Farnsworth house. Святой Грааль немецкого модерна
Farnsworth house, построенный между 1945 и 1951 для доктора Эдит Фарнсворт в качестве дома для отдыха, рассматривает основные вопросы взаимодействия между человеком и его окружением. Именно в нем Людвиг Мис ван дер Роэ полностью воплотил свою концепцию о сильной взаимосвязи между домом и природой. Находящийся в штате Иллинойс, дом расположился на участке в 24 гектара, по которому протекает река Фокс.
Объект: дом Фарнсуорт / Farnsworth house
Архитектор: Мис ван дер Роэ
Год постройки: 1951
Адрес: 14520 River Road, Plano, IL 60545, Соединенные Штаты
Офицальный сайт: http://www.farnsworthhouse.org/
Конструкция и концепция дома Farnsworth
Одноэтажный дом площадью 140 м 2 состоит из восьми стальных колонн, которые поддерживают крышу и пол, эти колонны имеют структурную и декоративную функцию.
В промежутках между колоннами находятся окна от пола до потолка по всему дому, открывая вид на лес вокруг. Идея проекта дома была в том, чтобы обеспечить приватность в доме с помощью деревьев, расположенных на частной территории.
Святой Грааль немецкого модерна
Людвиг мисс ван дер Роэ объяснил так эту концепцию: «Природа тоже должна жить своей собственной жизнью. Мы должны быть осторожными, чтобы не нарушить ее цветом наших домов и внутренней отделки. Тем не менее, мы должны попытаться объединить природу, дома и людей в высшем единстве».
Архитектор хотел, чтобы конструкция была как можно более свободной и легкой, и поэтому он поднял дом на 1,6 метров от земли. Благодаря этому кажется, что здание парит над землей. Помимо стен в центре дома, ограждающих ванные комнаты, кухню, шкаф и камин («ядро»), планировка полностью открыта в традиции истинного минимализма. Тем не менее, по чертежам видно, что на потолке запланированы карнизы для разделения пространства. Архитектор при проектировке дома предусмотрел и создал возможность зонирования помещения.
История дома Farnsworth
Построенный дом Farnsworth в результате стал идеальным проектом архитектора, но его омрачила огласка спора между архитектором и заказчиком, который начался в конце строительства. Общая стоимость дома составляла $ 74000 в 1951 году. Перерасход в размере $ 16000 по сравнению с утвержденным до начала строительства бюджетом, был связан с послевоенным увеличением цен на материалы. Мис ван дер Роэ подал иск за неуплату в размере $ 28 173, затем доктор подала встречный иск о возмещении ущерба в связи с предполагаемой халатностью, который был отклонен. Суд обязал доктор Эдин оплатить счета.
При планировке Мис ван дер Роэ признавал опасность затопления. Он проектировал дом на высоте, чтобы защитить его от самых высоких прогнозируемых паводков, которые ожидались через каждые сто лет. Уже в 1954 году река поднялась на шесть футов выше столетней отметки и затопила дом. Тем не менее, Мис был не в состоянии предвидеть увеличение стока воды, вызванного развитием в районе Чикаго, которое и привело к наводнениям. Современные исследования утверждает, что дом затапливало около шести раз (последний в 2008 году).
В 1972 году, Farnsworth house был приобретен британским магнатом недвижимости, коллекционером произведений искусства лордом Питером Палумбо. Он добавил кондиционер, обширное озеленение и свои коллекции произведений искусства.
Теперь дом работает как музей и открыт для посещений как музей. Он включен в Национальный реестр и получил статус Национального исторического памятника в Америке.
Карьера Людвига Миса ван дер Роэ была долгим и терпеливым поиском архитектуры, которая была бы истинным выражением души своей эпохи промышленного производства. Он хотел использовать архитектуру как инструмент, чтобы примирить желания и настроение человека с новым духом массового общества. Хотя были некоторые проблемы с содержанием дома, нет никаких сомнений в том, что это воплощение простоты в чистом виде.
