особенном, и его мечту можно осуществить. Расположение участка. Например, посадки не стоит располагать на северной и ветреной стороне.

Зонирование

Сад желательно разделить на зоны. Вы можете выделить следующие:

  1. Площадка для солнечных ванн. Тут все желающие смогут загорать.
  2. Подсобные помещения. Лучше все их расположить в одном месте, а не «разбрасывать» по участку.
  3. Веранда. Тут можно устраивать семейные вечера, посиделки с друзьями, шумные вечеринки или даже торжественные мероприятия.
  4. Летняя кухня. В тёплое время года можно готовить на свежем воздухе, но для этого нужно оборудовать на участке соответствующую зону. Тут могут находиться мангал, установка барбекю, мойка, несколько ящиков, рабочая поверхность, а также некоторые необходимые для приготовления еды приборы.
  5. Сад с цветами. Этот место несёт исключительно декоративную нагрузку и призвано дарить эстетическое удовольствие.
  6. Плодовые посадки. Если вы выращиваете в саду овощи или фрукты, то стоит разместить их в одной зоне.
  7. Танцпол. Любите танцевать? Тогда отведите зону для этого, чтобы летом наслаждаться музыкой и приятным времяпровождением.
  8. Детская площадка. Если у вас есть дети, то тут они смогут играть.
  9. Место для парковки автомобиля обязательно.
  10. Площадка для игр животных. Этот участок необязателен, но если питомец подвижный, то он это оценит. Тем более игры на участке смогут заменить полноценные прогулки.
  11. Уголок для отдыха и расслабления, своеобразный оазис. Тут вы сможете насладиться приятными мыслями или просто отвлечься от проблем.
Читайте также:
Технология производства пенобетона дома

Как обозначить деление на зоны? Сделать это можно с помощью садовых дорожек или бордюров. И хотя такое разграничение территории условно, оно создаёт эффект упорядоченности и делает участок по-европейски аккуратным и ухоженным.

Выбор стиля и концепции

Чтобы сад выглядел современно, для оформления его ландшафтного дизайна выберите определённый стиль. Наиболее популярны такие как японский, кантри (деревенский), европейский или французский прованс. Причём если вы решили использовать определенное направление, то придерживайтесь его не только при создании построек, но и при озеленении и освещении.

Японскому стилю свойственны сооружения из тёмного дерева с многогранными крышами, цветущие сакуры. Прованс – это слегка облупившаяся и потёртая краска, французские полевые цветы, романтичные мелочи. Деревенские стиль – это преимущественно деревянные постройки и простые растущие на местных полях цветы. Европейский сад ухоженный и аккуратный, покрытый ровным газоном и имеющий всё, что нужно для беззаботной комфортной жизни.

Если вы хотите сделать дизайн ещё более необычным, то вместо стиля выберите определённую концепцию. Несколько интересных идей:

    Дворянская усадьба с лужайками, прудом, берёзками, яблонями и ивами. Европейский парк с аккуратно выстриженными кустами, скамейками, фонарями. Китайский сад с шикарной цветущей сакурой. Гавайский пляж. Высадите крупные яркие цветы и организуйте в центре настоящий мини-пляж с бассейном, песком и шезлонгами. Итальянский или испанский уголок. Посадите тут цитрусовое дерево, установите качели, расставьте статуи.

Также вы можете придумать и воплотить в жизнь какую-то свою собственную идею.

Все постройки должны быть основательными, аккуратными, ухоженными и стильными, поэтому оформите их как изнутри, так и снаружи. Причём при отделке придерживайтесь одной гаммы и определённого стиля.

Какие сооружения могут присутствовать на садовом участке? Беседка, небольшая летняя кухня под навесом, утилитарные и хозяйственные помещения (душ, сарай, уличный туалет) и так далее.

Озеленение на современный лад – это не просто посадка растений и уход за ними. Если вы хотите, чтобы ваш сад был стильным и оригинальным, тогда создавайте композиции. Это могут быть различные миксбордеры, штамбы, бордюры, рабатки и так далее. Причём можно расположить уровни по возрастанию или чередовать их, создавая эффект объёмности. Вдоль забора высадите кусты или деревья, а в центре сада расположите шикарные композиции.

