Парк-музей в Бразилии, поражающий воображение
Inhotim – сюрреалистический союз природы и культуры
photo: Tony Perrottet
Если вы уже рассматривали возможность поездки в Inhotim — великолепный парк-музей, созданный дальновидным бразильским горнодобывающим магнатом, то сейчас самое время начинать всерьёз планировать путешествие.
Расположение парка в удаленной сельской местности всегда считалось неотъемлемой частью его очарования – в то время, когда я был там, наводнение превратило грунтовые дороги в каналы грязи, такому опыту мог бы позавидовать сам Индиана Джонс. Но по мере того, как растут слава и популярность Inhotim (произносится Инь-йо-тим), он становится все более цивилизованным местом. К Олимпийским Играм 2016 года, которые будут проходить в Рио-де-Жанейро, запланирована постройка взлетно-посадочной полосы, благодаря чему легкое воздушное судно сможет приземляться в близлежащем шахтерском городе Брумадиньо, что сведет к минимуму время в пути. Правда, в настоящее время добираться туда достаточно сложно.
Но ваши усилия будут более чем оправданы. Вы могли бы посвятить несколько дней исследованию великолепных тропических садов, по которым регулярно совершают поездки ученые со всех уголков мира. Они созданы по проекту известного бразильского ландшафтного архитектора Роберто Бюрле Маркса, который работал с Оскаром Нимейером в Бразилиа и спроектировал легендарную набережную на пляже Копакабана в Рио. Открытый ресторан предлагает блюда бразильского «шведского стола», на берегу озера располагаются превосходные кафе, каждое отличается от других, так как озера заполнены различными видами морских водорослей, которые придают особый оттенок воде, есть даже киоск с очень неплохой пиццей.
Ну и, конечно же, искусство.
photo: Diego Maia
Бернардо Паз, основатель Inhotim, назвал свое творение взрослым Диснейлендом и вовсе нетрудно догадаться почему. Этот огромный «наружный музей» в настоящее время является одним из самых захватывающих экспериментов в мире современной культуры, футуристическим ответом Бразилии таким известным местам как Национальный Парк Storm King в Нью-Йорке, Парк Гуэля Гауди в Барселоне и Йоркширский парк скульптур в Великобритании. Масштабы Inhotim ошеломляют. Пять миль пешеходных маршрутов сквозь заросли сочной зелени, которые соединяет 21 павильон – это сравнимо с Венецианской биеннале, если бы она проходила в тропическом лесу.
photo: Tony Perrottet
Несколько инсталляций уже приобрели культовый статус, в том числе и, вероятно, самая известная работа в Inhotim «Акустический Павильон» американского художника Дуга Эйткена. Круглый стеклянный павильон возвышается на холме, микрофоны, расположенные глубоко под землей передают причудливые звуки, будто идущие из самых недр земли. «Калейдоскоп» датского художника Олафура Элиассона представляет собой телескоп с зеркалами для создания калейдоскопического эффекта гор, расположенных на отдаленном расстоянии. Другой павильон представляет собой работу бразильского художника Сильдо Мейрелеса под названием «Красные Сумерки» – это апартаменты, где каждый предмет окрашен в глубокий темно-красный оттенок.
photo: Circuito Fora do Eixo
photo: Diego Maia
В коллекции Inhotim свыше 600 экспонатов, так что лучше отказаться от карты и сдаться на волю случая. На лесных полянах можно увидеть такие артефакты, как подобное Стоунхенджу кольцо монолитов цвета леденцов, фигуры майя, яхту, подвешенную вверх тормашками на виноградных лозах джунглей, как дань уважения герцогу Фитцгарральдо и коллекцию «жуков» VW цвета засахаренных фруктов.
photo: Cesar Kobayashi
Звуки некоторых акустических экспонатов парка будут доноситься до вас по мере продвижения вперед: довольно жутковато слышать архаичные штаммы Тюдоровских гимнов в исполнении детского хора, смешанных с пением птиц и шелестом листьев. И чтобы вы не забыли, что находитесь в Бразилии, одной из инсталляций является бассейн в комплекте со спасателями, бесплатными полотенцами и раздевалками, убедитесь, что взяли с собой купальник.
photo: Diego Maia
Возможно, самым большим плюсом парка является тот факт, что в отличие от традиционных городских музеев вы здесь вряд ли заскучаете. Лесная местность Inhotim и извилистые тропы стимулируют воображение посетителей, дают отдых глазам и мыслям – можно посидеть на скамьях, вырезанных из стволов древних деревьев или полюбоваться замысловатой красотой листьев jequitibá и рифленой «крокодиловой древесиной».
photo: andréa tavares alessandro
Наконец, это возможно единственный музей в мире, где вы можете самостоятельно собрать ингредиенты для коктейля. Когда я шел по заросшей тропе, ведущей между галереями, молодой бразильский ботаник, одетый в обрезанные шорты и футболку указал на множество экзотических фруктов, в том числе розовые бананы и терпкие оранжевые ягоды, известные под названием питанга. «В кайперинье они очень хороши» поделился он секретом.