Дом из стекла Фарнсуорт архитектора Миса ван дер Роэ, Плано, Иллинойс, США
Стеклянный дом Филипа Джонсона и дом Фарнсуорт Миса ван дер Роэ часто сравнивают, но то, чем они отличаются, гораздо важней их сходства. Оба представляют собой стеклянную коробку с открытым планом, примерно одинакового размера, разработаны для частного владения. Но первый твердо стоит на земле, а второй немного парит над ней. Джонсон попытался сделать так, чтобы структура дома затерялась, а Мис четко ее выделил. И, конечно же, цвета – один черный, а другой белый.
Джонсон закончил свой проект на два года раньше Миса, однако, он подсмотрел у коллеги некоторые детали. Мис уже много лет изучал идею использования пространства, что видно по его поздним работам. В этом смысле дом Фарнсуорт был очень важной работой на пути развития этой мысли. Конечно же, дом не сильно подходит для проживания, но зато является истинным шедевром современной архитектуры.
Кратная информация
- Год завершения строительства: 1951;
- Архитектор: Людвиг Мис ван дер Роэ;
- Расположение: Плано, Иллинойс, США;
- Размер: 140 квадратных метров.
Заказчица и архитектор познакомились на ужине у совместного друга в конце 1945 года. Фарнсуорт была знакома с творчеством Миса и попросил спроектировать для нее загородный дом, в котором можно было бы проводить выходные. В этот же вечер архитектор дал свое согласие.
Фарнсуорт уважала Миса и его креативные идеи, поэтому дала ему много свободы действий. Ее прельщала мысль, что этот дом мог стать прототипом новой американской архитектуры.
Загородная резиденция стоит на реке Фокс и чтобы избежать затопления, Мис поместил ее чуть выше уровня реки. Он также расположил дом параллельно реки, чтобы из него открывался выигрышный вид на окрестности.
Он состоит из трех параллельных плоскостей: пол, крыльцо и крыша.
Два крыльца намерено придают дому некую асимметрию, а также направляют посетителей так, чтобы вначале они увидели дом с южного фасада.
Северная сторона настолько скучна, что ее можно было бы назвать совсем не интересной, если бы не одна деталь. Отсюда можно заметить, что пол и потолок выходят на рамки колон. В конце концов, именно Мису принадлежит фраза “Бог в деталях”.
Этот нюанс придается всему дому легкость и невесомость, тогда как за ее осуществлением стояли долгие, точные, тяжелые расчеты.
С этого ракурса видно, как Мис включил реку и все окрестности в свой план. Однако заказчице не понравилось такое отсутствие приватности, и она установила на окнах завесы.
Здесь начинается неприятная история, связанная с домом. Когда строительство было окончено, и Фарнсуорт въехала в дом, архитектор с ней уже не общался. Он подал на нее в суд, потому что она отказывалась платить, а она подала встречный иск, основываясь на том, что дом не подходит для жизни. Архитектор выиграл оба дела, но больше не брался за частные резиденции.
Вход в дом расположен между столовой и кабинетом. За деревянной стеной есть две ванные, кухня и камин. Перед ней гостиная, которая на фото. Вдали виднеется шкаф, который был установлен уже после завершения проекта, а за ним спальня.
Мис верил, что такое использование стекла будет способствовать единению человека с природой.
Несмотря на взаимные иски, хозяйка владела домом более двадцати лет. В 1972 году его купил другой владелец, убрал все завесы, установил кондиционеры и разрешил людям посещать его, пока хозяина не было.
Спустя тридцать лет дом был выставлен на аукцион и выкуплен совместными усилиями защитников здания и Национального фонда охраны памятников истории.
За последние двадцать лет река Фокс поднялась выше уровня пола, поэтому в 1996 году его подняли еще выше в ходе реконструкции. Наводнения угрожают дому и сейчас, но фонд уже знает, как действовать, чтобы защитить интерьер.
