Арматура в строительстве

Арматура в строительстве: виды, свойства

Строительная арматура представляет собой стальные стержни, которые в процессе строительства соединяют в каркас, способствующий созданию прочности всех элементов здания.

Это, чаще всего, вспомогательная конструкция, которая помогает распределить нагрузки, увеличить несущую способность конструкции. Применяется в строительстве железобетонных зданий и в устройстве фундамента.

Усиливает свойства бетона, не дает ему растрескаться. Обладает всеми требуемыми свойствами: прочность, пластичность, морозо- и жароустойчивость, коррозийная устойчивость.

Стальная арматура бывает горячекатаная стержневая и холоднокатаная (холоднотянутая) проволочная. Наиболее широко применима горячекатаная стержневая арматура, имеющая вид длинного стержня с гладким или периодическим профилем (другими словами, с гладкой или ребристой поверхностью).

Арматура периодического профиля пользуется большим спросом, т.к. имеет лучшее соприкосновение с бетоном. Однако периодический профиль является источником определенных концентраторов напряжений и снижает прочность стали. Поэтому, если не требуется сцепление с бетоном, используют материал с гладкой поверхностью. Стержни выпускают диаметром от 6 до 40 мм.

Стержневая арматура изготавливается из легированной стали. Это означает, что сталь для усиления прочности легируется (сплавляется) кремнием и марганцем. Иногда добавляют хром и титан.

Легирование производится путем введения в расплав дополнительных веществ, улучшающих физико-механические свойства стали. Так добиваются особой прочности металлических изделий, устойчивости к коррозии, износостойкости. При изготовлении каркаса стержни арматуры сваривают или соединяют путем вязки, при помощи вязальной проволоки.

Холоднотянутая проволочная арматура имеет диаметр от 3 до 12 мм. Изготавливается из низкоуглеродистой стали (обычная арматурная проволока: класс В-I) или из углеродистой стали (высокопрочная проволока класса В-II). Также бывают гладкие и рифленые (класс Вр-I или Вр-II). Проволоку класса В- I применяют для ненапрягаемой арматуры. Класс В-II – для напрягаемой. Высокопрочная проволочная арматура – качественный товар, однако менее востребован, нежели стальные стержни. Во-первых, стоимость проволоки выше. Во-вторых, она требует применения сверхпрочного, высококачественного бетона.

Еще одним видом арматуры являются канаты, которые скручивают из нескольких (2-19) проволок с гладкой поверхностью. Наиболее ходовые – семипроволочные, изготавливаемые путем свивки по спирали шести проволок диаметром от 1,5 до 5 мм вокруг прямолинейной центральной проволоки.

В чем разница горячекатаной и холоднокатаной стали?

Оба вида на начальном этапе изготавливаются методом горячей катки. Горячекатаный стальной лист раскраивают на части. Заготовки для холоднокатаного стального материала подвергаются травлению, а потом проходят холодную прокатку. Таким образом, они имеют более долгий процесс изготовления. По толщине не бывают больше 5мм. Однако считаются более качественными. Но и стоят дороже горячекатаных. В свою очередь горячекатаные имеют свои плюсы. Помимо более низкой стоимости, они наименее подвержены коррозии.

Как отдельный вид строительной арматуры можно выделить жесткую (несущую, монтажную) арматуру, являющуюся частью конструкции железобетона. К этому виду относится двутавр (сечение буквой «Н»), швеллер и уголок. Двутавр применяется в устройстве перекрытий и конструкций для мостов. Швеллер, имеющий П-образную форму, применяется в качестве опорных элементов, как часть железобетонной конструкции.

Существует также неметаллическая композитная арматура. Она изготавливается из стеклянных (стеклопластиковая композитная арматура), углеродных (углепластиковая)и базальтовых (базальтопластиковая) волокон и пропитывается термореактивным связующим. Композитная арматура используется для тех же целей, что и металлическая. Помимо этого, ее широко применяют в зимний период.

В это время в растворы добавляют противоморозные вещества и ускорители затвердения, которые вызывают коррозию металла. Преимущества композитной арматуры в маленьком весе, низкой теплопроводности, отличных антикоррозийных свойствах.

Недостатками являются меньшая упругость, низкая устойчивость к высоким температурам (свыше 600 °), невозможность сварки.

