Ландшафтный дизайн: принципы и особенности проектирования

Основы и принципы ландшафтного проектирования участка

При разработке ландшафтного проекта дизайнер сосредоточен, прежде всего, на том, чтобы организовать элементы ландшафта в визуально привлекательную композицию. Гармоничность такой композиции может быть достигнута за счет использования основных принципов проектирования: принципа пропорции, повторения элементов и общего замысла. Они тесно связаны между собой, использование одного помогает применению другого. Их соблюдением достигается физический и психологический комфорт в ландшафтном дизайне.

Мы чувствуем себя психологически более комфортно в условиях, где имеют место порядок и повторение. Организованный ландшафтный дизайн участка с привычной структурой, что является гарантией нашего спокойствия, как-бы легче «читать», это помогает нам чувствовать себя в своей тарелке. Чувство комфорта, которое возникает при созерцании гармоничной обстановки, также влияет на психологическое состояние человека. В таких условиях мы становимся более работоспособными и чувствуем себя защищенными.

Принцип пропорций

В процессе проектирования и организации ландшафтного пространства необходимо понимать, что для человека комфорт заключается еще и в том, чтобы окружающие его объекты были тех же размеров, что и в обычной жизни. Представьте себе, что вас поместили в пространство 10х10 м с высаженными по периметру кипарисами, высотой 20 м. Что вы будете чувствовать, кроме страха перед замкнутым пространством? Или наоборот, ваш ландшафтный проект участка 6 соток предполагает посадку только почвопокровные растения. Вы совершенно точно будете чувствовать себя, как минимум, голым. Поэтому одним из важных принципов ландшафтного проектирования является пропорция – размер объекта относительно других объектов. В данном случае мы рассматриваем размер других объектов относительно роста человека. Посадочный материал, садовые строения, и элементы декора сада должны быть подобраны в соответствии с ростом человека. Другие важные относительные пропорции включают размер дома, двора, и площади для посадки растений.

Пропорции в растениях можно разделить на три вида: пропорция по отношению к размерам человека, по отношению к другим растениям и к дому. Когда все пропорции соблюдены, такая композиция является гармоничной. Чувство равновесия также может быть достигнуто равной пропорцией между открытым пространством и пространством, занятым под посадки.

Пропорции в малых архитектурных формах не менее важны. Скамейки, столики, дорожки, беседки работают лучше, когда люди могут свободно использовать их. Но малые архитектурные формы также должны быть пропорциональны дому. Терраса или патио должны быть достаточно большими для развлечений, но не настолько большими, чтобы не уместиться в масштабы дома.

Соблюдение принципа пропорций в пространстве не менее важны для человеческого комфорта. Мы чувствуем себя более защищенно на небольших открытых территориях, таких как внутренние дворики или террасы.

Еще одним важным элементом в ландшафтном проектировании является порядок, который достигается при помощи баланса, то есть равного визуального веса относительно реальной или воображаемой оси. Форма, размер, текстура и цвет – все это так или иначе влияет на баланс. Баланс может быть симметричным, асимметричным и перспективным.

Симметричное равновесие достигается тогда, когда элементы располагаются по обе стороны оси в зеркальном отображении. Этот тип баланса используется в регулярном ландшафтном стиле сада и является одним из древнейших принципов организации пространства.

Асимметричный баланс достигается путем расположения неэквивалентных по форме, цвету и текстуре элементов, которые имеют одинаковый общий визуальный вес по обеим сторонам оси. Этот тип баланса является неформальным и обычно достигается путем группировки элементов (в частности, растений). Чтобы создать баланс, нужно понимать, что большие размеры, плотные формы, яркие цвета и грубые текстуры воспринимаются визуально тяжелее и должны использоваться экономно, в то время как небольшие размеры, разреженные формы, приглушенные цвета, тонкие текстуры воспринимаются визуально легче и должны использоваться в больших количествах.

Перспективный баланс – это баланс между элементами переднего плана, середины и фона. Если мы смотрим прямо на ландшафтную композицию, то объекты, расположенные ближе к нам, имеют больший визуальный вес. Это может быть сбалансировано с помощью более крупных объектов, ярких цветов или грубой текстуры на фоновом плане.

Принцип повторения

Принцип повторения является одной из основ ландшафтного проектирования и образуется за счет повторного использования ландшафтных элементов при создании структуры сада. Повторяя линии, форму, цвет и текстуру, в ландшафте создается ритм. При использовании этого принципа нужно помнить, что слишком много повторений может создать ощущение монотонности, а слишком мало повторений может привести к путанице.

Простое повторение – это использование одного и того же объекта в линии или группировка геометрической формы в организованный узор. Повторение можно сделать более интересным, используя чередование при внесении незначительных изменений в последовательность на регулярной основе. Постепенное изменение характеристик объекта – это еще один способ сделать повторение более интересным (например, использование квадратной формы, которая постепенно становится меньше или больше).

Повторение не всегда создает какой-то узор, иногда это просто повторное использование одного и того же цвета, формы или фактуры на всей территории ландшафтного пространства. Например, повторение формы квадрата в плане садового мощения, проектировании газонов на участке и проектировании водоема.

Общий замысел или ландшафтное единство

Принцип единства композиции ландшафтного проектирования достигается путем связывания элементов и функций в общее целое. Этот принцип еще называют гармонией. Самый простой способ создания общего замысла – это выбор темы или стиля оформления сада. Дизайн-темы и стили ландшафтного дизайна имеют четко определенный набор функций, которые сохранили свою популярность до наших времен, поскольку они приходятся по душе многим людям.

Единство композиции также достигается при помощи сочетания доминирующих и подчиненных растений или малых архитектурных форм. В данном случае доминирующий элемент не должен казаться выскочкой. Он должен быть выделен за счет окружающих его элементов. Растения, которые резко отличаются от остальных его собратьев, лучше размещать отдельно в качестве солитера. Связь элементов ландшафтного дизайна участка должна быть как-бы бесшовной. Не должно быть прерывистых линий, один элемент должен сменять другой, продолжая эту линию.