Практические стороны
Посетители могут прилетать напрямую из Майами, или через Рио либо Сан-Паулу, в столицу штата Минас-Жерайс Белу-Оризонти. (Лучшие международные линии на TAM, www.tam.com.br). Оттуда до Inhotim примерно два часа езды по извилистым горным дорогам, которые были созданы в основном для обслуживания гигантских железных рудников, усеивающих пейзаж. Автобусы отправляются каждое утро в 8:15 из Белу-Оризонти, хотя поездка будет наиболее комфортабельной в автомобиле, который можно арендовать в местном отеле.
Вполне возможно задержаться в Белу-Оризонти и совершить однодневную поездку, но наиболее атмосферным и спокойным местом является небольшая гостиница под названием «Pousada Nova Estância» всего в пятнадцати минутах езды от парка. В этом прекрасном месте для отдыха есть бассейн, креативный ресторан с шеф-поваром из Венесуэлы, колорита добавляет вид на пальмы, окружающие горы и роскошный хор тропических лягушек после наступления темноты. По поводу организации перелета и трансфера можно обратиться на сайте к англоговорящему водителю Cristóvão Lana. Посмотреть отели в городе Брумадинью.
(Стоимость проживания от 100 $ в сутки, включая завтрак www.pousadafazendanovaestancia.com.br)
Стоимость посещения Inhotim составляет 7.50 $ по вторникам вход бесплатный.
Дворец Маркизов Дос Агуас
Дворец Маркизов Дос Агуас – великолепное здание, выдающийся образец стиля барокко в Валенсии.
Дворец Маркизов Дос Агуас (Palacio del Marqués de Dos Aguas) – великолепное здание, выдающийся образец стиля барокко в Валенсии.
Удивительно красив, этот дворец. Можно часами разглядывать его тяжёлый скульптурный портал в замысловатой лепнине, белоснежные рельефные обрамления окон, кружевные решётки на проёмах, резные балюстрады балконов.
Архитектура дворца
Самая впечатляющая часть фасада – главный портал. В центре композиции, в каменной нише – Дева Мария, Богоматерь Розария. В руках Святой девы – божественный младенец; к ногам прижимаются миниатюрные ангелы.
Две мускулистые фигуры каменных титанов поддерживают портал – это атланты, символизирующие две реки, Турию и Хукар – полноводные источники, дающие жизнь горным почвам Валенсии. Символ рек имел прямое отношение к владельцу дворца. «Дос-Агуас» означает – «две реки». Турия и Хукар омывали земли, принадлежавшие маркизу.
Каменные аллегорические потоки воды перемежаются изображениями диковинных существ, ангельских труб, ветвей плюща и виноградной лозы – символа плодородия. Венчает портал герб семейства Дос-Агуас. Роскошный и чувственный ансамбль портала в духе рококо создал Игнасио Вергара. Эскиз композиции написал художник Ипполито Ровира.
Фигуру Богоматери изваял мадридец – Франсиско Молинелли. Богоматерь Розария считалась святой покровительницей дворянского дома Дос-Агуас, однако статуя в нише была установлена уже после смерти маркиза, при реконструкции здания.
После 1854 года дворец пережил перестройку, которая коснулась и фасадов, и интерьеров. После этого архитектура здания стала эклектичной и обогатилась новыми элементами. Обновления привнесли мастера из Франции и Италии.
Готические окна сменились барочными проёмами, заключёнными в рельефное обрамление. Стены дворца, обращённые к патио, получили новое скульптурное оформление в стиле ампир, а посредине дворика установили фонтан. На фасадах появились новые изящные балконы, фасадные фрески сменила декоративная штукатурка.
Внутри дворца сохранились фрески работы Хосе Бреля и Салустьяно Асенха, оригинальная барочная мебель.
Внутренний двор Дворца Дос Агуас
Трёхэтажное здание выстроено четырёхугольником вокруг внутреннего двора, по углам возведены красивые башенки (изначально в здании было только три крыла, четвёртое, точно повторяющее стиль предыдущих, добавилось при реконструкции XX века).