Каждый из видов арматуры наилучшим образом подходит для определенных, условий и температур. Поэтому при выборе лучше проконсультироваться со специалистом, который поможет подобрать идеальный вариант для конкретной ситуации.

Материал предоставлен компанией «Зеленый Дом»

Строительство домов

Продукты металлопроката все более востребованы в современном строительстве, и сортовая арматура, в разы повышающая прочность бетона – не исключение. Ведь железобетонные изделия широко применяются при возведении как промышленных объектов, так и зданий жилого назначения.

Содержание:

Процесс производства арматуры

Арматура – материал, изготовление которого проходит в условиях производства методом горячего проката. Сталь после прибытия на завод отгружается, а затем подается в отделение заготовки. Металлолом проходит тщательную сортировку и помещается на плавление до жидкого состояния. Дальше жидкая сталь разливается в изложницы. После застывания стальных слитков осуществляется их нагрев, обжим и прокат. Потом продукция остывает на холодильниках, проходит контроль качества, обрезается и готовится к транспортировке. Купить строительную арматуру потребитель может в стержнях либо мотках (в зависимости от вида).

Арматура строительная: технические характеристики и маркировка

В процессе возведения железобетонных конструкций чаще применяется гибкая стальная арматура – прутки. Если возникает необходимость в создании более жестких конструкций, то используются швеллеры, уголки и двутавры.

Арматура строительная ГОСТ 5781-822 – стержневая. Поверхность изделия может быть гладкой или рифленой, что отражается на маркировке. Гладкая арматура (А-I) на профиле стержня рифлений не имеет. Арматура периодического профиля внешне несколько отличается. Изделия класса А-II, А-III и А-IV, А-V и А-VI имеют выступы в форме винта – рифление проходит под определенным углом, равномерно овивая профиль в три захода. Но различия изделий классов I-VI не сводятся лишь к внешним признакам. Разница в их физико-механических свойствах (прочность, вид стали) обозначена буквами. Так, «т» указывает, что при изготовлении изделия была использована термически упрочненная сталь, «к» – материал обладает повышенной устойчивостью к коррозии, «с» – изделие поддается свариванию, «в» – прочнее за счет вытяжки.

К арматуре по ГОСТу 10884-81 (94) относят термомеханические и тepмически упрочненные стальные стержни с периодическим профилем, диаметр которого 6-40 мм. Такие материалы используются для строительства отвeтственных желeзобетонных конструкций.

Арматурой нового класса является А500С. При работах с данным видом арматуры можно использовать дуговую сварку. Ее выпускают согласно стандарту CТО АCСЧМ 7 – 93. Такая арматура отличается прочностью, пластичностью, низкой себестоимостью. Она может использоваться как для устройства фундамента, плит перекрытия и в других целях.

Сфера применения

То, что объект, выстрoенный по технологии монолитного бетонирования, намного прочнее остальных сооружений, ни у кого сомнений не вызывает. Внешний вид здания от этого не страдает, скорее, наоборот – износостойкость поверхности значительно повышается. Ведь арматура, по сути, является каркасом, удерживающим бетон, поскольку надежно сцепляется с ним благодаря рифленому профилю.

Дамбы, здания аэропортов, плотины, мосты – все эти сооружения возводятся с использованием продуктов металлопроката. В какую бы сферу строительства мы ни заглянули, везде строительная арматура больше чем востребована. От нее зависит прочность возведенных конструкций.

Требования к строительной арматуре

Арматура используется в качестве основы строительных конструкций, требующих повышенного уровня безопасности. Поэтому характеристики и качество металлопрокатной продукции должны быть чрезвычайно высокими.

Строительная арматура должна соответствовать следующим критериям:

  • максимальная шарнирность;
  • прочность;
  • соoтветствие ГОСТу для более жесткого сцепления с бетоном;
  • устойчивость к коррозии.

Виды строительной арматуры

В зависимости от будущего месторасположения в составе каркаса, арматура может быть поперечной либо продольной. Поперечная применяется для защиты конструкции от возникновения трещин поблизости опор, а также для улучшения связки с бетоном. Продольная препятствует образованию вертикальных напряжений и принимает на себя часть нагрузок бетона.