Мир путешествий в фотографиях
Дома, построенные на скалах
В мире существует много интересных мест, о которых многие из нас даже не догадываются. А когда узнают о них, то отказываются верить в то, что такие существует. В этой теме я хочу представить наиболее необычные и нереально красивые места, предназначенные для жилья человека.
Говоря о жилище, человек привык представлять городскую квартиру или частный дом, который находится либо в черте города, либо за городом. Но в мире существует много необычных домов, во многих из которых, согласился бы жить каждый.
Итак, краткий обзор необычных и загадочных домов, которые по тем или иным причинам были построены на скале (или в скале).
The Cliff House — знаменитый ресторан, который находится на океаническом побережье Калифорнии, недалеко от Сан–Франциско. Это потрясающе красивое здание было было одним из символов Восточного Побережья. Построенное впервые в 1863 году, здание дважды сгорало и один раз пережило серьезное землетрясение. Так оно выглядело с 1884 до 1907 года, когда сгорело в от банальной поломки дымохода. Здание реконструировали в конце 1970–х. Ресторан существует до сих пор.
The Cliff House The Cliff House The Cliff House Cliff House в наше время
Сана. Wadi Dhar. Построен этот пятиэтажный дворец в Йемене в 1930 году Имамом Яхьей как летняя резиденция. Но это не его идея, вырастить дом на скале — Дворец был воздвигнут на фундаменте, заложенном ещё в доисторические времена. После свержения Имама в 50-х годах, Дворец перешел в собственность государства Йемен. Долгое время здание пустовало, а в 1990 году на него было множество планов. Но после реставрации Замок стал музеем. Сегодня в нем организовываются выставки картин и фоторабот, посвященных Йемену, а так же, культурные мероприятия — танцевальные коллективы приезжают в это сказочное место в национальных костюмах со всех уголков страны.
Сана. Wadi Dhar Сана. Wadi Dhar
Больше фотографий Дворца можно посмотреть тут: http://karina-yem.livejournal.com/84053.html?thread=839253
Скалистые столбы Метеора. Находятся эти необычные, и вместе с тем завораживающие каменные изваяния недалеко от реки Пиньос в 1-2 километрах к северу от греческого городка Каламбака (Kalambaka) (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала. Вершины этих скальных образований возвышаются более чем на 300 метров, отдельные из них достигают 600 метров. А самое уникальное в этой местности то, что на вершинах этих скалистых изваяний, построены человеческие жилища, которые называются Скалистые столбы Метеора (Meteora).
Скалистые столбы Метеора
Замок Даннотар (Dunnotar Castle) — Место, где построен шотландский замок Даннотар — скалистое плато площадью чуть больше гектара на высоте 50-ти метров, со всех сторон окружено морем и соединено с основной частью суши лишь узенькой тропинкой. Подробнее о замке Даннотар можно прочесть тут:
Замок Даннотар (Dunnotar Castle) Замок Даннотар (Dunnotar Castle) Замок Даннотар (Dunnotar Castle) Замок Даннотар (Dunnotar Castle)
Замок Нойшванштайн — сокровище Альп. Замок Нойшванштайн (что в переводе означает «Новый лебединый утес») был возведён по указанию «сказочного короля» Любвига II, очень не любившего Мюнхен, но любившего строить, как писал Фейхтвангер, «в разных труднодоступных местностях дорогостоящие, роскошные замки«. И все его строения получались удивительно красивыми, как в сказке, за что короля и прозвали “сказочным”.
О своем собственном чудо-замке Людвиг II начал мечтать еще в детстве. С раннего возраста он любил участвовать в театральных представлениях и наряжаться. Лето королевская семья проводила в Хохеншвангау, родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году. Сам немного романтик, Максимилиан для работы над проектом реставрации замка нанял не архитектора, а художника-сценографа.