Национальный музей керамики Гонсалеса Марти
С 1949 года дворец является государственной собственностью. Внутренние помещения были отреставрированы, в здание были завезены произведения искусства, предметы роскоши разных эпох. С 1954 г. во дворце Дос Агуас работает Национальный музей керамики им. Марти (Museo Nacional de Ceramica Gonzalez Marti). Основу музейному собранию положил профессор Гонсалес Марти.
Посетители музея осматривают не только выставки, но и парадную лестницу, бальный зал, другие помещения первого этажа. Вниманию публики представлена коллекция старинных парадных карет.
Музейное собрание выставлено на втором этаже. Там, в детальных подробностях, воссоздана валенсийская кухня с подлинной утварью, отделанная историческими расписными изразцами. Керамика здесь представлена разнообразная: испанская, греческая, римская, мавританская. В экспозиции более 12 тысяч предметов и произведений искусства; занимает она 8 тысяч квадратных метров.
Время работы:
по понедельникам | закрыт |
со вторника по субботу | 10:00 – 14:00 и 16:00 – 20:00 |
Воскресенье и праздничные дни | 10:00 – 14:00 |
1 января1 мая24, 25 и 31 декабря | закрыт |
Цена входного билета:
взрослый | € 3 |
дети до 18 лет | бесплатно |
в субботу днем, Воскресенье 18 Мая ,18 апреля, 12 октября и 6 декабря | бесплатный вход |
Как добраться до Дваорца Маркизов Дос Агуас?
Ехать на метро №3, №5 до станции Colón или на автобусе 26, 31 до остановки Marqués de Dosaigües — Pau.
Как я экономлю на отелях до 20%?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Самые известные и необычные особняки: дома рабовладельцев, писателей и обители привидений
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Среди общеизвестных достопримечательностей, которыми пестрят путеводители, в каждой стране есть и такие, о которых знают совсем немногие. Но это не делает их менее интересными. В нашем обзоре 10-ка особняков, у каждого из которых своя удивительная и необычная история.
1. Аляска. Дом русского епископа в Ситке
Одно из старейших сохранившихся зданий “Русской Америки” – двухэтажный сруб, который был домом и местом работы Ивана Вениаминова, первого епископа Аляски, который работал миссионером среди коренных народности южной Аляски. В результате его работы количество православных верующих в этом регионе удвоилось.
2. Аризона. Резиденция Талиесин в Скоттсдейле
Известный архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт выстроил свою летнюю резиденцию “Талиесин” на огромной территории в 620 акров. Он сумел идеально вписать здание в окружающий ландшафт.
3. Арканзас. Место рождения президента Клинтона, Хоуп
В этом скромном двухэтажном доме Билл провел первые четыре года своей жизни у своих бабушки и дедушки. Его мать в это время училась на анестезиолога в Новом Орлеане.
4. Калифорния. Особняк Playboy, Лос-Анджелес
Про огромный особняк площадью 2000 квадратных метров, который был построен в 1929 году, уже не первый год ходят легенды. Из-за его владельца (с 2009 года поместьем владеет Playboy) за особняком окончательно закрепилась репутация логова порока.
5. Колорадо. “Спящий дом”, гора Джинези
Это необычное эллиптическое строение, которое было построено в 1963 году архитектором Чарльзом Дитоном, стало известным после фильма Вуди Аллена “Спящий”.
6. Коннектикут. Стеклянный дом, Нью-Ханаан
Легендарный архитектор Филипп Джонсон разработал этот культовый дом со стеклянными стенами для себя в 1949 году. В итоге его строение сильно повлияло на развитие современной и минималистической архитектуры. Вместо обычных стен в творении Джонсона используются абсолютно прозрачные, которые не закрывают вид на окружающий ландшафт.
7. Делавэр. Особняк и сады Nemours, Уилмингтон
Построенный в качестве подарка для второй жены Альфреда Дюпона в 1909 году, 105-комнатный замок занимает целые 300 акров. Также особняк известен тем, что возле него разбит самый большой ландшафтный парк в Северной Америке.
8. Флорида. Дом Эрнеста Хемингуэя, Ки-Уэст
Знаменитый американский писатель жил в доме в испанском колониальном стиле в 1931 по 1939 год. Именно здесь он написал некоторые из своих классических произведений, в том числе “Снега Килиманджаро” и “Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера”. Его дом был первым на острове оснащен бассейном и сантехническими удобствами.
9. Джорджия. Лебединый дом, Атланта
Раскинувшийся на площади в 28 акров царственный особняк был домом для наследников магнатов, сколотивших свое состояние на хлопке. Дом использовался во время съемок ряда фильмов и телевизионных проектов, в том числе “Голодные игры” и “Удивительная гонка”.