В основе принципа ландшафтного единства лежит так называемое «правило трех». Объекты, которые группируются в тройки или другие группы нечетных чисел (по пять или семь), приятны глазу и дают сильное чувство единства. Также нечетные числа позволяют устраивать ступенчатые перепады по высоте (малые, средние и большие), которые привлекают внимание. Нечетные числа воспринимаются как группа, которую не так легко разбить или визуально разделить, как четные.

Основой принципа единства является, как ни странно, простота. Это вносит ясность в ландшафтный проект.

Не всегда возможно понять, как применить основные принципы ландшафтного проектирования на деле. На разных сайтах, в журналах и телевизионных программах представлена масса концепций для садовых участков разных размеров и форм. Но человек по сути своей является собственником и ему хочется, чтобы у него было все не так, как у других. Ведь у каждого человека свой индивидуальный стиль.

Принципы и методы проектирования

Принципы проектирования. Проектирование малых архитектурно-ландшафтных форм должно осуществляться в соответствии с общим функционально-планировочным и композиционно-пространственным замыслом комплексов, в состав которых они входят.

Основными принципами, то есть руководящими идеями проектирования малых архитектурно-ландшафтных форм, являются:

  • принцип масштабности и соразмерности, предусматривающий гармоничное сочетание частей и целого, соотнесение масштаба проектируемых малых архитектурно-ландшафтных форм с масштабом человека и окружающего пространства;
  • принцип стилевого единства — проектирование комплексов малых архитектурно-ландшафтных форм в едином стиле, с учетом стилевых особенностей окружающей застройки и ландшафта;
  • принцип преемственности — учет культурных традиций;
  • принцип эффективности — рациональное использование материалов и конструкций, учет эргономических требований;
  • принцип комплексности — проектирование не отдельных малых архитектурно-ландшафтных форм, а их комплексов, включающих функционально и композиционно взаимосвязанные элементы предметно-пространственной среды;
  • принцип сочетания пользы и красоты — проектирование малых архитектурно-ландшафтных форм, которые одновременно выполняют утилитарную и декоративную функции.

При проектировании малых архитектурно-ландшафтных форм учитываются:

  • социальные требования — учет потребностей разных социально-демографических групп населения (например, определение габаритов, тематики, цветового решения детского игрового оборудования с учетом возрастных групп детей, проектирование уклонов пандусов, высоты поручней с учетом особенностей строения тела человека), учет культурных традиций, особенностей проведения населением свободного времени при подборе оборудования и элементов благоустройства;
  • экологические требования — обеспечение охраны природы, учет условий произрастания растений, учет уровней загрязнения воздуха, воды, почв при размещении малых архитектурно-ландшафтных форм;
  • экономические требования — рациональное использование материальных ресурсов, трудозатрат при изготовлении и эксплуатации малых архитектурно-ландшафтных форм;
  • требования безопасности — предотвращение возможностей получения травм (например, установление безопасной высоты, учет особенностей формы, фактуры поверхности детского игрового оборудования), обеспечение противопожарных требований, соблюдение санитарно-гигиенических норм (например, неиспользование токсичных материалов);
  • функционально-конструктивные требования — определение габаритов, подбор материалов, конструктивных решений с учетом назначения и особенностей использования малых архитектурно-ландшафтных форм;
  • технологические требования — учет особенностей и возможностей материалов, технологических приемов изготовления малых архитектурно-ландшафтных форм;
  • эстетические требования — учет архитектурных, композиционных, художественных закономерностей формообразования, организации пространства;
  • градостроительные требования — учет градостроительной и ландшафтной ситуации, органичное включение малых архитектурно-ландшафтных форм в окружающую среду [37].

Проектирование малых архитектурно-ландшафтных форм направлено на совершенствование архитектурно-ландшафтной среды поселений с учетом обеспечения социально-функциональных потребностей населения.

Функционально-планировочный аспект проектирования. Состав и размещение малых архитектурно-ландшафтных форм должны соответствовать назначению проектируемых территорий и учитывать особенности проходящих на них функциональных процессов. В пределах больших территорий выделяются участки разного функционального назначения (функциональные зоны). При этом должны учитываться градостроительные и природно-ландшафтные условия, место и значение проектируемой территории в планировочной структуре поселения.

Комфортность проектируемой среды обеспечивается наличием и удобной доступностью оборудования, элементов благоустройства, приемами озеленения и цветочного оформления.

При размещении на участке малые архитектурно-ландшафтных формы должны не только выполнять свои утилитарные функции, но и организовывать пространство.

Композиционно-пространственный аспект проектирования. Проектирование малых архитектурно-ландшафтных форм должно быть направлено на достижение как функционального, так и эстетического комфорта для человека.

Важна композиционная согласованность малых архитектурно-ландшафтных форм с окружающей застройкой, ландшафтом, их сомасштабность человеку и окружающему пространству. Композиционно-пространственная организация малых архитектурно-ландшафтных форм заключается в нахождении масштабных соотношений и соразмерности целого и его частей.

Для усиления выразительности проектируемого пространства применяется моделирование рельефа, создание искусственных водных устройств. Современная техника позволяет преобразовать естественный рельеф, создать новый, искусственный, отвечающий функциональному и архитектурно-композиционному замыслу проектировщика. Преобразованный рельеф может повторять встречающиеся в природе естественные формы, наряду с этим в ландшафтной архитектуре развивается направление, связанное с созданием подчеркнуто искусственных, геометрических форм рельефа, которые лучше композиционно согласуются с урбанизированной средой городов.

При формировании древесно-кустарниковых композиций необходимо учитывать, что растения постоянно видоизменяются под влиянием естественных процессов роста и развития, изменений состояния окружающей среды. У растений, особенно деревьев, происходит формирование кроны, меняется их внешний облик.