Арматура строительная (вес погонного метра колеблется от 2,22 кг до 39,46 кг и зависит от толщины и длины профиля) бывает таких видов:

Рабочая армaтурa принимает растягивающие усилия, которые возникают в результате влияния на постройку внешних нагрузок, а также собственного веса. Монтажная предназначена для формирования каркаса и фиксации рабочих прутков. Распределительная армaтурa делит нагрузку между всеми стержнями, препятствуя их перемещению и прогибу. Хомуты защищают бетон от растрескивания поверхности возле крепежей. Если каркас необходимо расположить в балках или ригелях, то применяют двойные стальные пруты.

По принципу связи с бетоном арматура бывает напрягаемой и ненапрягаемой. В зависимости от способа формирования бывает канатная, стержневая и проволочная арматура.

По способу установки армaтуру разделяют на сварочную и вязаную в форме сетки или каркаса. Сварочную армaтуру иногда еще называют штучной. Ее используют при небольших объемах работ. При возведении масштабных сооружений каркас должен быть гибким – «плавать», как говорят профи. Иначе здание может разрушиться даже при незначительном оползне либо в случае минимальных движений земной поверхности. Именно поэтому каркас чаще «вяжут».

Арматурная сетка состоит из стержней, которые фиксируются в местах пересечения сваркой либо вязкой. Каркасы, собранные из прутков и соединительной решетки, называют плоскими. Пространственные каркасы – еще одна разновидность армированных конструкций. Они составлены из нескольких плоских сеток или пакетов.

В зависимости от того, из какого материала выполнена, строительная арматура делится на стальную и композитную.

Композитная строительная арматура

В последнее время композитные изделия выступают в качестве альтернативы металлопрокатным. Данный материал обладает рядом преимуществ. Композитные изделия гораздо прочнее, чем арматура строительная, цена на них меньше. Стойкость к коррозии также значительно улучшает физико-механические характеристики данного материала.

Композитные изделия, а точнее – стержни или тросы, состоят из стеклянных, базальтовых либо углеродных волокон и пропитаны полимерным связующим. Поверхность стержней имеет ребра, расположенные параллельно друг другу или по спирали. Арматура из стеклянных волокон получила название стеклопластиковой, базальтовых – базальтопластиковой, а из углеродных волокон – соответственно, углепластиковой.

Композитная стеклопластиковая арматура имеет рифленую по спирали поверхность. Неоспоримый плюс этого материала – в сочетании чрезвычайной прочности и сравнительно небольшого веса. Изделия из базальтовых волокон с продольным рифлением обладают повышенной огнеупорностью и термостойкостью. Прутки и тросы из углеродных волокон также отличаются незаурядной прочностью. На изготовление одного троса уходит около 12 тыс. волокон, спаянных полимерами.

Читайте также:  Правила и этапы создания беседок из поликарбоната

Композитная арматура на рынке стройматериалов появилась не столь давно. Она применяется в процессе реставрации бетонных конструкций и кирпичных сооружений, а также в строительстве дорожных покрытий (укрепление откосов, для смешанных покрытий, включающих в себя несколько полотен). Востребована такая арматура и в зимний период, когда есть необходимость введения в бетон различных смесей для форсирования процесса застывания. Ведь ускорители оказывают негативное влияние на стальные конструкции, приводят к их коррозии, в то время как воздействие химических веществ на композитные изделия сведено к минимуму.

Стоит отметить, что некоторые из новейших композитных материалов находятся на стадии разработки, их свойства только изучаются. Насколько они долговечны, покажет время. А пока в нашей стране для усиления бетона применяются преимущественно изделия из стали. Столбы, бордюры, колонны, лестничные марши и клетки – конструкции, для создания каркаса которых используется арматура, и встречаются они в повседневной жизни каждого из нас гораздо чаще, чем мы можем предположить.

Арматура в строительстве

Среди видов металлического проката арматура строительная занимает особое положение – она всегда пользуется высоким спросом, а потребность в ней не снижается. Это обусловлено ростом рынка жилья и активным строительством объектов промышленного и общественного назначения. Обширная область применения предъявляет ряд требований к арматурным изделиям и предполагает их широкий ассортимент. Об особенностях и видах строительной арматуры пойдет речь в этой статье.