10. Гавайи. Дом Лильестрэнда, Гонолулу
Дом, который считается наиболее сложным и самым известным проектом архитектора Владимир Осипова, является замечательным примером гавайского современного стиля. Проект был заказан парой, которая хотела дом с прекрасным видом из окна.
11. Айдахо. Особняк Стандрод, Покателло
Этот замок был построен в городе на рубеже 19-го века. По данным нескольких источников, в нем обитают привидения.
12. Иллинойс. Розовый дом и павильон, парк Хайлэнд
В ультрасовременном доме со стеклянными стенами снималась сцена с Ferrari в фильме “Выходной день Ферриса Бьюллера”.
13. Индиана. Дом Самара, Западный Лафайетт
Дом был построен по индивидуальному заказу пары, которая работала в Университете Пердью. Все строение наполнено исключительно красочным декором.
14. Айова. Дом Диббла, Элдон
Простой и скромный фермерский дом был увековечен в шедевре Гранта Вуда “Американская готика”.
15. Канзас. Дом-музей Джона Брауна, Осватоми
Несмотря на то, что этот дом в Канзасе на самом деле принадлежал его сестре, Джон Браун называл его своим домом в течение 20 месяцев. Именно в этом месте он планировал нападение на арсенал в Харперс-Ферри.
16. Кентукки. Дом Эшленд, Лексингтон
Этот особняк на территории в 325 акров был домом для сенатора Кентукки Генри Клея и его семьи в период между 1806 и 1852 годами. Сообщается, что семейство владело более чем 60 рабами на своей плантации. Впоследствии итальянский особняк был почти полностью перестроен сыном сенатора, который позже продал его университету Кентукки.
17. Луизиана. Особняк Лалори, Новый Орлеан
Этот трехэтажный особняк был домом для Мэри Дельфина Лалори — одной из самых известных серийных убийц в истории США. Аристократка замучила и убила множество чернокожих рабов внутри своего особняка. Дом был сильно поврежден в результате пожара в 1834 году, после чего был перестроен и использовался в качестве государственной средней школы.
18. Мэн. Дом Ольсон, Кушинг
Хотя этот дом в колониальном стиле больше похож на особняк с привидениями из некоторых известных романов Стивена Кинга, на самом он приобрел известность в связи с его изображением художником Эндрю Уайетом на картине “Мир Кристины”.
19. Мэриленд. Дом Эдгара Аллана По, Балтимор
В этом скромном кирпичном доме в течение 1830-х годов написал множество знаменитых произведений Эдгар По. Дом используется в качестве музея с 1949 года.
20. Массачусетс. Дом Пола Ревира, Бостон
Построенный в 1680 году, этот трехэтажный дом в колониальном стиле является не только старейшим в центре Бостона, но также известен тем, что в нем жил знаменитый серебряных дел мастер Пол Ревир и его семья.
21. Мичиган. Дом и студия Олдена Б. Доу, Мидленд
Дом, который считается шедевром известного архитектора 20 века, идеально вписался в окружающий ландшафт садов и прудов. Он считается одним из лучших американских исторических домов и открыт для посещения туристами.
22. Миннесота. Дом Джеймса Хилла, Санкт- Пол
Построенный железнодорожным магнатом в 1891 году, огромный дом площадью 3344 квадратных метра может похвастаться своей собственной картинной галереей, органным залом и тренажерным залом.
23. Миссисипи. Особняк Лонгвуд, Натчез
Восьмиугольный особняк был заказан хлопковым бароном доктором Халлером Наттом, который умер в 1861 году, задолго до окончания строительства дома. Лонгвуд стоял заброшенным в течение многих десятилетий, пока не был окончательно реконструирован, став одной из самых популярных туристических достопримечательностей штата.
24. Миссури. Дом Джесси Джеймса, Санкт- Джозеф
Небольшой дом, в котором знаменитого грабителя, американского “Робин Гуда” Джесси Джеймса застрелил бывший член его банды Роберт Форд в 1882 году, первоначально стоял в двух кварталах. Затем его перенесли для более удобного посещения туристами. До сих пор в стене сохранилось пулевое отверстие.