Важен учет архитектоники деревьев и кустарников, которая характеризуется формой ствола, возрастной и сезонной динамикой, конструкцией каркаса кроны, структурой формы и массивностью кроны, конструкцией штамба, пластическими свойствами.

Социальный аспект проектирования. При создании любого объекта предметно-пространственной среды необходимо исходить из потребностей людей, которым придется им пользоваться, поэтому при разработке проектов малых архитектурно-ландшафтных форм используется эргономический подход. Он предусматривает учет антропометрических, санитарно-гигиенических, эмоционально-психологических требований.

Антропометрические требования, основанные на размерах и пропорциях человеческого тела, учитываются при определении высоты ступеней и поручней лестниц, высоты и габаритов столов и скамеек, наклонов сидений и спинок, расположения подлокотников, габаритов детского игрового оборудования и т. п. Так, на данных антропометрии основан расчет размеров ступеней лестниц по формуле:

где Ь — ширина ступени, которая вне зданий принимается в пределах от 34 до 40 см и иногда более; к — высота ступени.

Антропометрические данные лежат в основе определения ширины пешеходных аллей и дорожек: их ширина принимается кратной условной полосе движения одного пешехода — 75 см [37, 38].

Санитарно-гигиенические требования определяют условия комфортности и безопасности формируемой предметно-пространственной среды и регулируют такие ее параметры, как температура и физико-химический состав воздуха, освещенность, шум.

Читайте также:  Загородный дом – это сказка для современного человека

Учет санитарно-гигиенических требований важен при выборе материалов, из которых изготавливаются малые архитектурно-ландшафтные формы, подборе ассортимента растений, определении густоты посадок, установке шумозащитных экранов, увлажнителей-ионизаторов и т. п.

Размещение и пространственные особенности малых архитектурно-ландшафтных форм позволяют регулировать микроклиматические характеристики территории. Понижение температуры воздуха обеспечивается за счет создания водных устройств. Направление и скорость ветра изменяются за счет моделирования рельефа, создания экранов из зеленых насаждений, декоративных стен. Учет ориентации склонов позволяет регулировать условия освещенности и температуру поверхности земли.

Эмоционально-психологические требования связаны с особенностями восприятия и переработки информации человеком. Они учитываются при определении цветовых решений малых архитектурно-ландшафтных форм исходя из особенностей воздействия разных цветов и их сочетаний на людей, при выборе шрифтов на указателях исходя из их «читаемости», при выборе графики информационных схем, помогающей легко ориентироваться в пространстве, и т. п.

Экологический аспект проектирования. При проектировании малых архитектурно-ландшафтных форм, организации пространства важно использование экологического и ландшафтного подходов.

Экологический направлен на обеспечение устойчивого развития поселений и территорий, оптимизацию экосистем. Ландшафтный подход заключается в учете структуры, устойчивости, особенностей функционирования природных и антропогенных ландшафтов, что позволяет формировать новые культурные ландшафты, отличающиеся высокими эстетическими и экологическими достоинствами.

В основе экологоориентированного проектирования лежит учет:

  • • ландшафтной первоосновы объекта (сохранение всех ценных природных компонентов и комплексов);
  • • допустимых нагрузок на ландшафты (распределение посетителей в соответствии с возможностями и особенностями территории);
  • • региональных и местных особенностей природы и климата.

Формирование экологически устойчивых ландшафтных комплексов —

одна из задач проектирования малых архитектурно-ландшафтных форм.

Среда современных городов характеризуется загрязненностью воздушного бассейна, почв. Почвы сильно уплотнены, загрязнены строительным и бытовым мусором, в них изменены физические и химические свойства. Жизнестойкость зеленых насаждений сохраняется на тех территориях, где учтены экологические требования растений к плодородию, увлажнению почв, освещенности.

В условиях городской среды обеспечить экологическое равновесие и са-мовозобновляемость растений можно только в крупных массивах. На небольших участках обеспечить экологическую устойчивость ландшафтных комплексов невозможно. Для них требуется правильный и регулярный агротехнический уход.

Должны создаваться благоприятные условия для произрастания растений, поддержания биоэкосистем. Для привлечения птиц и мелких животных устанавливаются домики, кормушки, поилки, устраиваются густые заросли кустарников для гнездования птиц.

Необходимо учитывать, что разные растительные сообщества обладают разной устойчивостью к антропогенным воздействиям (толерантностью) и разной способностью к самовосстановлению, что связано с видовым составом растительности, почвенно-грунтовыми и гидрогеологическим условиями, микроклиматом. Разная устойчивость природных комплексов к антропогенным воздействиям нашла отражение в показателях предельно допустимого числа посетителей, превышение которых может привести к деградации ландшафтов [55].

Экономический аспект проектирования. Проектные решения должны быть экономически эффективны, то есть должно обеспечиваться рациональное использование затрат ресурсов, труда, необходимых для достижения полезного результата.

Экономическая эффективность определяется в процессе оценки и выбора вариантов проектных решений, при расчете технико-экономических показателей, характеризующих принятое решение. Наряду с затратами материальных ресурсов, трудозатратами на изготовление и эксплуатацию малых архитектурно-ландшафтных форм, учитываются затраты на освоение территории — отвод участка, инженерную подготовку территории, включая вертикальную планировку, прокладку и перенос инженерных сетей, выплату компенсаций за снос построек, сельскохозяйственных культур, другие расходы [20].

Технологический аспект проектирования. Особенностью массового производства малых архитектурно-ландшафтных форм является модульность элементов, простота и индустриальность изготовления, стремление к стилевому единству, рациональное использование строительных материалов.

Соотношение типовых и индивидуальных малых архитектурно-ландшафтных форм. Исходя из особенностей массового производства необходима унификация и типизация повторяющихся элементов в то же время, задачей архитектурного проектирования является придание каждой конкретной территории индивидуального облика. Поэтому при производстве типовых, повторяющихся элементов, должна предусматриваться возможность их применения в разнообразных композиционно-пространственных сочетаниях. При проектировании малых архитектурно-ландшафтных форм необходимо рациональное сочетание типовых, массовых и единичных, уникальных элементов.

