Парадоксальный дизайн или футуристический дом для японской семьи

Вперед в будущее: 7 повседневных устройств с футуристическим дизайном

Современный умный дом – не только куча гаджетов, которыми можно управлять со смартфона. Это еще удобство и эстетика. Правда, чайники, водонагреватели и вентиляторы не получают такого внимания, как новые модели ноутбуков и смартфонов. Обидно! Пикабу и Ariston выбрали бытовые устройства, которые выходят за рамки привычного и вполне бы могли появиться в сериале «Черного зеркала».

Британская компания KEF с 60-х годов работала над акустическими системами. А в начале 2000-х решила создать новый продукт — нечто среднее между арт-объектом и гаджетом из категории «люкс». Разработку поручили промышленному дизайнеру Россу Лавгроуву. Детство Росса прошло в Уэльсе, в семье военного. В его окружении никто не увлекался дизайном, поэтому ему оставалось расписывать фигурки гномов в саду. Но к началу нулевых работы дизайнера уже выставляли в галереях и оценивали в десятки тысяч долларов.

KEF Muon презентовали в Национальном музее науки и техники Леонардо да Винчи в Милане. Алюминиевые двухметровые звуковые скульптуры одновременно напоминают об интерьерах в «Космической одиссее» 2001 года и о метаморфозах T-1000 из «Терминатора 2»

Лавгроув говорит, что его задача — «переводить» язык технологий в бытовые объекты. А еще он называет себя эволюционным биологом, потому что вдохновляется живыми организмами и их трансформациями. Так, разработанная им лестница напоминает двойную спираль ДНК, а уличный фонарь отсылает к форме дерева. Лавгроув считает, что принцип органического дизайна можно перенести на любой объект. Пример тому — концепт-кар Twin’Z для Renault. Неоновый электромобиль одновременно похож на клеточную структуру под микроскопом и на причудливое насекомое с флуоресцентным свечением.

Кулеры, кондиционеры, водонагреватели — эти устройства едва ли можно встретить на выставках дизайна. Большинство компаний делают ставку на функциональность, так что эстетика отходит на второй план. Ariston пошла по другому пути и привлекла к разработке водонагревателя Умберто Палермо — итальянского промышленного дизайнера, который сотрудничал с брендами Fiat, Volkswagen China Faw и Dongfeng Nissan. Его главная страсть — это проектирование концепт-каров. В 2018 году дизайнер даже представил собственную версию спорткара Alfa Romeo 4C, поскольку сама компания забросила разработку модели. Несмотря на увлечение автомобилями, Палермо интересовала бытовая техника. Создавая продукты для Ariston, он изобрел термин waterfurniture, то есть мебель для систем водоснабжения. Прежде никто не рассматривал бойлеры как предмет интерьера, но итальянец решил поменять правила игры.

Разработанная Палермо модель ABS VELIS EVO WI-FI – плоский металлический монолит с закругленными углами и эмалированным покрытием. Устройством можно управлять дистанционно — допустим, «заказать» нагрев воды через приложение, пока вы идете с тренировки домой. На интуицию полагаться не придется — система сама подскажет, когда пора отправляться в душ и на сколько сеансов хватит воды. А значит, нелепых и комичных ситуаций не возникнет. Хотя сам Палермо признается, что вдохновляется комедийными актерами, на продуктах Ariston это никак не отразилось.

Кстати, сейчас на бойлер ARISTON VELIS EVO PW O действует скидка 10% по промокоду VODA19, если покупать его здесь. Заметим, что он больше не блокируется Роскомнадзором, как это было в увлекательной истории @Zmey2k .

Современные водонагреватели можно убрать даже в небольшой шкаф под раковиной. Пример тому – компактный накопительный водонагреватель ABS ANDRIS LUX, по форме напоминающий куб: его высота и ширина 31,5 см, а глубина 25 см. За космический дизайн в ответе вновь Палермо. Этот бойлер полностью собирается в Италии, то есть ничего made in China или made in Russia в нем нет. Можно водить друзей по квартире и обращать их внимание на устройство, собранное руками потомков Да Винчи и Микеланджело. И почти никакого преувеличения!

Подробнее о том, как грамотно выбрать водонагреватель, читайте тут.

Название MUJI произошло от японского выражения Mujirushi Ryohin, что означает «Товары без бренда». Именно на отсутствии идентичности компания строит свою философию. В магазинах MUJI нейтральная посуда, блокноты и однотонная базовая одежда аккуратно разложены в миниатюрных шкафчиках — как если бы организацией занималась гуру уборки Мари Кондо.

Неудивительно, что к разработке бытовых приборов компания привлекла минималиста Наото Фукасаву. По заказу японского магазина он создал тостер, рисоварку и чайник. Оттенки белого, минимум деталей и закругленные формы — излюбленные приемы дизайнера. Этой манере потом подражала команда разработчиков Apple, которая вдохновлялась работами Фукасавы при создании гаджетов.