Актуальное решение – это организация газона. Причём в европейском современном понимании газон – это не просто скошенная до определённой длины трава. Это целый зелёный ковёр: пушистый, ухоженный, мягкий и застилающий практически весь участок.

Ещё одна модная тенденция – это дикий, будто бы запущенный сад. Разбить его не составит большого труда: просто высадите растения в хаотичном порядке и регулярно их поливайте. И пусть вас не смущают заросли, это особенно модно. Но помните, что выглядеть неухоженным и диким должен не весь сад, а лишь его небольшой участок (например, угловой).

Дорожки

Дорожки облагородят территорию и разделят её на зоны, поэтому без них при оформлении ландшафтного дизайна современного сада не обойтись. Причём недостаточно просто их протоптать и освободить от травы, важно облагородить все пути следования и придать им ухоженный вид. А сделать это вы сможете с помощью самых разных материалов: от тротуарной плитки или брусчатки до гальки или деревянных досок. Выбор будет зависеть от ваших предпочтений и от стиля, выбранного для оформления.

Совет: не стоит делать слишком много дорожек, они не должны буквально испещрять участок, это будет выглядеть слишком пёстро.

Водоём

В каждом современном саде есть водоём, ведь вода – это не просто красиво, она во всех древних учениях (в том числе и в таком актуальном в последнее время фен-шуй) считается символом процветания, благополучия и изобилия. Так что если у вас есть возможность, то непременно обустройте хотя бы небольшой рукотворный пруд.

Если позволяют средства, возможности и время, то можно расположить в саду бассейн, это точно порадует всех жильцов дома и удивит соседей. А чтобы получать эстетическое удовольствие и наслаждаться видом текущей воды, оборудуйте мини-водопад или небольшой фонтан, это тоже будет смотреться стильно, современно, шикарно и богато (а затраты совсем не обязательно будут баснословными).

Читайте также:
Купель для бани. ну, что может быть лучше!

Освещение должно не просто делать комфортным пребывание в саду в тёмное время суток, но и дополнительно украшать участок. Так что используйте не банальные светильники, а оригинальные светящиеся камни (это последний тренд в ландшафтном дизайне), креативные работающие на солнечных батарейках уличные фонарики, тематические и стилизованные фонари, яркие гирлянды и так далее.

Для декора и облагораживания сада можно использовать различные садовые фигуры или даже статуи, милые плетёные кресла, гамаки, различные интересные держатели для растений и так далее. А ещё вы можете смастерить оригинальные и по-настоящему эксклюзивные вещицы своими руками, причём из ненужных и подручных материалов: прутьев, веток, старых вёдер или тазов.

Рекомендации

Несколько полезных советов:

    Ландшафтные дизайнеры советуют обозначать центральное место, оно позволит сделать пространство ещё более упорядоченным, а также создать оригинальный и яркий акцент. В самой середине участка можно расположить, например, водоём, статую или шикарную цветочную композицию. Чтобы сад выглядел стильным и ухоженным, старайтесь избегать его чрезмерной пестроты. Это значит, что оформление следует выдержать либо в одной гамме, разбавив её нейтральными тонами, либо в нескольких оттенках. Если вы предпочли первый вариант, то не стоит выбирать чрезмерно яркие цвета, они быстро надоедают и могут раздражать. В качестве «разбавочных» нейтральных тонов можно использовать бежевый, белый, серый, молочный. Если вам ближе более разнообразные цветовые решения, то не стоит использовать больше трёх оттенков. И все они должны идеально сочетаться между собой. Но это вовсе не значит, что они не могут быть яркими, порой именно оригинальные контрасты задают основную атмосферу и вносят в ландшафтный дизайн некую изюминку. Активно используйте современные устройства и приспособления, ведь современный сад должен отнимать минимум сил у владельца и доставлять максимум удовольствия. Например, можно оборудовать автоматическую систему полива, которая позволит не переживать по поводу того, что растения засохнут. Также организуйте автоматизированное освещение, используя датчики движения, реагирующие на присутствие людей на территории. Следите за чистотой сада и ухаживайте за ним. Вовремя и регулярно подстригайте газон, срезайте слабые побеги растений, убирайте опавшие листья или цветки. Помните о том, что сад не может быть тесным. И если вам не посчастливилось стать обладателем площади, составляющей больше, чем стандартные шесть соток, то не стремитесь уместить на территории всё, что вы увидели в журналах, посвящённых дизайну, или же в современных фильмах. В этом случае сад будет переполненным, а это совершенно не сделает его привлекательным, стильным и современным. Во-первых, откажитесь от чего-то не самого важного. Например, не стоит высаживать объёмные кусты или высокие цветы, ограничьтесь небольшими бордюрами вдоль дорожек. И без водоёма вполне можно обойтись. Во-вторых, сократите размеры некоторых зон. Они не пострадают от этого, зато вы освободите место и сделаете сад более просторным. Постарайтесь максимально замаскировать все коммуникации, чтобы они не бросались в глаза и не портили общий внешний вид. При необходимости воспользуйтесь услугами специалиста – ландшафтного дизайнера.