Современные технологии позволяют не только повысить эффективность производства элементов оборудования и благоустройства, но и наделять их принципиально новыми свойствами. Например, в мировой практике все большее распространение получают фонтаны с меняющимся режимом работы. Применение компьютеров позволило создавать бесконечное разнообразие композиций с движущейся водой, в соответствии с заданной программой изменять интенсивность и направление водных потоков, высоту струй.

Особенности применения разных материалов. Материалы, используемые при изготовлении малых архитектурно-ландшафтных форм, существенно различаются по прочности, долговечности, пожароустойчивости, безопасности для здоровья людей, трудоемкости при изготовлении и эксплуатации, другим характеристикам. В табл. 1.1.2 приведены особенности разных материалов, применяемых при создании малых архитектурно-ландшафтных форм [37].

Таблица 1.1.2. Особенности применения разных материалов при изготовлении малых архитектурно-ландшафтных форм

Достаточная прочность, относительно малый удельный вес, легкость обработки, хорошая композиционная сочетаемость с природным ландшафтом

Недолговечность, трудоемкость при изготовлении, пожароопасность

Высокая прочность, хорошая композиционная сочетаемость с природным ландшафтом

Трудоемкость при использовании

Возможность создания пластичных и эстетически выразительных форм

Малая морозостойкость, относительно малая прочность, трудоемкость при изготовлении

Долговечность, возможность создания пластичных и эстетически выразительных форм

Большая материалоемкость, трудоемкость при изготовлении

Долговечность, возможность создания пластичных и эстетически выразительных форм, возможность применения индустриальных методов изготовления

Большая материалоемкость, трудоемкость при изготовлении

Высокая прочность, возможность применения индустриальных методов изготовления

Относительно высокая стоимость, нестойкость к коррозии

Высокая прочность, легкость, возможность применения индустриальных методов изготовления

Возможность создания пластичных и эстетически выразительных форм, легкость, возможность применения индустриальных методов изготовления

Токсичность и пожароопасность отдельных видов пластмасс, относительно малая прочность

Основные принципы ландшафтного дизайна

Дизайн ландшафта, что это — мода, искусство или наука? Почему люди, у которых есть свой уголок, занимаются ландшафтным дизайном? Зачем фирмы нанимают дизайнеров для обустройства своих территорий перед офисами? Как правильно создавать ландшафтный дизайн на своей территории? Какие принципы ландшафтного дизайна использовать в тех или иных ситуациях? И еще очень много вопросов возникает, если коснуться этой темы, а тем более углубиться в нее.

Ландшафтный дизайн на дачном участке

Давайте попробуем осветить некоторые вопросы, относительно ландшафтного дизайна.

Основные элементы ландшафтного дизайна

Основными составляющими ландшафтного дизайна являются такие элементы:

  1. Здания — центральный элемент ландшафтной композиции, идея которой, оформить пространство вокруг центрального элемента так, чтобы это было красиво, уютно и гармонично, и по возможности скрыть недостатки строений.
  2. Газоны, состоящие из разнообразных трав, и дорожки к ним.
  3. Зеленые насаждения — клумбы с цветами, деревья, кустарники.
  4. Крупные декоративные элементы или малые архитектурные формы, такие как бассейн, озеро, ручей, фонтан, скульптура, беседка и пр.
  5. Мелкие декоративные детали – светильники, свечи, клумбы, вазоны и т. д.

Основные элементы ландшафтного дизайна

Принципы ландшафтного дизайна

Если говорить о принципах ландшафтного дизайна для приусадебного участка, то следует выделить ряд основных:

  • Целостность. Это расположение одинаковых элементов в разных частях участка. Элементы берутся как декоративные, так и натуральные. Для достижения целостности ландшафта необходимо изначально составить план и определиться с тематикой вашей композиции. Основная идея, которую несет этот принцип — единство и гармония всех элементов ландшафта.
  • Простота – еще один принцип ландшафтного дизайна. В природе все просто, красиво и естественно, что и привлекает человека, поэтому в ландшафтном дизайне не должно быть нагромождения сложных элементов, форм и многообразия цветов и оттенков – достаточно двух-трех и повторить их в основных элементах.
  • Принцип баланса. Не соблюдая этот принцип, вы подвергаете риску даже ту гармонию, которая уже была на вашей территории. Баланс может быть асимметричным или симметричным.

Симметричный баланс – это повторение одинаковых элементов в зеркальном отражении относительно одной зафиксированной, визуально определенной точки. Такой точкой могут быть разные элементы ландшафта, например, дом, веранда или садовая дорожка – все зависит от конкретного проекта. Для повторений можно использовать группы растений или форму клумб.

Асимметричный баланс – многообразие форм и размеров, но при этом гармония не должна нарушаться в цветовом аспекте, и формы не должны преобладать одна над другой. Основная идея данного баланса – единство структуры, формы, типа растений на фоне одного несистемного и меняющегося фактора, допустим, валуны будут абсолютно разные по форме и размерам.