Основное назначение

Строительная монтажная арматура предназначена для изготовления каркасных изделий для усиления бетона, используемого для строительства объектов разного назначения. Как правило, это стержни периодического профиля с разным диаметром.

Объемные и плоские каркасы рассчитывают конструктивно. Их изготавливают из отдельных прутков методом сварки или перевязки проволокой.

Необходимость в использовании арматуры в железобетонных конструкциях обусловлена слабостью бетона к изгибанию и сжатию. Такие нагрузки испытывают плиты перекрытия, стеновые и фундаментные блоки, перемычки и другие конструктивные элементы. Без усиления изделия растрескиваются и разрушаются. Решает проблему каркас – жесткая арматура работает на растяжение и компенсирует разрушающее напряжение в бетоне. Причем располагаются каркасы обязательно в нижней растянутой части, где происходит максимальное деформационное усилие, а также по всему объему для стабилизации и перераспределения нагрузки.

Широкое применение строительной арматурного проката диктует необходимость в широком ассортименте стержней, чтобы для каждой конструкции по расчетам можно было принять наиболее подходящие заготовки для изготовления каркаса. В соответствии с характеристиками арматуры изделия можно разделить на несколько видов.

По материалу изготовления:

  1. Монтажная арматура из стали разного качества наиболее распространённая и известная. Для изготовления используют высокоуглеродистую и низколегированную сталь.
  2. Строительная арматура из композитов – сравнительно новое армирующее изделие для бетонных конструкций. Это прутки из базальта, стеклопластики и углеводорода с полимерами. Они близки по характеристикам к металлическим изделиям, во многих случаях служат достойной заменой стальному каркасу.

Поперечное сечение арматуры в основе круглое, поверхность прутка может быть двух типов:

  • Ребристая. Такая перераспределяет нагрузку в бетонной конструкции.
  • Гладкая служит в качестве перевязочного изделия для изготовления каркаса. Стержни без рельефа также могут быть использованы в качестве перераспределяющего каркаса, тогда их концы загибают для предотвращения выскальзывания.

По условиям применения:

  • Ненапрягаемая – это обычная жесткая арматура, из которой вяжут каркас и устанавливают его в форму опалубки перед заливкой раствора. Используется для усиления изделий, предназначенных для эксплуатации в нормальных условиях.
  • Напрягаемую арматуру предварительно растягивают на заводских установках, где и происходит формовка конструкций. Такие используют в условиях повышенных изгибающих нагрузок: перекрытия в производственных помещениях, общественных зданиях с широкими пролетами между несущими стенами и т.д.

По функциональному назначению строительная арматура может быть:

  • Продольная предотвращает образование трещин в зонах растяжения – обычно в нижней части железобетонных изделий;
  • Поперечная жесткая арматура располагается в зоне сжатия.

Классы и маркировка строительной арматуры

Использование арматуры в строительстве осуществляется согласно требованиям, которые определены конструктивно. Специалисты рассчитывают конструкции и принимают стержни с маркировкой, содержащей необходимые сведения об армирующем изделии.

Классы – это обозначение параметров не самого стержня, а стали, из которой он изготовлен. По этому признаку строительная арматура условно делится на 3 класса:

  • А – марка обычной горячекатаной или холоднотянутой стержневой стали;
  • Ат – термически обработанная (усиленная) сталь;
  • Ас – сталь может быть собрана в каркас посредством сварки;
  • Ак – коррозионностойкая с защитным покрытием (оцинкованная или гальванизированная).

Стержневая горячекатаная арматура в обозначении содержит цифровой индекс. Общая маркировка содержит некоторые свойства металлических изделий:

Класс прочностиДиаметрСталь для изготовленияОписание
A-I (A240)*4…40Углеродистая Ст3КП, Ст3ПС, Ст3СПГладкий стержень
A-II (A300)10…80Низколегированная Ст1Г2 или углеродистая Ст5СПРифленый стержень или проволока в бухтах
A-III (A400)6…40Легированная 35ГС, 25Г2С, 32Г2РРебристая для фундамента
A-IV (A600)6…40Низколегированная холоднокатаная 80С, 20ХГ2ЦРифленая серповидная арматура
A-V (A800)6…40Низколегированная 23Х2Г2ТРебристые стержни
A-VI (A-1000)6…32Низколегированная 22Х2ГАЮ, 22Х2Г2Р, 20Х2Г2СРРифлёные заготовки для сварки

* обозначение/маркировка старого и нового образцов.