Строительство замка началось в 1869 году и продолжалось вплоть до 1886 года. Посвящен замок был рыцарю Лоэнгрину и первоначально задумывался как трехэтажная готическая крепость. Постепенно проект претерпевал изменения, пока замок не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига II, соответствовало легенде.
Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей — переднего и заднего Швангау. Людвиг II приказал на этом месте путем взрыва скалы, опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца».
Подробнее о Замке Нойшванштайн можно прочесть тут: http://lifeglobe.net/blogs/details? >
Замок Нойшванштайн Замок Нойшванштайн Замок Нойшванштайн Замок Нойшванштайн Замок Нойшванштайн Замок Нойшванштайн
Замок «Ласточкино гнездо», г.Ялта (Украина, Крым). Здесь жили: русский генерал, придворный врач, московская купчиха, нефтяной промышленник и барон, московский ресторатор. Дом на скале сносили, строили новый, конструировали и реконструировали. Каждый новый хозяин видел в этом замке что-то свое и хотел переделать его под себя. Но замком (из обычного дачного домика) «Ласточкино гнездо» сделал нефтяной барон, который любил по долгу бывать в Крыму. Он отдал проект «Ласточкино гнездо» автору и проектировщику Красной площади в Москве, и автор постарался, чтобы сооружение готического стиля выглядело легко и романтично.
В 1927 году замок пострадал от сильного землетрясения и в скором времени его пришлось закрыть по причине аварийности сооружения. И только спустя 40 лет, после ремонта, замок вновь открыл свои двери для туристов и путешественников.
Замок «Ласточкино гнездо» Замок «Ласточкино гнездо» Замок «Ласточкино гнездо»
Предъямский замок. Расположен замок в Словении в 12-ти километрах к северо-западу от Постойны и 9 км от Постойной пещеры. Это «гнездо» — величайший образец великолепного мастерства, средневекового воображения, храбрости и непокорности — встроено прямо в скалу высотой 123 метра.
История Предъямского замка уходит своими корнями в глубокое прошлое: замок был построен в XII веке и остался внешне таким, каким мы видим его сегодня.
Самый известный хозяин замка – Эразм — поселился в нем в XV веке. Жить в огромном и холодном замке было не слишком приятно, зато безопасно. А Эразму было от кого скрываться: поссорившись однажды с одним из родственников цезаря и убив его, Эразм обрек себя на вечное преследование. Вот и нашел он себе спасение от гнева властителя и наемной погони в Предъямском замке.
Предъямский замок Предъямский замок Предъямский замок Предъямский замок
Свято-Успенский пещерный монастырь. В нескольких километрах от Бахчисарая (Крым) находится живописное ущелье Марьям-дере, что в переводе с татарского означает «ущелье Марии». В этом ущелье расположился не только пещерный город, но и пещерный монастырь.
Свято-Успенский пещерный монастырь Свято-Успенский пещерный монастырь Свято-Успенский пещерный монастырь
Департамент Cotes-d’Armor — находится на севере Франции в городе Плоугрессант (Plougrescant). Сам домик принадлежит коммуне «ТTrois Rivires», население которой 1400 человек. Основана коммуна французскими хиппи и зарабатывает на свое существование туризмом.
Департамент Cotes-d’Armor Департамент Cotes-d’Armor Департамент Cotes-d’Armor
Дом Клингстона. Владелец этого дома — 79-летний архитектор из Бостона г-н Генри Вуд. Он приобрел столь необычный и красивый дом с бывшей женой Джоан в 1961 году за $ 3600. Особняк был пуст на протяжении двух десятилетий. Клингстон был построен дальним родственником Ловеринг Уортоном. Г-н Уортон работал с художником Уильямом Трост Ричардс, чтобы создать дом с 23 -мя комнатами на трех сторонах, исходящих от обширного центрального зала. Общая стоимость строительства, которое было завершено в 1905 году, обошлась в $ 36,982.99. Но валюта в 1905 году была не такой, как сейчас. Возможно стоимость дома на сегодняшний день, оценивается около $ 4 миллионов.