Наполнение ландшафтного дизайна

  • Сочетание растений. Растения, независимо от того, много их или мало, должны между собой идеально гармонировать. Узнайте все, что можно, о выбранных вами растениях: размер в зрелом возрасте, как будут выглядеть в момент цветения, особенности полива, почвенные предпочтения и прочее. Исходя из этих сведений и нужно сажать растения, кусты и деревья. И еще один неоспоримо важный момент: сочетание вертикального и горизонтального озеленения.
  • Плавность переходов — очень важный принцип, особенно для высадки растений. Высота растений и размер листьев должны изменяться плавно и по принципу: высокие деревья сажают на заднем фоне, затем высаживают средние и впереди – маленькие. Благодаря этому достигается глубина ландшафта. Эти же приемы ландшафтного дизайна рекомендуется применять и при высаживании цветов, иначе крупные цветы закроют собой маленькие и красоту малюток никто не заметит.
  • При составлении дизайнерского проекта, крайне важно соблюдать постепенность переходов от одного элемента к другому. Соответствие размеров соседствующих элементов и плавный их переход — это очень важно. Огромная скульптура, которую поставили в маленький сад, будет выглядеть странно и нелепо, а фонтанчик маленького размера никто не заметит на обширном открытом пространстве.
  • Принцип работы с цветом. Холодные цвета создают иллюзию далекого объекта, а теплые наоборот – кажутся близко расположенными. Серый, черный и белый — нейтральные цвета, очень подходят для фоновых композиций. Применить цветовое решение можно и в том случае, если у вас тенистый участок. В этом случае помогут светлые растения или цветник белого цвета — для контраста в него можно посадить очень яркий цветок, например, красный.
  • Принцип ландшафтного наполнения. Мелкие архитектурные постройки и элементы – теплицы, веранды, заборы и др. – должны сочетаться друг с другом и прочими составляющими ландшафтного дизайна. Для этого строить их нужно из одного материала, если такой возможности нет, то поможет цветовое решение.
  • Принцип «Не только в ширину, но и вверх» – новый принцип ландшафтного дизайна. Его суть в создании небольших искусственных возвышенностей. Холмы и насыпи увеличивают площадь вашего ландшафта и создают дополнительные возможности.
  • Принцип естественности. Все в вашем дизайне должно дарить радость от общения с природой, подчеркивать ее уникальность, красоту и изящество. Поэтому не рекомендуется применение в ландшафтном дизайне многочисленных элементов со строгими формами и искусственных растений.

Соблюдая основные принципы ландшафтного дизайна, вы без труда сможете составить проект своего преображенного участка. Однако одной теорией явно не обойтись. Воплощение вышеизложенных принципов – задача не менее, а подчас и более сложная. Чтобы облегчить вашу задачу, в разделе ниже мы привели еще несколько советов от специалистов — для начинающих.

Принципы ландшафтного дизайна

Советы начинающему дизайнеру ландшафтов

Ландшафтный дизайн — обширная и интересная тема. Рассказать все и сразу довольно трудно да и ненужно. Хотелось бы отметить ряд наиболее важных советов и раскрыть некоторые приемы ландшафтного дизайна:

  1. Следует запастись необходимым инструментом, без этого у вас ничего не выйдет: перчатки, рулетка, секатор, ножницы садовые, ножовка для отпиливания веток, которые не под силу секатору, газонокосилка, грабли, лопата, ведра, лейки, тяпка, шланги — вот далеко не полный список.
  2. Необходимо запастись терпением. Дизайн ландшафтов — долгая, кропотливая, но приятная работа, которую не сделаешь за один день. Не все зависит от вас — у природы свои законы.
  3. Необходимо заботиться о земле. Земля должна «отдыхать», чтобы быть плодородной. Здесь вам помогут удобрения и прочее.
  4. При планировании элементов ландшафта на участке, берите во внимание потребности всей семьи — огород, качели или футбольное поле – и вносите соответствующие изменения. Дизайн должен быть красивым, функциональным и удобным для всех членов семьи.
  5. Полезный и красивый элемент ландшафтного дизайна – живая изгородь. Это уникальная естественная защита участка от ветра и солнца.
  6. При планировании в дизайне леса или рощи, берите во внимание размеры вашего участка — под лесные насаждения необходимо не менее 20 соток земли.
  7. Отличным украшением вашего ландшафта будет водоём. Этот элемент дизайна еще и очень функционален — помогает увеличить влажность воздуха, что позитивно повлияет на растения. Рекомендуемая площадь для водоема – от одной до трех соток, а глубина, желательно, не менее полутора метров. Важно правильно выбрать место. Там, где влага весной высыхает позже всего, грунтовые воды залегают ближе к поверхности – там и следует расположить пруд или озеро.
  8. Сад. Немаловажный момент для данной составляющей нашего дизайна — опыление. Плодовые деревья лучше сажать по два экземпляра минимум.
  9. Домашние животные. Если у вас есть живность или вы планируете ее завести, то соответствующие архитектурные элементы для жизни животных необходимо продумать сразу в соответствии с общей концепцией.
Читайте также:  Забор из профнастила своими руками — практические рекомендации (видео)

Советы начинающему дизайнеру ландшафтов

Искусство ландшафтного дизайна подарит вам волшебный мир в неповторимом стиле. Идеи для ландшафта можно почерпнуть из фотографий в нашей статье а можно посмотреть в интернете или обратиться к дизайнеру. Выбор за вами!

Основные принципы ландшафтного проектирования

Выбор сюжета

Проектирование любого ландшафта(ландшафтное проектирование территории) должно быть подчинено четко сформулированной внутренней идее. В наиболее известных историко-культурных ландшафтах последовательность пейзажей обязательно продумывалась, увязывалась с маршрутом прогулок, внешним природным окружением. Между особенно эффектными видами вводились пейзажные паузы, чтобы дать посетителя эмоциональную передышку, а затем удивить вновь открывающимися выразительными ландшафтами. Этот прием ландшафтного дизайна позволяет избежать однообразия и создать постоянную смену картин. Что актуально даже при проектировании маленького участка, т.к. даже будучи ограниченным размером дизайнер проводя грамотное зонирование должен придерживаться какой-либо идеи (например, средиземноморского сада или классического французского сада «a la Versaille» но ту важен размер участка), либо сада «natural garden».

Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • планировочных (аллеи, тропинки, площадки и т.п.)
  • объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы)
  • плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и т.д.)

При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия.

К ним относятся:

Закон линейной перспективы. Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.

Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.

Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.

Закон воздушной перспективы имеет большое значение для ландшафтного дизайна.

Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.

Свет и тень

В ландшафтном дизайне особое значение имеют данные по освещенности, контраста света и тени, цветовой гаммы, но особенно важна их роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. Следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток.

Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.