Технические характеристики строительной арматуры

ГОСТ 5781-82 определяет основные технические требования к арматуре каждого класса (таблица 8):

Класс ста­лиПре­дел те­ку­чес­ти sтВре­мен­ное со­про­тив­ле­ние раз­ры­ву sвОт­но­си­тель­ное уд­ли­не­ние d5,%Рав­но­мер­ное уд­ли­не­ние dr, %Удар­ная вяз­кость при тем­пе­ра­ту­ре -60 °СИс­пы­та­ние на из­гиб и в хо­лод­ном сос­то­я­нии
Н/мм 2кгс/мм 2Н/мм 2кгс/мм 2МДж/м 2кгс·м/см 2
Не ме­нее
A-I (А240)*235243733825180°; c = d **
A-II (А300)295304905019180°; с = 3d
Ас-II (Ас300)2953044145250,55180°; c = d
A-III(А400)39040590601490°; с = 3d
A-IV(А600)59060883906245°; с = 5d
A-V (A800)7858010301057245°; с = 5d
A-VI (А1000)98010012301256245°; с = 5d

**с – толщина отправки, d – диаметр стержня.

Строительная длина стержней по ГОСТ от 6 до 12 метров. Документ также регламентирует состав сталей для изготовления строительных стержней и другие их свойства.

Для удобства различия прутьев их концы окрашивают в разные цвета:

  • А-IV – красные;
  • A-V – красные и зеленые;
  • A-VI – красные и синие.

Сортамент арматуры

ГОСТ 5781-82 содержит условный сортамент каркасной арматуры (таблица 1):

Но­мер про­фи­ля (но­ми­наль­ный ди­а­метр стер­жня dн)Пло­щадь по­пе­реч­но­го се­че­ния стер­жня, см 2Мас­са 1 м про­фи­ля
Те­о­ре­ти­чес­кая; кгПре­дель­ное от­кло­не­ние, %
60,2830,222+9,0
80,5030,395-7,0
1007850,617+5,0
121,1310,888-6,0
141,5401,210
162,0101,580
182,5402,000
203,1402,470+3,0
223,8002,980-5,0
254,9103,850
286,1604,830
328,0106,310
3610,1807,990+3,0
4012,5709,870-4,0
4515,00012,480
5019,63015,410
5523,76018,650+2,0
6028,27022,190-4,0
7038,48030,210
8050,27039,460

Теоретическая масса изделий может меняться – она зависит от марки используемого сплава и имеет погрешность, обычно в указанном диапазоне.

Калькулятор

Резюме

Арматура в железобетонных конструкциях – важный элемент, к выбору которого всегда подходят основательно, ведь в итоге определяется срок службы конструкций и зданий, а значит, безопасность людей. Разобраться в ассортименте изделий для новичка непросто, это удел профессионалов. При желании самостоятельно освоить этот вопрос, обратите внимание на регламентирующий ГОСТ – в нем содержится вся необходимая информация о выборе, хранении и монтаже строительной арматуры.

Для чего нужна арматура?

Арматура – это металлическое изделия в виде стержня. Арматурные прутья относят к важным элементам строительства. Их получают путем проката стали на металлургических заводах, подвергая высоким температурам. Из стали удаляют отходы и добавляют примеси, снижая уровень углерода и повышая прочность прутьев. После изготовления арматура подвергается проверкам и соответствиям ГОСТу. Производство и продажа арматуры — сферы высокого спроса, так как её используют в гражданском и в промышленном строительстве. Данная статья поможет детальней рассмотреть, что такое арматура.

Необходимость применения

Арматура нужна для прочности и выносливости бетона и используется в процессе любого строительства. Устойчивость бетона к растяжению, намного меньше чем к фактору сжатия. Благодаря рифленой поверхности арматура хорошо закрепляется в бетоне и уменьшает его деформацию.

Чистый бетон не имеет высокого свойства прочности, и чтобы увеличить его долговечность, бетон и арматуру соединили в железобетоне. Железобетонные конструкции предназначены надежному укреплению постройки в сравнении с обычным бетоном:

  • арматура защищает бетон от резких перепадов температуры;
  • повышается прочность при одновременном воздействии факторов сдавливания и растяжения;
  • арматура препятствует образованию бетонных трещин.