25. Алабама. Особняк Гейнсвуд в Демополисе
Этот особняк, который строился в течение почти 20 лет, стал одним из самых необычных примеров неоклассической архитектуры в Америке. Особняк примечателен тем, что в нем была проведена историческая встреча, на которой индейцев чокто убедили переехать в резервацию.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как был устроен городской особняк в Древнем Риме
Если бы во времена расцвета Рима вы посетили дом богача в качестве скромного гостя, хозяин принял бы вас в роскошном атрии. Вас поразила бы его парадная и торжественная атмосфера. Богатые росписи на стенах, пестрая мозаика на полу, холодный отблеск мрамора. Сквозь отверстие в кровле – имплювий, льется свет с улицы. Солнечные блики играют на воде в небольшом бассейне прямо под ним – комплювии. Сюда, и ни шагу дальше вглубь дома, попадали те, кого хозяева не хотели впускать в сердце дома. Возможно, вам повезло бы и вы краем глаза увидели сад, находящийся прямо во внутреннем дворе, окруженном стенами виллы.
Достаточно странная планировка на современный взгляд – отверстие в крыше, бассейн прямо в доме, сад посреди глухих стен. Однако, в планировке римской виллы не было ничего случайного. Все ее части эволюционировали из видоизменившихся частей древнего италийского дома – домуса. Эти постройки возводились в те времена, когда крупных городов не было и в помине. А римляне большую часть времени проводили под открытым небом. Планировка виллы хранит в себе память о тех временах. Сады и дворы древних жилищ как бы переместились внутрь виллы. Зажиточные горожане не отказывали себе в пространстве и чистом воздухе, напоенном пением птиц и ароматом растений. Все это было внутри их домов.
Рим простых людей – это не виллы, а инсулы. Аналоги современных домов с множеством квартир, где жили не связанные между собой семейства.
Особняков сравнительно с общим количеством домов было немного; по статистическим данным, от эпохи Константина Великого их имелось во всех четырнадцати районах столицы только 1790, тогда как инсул было 46 602. Как правило, такие дома строились одним человеком и целиком сдавались в аренду другому, тот уже сдавал отдельные квартиры в субаренду. Хорошие квартиры на первых этажах лучших инсул сдавались за приличные деньги, туда не стыдно было даже пригласить гостей. Но преимущественно они состояли из малюсеньких квартир, качество которых ухудшалось по мере приближения к крыше. Смрад, теснота, полумрак – это было сугубо утилитарное жилище. Поэт Марциал писал «в Риме бедняку невозможно ни думать, ни спать». Но совсем не такова была вилла. Ее зажиточные хозяева жили “как люди”. Но их было меньшинство.
Снаружи и внутренняя планировка
Как правило, особняк был одноэтажным прямоугольным строением, выходившим глухими стенами на улицу. Если был второй этаж, то он смотрел на улице несколькими редко расставленными маленькими окошками. Стены белили известью, а крышу покрывали красной черепицей.
И в старину, и позже все помещения в жилище условно делились на две части. Официальные помещения группировались вокруг атрия. Семейные группировались вокруг небольшого садика в задней части дома – hortus. Позднее он превратился в перистиль, о котором ниже. Как мы видим, в таком доме много света и открытого пространства. Оно отлично подходит для мягкого средиземноморского климата, дарит прохладу в жару и позволяет свежему воздуху циркулировать по помещениям.
Эволюция – от усадьбы к городскому особняку
На заре древнеримской цивилизации, когда еще не было крупных городов, жители Аппенинского полуострова жили в деревенских усадьбах. Эти жилища назывались “домус”, и собирали под одной крышей множество полезных помещений. Сложно поверить, но изящные городские виллы с их марморными атриями и изящно обсталенными комнатами в своей планировке имели рудименты утилитарных помещений домуса.
Пожалуй, самая интересная и узнаваемая часть древнеримского жилища – это атриум. Название самого роскошного и парадного помещения виллы происходит от слова “черный”, “закопченный” и отсылает нас к древним временам. Тогда именно в атриуме размещался очаг, именно поэтому стены атриума покрывались копотью.
Световой колодец – комплювий и водоем под ним – имплювий, имели изначально сугубо утилитарное значение. Через отверстие в кровле проникал солнечный свет, через него же падала дождевая вода в имлювий. Под ним находилась цистерна, а воду потом использовали для хозяйственных нужд. Очаг располагался чуть дальше, чтобы через комплювий его дым выходил наружу, но огонь не заливало дождем.
Разумеется, в виллах периода расцвета римской цивилизации в атриуме уже не было чадящего очага. Как не было и спального места матери семейства. Напротив входной двери изначально находилась ниша с ее кроватью — lectus adversus («ложе против дверей»). Она была символом святости брака. Судя по всему, поддержание огня в очаге было почетной обязанностью женщины, именно поэтому она спала в помещении с ним. Сакральность этой функции нашла отражение в культе Весты – богине домашнего очага.