Пусть ваш сад станет стильным и современным!

Современный детский сад — это…

Светлана Карловна Соболева
Современный детский сад — это…

Современный детский сад – это «пространство для больших возможностей», в котором ребенку предоставляется свобода выбора в самовыражении, в общении, направлениях развития.

Современный детский сад: это дом, в котором фундамент — взаимоотношения воспитанников, родителей, воспитателей, стены — дети, семья, коллектив детского сада, вооруженный современными знаниями, технологиями и интересом к делу, крыша — государственная поддержка; это дом, в котором дошкольник весел и счастлив; это дом традиций и инноваций, здоровых детей; это детский сад с предметно-развивающей средой, где растут и развиваются и дети, и взрослые; это своеобразное дерево, которое постоянной заботы.

Но сначала немного истории.

Ф. Фрёбель (21.04.1782 – 21.06.1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц», создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению,

Читайте также:
Поразительно компактный и практичный дом в чёрном контейнере.

Очень даже неплохо, ведь так?

А теперь вернемся к настоящему.

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Действительно, все дошкольные образовательные учреждения утверждают, что с 2015 года они работают по новому стандарту.

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. В него объединяются все обязательные требования к каждому уровню обучения, принципы организации обучения – в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т. д.)

У каждой ступени образования – дошкольной, общей начальной, основной общей и т. д. – есть свой стандарт. Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.

Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники должны быть готовы к обучению в первом классе, выпускники начальной школы готовы к средней школе и так далее.

Основные пункты требований ФГОС:

1. Требования к структуре образовательной программы.

2. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть дети в конце каждой ступени должны показать определенные стандартом результаты.

3. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия.

4. ” То есть, если раньше (с 1962 года) единственной обязательной для использования в детсадах была учебно-дисциплинарная программа воспитания и обучения, то теперь векторы поменялись. Сейчас «ручки на коленочки и в кружок» уже не приветствуется.

Если в былые времена необходимым элементом для детсадовцев была ориентация на школу: устанавливались маленькие парты, у детей формировалась усидчивость, и считалось, что это необходимое качество для поступления в школу, то теперь все по-другому. Теперь один из ведущих принципов – организация развивающе-предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка.

6. – Если мы говорим о развитии ребенка, о личностно-ориентированной модели, то такое право должно быть соблюдено. ФГОС отрицает «школизацию» дошкольного детства. Это самостоятельный период, не связанный со школой в плане подготовки к ней. Одно из условий качества – психолого-педагогические аспекты

Всем известно высказывание «Всё лучшее – детям». Кратко и емко одновременно. Современный детский сад должен полностью соответствовать народной мудрости. В эту беззаботную пору, естественно, нужно создать все условия, чтобы ребёнок запомнил этот период жизни как самый счастливый. Современные технологии и стандарты детских садов гарантируют это. Продуманный рацион питания, забавные игры, увлекательные занятия, комфортный сон и грамотные педагоги-воспитатели превратят жизнь дошкольника в сказочный мир детства.

Наше ДОУ старается двигаться в ногу со временем и уже несколько лет является инновационной площадкой по внедрению ФГОС. Основа работы нашего ДОУ – это эффективное использование новаторских идей и инновационных технологий в образовательном процессе, постоянное стремление к развитию и вместе с тем укрепление и становление традиций. Именно инновации и традиции – основные ориентиры для нашего ДОУ.

Внедрение в образовательный процесс новых игровых технологий – маршрутных игр в стиле геокешинг, квест игр, игр с элементами ТРИЗ адаптированных для дошкольников, дает возможность не только найти подход к развитию личности каждого ребенка, но и помогает развивать детскую самостоятельность, креативность и инициативность.