Арматура используется и в фундаменте. Он берет на себя любые виды нагрузок от вышестоящих конструкций и потому должен быть максимально прочным. Дополнительно на фундамент воздействуют движения грунтов и морозное пучение. Арматура в фундаменте работает как эффективная защита и помогает сопротивляться разрушению бетона.

Общая классификация арматуры: виды

В зависимости от вида изготовленного материала, арматурные стержни бывают:

  1. Металлические. Из металлов изготавливают традиционную арматуру, она высокая по теплостойкости. В процессе армирования её могут сгибать и сваривать.
  2. Композитные. Они изготовлены из стеклянных, базальтовых и углеродных волокон. Наиболее востребована стеклопластиковая арматура, не проводит электроток и не подвержена коррозии.

Арматура металлическая

В зависимости от способа изготовления арматура может быть:

  1. Стержневой. Подобная арматура используется чаще всего. Диаметр прутьев от 6 до 80 мм, они изготавливаются путем холодного и горячего проката, служат каркасом железобетонным конструкциям и могут быть:
  • Гладкими. Без выступающих изгибов на поверхности.
  • Периодического профиля. Состоят из периодичных мелких выступов по всему периметру.
  1. Проволочной. Размер данной арматуры доходит до 10 мм. Изготавливается способом холодной протяжки стержней через ряд уменьшающихся в диаметре отверстий. В результате стержни проволочной арматуры сужаются в диаметре и увеличиваются в длине.
  2. Канатной. Арматура изготавливается из проволоки. Диаметр высокопрочных канатных прутьев от 6-15 мм. В ней не должно быть оборванной проволоки и вмятин.

В зависимости от установки арматура делится на три вида:

  • Штучный. Используется в опалубках на частном строительстве работ небольших объемов. Отдельные элементы используются в каркасах и арматурных сетках.
  • Арматурная сетка. Уже готовые переплетения вертикальных и горизонтальных стержней фундаменту и плитам перекрытия.
  • Каркас. Каркасные конструкции предназначены армировать колонны и балки.

Выбор конкретного вида арматуры зависит от места и способа её применения.

Сетка арматурная 50х50х3 мм в картах

Разновидности

По своему назначению арматура бывает таких видов:

  1. Рабочая. Самый значимый вид арматуры, обладающий высокой прочностью, принимает основные нагрузки строения. В свою очередь, выделяется:
  • Поперечная рабочая арматура часто производится в виде хомутов. Удерживает нагрузку от поперечной силы конструкции и устанавливается перпендикулярно к продольным арматурным прутьям.
  • Продольная арматура принимает нагрузку от факторов сжатия и растяжения по вертикальной оси напряженных конструкций.
  1. Распределительная (конструктивная) — распределяет нагрузку рабочей арматуры по всей площади и обеспечивает её цельность. Ставится в места концентрации напряжений и резких изменений сечения конструкции.
  2. Монтажная. Применяется для усиления каркаса и объединяет все части. В некоторых случаях конструктивная и рабочая арматура может одновременно выполнять функции монтажной.

Каждый из этих видов арматуры обеспечивает максимальную прочность и долговечность в конкретном месте строительной конструкции.

Область применения

Арматура очень широко применяется в строительстве:

  • гражданские здания;
  • мосты, гидроэлектростанции и плотины;

Арматура в строительстве

  • заводы и фабрики;
  • применяется в закладке фундаментов;
  • шахты, аэродромы и портовые сооружения.

Арматуру используют в изготовлении ломов и штифтов, кроме того, прутья популярны в частном применении на дачных участках (в пристройках, заборах и сараях).

Специфика маркировки

Маркировка арматуры – специальное обозначение, помогает лучше разобраться в диаметре арматуры, её внешнем виде и характеристиках. Созданное чтобы упростить выбор и быстро сориентироваться в различных видах арматурных прутьев. Стержневую арматуру поделили на 6 классов:

  • Класс А240 (А1). Арматурные прутья класса А240 гладкие и без углублений, из-за чего обладают худшими свойствами сцепления с бетоном в сравнении с профильной арматурой. Применяется дополнением к основной арматуре и выпускается разными диаметрами и длиной. Используется в формировании каркасов. Если здание небольшое, её можно применять самостоятельно (в ленточном фундаменте дачи либо бассейна). Имеет невысокую стоимость и повышенную эластичность.
  • Класс А300 (А2). Арматура периодического профиля с различным диаметром от 10 до 80 мм пользуется высокой популярностью и нужна в изготовлении железобетонных плит и возведения частных домов. Плотнее чем арматура класса А1.