Чайник MUJI кажется нейтральным и даже незаметным, но в то же время он напоминает объект из будущего. Если соберетесь пересматривать «Звездные войны: Новая надежда», обратите внимание, что именно так выглядят кухонные принадлежности на Татуине в семье Люка Скайуокера.

Внешний жесткий диск в большинстве случаев — унылая коробка, которая молча выполняет свои функции и не вызывает эмоций. Но французского промышленного дизайнера Филиппа Старка такой подход не устраивал.

«Стиль, символизм и функционал для меня равнозначно ценные понятия», — говорил он, описывая модель жесткого диска Blade Runner («Бегущий по лезвию»). Впрочем, устройство, созданное для французской компании LaCie, больше напоминает другой фильм Ридли Скотта — «Чужой». Накопитель с объемом памяти 4 Тб помещен в округлую алюминиевую оболочку, пронизанную металлическими пластинами.

Переизобрести дизайн жесткого диска — элементарная задача для Филиппа Старка. За свою 50-летнюю (!) карьеру он успел спроектировать сотни объектов — от набора зубочисток, который выставляется в Нью-Йоркском музее современного искусства, до яхты по заказу Стива Джобса. Дизайнер не скрывает, что проекты с солидными гонорарами дают ему возможность экспериментировать: «У меня стратегия Робина Гуда: я использую ресурсы богатых людей как исследовательскую лабораторию».

«Времена бездумного дизайна ради бездумного потребления прошли», — считает 86-летний Дитер Рамс. Впрочем, немецкий промышленный дизайнер и прежде избегал излишеств и чрезмерности. Более 30 лет он проработал в компании Braun и спроектировал сотни устройств: будильники, бритвы, часы, радио, фены — разработки Рамса стали частью повседневности и послужили образцом для многих дизайнеров.

Так, транзисторный радиоприемник Braun T3 считается прообразом айпода. Apple также перенесла черты аналогового калькулятора Braun ET66 в свой мобильный калькулятор, которое есть в устройствах на базе iOS (можете запустить и сравнить).

Лучше понять философию Дитера Рамса помогают составленные им принципы дизайна. Окружающие нас предметы должны быть ненавязчивыми и долговечными, но в то же время эстетичными и инновационными. Главная задача — создать понятный продукт, продуманный до мелочей. «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна», — считает Рамс. И калькулятор для Braun тому пример.

Швейцарский дизайнер Ив Беар уверен: людям надоело пользоваться ключами. Это лишний кусок металла, который нужно носить с собой и передавать из рук в руки. Не проще ли заменить функцию ключей смартфоном. Именно так появился умный замок August. Основных преимуществ у него два: автоматическое открытие двери, как только хозяин подходит к ней (никакой магии, просто система самостоятельно считывает данные со смартфона) и возможность открывать удаленно, чтобы, например, впустить курьера.

Умный замок — один из проектов, которые Беар делал для стартапов из Кремниевой долины. В отличие от минималистов Рамса или Фукасавы, Беара можно обвинить в неразборчивости и отсутствии узнаваемого стиля, что не мешает ему подключаться к крупным проектам. Например, проектировать дома для малоимущих, которые будут печатать на 3D-принтере.

Вентилятор без лопастей появился из-за накопившегося недовольства. Джеймса Дайсона раздражали существующие на рынке устройства: они пачкаются, работают неэффективно, а дети вечно суют в них пальцы. Дайсон разработал конструкцию, в которой основные механизмы скрыты в основании вентилятора — именно они нагнетают воздух в кольцо, усиливая воздушный поток. В результате получается более равномерный обдув, а энергии тратится меньше.

Основатель Dyson и прежде экспериментировал с конструкцией бытовых приборов. Самым популярным продуктом компании стали пылесосы без мешков для сбора пыли. А недавно Dyson начала разрабатывать электромобили. Судя по патентам, инженеры готовят внедорожник на электротяге, но проект пока держат в секрете.

Японская кухня | Суши | Роллы | Сашими

Как выглядит японский дом внутри и снаружи

Следует понимать, что японский дом сегодня и вчера – это во многом разные вещи. В нашем мире повсеместно на место старым традициям, материалам, технологиям приходят новые, Родина Самураев не является исключением. Архитектура идет в ногу со временем и видоизменяется, в мегаполисах это более заметно, в сельской местности не так явно.

Как устроен традиционный дом в Японии

Классическое жилье японских простолюдинов носит название Минка. В таких строениях жили ремесленники, рыбаки, торговцы, другими словами, все те слои населения, которые не относились к самураям и знати.

Минка можно разделить на несколько видов:

  • матия: где жили горожане;
  • нока: проживали крестьяне;
  • гёка: рыбацкие строения;
  • гассё-дзукури: минк в труднодоступных горных районах с крутыми и массивными соломенными крышами, хижина шелкопрядов.