В атриуме некоторых консервативных семейств еще до конца республики стоял ткацкий станок. Не обязательно на нем пряла мать семейства – но он был символом женской добродетели и традиционных семейных ценностей. Не зря император Август способствовал тому, чтобы его жена почаще пряла при посторонних и сам ходил напоказ в домотканном полотне.
В атриуме также стояли ценные вещи семьи. Сундук с драгоценностями, картибул – стол типа жертвенника (его изображение было в предыдущем посте), изображения гениев и ларов – духов покровителей.
Короче, все самое ценное и священное находилось в этой комнате. С расцветом цивилизации он стал парадной частью дома, где принимали клиентов (просителей или участников “свиты” патриция) и не самых важных гостей.
Тут же находился таблинум. По сути отдельная комната, но в память о древних временах ничем не отделенная от атриума. Разве что занавеской или парапетом, а от перистиля (о котором ниже) деревянным экраном или дверью. Это был своего рода кабинет главы семейства. В открытых помещениях по бокам таблинума стояли бюсты и восковые маски предков. Последние надевали актеры во время похорон кого-либо из семьи, изображая процессию почивших родоначальников фамилии. В таблинуме хранился семейный архив и официальные бумаги.
Если бы вы стояли на улице лицом ко входной двери виллы, то справа и слева вы бы могли видеть таберны – от слова “табула” – доска. Это лавки, мастерские, складские помещения, которые формально размещались в доме, но не имели прохода внутрь. Их хозяин виллы сдавал внаем.
Вполне вероятно, что современные патио развились именно из перистиля. Жаркая и солнечная погода располагала к семейному досугу на открытом воздухе среди цветов и деревьев.
Тут же могла находиться писцина – водоем и фонтан или даже несколько. Кстати при раскопках Помпей ученые нашли застывшую (облепленную пеплом) струю из такого водомета. Стены расписывали фресками, сад украшали статуями.
Не просто и со вкусом
В летнее время обедали в гостиной, которая была как бы продолжением перистиля – экседра. Как и таблинум в атриуме, она не имела дверей в перистиль. Гости и члены семьи вкушали пищу, глядя на сад.
В холодное время и по торжественным поводам обедали в триклинии – пиршественном зале, который появился в виллах под влиянием греческой традиции. Ели патриции, возлежа на ложах, расставленных буквой П. Их могло быть несколько. Еда в таком неудобном на современный взгляд положении была признаком зажиточности. Только состоятельный человек мог есть, опираясь на одну руку – ведь для этого ему должен был прислуживать раб.
Любопытно, что римляне, которые в современном мире славятся распутством, были практически равнодушны к убранству спален – кубикул. В них были более низкие сводчатые потолки. Из украшений – мозаика на полу, обозначавшая место для размещения кровати. Размещались они вокруг атриума и перистиля.
Иногда перед кубикулой был предусмотрен предбанник, где спал личный слуга. Слуг и рабов в вилле было в избытке, поэтому и места для них требовалось немало. Для них был предусмотрен даже отдельный вход – posticum. Как в крупных дореволюционных квартирах и домах есть черный ход для прислуги.
Он находился поблизости от кухни – коквины или кукины. К ней же примыкали хозяйственные помещения, прачечные, пекарни, кладовые и амбары.
Спали рабы в городских виллах на втором этаже или в помещениях, которые находились подальше от хозяйских взоров. Откуда такая нелюбовь ко второму этаже? Видимо, это было связано с тем, что снование вверх-вниз по лестнице – это дело неблагородное. А еще с тем, что там скорей всего потолки были достаточно низкими. Иногда на втором этаже спали и члены семьи (наверное, самые нелюбимые 🙂 или размещались столовые. Крыша последнего этажа была плоской и на ней устраивали небольшой солариум (садик, терраса).
Не чуждо римлянам было и чувство прекрасного. Зажиточные любители искусства и науки собирали на вилле пинакотеки – картинные галереи и библиотеки. Они размещались по периметру перистиля.
Древнеримская вилла удивительна тем, что при своей роскоши и длительной эволюции она сохранила детали планировки, присущие деревенской усадьбе.
Коридор Вазари во Флоренции
Коридор Вазари (Corridoio Vasariano) – это всемирно известная галерея между Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti) в центре исторической части Флоренции (Firenze).
История постройки
Галерея длиной 750 м появилась по повелению герцога Тосканского Козимо I Медичи в 1565 г. Цель постройки – соединить секретным переходом дом на западном берегу реки, где проживало семейство Медичи, с Палаццо Веккьо, в котором располагалось правительство Тосканы (Toscana). По такому тайному ходу можно было бы передвигаться, не выезжая в город. Строительство было приурочено ко дню заключения брака между сыном Козимо I – Франческо I Медичи – и Иоанной Австрийской из Габсбургской династии. Поэтому строительство выполнялось в сжатые сроки: галерею по архитектурному проекту Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) построили за 5 месяцев.