Различают утреннее, дневное и вечернее освещение. Утреннее освещение наиболее эффектно. Тени ясные и четкие, в наибольшей степень оттеняют все особенности формы предметов. Поэтому чтобы использовать эффект от освещения утренними лучами, необходимо располагать главные части ландшафта к северу, югу, западу от точки наблюдения. Дневной свет слишком яркий, в нем золотятся и плохо читаются формы. Поэтому обозреваемые пейзажи не должны располагаться в южном и юго-западном направлении. Объекты ландшафта, предназначенные для вечернего освещения следует спроектировать от наблюдателя на юг и восток.

Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека. Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления.

Ландшафтному дизайнеру важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.

Контрастные, жизнерадостные и колоритные сочетания образуются при парном сопоставлении основных и противоположных им дополнительных цветов: красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый.

Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие.

Цвет и свет

Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном – служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.

Внесение цветового пятна, эффекта «света-тени» может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна – это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы.

Контраст

Контраст – сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам – по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени. Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким. В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11.

Например, для древесно-кустарниковой группы возможен контраст или нюансность по:

  1. форме
  2. фактуре
  3. листу
  4. характеру ветвления
  5. цветению

Нюанс

При построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок и пространств. Нюансные отношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют особой внимательности и продуманности. Как мы упоминали, в ландшафтном дизайне могут использоваться цветовые нюансы, например, в древесно-кустарниковой группе могут быть использованы виды контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансовыми оттенками – схожесть по плотности кроны и цветению.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов – симметрии и асимметрии.

Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности.

Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично).

Необходимо разнообразие в ландшафтной архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.

Ландшафтный дизайн: Что является основой

Природа дарит нам три основополагающих природных компонента сада – земля, вода, растения. Под землей понимается не только ее количество и качество, но характер ландшафта тоже. Поэтому, основой садово-паркового ландшафта выступает рельеф. Именно форма рельефа подсказывает дизайнеру, какие принципы ландшафтного дизайна применить, как выстроить композицию и какое стилевое решение выбрать.

Начинайте оформление своего участка только если вы действительно «загорелись». Теоретические познания мало что значат, пока нет огромного желания воплотить свои идеи

Рельеф является наиболее стабильным элементом садового ландшафта. От того, какой он есть, будут выстраиваться остальные компоненты. Занимаясь воплощением ландшафтного дизайна на своем участке, мы имеем дело с фрагментом природного ландшафта, в который сознательно вносим искусственные изменения.

Берем ограниченную определенными размерами природную территорию, внешний облик которой формируем, с учетом характерных особенностей рельефа, имеющихся посадок, качества почвы. В садах, которые расположены на наклонной местности, в склон встраивают крупные камни, валуны, имитирующие скальную поверхность. Высаживают вьющиеся многолетние растения с мощной корневой системой.

В ландшафтном дизайне всё должно соответствовать друг другу, чтобы выходил цельный образ. Выберите одну основную идею и ориентируйтесь лишь на неё

Отталкивайтесь от реальных нужд вашей семьи. Не стоит возводить античные колонны как у соседа, если они вам не нужны

Благодаря этим действиям, сад приобретает выразительный художественный образ и замечательный внешний вид. В таком случае видно, что дизайнер нашел удачное сочетание функциональности и внешней красоты.

Воплощение искусства в ландшафтном дизайне. Главные элементы

В каждом виде искусства есть свои средства выражения творческого замысла. Если это живопись, то основным средством найти образ является цвет, в скульптуре — форма. В садово-парковом искусстве, где применены основы ландшафтного дизайна, заключающиеся в совместном творении природы и человека, диапазон элементов создания художественного образа более обширный. Такими элементами выступают:

  • объекты живой природы – деревья и кустарники, цветы, водоемы;
  • объекты искусственной среды – малые архитектурные формы (садовые скульптуры, дорожки, арки, беседки).

Само наличие этих элементов на участке не обеспечит создание художественного образа. Чтобы получилась целостная, гармоничная картина, все должно быть сделано с применением правила ландшафтного дизайна и найдены определенные художественные способы ее воплощения.

Сделайте ставку на натуральные материалы, позволяющие максимально почувствовать сопричастность к природе

Спроектируйте сначала место для отдыха, а затем наполняйте площадки зелеными насаждениями. Так вы получите удобную структуру, которая позднее станет ещё и красивым садом

Основные принципы ландшафтного дизайна

Прежде чем принять решение по планировке и композиционных моментов, следует детально ознакомиться с особенностями территории. Если ваш участок имеет сложную форму, существенно облегчить себе работу возможно, воспользовавшись одним подходом — разделить на несколько простых зон. Они могут иметь прямоугольную, полукруглую, треугольную или иную форму.

Сад смотрится лучше, если в нем есть несколько четких линий. Например, дорожка или аллея с постриженными кустами

Читайте также:  Что такое инфракрасное потолочное отопление

Единство стиля – если дом оформлен в деревенских мотивах, то и сад должен ему соответствовать

Этот подход помогает проанализировать особенности каждой из зон территории и, сделав выводы, гармонично скомпоновать объекты. Объединить все воедино следует придерживаясь определенных проектно-художественных принципов ландшафтного дизайна.