Основные особенности

Элемент Минка
Материал
Особенности
Основные материалыдерево, бамбук, глина, трава, соломаЛегкодоступные и недорогие материалы.Крышасолома, черепицаОпирается на деревянные балки, может быть прямой, заостренной по углам либо приподнятой.Стеныглина, деревоВнутренние стены обычно остутсвуют, вместо них используют Фусума или Сёдзи (передвижные ширмы) — бумага Васи прикреплена к деревянной раме. По этой причине Минка можно смело назвать жильем с свободной планировкой.ФундаменткаменьТолько это предназначение.Полземляной либо деревянный, поднятый на сваях (50-70 см)Покрываются циновками татами или мусиро. Татами более прочный красивый вариант, делается из специального бамбука игуса и рисовой соломы.МебельдеревоМебели мало. Шкафы встроенные. Можно выделить Котацу. Это своего рода небольшой японский столик. Состоит из трех элементов: опора, столешница и прокладка между ними в виде тяжелого одеяла или матраса футона. Часто под этим столом в полу находился источник тепла в виде очага. Самые важные вещи храняться в особых японских сундуках на колесиках Тансу, в случае пожара их легко спасти, выкатив на улицу.Окна и дверидерево и бумага васиВсе окна и двери, за исключением главного входа, не являются стационарными, их роль играют Фусума или Седзи.Декоркаллиграфия, картины, икебанаВсе очень скудно в сравнении с европейскими домами. В основном элементам декора выделяется одна небольшая ниша (токонама).
Читайте также:  Профнастил для кровли

Все чаще традиционные японские дома возводятся из нескольких этажей, хотя раньше использовался только один уровень.

Вообще история архитектуры развивалась с четом особенностей климата, рельефа и других особенностей. К примеру, высокая температура и влажность повлияли на то, что японское жилище делалось максимально открытым, проветриваемым и светлым.
А опасность землетрясений и цунами сподвигла на использование свай при проектировании. Они смягчали толчки. Также крышу старались максимально облегчить, чтобы при разрушении дома она не смогла причинить критический физический урон владельцам.

Японский стиль предполагает трепетное отношение к чистоте и гармонии. Ведь изначально помещение было проектом для обитающего на полу человека. А для такой философии отсутствие грязи и хаоса крайне важно. Не зря в обычай вошли такие вещи, как специальные тапочки перед уборной и ванной или исключительно белые носки.

Фото: Внутри жилья

Отдельно следует выделить японский сад

Гармония с окружающим миром и природой глубоко вросла в философию этого восточного народа. А это не могло не сказаться на их повседневной жизни, в том числе и на проектировании своего домашнего очага.

Японцы окружали свои дома чудесными и характерными только для них садами. Путешественников поражало красивое и гармоничное сочетание природных компонентов и изделий, сделанных человеком: мостики, пруды, фонари, обвернутые в прозрачную бумагу, статуэтки и многое другое.

Но, пожалуй, Сакура – самый распространенный элемент в японском садике. Это не просто растение, это настоящий символ всех эпох, династий и империй.

Схема устройства

Итак, если подытожить, то схема устройства традиционного жилища японца будет состоять из следующих мест:

  • внешняя ограда;
  • садик;
  • чайный дом (чаще у знати);
  • хозяйственные постройки (амбар или место хранения орудий труда и инструментов);
  • веранда (энгава);
  • главный вход (одо);
  • прихожая Гэнкан;
  • кухня;
  • туалет;
  • ванная комната или японская баня офуро;
  • комнаты (васицу).

Вообще татами является важным элементом японской культуры. Их количество и расположение могут определять характер васицу. К примеру, это может быть спальня. В таком случае на циновки ставят японский матрац Футон и получается стандартное спальное место жителя местности-родоначальницы борьбы Сумо.

Чайный домик или Тясицу

У важных и богатых семей на территории располагался чайный домик. Первые подобные сооружения появились в 15 веке нашей эры. Из названия следует, что эти места предназначались для чайной церемонии и в целом обладали главными свойствами и признаками культуры – минимализм, аскетизм, простор и освещенность.

В то же время наблюдается и ряд особенностей:

  • Низкий вход, требующий от человека встать на колени. Главный посыл этой идее в том, что независимо от статуса каждый должен нагнуться для входа в этот “храм чаепития и духовного наслаждения”. Второй момент – сюда не допускались люди с оружием, подобная дверь мешала самураю проникнуть в Тясицу с оружием.
  • Напротив входа было обустроено место, в котором сосредотачивались некие атрибуты. Это были либо традиционные каллиграфические рисунки и тексты, которые являлись предметом дискуссии, либо расслабляющие предметы вроде икебан или расточающие благовония палочки и курильницы.

Рисунок: Чайный домик в Японии

Гостиницы Рёкан

Эти отели также можно отнести к традиционным японским домам. Для туристов и путешественников это своего рода храм традиционной японской культуры. Все в номерах обустроено в манере, соответствующей хижине Минка.

Здесь можно с головой окунуться в японскую самобытность. Выспаться на матрасах, постеленных на татами. Провести время в о-фуро. Увидеть традиционные одеяния кимоно, в которые облачен персонал. Вкусить с помощью японских палочек хаси национальную кухню, насыщенную морепродуктами и овощами.