Укрепление традиций связано с введением в образовательный процесс регионального компонента «Омское Прииртышье». Побывать на экскурсии в лесу, отправиться на выставку картин, изучить объекты природы и старины, создать свои проекты стало одним из любимых видов деятельности детей.

Читайте также:
Газовый двухконтурный котел Rinnai

Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога – взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты.

Укрепление традиционного взаимодействия с семьями воспитанников направлено на вовлечение родителей в единое образовательное пространство. Особой популярностью пользуется «Маршруты выходного дня», где в прочном союзе «дети-родители-педагоги» проводятся мастер-классы, маршрутные игры и увлекательные досуги.

Педагоги нашего ДОУ направляют все свои творческие силы на создание «пространства для больших возможностей», условие для развития современного ребенка. Профессионализм коллектива подтверждается в победах на конкурсах различного уровня, а самое главное в любви детей и признание родителей.

Современный детский сад – территория счастья и психологического благополучия всех детей, способных сосуществовать в коллективе сверстников; территория интересных дел, которые вместе с детьми (а не за детей) придумывают и реализуют взрослые; территория ответственности родителей за то, чтобы каждодневная жизнь их детей была интересной и насыщенной.

Завершить свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

«Здравствуй, детский сад» Программные задачи: Помочь детям легче адаптироваться к детскому саду, создать положительный настрой, радостное настроение у воспитанников,.

Дизайн-проект «Детский сад — это второй дом для малышей». Оформление детского сада В настоящее время, я, Постоялкина Виктория Владимировна активно участвую в реализации дизанпроекта, считаю, что при выборе садика первое,.

Видео «Домик для замечательных ребят — это наш детский сад» Что такое детский сад? – Дом второй для всех ребят! Это милые, добрые умные, веселые, шумные и замечательные дети. Это второй после семьи.

ИКТ и детский сад ИКТ и детский сад. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают.

Конспект интегрированного занятия «Это волшебный фруктовый сад» Конспект интегрированного занятия. Тема: «Это волшебный фруктовый сад» + Рисование: «Яблони круглый год» Составила и провела: Воспитатели.

Проект «В детский сад за здоровьем» Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать.

Проект «Здравствуй, детский сад!» ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД» (АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ. 2 младшая группа №3 «Солнышко» Авторы: психолог Стародынова.

Тематическая неделя «Детский сад» Цель: вызвать у детей радость от нахождения в детском саду; развивать представления детей о детском саде как ближайшем соцокультурном окружении:.

Экологический проект «Превратим наш детский сад в цветущий сад» Экологический проект «Превратим наш детский сад в цветущий сад». Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный. Продолжительность.

Эссе воспитателя «Детский сад — это на всю жизнь» ЭССЕ «ДЕТСКИЙ САД – ЭТО НА ВСЮ ЖИЗНЬ». «Нам каждый год встречать и провожать И каждый день глядеть в ребячьи души Нам каждый час единство.

Современный детский сад
консультация на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_sovremennyy_detskiy_sad.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Современный детский сад – какой он?

Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты.

Современный детский сад, – каков он? Какова его архитектура? Какова площадь? Есть ли где разгуляться фантазии дизайнера? Будет ли просторно детям? Комфортно педагогам? Чем будет наполнено содержание детского сада в материальном и духовном смыслах?

Какими будут дети завтрашнего дня, какими будут их родители?

А какими будем мы, воспитатели завтра?

Обозначился круг вопросов, над которыми стоит задуматься!

Дети – это будущее государства. Поэтому всё лучшее – детям. Над проектами зданий детских учреждений работают перспективные архитекторы. Они ясно представляют себе цель и конечный результат своей деятельности. Их работу будет принимать комиссия, в состав которой обязательно будут входить заведующие детских садов!

Разрабатываются интерьеры, дизайн предметно-развивающей среды, все помещения наполнены игровым, обучающим, развивающим, интересным по содержанию, доступным по количеству, качественным по исполнению материалом. Это новые, современные игрушки, настольные, дидактические игры. Это разнообразные конструкторы всевозможных размеров. Это светлые просторные групповые комнаты, уютные тёплые спальни, для отдыха детей, дополнительные помещения для музыкального и физкультурного залов, оснащенные ярким функциональным оборудование.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Современный детский сад имеет прекрасно оборудованные детские площадки, позволяющие гулять в любую погоду, находить себе занятие на любой вкус. Ну что ж, при таких условиях не грех помечтать и о послушных, умных детках (каковыми они и являются, конечно). Они радостно идут в детский сад, наполненный любовью, теплом, светом людей, в нём работающих. В детском саду они хотят научиться играть, дружить, знать и понимать окружающую их действительность.