Принцип симметрии , совместно с принципом ритмического контраста.В этом случае, крупные и более мелкие по размеру объекты сада чередуются между собой в геометрической, заданной дизайнером, строгой последовательности. Создавая дизайн, проектировщик всегда ищет «стержень» композиции, ее композиционный центр и «доминантные точки». Опираясь на данный принцип, возникает, к примеру, следующий вариант решения – стержнем становится аллея, размещаемая по продольной оси прямоугольного участка. Центр композиции – круглая беседка, с декоративными элементами. По углам сада – четыре стройных кипариса. Они будут доминантными точками, замыкающими композицию.
Ритм.Простым проявлением ритма, является повторяемая через одинаковые промежутки линейная посадка кустов, деревьев. От умело найденного ритма и размещения акцентов, зависит легкость, полнота восприятия композиции сада. Сделать рисунок сада интереснее, можно с помощью возведения альпинария, террас, беседок, создания динамичного узора мощения дорожек.
Плавные формы .Для тех, кто устал от прямолинейных форм городских построек, при проектировании своего участка, используйте этот принцип. Согласно ему, площадки, клумбы, дорожки, живые изгороди имеют свойственные природе мягкие очертания и изгибы.
Нюанс, контраст .Это противоположные по форме проявления, принципы. Действуя по принципу нюансов, обеспечивается плавный малозаметный переход, от созданных дизайнером форм к природному ландшафту. При использовании контрастов все наоборот. Подчеркиваются различия форм, противопоставляются силуэты, очертания. В отличие от нюанса, контраст имеет свои выразительные особенности.

Плавный изгиб садовой дорожки, ведущей к липовой аллее

Пышный миксбордер кругового обзора на лужайке

Это не все, а только основные принципы ландшафтного дизайна. Стоит отметить принцип масштабности – одна и та же архитектурная форма, будет смотреться по- разному, в зависимости от того, в каком саду расположена. С существующими размерами участка, соизмеряйте масштабы планируемых построек, высоту и форму деревьев, кустарников и клумб.

Смешанная посадка высокорослых деревьев для защиты участка от ветра

Центр композиции – сухой ручей из камня

В сад всегда можно добавить что-то новое и интересное. Чем больше различных уголков и оригинальных идей, тем лучше он выглядит

Как оформить входную зону

Условно, участок делиться на 3 зоны:

  • переднюю часть (входная зона и палисадник);
  • боковые;
  • заднюю (включает в себя внутренний двор).

Разделение участка на зоны создает чувство порядка и аристократизма, подобно комнатам в доме

Входная зона не должна быть перегружена лишними деталями

Входная зона – лицо дома, по которому судят о вкусе жильцов, их образе жизни. Основными функциями этой части сада является создание декоративного эффекта, защита внутренней территории сада и дом от пыли, шума, идущего с улицы.

В этой зоне чаще всего размещают разные функциональные строения: навес под автомобиль, дорогу к гаражу, трансформаторные ящики, колодцы для сточных вод, прочие коммуникационные устройства. При правильном размещении и необходимости, эти элементы декорируются с помощью живой изгороди, решетки с вьющимися растениями.

Простой, но очень красивый заборчик перед входом на садовый участок

Шикарное оформление парадной зоны в восточном стиле

Хвойные растения перед входом в дом стабильны, не требуют сложного ухода, солидно выглядят в любое время года

В передней части принято высаживать декоративные кустарники, хвойники. Располагаются они с таким учетом, чтобы посадки не мешали проникновению солнечного света в окна дома. Симметрично посаженные ели или пихты, могут обрамлять вход в сад, а дополнят композицию фактурные валуны.

Еще необходимо позаботится о том, чтобы входная зона была красиво оформлена в любое время года. Для этого разбивается палисадник с растениями и цветами, дополняющими друг друга по оттенкам и периоду цветения. Живая изгородь из самшита, послужит прекрасным обрамлением дорожке и гаражному подъезду, мощеным природным камнем.

Опирайтесь на своё вдохновение, в нём ключ к созданию действительно потрясающего ландшафта

Участок с уклоном. Недостаток превратим в достоинство

Внутри сада часто встречаются перепады уровня, но это не является недостатком. Мастера ландшафтного дизайна полагают, что сад выглядит привлекательнее, чем многообразнее его рельеф. Дизайнеры помогут связать друг с другом разные уровни, изменить существующий рельеф (убрать или увеличить уклон), сформировать террасы.

Террасы – популярный способ придания наклонному участку ступенчатый вид, но работает до тех пор, пока уклон не слишком большой

При воплощении преобразований, следует учесть несколько важных моментов:

  1. Гармонично вписать природные переходы с созданными вертикальными и наклонными линиями лестниц, откосов, подпорных стен.
  2. При формировании горизонталей, стараться обеспечить такой уклон поверхностей, при котором, не будет происходить смыв плодородных слоев почвы. Важно, чтобы уклон был достаточным, способствовал удалению лишней дождевой воды, не давать ей собираться в лужи посреди сада.
  3. Произвести земляные работы – создать основу. Нужно сделать планировку местности, создать основной слой под засыпку или выемку земли, заняться выкапыванием ям и канав, сформировать откосы, засыпать или убрать землю.

Для подпорной стенки из камня высотой в пределах полуметра фундамент не нужен, достаточно правильной укладки и скрепления раствором

Подпорная стенка высотой в метр и выше требует определенной компетентности в строительном деле

Их внешний вид способен повлиять на эстетику сада. Строят их там, где есть откосы, присутствуют большие перепады рельефа, созданы разно-уровневые террасы. Чаще всего воздвигают подпорные стены между террасами.

Материал, из которого выполняют опоры – натуральный камень, сборные бетонные элементы и кирпич, если высота стены небольшая. Выбор материала понятен, так как позволяет создавать интересные архитектурные композиции, прочен и долговечен.

Каменные конструкции отлично вписываются в природный ландшафт и служит многие десятилетия

Деревянная подпорная стенка весьма интересна с точки зрения дизайна, но менее долговечна даже при условии использования твердых пород древесины

Кроме подпорных стен, для закрепления грунтовой поверхности откосов, используют несколько приемов: засев травой, укладка дерна, высадка кустарников. Невысокие подпорные стенки могут заменить садовые скамейки. Следует избегать воздвижения чрезвычайно высоких подпорных стен, из-за возможного нарушения гармоничного восприятия целостности пейзажа и во избежание дополнительных расходов.

Совет! Высокую стену лучше заменить двумя, тремя более низкими. Это облегчит переход между уровнями и не внесет диссонанс в естественность рельефа участка.