Современный дом в японском стиле

Как упоминалось вначале, современное японское жилье сильно видоизменилось, особенно снаружи, но внутренний дизайн интерьера практически у любого выходца из Страны Восходящего Солнца содержит оттенок национальных традиций.

В нынешних реалиях, когда стоимость квадратного метра и элементов интерьера растет, японский стиль с его минималистическим подходом к обустройству становиться наиболее практичным. А свободная планировка своего жилища предоставляет людям возможность реализовывать свои дизайнерские фантазии и задумки.

Следует отдельно рассмотреть строения в городе и сельской местности.

Город. Вид древних и современных японских городов кардинально изменился. На место деревянных Матия пришли строения, возведены с помощью таких материалов, как кирпич, бетон, железо, битум.

В центральных частях полисов возвышаются деловые небоскребы, где куется основа сильной и стабильной экономики. Здесь располагаются известные на весь мир корпорации.

Основная часть горожан проживает в квартирах, расположенных в многоэтажных строениях. Как правило, это пяти-семи этажные строения. Преобладают однокомнатные квартиры. Площадь комнат не превышает 10 квадратных метров.

Планировка такого жилья просто удивляет своим рационализмом при использовании такой ограниченной площади. При входе вам открывается такой вид:

  • Небольшой узкий коридор.
  • По одну его сторону коридора располагается совмещенный санузел.
  • С другой стороны есть встроенный шкаф и кухня.
  • Далее небольшая комната.
  • Миниатюрный балкон с палкой для сушки.

Во все прослеживается экономия пространства. Это и встроенная в шкаф кухня, и размещение растений на стенах, и миниатюрная ванная. Ну и традиция сидеть на полу, а, следовательно, отсутствие стульев и кресел.

Вход в квартиру

Но можно выделить и некоторое западное влияние, к примеру, наличие европейской кровати или консоли под телевизором.

Более зажиточные люди приобретают так называемые семейные квартиры (60-90 м2) или частные дома на окраинах.

Сельская местность. Дома вне города меньше подвержены современным тенденциям. Хотя многие из них сегодня строятся по образцу западного общества с использованием ноу-хау материалов, провести аналогию с традиционным Минко все же можно.

Каждый решает для себя, в какой степени его жилье должно соответствовать классической японской культуре и стилю.

Выделим несколько наиболее частых общих признаков, которые присущи домам в глубинке и сейчас:

  • Минимальное количество мебели. Игнорирование стульев и кресел.
  • Возвышение пола на полметра над землей.
  • Свободная планировка, которую обеспечивают передвижные ширмы (Фусума или Седзи).
  • Высокая крыша.
  • Сад.

Каркасные строения

Какие бы мировые тенденции в архитектуре не происходили, японцы строят только каркасные дома. Эта технология просто необходима им для выживания в сейсмоопасной зоне.

Каркасный дом невероятно устойчив к подземным толчкам, он их как бы амортизирует и гасит. Известны каркасные строения, которые пережили за тысячу лет большое количество землетрясений и практически не пострадали.

В этой технологии одни плюсы! Их относительно легко восстановить при разрушении. Эти конструкции легкие, при обвале они с большой вероятностью не причинят сильных смертельных повреждений.

Выделяют три типа каркасных домов:

  1. Деревянные. Это традиционные японские Минка, чайные домики, храмы;
  2. Железобетонные. Современные небоскребы.
  3. Необычные футуристические строения. Каркасная технология позволяет возводить причудливые строения необычных форм и их сочетаний.

Каркасное необычное строение

Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства

Они имеют необычный дизайн в форме полусферы. Это выглядит как инопланетные земные поселения будущего.

Самое уникальное – материал. По сути, это жилище из усиленного пенопласта! Он наделяет эти строения такими полезными и необходимыми для климата Японии свойствами как, прочность и высокая термоизоляция. Также можно избежать трат на каркас и фундамент, что прилично удешевляет его стоимость.

В Европе активно начинают внедрять эту технологии при производстве сезонного загородного жилья.

В завершении видео на тему:

Особенности футуристичного дома

Футуристические экстерьеры и фасады домов признают плавность линий, целостность дизайнерской концепции и цветовых сочетаний. Общий результат достигается не только одним-двумя яркими штрихами или элементами, это нечто целое со сменными деталями. Сегодня мы углубимся в обзор футуристического интерьера дома в деталях. Что делает его таким особенным? Чем может отличаться современный интерьер от футуристического?

Гостиная в стиле футуризм

Не секрет, что футуристический стиль нуждается в пространстве и масштабе. Для этого нужны современные материалы — стекло, пластмасса и покрытая хромом сталь. Однако, это не единственные составляющие успешного интерьера. Они сопровождаются сложным освещением, подчеркивающим обтекаемые формы современной мебели. А смелые дизайнерские решения переплетаются с общей минималистичной атмосферой.