В коридоре Вазари использованы оригинальные приемы строительства:
- Часть коридора проходит стена к стене с Церковью Санта Феличита (SantaFelicita), там было сделано окно-балкон, чтобы Козимо I присутствовал на службе, не видимый для посетителей церкви;
- Самый известный участок галереи расположен на мосту Понте Веккьо (Ponte Vecchio) и поражает панорамными окнами, из которых видно реку Арно до самого моста Понте Санта-Тринита Ponte Santa Trinita);
- Во время строительства на мосту Понте-Веккьо появились лавки ювелиров вместо лавочек, продающих рыбу и мясные продукты, чтобы неприятные запахи и картины не раздражали высокопоставленных особ.
По тайному ходу семейства Медичи
Коридор состоит из нескольких отрезков:
- От капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо в «Зал Пятисот» (Salone dei Cinquecento), оформленный по указу Савонаролы и превращенный в помещение для торжественных приемов по велению Козимо Медичи;
- Пассаж с бюстами и портретами представителей рода Медичи в Уффици;
- Участок галереи, который сейчас доступен только организованным группам по специальному расписанию и легко узнается по окошечкам круглой формы с решетками снаружи, тянется вдоль набережной к мосту Понте Веккьо – здесь и размещена уникальная коллекция этого хранилища;
- Коридор над жилыми и торговыми помещениями моста через Арно;
- Переходы над жилыми домами на западном берегу Арно и вдоль церкви Санта Фелисита, а оттуда уже до Палаццо Питти;
- Переход в сады Боболи (Giardino diBoboli), украшенные фонтанами, гротами, скульптурными композициями.
Коридор Вазари во Флоренции многократно реставрировался, однако облик практически не меняли. Изменения были внесены всего несколько раз:
- в 1939 г. была увеличена площадь окон по приказанию Бенито Муссолини;
- в 2013 г. в конце крытого коридора появился отдел, посвященный автопортретам художников 21 века.
Сейчас Галерея Вазари – часть музея Уффици.
Сокровища галереи
В галерее Вазари хранятся полотна 16-17 вв. знаменитых художников Рима (Roma) и Неаполя (Napoli). Особая часть коллекции – автопортреты живописцев Италии и других стран 16-20 вв.:
- Джорджо Вазари;
- Рафаэля Санти;
- Питера Пауля Рубенса;
- Диего Веласкеса;
- Ореста Кипренского;
- Бориса Кустодиева;
- Ивана Айвазовского;
- Марка Шагала и др.
Коллекция автопортретов непрерывно увеличивается: художники считают честью преподнести галерее Вазари автопортрет.
В галерее Вазари представлена коллекция, насчитывающая около полутора тысяч автопортретов и 700 других картин. Уникальность собрания – в том, что, за редким исключением, здесь сохраняются подлинники, дающие полное представление о работе мастера.
Коридор Вазари представляет еще одну страницу в истории развития искусства: здесь размещены полотна, испорченные в результате взрыва у галереи Уффици в мае 1993 г. Символическое значение приобрели наклеенные на черные планшеты фрагменты разрезанных осколками картин, которые было решено не реставрировать.
Как попасть
Экспозиция, размещенная в галерее Вазари, имеет особую ценность, однако в связи с событиями 1993 г. вход в музей ограничен. До 2016 года для посещения туристов коридор был открыт только несколько дней в году, во время общегосударственных торжеств.
Согласно новому плану, весь Коридор Вазари станет доступным для всех и будет частью маршрута рассчитанного на проходимость 500 тысяч туристов ежегодно.
Актуально: до конца 2021 года групповые экскурсии по Коридору Вазари не планируются – попасть внутрь нельзя, происходит перераспределение коллекции в галерею Уффици и другие дворцы. Возможно, будут организовываться специальные экскурсии по запросу, посмотреть все экскурсии во Флоренции и сделать заказ можно тут. Откроют ли Коридор точно в 2021 году или лет на 10 позже – неизвестно. Будем держать вас в курсе.
Как добраться
До Коридора Вазари во Флоренции можно добраться несколькими способами:
- пешком от железнодорожного вокзала;
- на автобусах D , С1 и С3;
- на такси.