При выборе насаждений отдавайте преимущество растениям, растущим в естественных условиях на склонах и камнях

В ландшафтном дизайне существует много принципов и методов, как правильно оформить свой участок. Одна статья не в силах отразить всю информацию. Если у вас небольшой участок, воплощать все на нем, будет неуместно. Выберите несколько правил, которым будете следовать, подходящим вашему мировоззрению, количеству средств и времени, которое вы можете потратить. Этого будет достаточно для создания вашего оазиса!

Не хотите возится с газонами, рокариями и альпийскими горками? Обустройте дикий склон из камня и растений, которые не дают грунту разрушаться своими корнями

Особенности проектирования ландшафтного дизайна сада

Мы продолжаем публикацию материалов ландшафтного архитектора Карины Солодовниковой. В этой статье специалист с многолетним опытом расскажет о правилах и тонкостях проектирования дизайна сада.

Здравствуйте, дорогие читатели портала «ДачаДекор»!

Меня зовут Карина Солодовникова, я ландшафтный архитектор, директор новосибирской компании «Лёгкое лето», которая разрабатывает проекты участков по всей России. Я занимаюсь ландшафтным дизайном с 2010 года, и успела принять участие во многих интересных и сложных проектах: мы создавали парки, озеленяли базы отдыха на Алтае, разрабатывали благоустройство и озеленение целого квартала… на крыше!

В прошлой статье мы с вами узнали, как нужно проводить анализ участка, а сегодня поговорим о проектировании, точнее, о поиске ландшафтных форм и дизайне сада.

В это сложно поверить, но 50% работы мы уже сделали в прошлый раз. Давайте посмотрим, что получилось:

Расположение площадок мы знаем. Как же мы будем перемещаться между всеми этими зонами?

Основы ландшафтного дизайна (видео)

Смотрим пути движения:

Отлично, этот участок оказался легким! Он сам диктует нам свои формы! Основная композиционная ось задает движение от гаража к дому, от дома к беседке, от беседки к спортивной зоне. Такая планировка позволяет:

  1. Задать динамику и зрительно увеличить участок
  2. Сэкономить количество мощения, совместив дорожки с отмосткой
  3. Визуально объединить, «собрать» все разрозненные кусочки участка в одно целое

Вот так выглядит предварительный эскиз участка. Конечно, детали будут уточняться, а площадь мощения скорее всего уменьшится (из соображений экономии), но набросок уже можно показать заказчику – нравится ли ему такое композиционное решение? После получения одобрения и замечаний, дорабатываем детали. На хорошо просматриваемых местах размещаем цветники:

Как сделать сад красивым местом для отдыха? (видео)

Самая сложная задача любого дизайнера и архитектора – не погрязнуть в деталях, не перегрузить проект. Особенно часто любят излишества почему-то именно ландшафтные дизайнеры. «А давайте нарисуем побольше круговых дорожек!» – думают они, и без всякой логики перегружают участок ненужными извилистыми пешеходными путями. Может быть, они считают, что так проект будет смотреться красивее и гармоничнее? Это большое заблуждение.

Такой прием хорош на больших площадях, где взгляд уходит вдаль, а естественные изгибы дорожек сочетаются с видом природных ландшафтов. Посмотрите на планы старых усадеб – входную, ограниченную по площади зону всегда разбивали в регулярном стиле – широкие удобные проходы, симметричные аллеи; а за зданием начинался раскидистый парк в природном, пейзажном стиле. Никто не заставлял гостей на пути к дому семенить по узким изогнутым дорожкам.

Гармония – в соответствии проектного решения имеющейся территории и объектам. Известный английский дизайнер Джон Брукс в своей книге «Дизайн сада» на простой схеме наглядно показал, что бывает, когда дизайнер не видит участка и не понимает его:

Слева – чувствуется гармония, покой, соразмерность, а справа… узнаете? Вот так выглядит большинство садов, которые проектируют некомпетентные ландшафтные дизайнеры. Если у вас небольшой участок, представьте, что это квартира. В квартире каждый квадратный метр используется рационально – прямоугольники столов, квадраты табуреток. В маленькой кухне в «хрущевке» вы не поставите круглый обеденный стол. Так же и на участке все должно быть рационально и гармонично.

Давайте посмотрим примеры хорошего решения для маленького участка. Как видите, в одном случае дизайнер все-таки применяет изогнутые формы. Если очень хочется – можно! Но очень аккуратно.

А вот наше решение для небольшого участка:

Для того, чтобы найти «ритм» сада, Джон Брукс рекомендует применять модульные сетки, т. е. делить участок на квадраты, а по ним уже проводить основные линии и располагать объекты в соответствии с ячейками сетки. Это как чертить по кальке и ли писать на листе в клеточку – получается ровно и аккуратно. Размер квадрата должен быть привязан к основным элементам дома – если у вас большой дом, не мельчите.

Ландшафтный дизайн участка (видео)

Пример ниже – проектирование по сетке. Входная зона более компактная, там ячейка сетки маленькая. За домом начинается раскидистый сад, сетка становится крупнее. Видите, какой аккуратный, органичный и красивый получился план? Приятно посмотреть, удобно ходить.

Итак, давайте сделаем выводы. При проектировании участка не забывайте три важные вещи:

  1. Выделите главное. Найдите основные пути и направления, они сами подскажут дизайн участка.
  2. Помните о соразмерности и гармонии. Маленький участок – аккуратный дизайн. Избавляйтесь от лишнего.
  3. Модульная сетка поможет найти ритм и гармонию.

В следующий раз мы подробнее поговорим о планировании больших территорий – парков, скверов, благоустройстве жилых районов.

Ландшафтное проектирование – это наука, и наука сложная. Если у вас не хватает терпения её постигать, а красивый сад хочется уже в этом сезоне, обращайтесь к нам! Компания «Лёгкое лето» разрабатывает проекты удаленно, для всех регионов России. А если вы живете в Новосибирске, вы всегда можете записаться к нам на курсы и мастер-классы.

Ссылка на основную публикацию