Особенно большие пространства и открытые планировки квартир и домов можно превратить в единое тематическое пространство, зонированное крупными акцентными предметами мебели или декоративными элементами. Для этого подойдет камин, аквариум, стеллажи и т.д.

Рассматривайте тот вариант планировки, который будет соответствовать вашим предпочтениям по нахождению в пространстве. Вы можете выделить некоторую область для специфичной деятельности – организации мини-кинотеатра или бара, другое пространство оставить для всего остального. Это не революционно, но очень эффективно.

Ванная комната в стиле футуризм

Такой же подход справедлив и для ванной комнаты. И здесь у нас даже более обширное поле для фантазии. Это могут быть краны необычной формы, уникальный дизайн мойки, плавные формы и линии ванны, душевой кабины и т. д.

Читайте также:  Гараж из металлопрофиля своими руками

Спальня в стиле футуризм

Так как спальня является полностью приватным пространством, которое отражает ваш дух больше, чем другие, она редко подвергается таким смелым преобразованиям. Однако если вы стремитесь к инновациям и с нетерпением смотрите в будущее, пытаясь разглядеть потенциальные тенденции завтрашнего дня, этот стиль для вас.

Достаточно взглянуть на то, как гипсокартонная арка с подсветкой и телевизором сделала большой шаг к тому, чтобы интерьер отличался от стандартных решений. В сочетании со встроенной небольшой ванной комнатой, зонированной стеклянными перегородками и небольшим будуаром, эта спальня выглядит очень функциональной.

Спальня завтрашнего дня полна интеллектуальных систем.

И эта главная спальня на чердаке также имеет ванную комнату. Но изумительное мягкое серебряное изголовье и фигурный стул, а также встроенные желтые полки делают интерьер неповторимым.

Кухня в стиле футуризм

Футуристическая кухня, как правило, является частью общей атмосферы пространства открытой планировки. А способы отправить свою кухню в следующее столетие известны. Сочетание высокотехнологичной техники и необычной мебели является проверенным способом.

Чтобы сделать внешний вид всей вашей квартиры или дома действительно цельным, применяйте футуристичный стиль повсеместно. Футуризм «капризен» и попытки совместить его с классическим стилем, безусловно, провалятся. Наверное, только минимализм, модерн и хай-тек можно удачно смешать с футуристическим направлением. Так что, если вы осмелились реализовать такой смелый дизайн в своем доме, убедитесь, что вы пройдете весь путь до конца.

10 принципов японской архитектуры: дизайн и освещение

Архитектура и дизайн японской культуры отличается от привычной для европейцев. Проектирование формы зданий, планирование интерьера, дизайн, организация освещения создаются с учетом нескольких правил. Следуя им можно создать комфортное пространство для тела и души.

Японский дизайн пространства для жизни представляет собой совокупность принципов. Интерьер в японском стиле на первый взгляд нам кажется простым и незавершенным, но именно в этой простоте заложена глубина. Роль каждого элемента формы, материалов, предметов, узоров и освещения в интерьере важна. Все они взаимосвязаны и представляют единый ансамбль.

10 принципов японской архитектуры: дизайн и освещение

Молодой архитектор Юсуки Такахаси выделил принципы японской архитектуры, которые характеризуют культуру и дизайн:

1 — kanso — простота

В основе строений и организации японского интерьера заложена «простота». Она выражается не только в самих объектах, это также простота в душе. Придерживайтесь принципа чем проще, тем лучше. Нужно увидеть то, в чем кажется ничего нет — вот как выражается японский подход.

В отличие от европейцев японцы считают, что истинное богатство в простоте.

2 — fukinsei — асимметрия

Симметрия проста и очевидна, в ней нет загадки и недосказанности. Симметричные линии слишком навязчивы. Асимметрия более гибкий инструмент в работе дизайнера. Ведь ассиметричный объект с разных сторон выглядит по-разному, а значит и восприятие от него разное.

Несимметричная однородность делает простой предмет целостным и интересным.

3 — shibumi — эссенция (сибуми)

Есть такое понятие у японцев umami (умами — приятный вкус), который выделяют в отдельный самостоятельный 5-ый вкус. По сути это вкус белка, ощущение насыщения на языке. Примером умами является глутамат натрия, который используется в приправах.

Это понятие обозначает особую вкусность, калорийность интерьера. Интерьер в японском стиле должен быть одновременно лаконичным и желанным. Этот «вкус» складывается даже из таких деталей как сочетание материалов и их толщины.

4 — shizen — природность, естественность, натуральность

Японский дизайн предусматривает общение и контакт с природой. Если речь идет не о загородном доме, а о городском интерьере, то в помещениях должны присутствовать природные мотивы и зелень. Жители Японии вдохновляются природой, привнося ее часть в жилые помещения.

В идеальном японском интерьере должна быть гармония между архитектурой и ландшафтом. Необходим баланс разных планов. Например, если в интерьере все гармонично, то и за окном должен быть не менее гармоничный сад или ландшафт.