А педагогический коллектив детского сада готов оказывать образовательные услуги детям и их родителям, играть с детьми, экспериментировать, заниматься познавательно-исследовательской деятельностью, читать, считать, ориентироваться во времени и пространстве, рассуждать, доказывать, петь и танцевать, заниматься спортом утром, на прогулке, днём и вечером. И делать это с удовольствием, на высоком профессиональном уровне, так как 90% педагогов имеют высшее профессиональное образование.

Взаимодействие ДОУ и семьи

А каковы же родители будущего? Это люди с высшим и средним профессиональным образованием, имеют высокий уровень информационной культуры. Для них собственный ребенок – абсолютная самоценность, именно поэтому проблема безопасности, физического и психического комфорта являются одним из самых важных приоритетов. Образование воспринимается ими как инвестиционное пространство.

Это люди, которые понимают, чего они хотят от жизни, люди, строящие свою карьеру, свою семью, прогнозирующие будущее своих любимых чад. Поэтому они возлагают большие надежды на успешное образование, воспитание и развитие своих детей в детском саду. Лишь при взаимопонимании между родителями и воспитателями, взаимоуважении, тесном, плодотворном сотрудничестве возможно успешное, комфортное, радостное полноценное проживание детьми периода детства и надежда на успешное будущее.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьей: просвещение родителей должно касаться проблем существующих и интересующих родителей, оно должно свободно вписываться в график родителей; родители должны занимать активную позицию и сами должны быть активными участниками обсуждений; использование тренингов, практикумов, круглых столов; регулярное обновление материала на информационной доске для родителей и конечно же использование индивидуальной формы работы с родителями.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в ДОУ предметно – развивающей среды. Хорошо продуманная и организованная предметно – развивающая среда стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в воспитании личности ребенка.

Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменить характер общения с ним, творческую самостоятельность, и профессиональные рост людей, работающих с детьми. Учёные доказали, что основа творческого потенциала личности – воображение, истоки которого находятся в раннем возрасте, а в дошкольном стабильном периоде развития оно является центральным психологическим новообразованием (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и их последователи: О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина и др.) Исследователи доказывают, что раскрытие личности ребенка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие творческого потенциала, свободно, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии.

Восприятие ребенка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, эстетическом наслаждении. Выгодский Л.С. считал, что воображение, первоначально связанное с вниманием, восприятием, речью, мышлением и памятью, порождает эмоции, реализуется на основе воли, в первую очередь, осмысленной инициативности, развивает мотивацию, уровень притязаний, общительность, интересы, творческие способности и др.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития. Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлении, событий, гаммы чувств.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок – прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

В детских садах и школах принята групповая форма организации учебных занятий. Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.

Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов и воспитателей. Эта особенность педагогического процесса нашла отображение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.

Каждый ребенок помимо общих свойств, имеет индивидуальные качества, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход учения. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Взрослый для ребенка – прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Так же не стоит забывать и про гендерный подход в развитии дошкольника. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — мускульных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

Детский сад для ребят!

Ждёт всегда он дошколят!

Здесь всегда детишкам рады

и нет лучшей всем награды

чем весёлый детский смех,

вот работы в чём успех!

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии. М., 2000

Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Каким должен быть современный детский сад?

«Дошкольное образование: профессиональные стандарты и новые компетенции сотрудников»

Мы попросили Сергея Владимировича Плахотникова рассказать о том, что будет происходить в рамках проекта «Управление дошкольной образовательной организацией: “без воды”». Разговор, в том числе, пойдет о том, как использовать шкалу ECERS, как работает «ровесническая педагогика» и почему кубики лучше гаджетов.

Каким должен быть современный детский сад?