Специфика маркировки арматуры

  • Класс А400 (А3). Прутья указанного класса наделены ребристой поверхностью. Их диаметр составляет от 6 до 40 мм. Арматура весьма популярна из-за недорогой стоимости и высокой прочности. Её применяют в сварочных и железобетонных конструкциях, в строительстве дорожных плит и покрытий, а также при армировании бетонных стен зданий.
  • Класс А600 (А4). Используют в напряженных и ненапряженных железобетонных конструкциях. Арматура класса А600 диаметром от 10 до 32 мм используется в армировании фундаментов зданий и производстве железобетонных конструкций, их часто связывают в каркасы.
  • Класс А800 (А5) и А1000 (А6). Прутья с рифлеными ребрами диаметром 6-36 мм производится из низколегированной стали. Арматура класса А5 и А6 высокой прочности и стоимости. Их применяют лишь в промышленном строительстве больших фабрик, заводов и сооружений.

Существуют и более детальные характеристики в маркировке с различным обозначением:

  • Буква «К» говорит о дополнительной обработке арматурной стали антикоррозийными веществами (Ат800К).
  • Буква «С» дает возможность понять, что стержни хорошо свариваются (Ат400С).
  • Буква «т», добавленная к индексу, обозначает — арматура термически упрочненная (Ат800К).
  • Буква «в» — арматура, упрочнённая вытяжкой.

Заключение

Строительные объекты с применением арматурного каркаса становятся надежными и долгосрочными. Арматура увеличивает прочность конструкции и важна в процессе заложения фундамента здания.

Арматурный каркас для ленточного фундамента играет роль скелетного основания, который полностью берет на себя напряжение от внешнего и внутреннего давления. Арматурные прутья принято соединять в каркасы или сетки с помощью сваривания или связывания специальной проволокой. В самостоятельном строительстве вязание арматуры занимает длительный период времени и требует соответствующих навыков, поэтому многих волнует вопрос: «Можно ли сваривать арматуру для фундамента?»

Вязать арматуру стоит тогда, когда строительство происходит на сложном грунте (с высоким уровнем подземных вод, значительным промерзанием грунта). Если свариваются крупные прутья с маркировкой «С» в строительстве частного здания небольшого размера — сварка не повлияет на прочность конструкции.

В процессе армирования следует обратить повышенное внимание на правильное армирование углов фундамента. Неправильная стыковка прутьев может привести к появлению трещин и расслоений. На углах необходима жесткость соединения арматуры и вязка тогда не подходит. На угловом месте стыков арматуры хорошо использовать Г-образные пруты.

Современные технологии позволяют использовать не только металлическую, но и композитную арматуру. Пластиковая арматура плюсы и минусы:

  • имеет малый вес;
  • не подвержена коррозии;
  • высокая прочность на разрыв;
  • низкая теплопроводность;
  • не изгибается;
  • прутья соединяются исключительно вязкой.

Пластиковую арматуру спокойно применяют в малоэтажном строительстве, в различных фундаментах и плитах.

Кроме вязки и сварки, используют муфтовое соединение арматуры, что позволяет надежно соединить концы арматурных прутьев друг с другом. У такого способа есть преимущества и недостатки:

  • высокая скорость соединения прутьев;
  • прочность соединения;
  • снижается расход материала;
  • высокая стоимость;
  • требуется нарезать резьбу и прикрутить муфту.

Данный способ соединения арматуры часто применяется в промышленном строительстве и в больших объемах работ.

Использование арматуры в строительстве

Металлопрокат применяется в любой строительной сфере. Он совершенно незаменим в железобетонных конструкциях. В его основе лежат металлические стержни, называемые арматурой.

Классификации арматуры

По способу изготовления арматура бывает:

  • Стержневая, производится прокатом;
  • Проволочная, получается методом холодной протяжки стержней;
  • Канатная.