5 — yugen — недосказанность в интерьере и архитектуре

Это понятие подразумевает под собой форму неосязаемой глубины. Представьте себе окно, через которое вы видите то, что находится за ним. Но то, что находится за стенами здания мы не видим. Таким образом человек, находящийся в помещении имеет возможность пофантазировать, представить себе, что там есть.

6 — datsuzoku — не обыденность

Это принцип говорит о том, что должно быть отсутствие повторений, определенного паттерна. В качестве примера может служить традиционная для Японии панель «кумико». Это панель на раздвижных перегородках. Объемный узор под разным углом и освещением смотрится оригинально и лаконично.

7- seijaku — покой, спокойствие

Это то самое состояние покоя и спокойствия, которое возникает в душе человека в определенном пространстве. Для японцев важно, как человек ощущает себя попав в это пространство. Для нас европейцев, это сродни комфорту, но не только для тела, но и души.

8 — ma — пустота (space, пространство)

В традиционных японских домах зонирование и организация пространства достигается за счет раздвижных перегородок. Когда из пустого единого пространства, появляются комнаты, которые затем можно легко трансформировать и превратить в пустоту.

Создавать пустоту между объектами — это подход по-японски. У японцев считается, что детали, расположенные в пустоте, определяют восприятие.

9 — wabi — скудность

Японский интерьер не должен быть перенасыщен объектами. Может быть один очень дорогой предмет, высокого качества, на фоне которого все вокруг кажется скудным. Эта скудность не связана с жадностью, это дозирование, возможность сравнения, размышления. Представьте себе, что символизировать данный принцип могла бы фотография, когда падающие капели воды из старого крана создают круги на воде.

10 — sabi — уединенность (одиночество)

Это внутренне чувство, которое возникает, когда попадаешь в определенное пространство.

Место куда хочется сбежать. Оно самодостаточно, в нем можно зарядиться психологически. Японцы чувствуют себя комфортно и защищенными в момент уединенности. Местом, которое могло бы вызывать подобные чувства, мог бы быть старый храм, в котором сквозь тишину и окна пробивается луч солнца.

Освещение в японском интерьере

Японские интерьер и архитектура — это связь с природой. Большие окна и полупрозрачные перегородки впускают в помещение максимум естественного света.

Интерьеры создаются с учетом солнечного света, и того, какие эффекты он создает в помещении. Поэтому вечером искусственное освещение становится заменой естественного. В японском дизайне нет агрессивных световых пятен и излишне ярких зон. Свет используется мягкий, поддерживающий баланс творческого начала и восприятия.

Японский дизайн. Особенности освещения:

— светильники минималистичные, простых форм, из натуральных материалов (вполне подойдут варианты в стиле лофт)

— свет мягкий, локальный; переходы освещенных мест и тени

— преобладает теплый свет (цветовая температура 3000-4000К)

— светильники используются незаметные (встраиваемые, контурный свет, закарнизная подсветка, профильные системы, компактные подвесные светильники простых форм)

— светильник выполняет скорее функциональную задачу, а не декоративную

— с помощью света выделяется фактура,важные зоны, а также значимые предметы с помощью акцентного света

— ритм в интерьере подчеркивается светом

Философия японской архитектуры и интерьеров

В то время, когда дизайнеры смотрят вперед, они опираются на корни традиционной японской культуры, когда архитектура составляет гармонию с окружающей природой.

Но существует один ключ к пониманию японского подхода в архитектуре через систему письма. Сложите вместе символы (Kanji) «здание» и «сад» и получится «дом» (жилое пространство). Пространство внутри и окружающее перетекают одно в другое.

Источником такого подхода во многом является результат горного ландшафта Японии, воздействия экстремальных погодных явлений, таких как землетрясения, которые ставят природу на передний план повседневной жизни. Таким образом, страна имеет ограниченное количество мест для проживания, а большая часть населения находится на побережье.

У японских зданий часто нет дверей. Когда погода очень жаркая, особенно в более бедных общинах в Японии, они просто открывают все здание. Природа “течет” через жилое пространство.

Природа и пространство для жизни — едино в понимании японцев. Красота и богатство выражаются в свободном пространстве, находящимся в гармонии с природой.

Необычный дом в Японии: превращение из 29 в 52 «квадрата»

Крошечный треугольный дом в Японии

Япония — это страна, удивительная во всех отношениях: поражает красотой, культурой, задает тон технологическому прогрессу планеты, несмотря на то, что занимает мизерную площадь на карте. Зачастую необычный дом — своеобразная визитная карточка этой страны.

Соотношение общей площади территории к числу населения шокирует — 334 человека на 1 кв. метр! Япония занимает 4 место в мире по количеству проживающих и 61 место по количеству кв. м. площади, причем некоторая часть этих метров — места, непригодные для жизни: горы и острова. Поэтому вопрос жилья и экономии пространства — один из самых актуальных для японцев.

На счету каждый сантиметр земли. Однако местные архитекторы замечательно справляются с трудностями, и создают порой необычные проекты домов, удивительные внешне и потрясающе комфортные внутри.