Детский сад должен, во-первых, быть вывернутым на изнанку, ближе к тому социуму, который его окружает. Детям необходима возможность исследовать все, что находится вокруг, – почта, пожарная часть, милицейский участок, ресторан, магазин, другой магазин, третий магазин…

Ребенку важно понимать, что еда, вещи, игрушки, книги, то есть всё, что его окружает каждый день, не с неба падают, а появляется благодаря труду людей вокруг.

Во-вторых, детский сад может и должен поддерживать детскую общность, сообщество ровесников со своим языком, своими смыслами, опытом.

Третья составляющая – у детей, воспитанников детского сада, безусловно, должен складываться образ грамотно действующего человека (это понятие ввел Евгений Евгеньевич Шулешко). То есть мы помогаем сформировать представление о, например, читающем человеке как норме. Для этого чтение должно стать средством общения между людьми: от чтения воспитателя перед сном до чтения своего имени на шкафчике.

Еще одна составляющая современного детского сада — исследование, право ребенка на ошибку, на возможность все попробовать, проверять. Так в строительстве из кубиков есть исследование, поскольку ребенок в виде объемной модели отображает свои представления об объекте. Исследование есть в, казалось бы, бессмысленной манипуляции с водой и песком. Обилие вопросов, которые ребенок задает ежедневно старшим или ровесникам – это тоже важный момент в исследовании. Хотя, у детского вопроса есть и регуляторная функция, когда ребенок, спрашивая, получает внимание.

Помимо этого, исследование предполагает риск. Дети исследуют свои физические возможности, то есть: с какой высоты могут спрыгнуть, как далеко могут бросить предмет, как высоко или быстро могут залезть и т.д.

Еще один очень важный момент связан с самостоятельностью. Об этом сейчас говорят и пишут достаточно, но мало кто делает. Очень сложно снять себя с ребенка и позволить ему отвечать за собственную жизнь в предлагаемых обстоятельствах детского сада.

Опытные воспитатели понимают, что уклад детского сада связан не столько с «режимными моментами», сколько с подробностями организации детской самостоятельности.

К примеру, дневной сон в большинстве детских садов не предполагает возможности приготовить кровать до и после сна. А это важнейший момент, когда есть возможность встать с двух сторон кроватки и натянуть простыню вдвоем с товарищем, почувствовав соразмерное натяжение ткани, подоткнуть края под матрас, вскинуть одеяло и плавно его опустить, взбить подушку…

Педагогика будущего

Ровесническая педагогика была разработана и придумана Евгением Евгениевичем Шулешко, Вячеславом Михайловичем Букатовым, Александрой Петровной Ершовой. На мой взгляд, это педагогика будущего.

Она позволяет человеку быть свободным в отношениях с другими людьми, потому что тот знает, как действовать в неопределенной ситуации, на что опираться.

Детей часто воспитывают как индивидуалистов, ориентированных на достижения. Их балуют медалями, их поздравляют, вручают призы за всякие глупости… Они вырастают социально-ориентированными индивидуалистами, зачастую чрезмерно послушными.

Ровесническая педагогика — о другом. Мы готовы к невзрачным детским результатам. Мы готовы с ними разбираться. Готовы их уважать. Ровесническая педагогика — это отношения равных перед неопределенным будущим. В ровеснической педагогике взрослые создают условия, в которых возникающие противоречия между детьми не доводятся до конфликта, а разрешаются в деле, потому что общее дело важнее сиюминутных капризов. Нам очень важна дружественность, построенная на общности интересов, а не социально-приемлемом поведении.

Волшебная шкала

На школе педагогов и директоров мы поговорим о ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale). Это шкала, инструмент управления развитием дошкольной организацией, которую мы внедряем пи поддержке специалистов МГПУ, Института системных проектов, их образовательной программы «Независимый аудит качества дошкольного образования с помощью шкал ECERS». Обученные эксперты могут измерить уровень развития образовательной среды детского сада не для того, чтобы по результатам управленцы делали кадровые перестановки, а для того, чтобы образовательные учреждения понимали, где их ресурсные места и, соответственно, могли создавать собственную программу развития.

По назначению – это инструмент управления изменениями, это зеркало, которое позволяет сотрудникам детского сада всякий раз возвращаться к ребенку, его подлинным потребностям.