Коридор Вазари во Флоренции позволяет погрузиться в мир искусства и ощутить атмосферу старинного города и его легендарных обитателей.
paulo mendes da rocha + metro arquitetos: cais das artes
‘cais das artes’ by paulo mendes da rocha + metro arquitetos, vitoria, brazilimage © metro arquitetosall images courtesy of metro arquitetos
designboom has recently returned from a short trip to sao paulo where we met up with esteemed brazilian architect paulo mendez da rocha and martin corullon of local practice metro arquitetos associados to take a look at their latest collaborative project now under construction. the ‘cais das artes’, or ‘pier of the arts’, is an appropriately-named museum and theater complex located in vitoria, just north of rio de janeiro along sua bay’s built coast. the site is a recently created concrete plane along the dock in an area benefiting from lovely views of the native landscapeand the city backdrop, amongst new constructions and historical treasures. the primary strategy was to command this important space to convert it into the cultural center of the metropolis while preserving the character of place — not an easy task considering the very large masses that would need to be built to accommodate a three-level museum and 1,300-seat theater.
architect paulo mendes da rocha sums up the crux of the project:
‘this is an urban-oriented architectural action, in the sense of adjusting history and geography to a desired view of the present, indicating at the same time a museological conception, an effort to combine art and science, under an integrated perspective.’
see additional information in designboom’s studio visit to da rocha’s office here.
image © metro arquitetos
the massing concept was therefore to lift the program off the ground plane, freeing an expansive plaza for large scale artistic events and more importantly opening views through the site at human-scale, both onto land and out to sea. the exhibition spaces are located in the 69 meter long pre-tensioned parallel concrete beams measuring 7 meters high touching the ground at only six points. twenty-meter bays regulated by the spans in between anchoring columns. interstitial platforms house the display areas visually connected to each other, reflecting indirect natural light off the floors. support and services are all located in a 22 m2 by 23-meter high annexed cube connected to the main volume by bridges. the museum can be conceived of as a bridge typology with a cafe, restaurants, bookstores and open-air exhibit space greeting visitors at the plaza. the theater is located in a structurally echoed, albeit independent, volume that is partially supported over the sea. the centrally-located performance hall uses 10-meter wide lateral corridors for support functions and circulation. only the technical areas under the stage are actually connected to the ground for ease of equipment transportation.
view from the bridgeimage © metro arquitetos
elevationimage © metro arquitetos
exterior courtyard between the museum and theaterimage © metro arquitetos
image © metro arquitetos
interiorimage © metro arquitetos
overall construction progress image © metro arquitetos
‘cais das artes’ by paulo mendes da rocha + metro arquitetos, sao paulo, brazilimage © metro arquitetos
‘cais das artes’ by paulo mendes da rocha + metro arquitetos, sao paulo, brazilimage © metro arquitetos
‘cais das artes’ by paulo mendes da rocha + metro arquitetos, sao paulo, brazilimage © leonardo finotti
image © leonardo finotti
image © leonardo finotti
image © leonardo finotti
‘cais das artes’ by paulo mendes da rocha + metro arquitetos, sao paulo, brazilimage © metro arquitetos
view down the long structure on the exhibition platformsimage © leonardo finotti
secondary steel structureimage © leonardo finotti
image © metro arquitetos
bridges connecting the main museum volume to the annex (photo from the annex)image © metro arquitetos
cube addition facadeimage © metro arquitetos
construction materialsimage © leonardo finotti
floor plan / level 0
floor plan / level 1
floor plan / level 2
floor plan / level 3
project info:
name of project: quay of arts | museum and theaterclient: government of the state of espírito santo and arcelormittal-cst (companhia siderurgica de tubarão)project: may 2007-may 2008square total area: 26,500m2museum total area: 8,500m²theater total area: 14,000m²architecture: paulo mendes da rocha; metro arquitetos associados: martin corullon, anna ferrari, gustavo cedroni collaborators from metro arquitetos associados: flavio rogozinski, marcia terazaki, miki itabashi, paloma delgado, paula mendonça, marina ioshii, francisca lopes, rafael de sousa silva, bruno jin young kim, alfonso simelio jurado, paula nóia, pedro mesquita.structure: kurkdjian & fruchtengarten engenheiros associados, eng. jorge zaven kurkdjianelectric, hydraulic and complementary installations: etip projetos de engenharia, eng. airton viannahydraulic and draining consulting: eng. julio cerqueira césarautomation and security project: hos projetosair conditioning: thermoplan engenharia térmica, eng. eizo kosaiacoustics and theater technique: acústica & sônica consultores, arq. josé augusto nepomucenolighting design: ricardo heder e juliana pongitorspecial flooring projects: lpe engenharia e consultoria, eng. silvia maria botaciniwaterproofing projects: proassp assessoria e projetos, eng. silvana