Необычный дом для молодой семьи

Одним из таких авангардных и самых необычных домов для всего мира, но привычных для Японии стал дом в Токио для молодой семьи с маленьким ребенком. Это очень интересный дом: минимум места, ограничения по высоте (из-за близости к реке), необычная треугольная форма — вот те пазлы, сложив которые, архитектору Кота Мизуиши нужно было получить современный светлый и. просторный дом!

Читайте также:  Сооружаем бордюр для цветника

Вполне обычный дом на первый взгляд, но стоит присмотреться.

и сразу становится ясно, что дело разворачивается в Японии

Площадь земельного участка этого необычного дома составляла всего лишь 29 кв. м, однако их талантливый архитектор превратил в 52 кв. м, 2,5 этажа и парковку! Второй этаж длиннее, что позволило увеличить жилую площадь и одновременно обеспечить небольшой навес для автомобиля.

Согласно необычному проекту дома, при входе мы сразу попадаем в спальню, где нет перегородок и стен, а лишь светлые прозрачные шторы, которые и служат для разделения пространства.

Ванная комната просторная, хоть и расположена в узкой части дома. И что здорово — в ней есть окно!

Поднявшись на второй этаж этого самого необычного дома, попадаем на треугольную кухню.

Далее следует гостиная, где главная фишка — это отсутствие стен, роль которых берут на себя окна, что еще больше увеличивает и без того достаточно просторную для такого небольшого дома комнату. Справа в гостиной есть выход на балкон с открытой панорамой. Запрет на высокий дом из-за близости к реке сыграл на руку — вокруг нашего необычного дома нет высоток! А это в Японии настоящая роскошь.

Только посмотрите на подоконник — там можно спрятать ВСЕ и даже больше

Дом сужается и из гостиной мы попадаем в. библиотеку. Неожиданно. Вообще эту комнату можно оборудовать под любые нужды.

Помните, я говорила, что этот интересный дом имеет 2,5 этажа? Вот он! Просторный светлый чердак, где сейчас располагается детская. Сюда ведет лестница из библиотеки.

Маленкий, но такой просторный и продуманный необычный домик! Окна в каждой зоне, логика и замысел в каждом сантиметре, приятный минималистичный интерьер, милые уютные изюминки в виде балкона и чердака. Есть от чего прийти в восторг!

Современная архитектура Японии: новаторство в каждом объекте

С чего все началось? Что отличает современную японскую архитектуру? Чем сейчас заинтересовывают национальные зодчие?

Анастасия Михалкина – искусствовед, специалист по современной архитектуре.

Говоря об архитектуре Японии, необходимо понимать совмещение традиций и новых технологий. Под традициями подразумевается следование религиозным воззрениям (путь буддизма и синтоизма), а также основам строительства традиционных домов (минка). Тогда как новые технологии – это не только достижения в науке и технике, но и влияние западных образцов архитектуры на строительство в Японии.

Особенно сильно это проявилось в XX веке, когда после открытия страны в 1868 году, началось европейское влияние на все сферы жизни Японии. Здесь побывали такие архитекторы как Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, даже Вальтер Гропиус воздействовал на развитие новой архитектуры. Однако японские архитекторы со временем стали «обтачивать» европейские принципы строительства под свой уклад и образ жизни, что теперь можно наблюдать в современных объектах.

В постройках XXI века японские архитекторы стремятся к созданию комфортного жилья. Обязательным условием становится вписывание объекта в окружающее его пространство. Поэтому с одной стороны, для незнакомых с этой особенностью людей – окружающие здания, особенно в спальных районах, могут показаться унылыми или странными (дом–склад или дом–многоугольник). Однако этот принцип выходит из трепетного отношения японцев к личному пространству. Для них дом – отдельный мир, который никто не должен видеть. Не видят – не завидуют. Зато жильцам так гораздо комфортнее и уютнее.

Но это только фасад, который выглядит как непритязательная железобетонная коробка, тогда как внутри зодчие воссоздают целый замок из света, свободного пространства, японского традиционного садика. Но, спросите вы, откуда? Действительно, этот вопрос как нельзя кстати. Если посмотреть на планировку домов, видно, что тот или иной объект имеет площадь всего 30 или 40 кв. м. Но это касается только городской архитектуры, загородные дома гораздо просторнее. Неужели это нормально для Японии и граждан? Действительно так и есть. Японцы уже давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями в небольшом пространстве 30х30 метров. Отсюда возникает другая тенденция к строительству многоэтажных домов, тянущихся к небу. Если не вширь, так вверх.

Тенденцию в строительстве «маленьких домов» раскрыл еще архитектор Кензо Кума (Kenzo Kuma). Он говорит об этом, как о вызове, который принимают японские зодчие и – на примере строительства домов и муниципальных объектов – демонстрируют свое мастерство. До сих пор при строительстве используется железобетон и натуральное дерево, стекло и фанера.