Что шкала позволяет преодолеть? Во-первых, изменить структуру программы, опираясь не на занятийную форму организации жизни ребенка, когда его водят от одного взрослого к другому, а на логику жизни группы ровесников и освоение родной культуры через общее дело. Во-вторых, позволяет избавиться от превалирования «конкурсного» способа управления изменениями, мотивации дошкольников к учению через соревнование от доминанты фронтальной работы с детьми, нацеленной на воспроизведение образца, от нехватки времени для развития свободной игры.

К чему может привести работа коллектива детского сада со шкалой

Например, неожиданно в группах детского сада появились песок и вода в доступе у детей. Неожиданно оказалось – машинки можно брать с полок без разрешения. Неожиданно воспитательница, утром встречая детей, начала им радушно улыбаться, называть их по имени и здороваться с родителями, а не ждать, пока они проникнут в группу. Неожиданно появился уголок в группе, который прикрыт ширмой, и туда можно пойти, прилечь и остаться одному или со своим другом. Неожиданно в группе появилось большое обилие кубиков и разного строительного материала, из которого много чего можно построить. Неожиданно книжки внутри группы начали обновляться в связи с тем, какие темы детей волнуют, потому что воспитатель озадачен этим. Неожиданно воспитатели стали проявлять живой интерес к детским идеям и вопросам, стали поддерживать самостийную детскую игру, а не игры по плану, дисциплина при этом налаживается, в группах сада доминирует дружественная и рабочая атмосфера.

Забудьте о девайсах

Что такое девайс или электронное средство? Это средство, которое помогает нам сэкономить или убить время. А дети — они аристократы. Для них темы экономии времени вообще не существует. «Быстрее, быстрее, быстрее!» — говорят взрослые. А дети увлекаются… У них свое время, оно такое насыщенное, от события к событию. А у нас от дела к делу. То есть по плану от пункта к пункту…

Ребенок долго может выстругивать палочку, забивать гвоздь, не думая о том, что нарушает какой-то план и что надо куда-то спешить, он может себе это позволить. При этом ребенок не может ничего не делать. Я почти не встречал ничего не делающих детей.

Ничего не делающие дети — это дети, развращенные взрослыми.

Вместо девайсов для развития намного эффективнее… кубики. Большие. Чтобы ребенок мог строить конструкции своего роста. Во всем мире эта простая идея востребована. У наших же детей даже из стульев и столов строить не разрешают. При этом во время игры, когда дети преобразуют пространство самостоятельно, самоорганизуются, тогда и происходит истинное развитие.

Возвращаясь к новым технологиям: если девайсы внедрять, то это имеет смысл делать в третьем классе. Тогда, когда ребенок уже получил базовые навыки: вырезать, приклеивать, раскрашивать, читать, писать, считать, в этой ситуации детям важно сэкономить время, тогда девайсы приходятся впору.

Что нам делать с родителями?

Детский сад – это сообщество. Детское и взрослое. Поэтому мы не должны забывать о родителях. Сообщество родителей вокруг детского сада и, причем, лояльных родителей, поддерживающих – это очень важно.

Родителей надо ценить и при этом научиться держать границы. Не быть продавленными родителями. Потому что мы знаем, что ребенку полезно. И если мы профессионалы, специалисты в раннем развитии, то сможем убедить родителей нас слушать.

Я все время говорю воспитателям и учителям моим: «Ребята, мы можем с родителями разговаривать в «четырехугольнике». Первое — было так, стало вот так. Для того, чтобы так стало, мы сделали вот это. А Ваш ребенок имеет ресурсы сделать следующий шаг, и этот шаг будет вот такой». Все. Больше ничего не нужно для полноценных взаимоотношений с родителями.

Знаете, я тут недавно встречался с известным проповедником, отцом Дмитрием Смирновым. Он мне в разговоре передал услышанную недавно африканскую пословицу — «для того, чтобы воспитать одного человека — нужна целая деревня».

Где ты найдешь деревню в мегаполисе? Не найдешь. А вот детский сад — хорошая деревня. Это место, чтобы заложить нормальные, человеческие отношения, чего не сможет сделать ни один даже самый навороченный гаджет.

Плахотников Сергей Плахотников — известный эксперт по дошкольному образованию, возглавлял различные образовательные учреждения, сейчас — руководитель структурного подразделения «Начальная школа ОАНО “Новая школа”» и регионального проекта «Детские сады г.Альметьевска: высокое качество образовательной среды через развитие открытого профессионального взаимодействия педагогов».

Ссылка на основную публикацию