Дом-маяк Томаса Поинта находится в Мэриленде, в Чесапикском заливе чуть севернее устья South River (Южная Река). Этот необычный дом был создан на отмели еще в 19 веке (август 1885), и уже больше двух веков омывается речными волнами и предупреждает проходящие суда об опасности.
Дом-маяк Томаса Поинта Дом-маяк Томаса Поинта
Dar al-Hajar или «Дом на скале» служил зимней резиденцией Имама Яхьи, который правил Йеменом с 1918 по 1948 год. Дворец был построен на скале в 1930-х годах и стал культурным символом Йемена.
Dar al-Hajar или «Дом на скале»
Дом на острове-скале. Это не просто дом и не на простом острове в Исландии, а мечта многих креативных дизайнеров — одинокий дом на одинокой скале. Одиночество, творческая обстановка для генерации идей, великолепные виды и ощущение простора, а значит и свободы.
Дом в Исландии на острове-скале
Этот необычный дом на скале, который находится в Таиланде, был построен не для развлечения. Человек, который обитает в этом жилище, выполняет функции охранника этой скалы, выросшей в буквальном смысле слова из воды.
Дело в том, что скальный останец содержит огромное количество ласточкиных гнезд, которые селятся в щелях и промоинах камня. А человек, который живет на этой скале, занимается тем, что каждую весну собирает со всех гнезд яйца и переправляет их в Китай. В Китайской кухне ласточкины яйца считаются большим лакомством, очень дорогим и полезным продуктом. Вот по этой причине некоторые предприимчивые люди вынужденны были построить такое необычное жилище на верху скалы и охранять свои будущие доходы.
Таиланд, охранная хижина
Частный дом в Швейцарии уютно расположился на краю скалы.
Дом на скале в Швейцарии
Каменный Дом в Португалии. На мой взгляд, самый идеальный вариант жилья для людей, любящих горы и занимающихся скалолазанием. Тут тебе и жилье, и боулдеринг вместе.
Каменный Дом в Португалии
Каменный Дом в Португалии
Заброшенный дом на небольшой скале около берега в Индийском океане.
Дом на берегу Индийского океана
Дом в скале, который находится в городе Кашина (Cascina, Италия).
Дом в скале, город Кашина (Cascina)
И еще небольшая фотоподборка необычных домов из испанского города Сетениль-де-лас-Бодегас, которые смотрятся как вросшие в буквальном смысле слова, в скалы. Сетениль-де-лас-Бодегас (исп. Setenil de las Bodegas) — город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Кадис, в составе автономного сообщества Андалусия. Муниципалитет находится в составе района Сьерра-де-Кадис. Занимает площадь 82 км². Население 3016 человек (по данным на 2005 год). Расстояние 157 км до административного центра провинции.
Город Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания Город Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания Город Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания Город Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания Город Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания Город Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания Город Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания Город Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания
Автор статьи: Татьяна Сенченко
Людвиг Мис ван дер Роэ: гений универсального пространства
27 марта родился выдающийся архитектор и дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 — 1969). Его любовь к стеклу и стали, простая геометрия и принцип «Меньше — значит больше» определили архитектурный облик современных городов
27 марта исполняется 133 года со дня рождения легендарного Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe 27.03.1886 — 17.08.1969) — знаменитого немецкого архитектора-модерниста, одного из основателей и ведущего представителя «интернационального стиля», дизайнера и автора культовой коллекции мебели Barcelona, неподражаемого директора Баухауса, ярого поклонника стекла и стали.
Главной темой его творчества всегда был и оставался непреложный функционализм, отказ от погони за голым формализмом и желание ответить на вопрос, что есть главная задача архитектуры.