Кроме того, хочется обратить внимание на несколько современных зданий, возведенных в Токио. Одним из таких является дом на улице Нака-Икэгами (Naka-Ikegami, 2000 г.) архитектора Томоюки Ицуми (Tomoyuki Itsumi). Снаружи дом ничем не примечателен, вписан в пространство соседних домов, поджимающих его в площади. С виду напоминает склад, но, как признается архитектор, этот дом и был задуман как жилье с множеством складских пространств. Площадь составляет 44 кв. м. Цветовая гамма помещений – белая мебель с небольшими вкраплениями деревянных полов, что зрительно расширяет пространство. На первом этаже раскинулись гараж, детская комната и ванная.

Второй этаж – кухня-столовая. Третий – спальня хозяев. Весь дом уставлен шкафами, пространствами, куда можно убрать игрушки или одежду. Здесь нет ничего лишнего, вещи не разбросаны, а наоборот убраны во все возможные углы дома. В этом плане он очень функционален. На втором этаже, где расположились кухня и столовая, вся техника встроена в белые шкафы. Кухня поделена на зоны – зона готовки и зона трапезной. Утварь убрана в стол-остров, который раздвигается, превращаясь в дополнительное место для готовки. В полу также есть шкафы, куда можно убрать крупногабаритные вещи. В спальне стоит только кровать и встроенный в стену шкаф. Шкаф глубокий, повторяет форму крыши, он предназначен и для одежды, и для утвари. Любопытное решение внутреннего пространства, когда архитектор стремится все спрятать в стены дома, но это очень удобно и функционально.

Другой жилой дом называется Патио (Patio, 2011 г.). Создан он студией Yaita and Associates, главные архитекторы – Хисааки Йаита (Hisaaki Yaita) и Наоко Йаита (Naoko Yaita).

В плане – широкий и вытянутый. Площадь составляет 80 кв. м. Желанием заказчика было создать дом, который внешне не привлекал бы внимания и был бы закрытым ото всех, тогда как внутреннее пространство должно было стать оплотом семьи, местом отдыха. И архитекторы воплотили это в жизнь. Снаружи дом ничем не примечателен. За исключением того, что нижний объем с двором и парковочным местом является постаментом для выступающей верхушки – второго этажа. По виду напоминает гриб. Первый этаж опущен под землю, затем идет прослойка для входа и гаража, а затем – второй этаж.

Первый этаж камерный – здесь находятся спальни и ванная комната. Также имеется внутренний двор. Со стороны улицы стены облицованы металлом, а со двора представляют собой стеклянные раздвижные конструкции. В прослойке между первым и вторым этажами расположилась небольшая чайная комната в японском стиле. Полы устланы циновками татами, есть ниша токомона со свитком. Второй этаж – гостиная столовая вместе с кухней.

Между прослойкой и третьим этажом есть небольшая щель, через которую проходит свет и свежий воздух. Верхний этаж с одной стороны – бетонный, с другой – покрыт стеклом. Крыша также стеклянная, за счет чего в помещение всегда попадает естественный, солнечный свет.

Еще одно сооружение – Ако Дом (Aсo House, 2005 г.) на улице Сэтагая – возвела группа архитекторов из Atelier Bow-Wow: Йосихару Цукамото (Yoshiharu Tsukamoto) и Момойо Каидзима (Momoyo Kaijima).

Частная постройка, общая площадь которой составляет всего 35.51 кв. м., вписана в угол между другими домами и дорогой. Основной материал, используемый при постройке, – дерево. Архитекторы решили нестандартно подойти к 3-х этажному строению. На плане видно, что комнаты составляют отдельные блоки, собирающие все пространство дома в единое целое, как в игре Tetris. Лестницу разделили на сегменты, расположив ее вдоль стены от самого входа до террасы на крыше. Тем самым, она связывает все пять уровней дома (все стены изогнутые или косые, некоторые комнаты занимают в плане полтора этажа здания). На первом этаже расположились гараж, кабинет, библиотека и ванная комната. На втором этаже – кухня-столовая. На третьем этаже – спальня, мезонин и терраса. Интерьер выполнен в стиле минимализм. Широкие окна со двора почти на всю стену расширяют пространство и дают возможность проникновению естественного света, как и открытая терраса на крыше. Деревянные полы и мебель добавляют уюта, а от раскидистых деревьев за окном возникает ощущение спокойствия и тепла.

Основные задачи, которые ставили перед собой национальные мастера – какие новые архитектурные формы создать, как вписать их в окружающую среду, как сделать максимально полезными и функциональными. Национальная архитектура позволила вместить уют, простор и воздух в какие-то 30 кв. м. Согласитесь, достижение не малое. Верится, что архитектура современной Японии не стоит на месте. Зодчие постоянно прибегают к новым материалам, новым формам, новым технологиям строительства. Верно то, что японская современная архитектура еще будет удивлять и удивлять, а иностранные зодчие все больше будут ею вдохновляться и перенимать тенденции национальных мастеров, сумевших выйти на новый уровень в создании домов.

Материал подготовлен специально для BERLOGOS.

Ссылка на основную публикацию