Людвиг Мис ван дер Роэ родился в 1886 году в Аахене. Первые уроки строительного искусства получил благодаря своему отцу — простому тесальщику камня. После трудного периода ремесленной школы и различных мастерских в 1905 году он переезжает в Берлин, где поступает на работу в архитектурное бюро немецкого классициста Петера Беренса (Peter Behrens). Именно здесь закладываются истоки его философии во главе с конструктивизмом, как первоосновой архитектуры. Благодаря службе в бюро также происходит его знакомство с молодыми Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) и Ле Корбюзье (Le Corbusier).
В 1911–1912 Людвиг Мис руководил возведением здания немецкого посольства в Санкт-Петербурге по проекту Беренса. Тогда же, из желания приблизиться к немецкой знати, молодой архитектор создает себе новую фамилию. К своему имени он добавляет девичью фамилию матери «Роэ» и голландскую аристократическую приставку «ван дер» (воспользоваться традиционным немецким «фон» было невозможно из-за юридических нюансов).
В 1913 году Людвиг Мис ван дер Роэ открывает собственное бюро, а в конце 1920-х его приглашают принять участие в проектировании поселка Вайсенхоф. Вниманию общественности немецкий архитектор представляет трехэтажный жилой дом со свободной планировкой. Основные секции, лестничные клетки, кухни и санузлы внутри помещений были зафиксированы, для всего остального оставались подвижные перегородки. Т.е. внутри каждой отдельной квартиры оставалась возможность образования новых произвольных форм.
Как это ни печально, самая знаковая постройка немецкого архитектора не сохранилась до наших дней в изначальном виде. Речь идет о павильоне Германии на Всемирной выставке в Барселоне 1929 года. «Интернациональный стиль» Миса ван дер Роэ достиг апогея: плоская крыша символизировала отказ от национальных культурных особенностей архитектуры и излишнего украшательства в пользу чистого функционализма и рационализма.
Простые линии прочных стальных опор, большое количество черного и дымчатого стекла, разнообразие поверхностей из мрамора, оникса, травертина. Все здесь подчинялось одной лишь «мисовской» фантазии и строилось на принципе сквозного движения пространства, которое свободно перетекает через полупрозрачные перегородки и растворяется в контрастной окружающей среде. После окончания выставки павильон был разобран и отправлен в Германию, воссозданием занялись лишь в 1980-х годах несколько каталонских архитекторов. Исключительная точность и тщательность реконструкции позволила современным поклонникам архитектуры буквально прикоснуться к шедевру.
Кстати, именно для павильона Германия был разработан культовый предмет мебели кресло Barcelona. Силуэт объекта был основан на курульном кресле древнеримской знати, хотя от старого образа остались лишь Х-образные ножки. Каркас был выполнен из излюбленного материала немецкого гения — хромированной стали.
В начале 1930-х годов Людвиг Мис ван дер Роэ недолгое время возглавлял школу Баухаус, а позднее был вынужден эмигрировать в США. В 1938 году архитектор обосновался в Чикаго и получил предложение возглавить Иллинойсский технологический институт. Не упуская возможности, Мис инициировал перестройку местного кампуса; многие здания его авторства функционируют до сих пор.
В Америке архитектор отходит от принципов функционализма в погоне за чистой формой — конструкционным идеалом становится простой стеклянный параллепипед. Мастер продолжает работу, проектируя идеальные геометрические высотные здания под девизом универсальности пространства.
Среди них — Сигрэм билдинг в Нью-Йорке, IBM плаза в Чикаго, небоскребы в Торонто. Последней масштабной работой Миса стала Новая национальная галерея в родной Германии (Западный Берлин), построенная в 1968 году. Спустя год архитектор умер в Чикаго.
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Стеклянный дом Фарнсворт архитектора Людвига Мис ван дер Роэ в Плано, штат Иллинойс
Цвета домов и интерьеров не должны уничтожать природу вокруг.
![]() |