По способу установки делится на:

По внешнему виду различают арматуру:

  • Круглую;
  • Гладкую;
  • Рифленую;

По назначению бывает:

Рабочая арматура считается основной. Она рассчитывается на восприятие растягивающих и сжимающих усилий конструкций. Конструктивная обеспечивает целостность объекта, то есть отвечает за прочность конструкций, перераспределяет нагрузку на большую площадь, а также берет на себя усадочные и температурные напряжения. Монтажная не имеет статического назначения. Она служит для удобства монтажа и создания жесткого каркаса. Ее функцию может выполнять конструктивная и рабочая арматуры.

Плюсы и минусы арматуры

Арматура проста в изготовлении, поэтому имеет доступную цену для большинства потребителей. Вероятно, этот фактор является решающим при выборе, покупатели предпочитают проверенную сталь пластику, несмотря на его легкость и антикоррозийные свойства. В строительстве, особенно монолитном, прочность конструкции имеет решающее значение. Металлопрокат устойчив к изгибам и растяжениям, обладает вязкостью, что позволяет конструкциям выдерживать высокие нагрузки, не допуская разрушения зданий и сооружений.

Не секрет, что металлическая арматура ржавеет, снижая ее первоначальную прочность. Но для тяжелых условий эксплуатации арматурные материалы изготовляют из легированных сталей. Специальный материал в агрессивной среде прослужит несколько десятилетий до снижения его прочности хотя бы процентов на 5. Напрашивается вывод, что повышенная влажность для металлической арматуры не так и вредна. Спрятанная в бетон, армированная сталь полностью защищена от внешнего воздействия. Отлично подойдет для фундамента. Не требует дополнительной защиты, если отдельные пруты не выходят за пределы бетонных монолитов.

При строительстве надо точно отмерять арматуру. Лишние пара, тройка сантиметров, выглядывающие из бетонной конструкции, гарантированно обеспечат контакт металлического каркаса с воздухом или другими агрессивными веществами окружающей среды. Поэтому точный расчет при изготовлении каркаса – это не жадность, а практичность или дальновидность хозяина.

Применение арматуры в строительстве

Армирование не имеет границ. Универсальность арматуры состоит в том, что она применима при закладке фундамента, возведении стен, при устройстве перекрытий с арматурными решетками, дающими дополнительную несущую способность. Гибкая арматура в виде каркасов, сварной сетки, стержней используется для увеличения прочности бетона в производстве железобетонных конструкций, которые используются в дорожном, промышленном и гражданском строительстве. Жесткая арматура из уголков, швеллеров идет на производство тяжелых бетонов. Ее использование целесообразно в монолитных фундаментах и большепролетных перекрытиях, для сооружения колон нижних этажей зданий, имеющих большую нагрузку. В средней части таких колон роль жесткой арматуры исполняет пакет из сваренных металлических листов.

Сталь, используемая для изготовления металлопроката

В производстве арматуры используют сталь разных марок, которая и определяет потом основные свойства готовых изделий. Содержание легирующих добавок и углерода указывается при маркировке стали. Первые две цифры говорят о количестве углерода. Далее пишется буква, означающая легирующую добавку и процент его содержания. Наиболее часто встречаются легирующие добавки:

  • Г – марганец;
  • С – кремний;
  • Ц – цирконий;
  • Х – хром;
  • Т – титан.

Ярким примером служат марки 25Г2С; 20ХГ2Ц; 23Х2Г2Т.

Арматура делится на классы с учетом механического состава стали, что позволяет ставить требования к разрабатываемым маркам стали. Класс арматуры устанавливается исходя из прочности на растяжение, вместе с тем обеспечивается не менее 95% предела текучести. Он зависит от технологии изготовления металлопродукции.

Классы арматуры

Стержневой считается арматура диаметром в 6-80 мм независимо от вида поставки: в бухтах, мотках или прутьях. Различают:

  • А – горячекатаная ГОСТ 5781 и термомеханически упрочненная ГОСТ 10884.
  • В – холоднодеформированная.

Стержневая арматура делится на классы:

  • Горячекатаная (А) с гладким и рифленым профилем диаметром 3-80 мм;
  • Термомеханически упрочненная диаметром 6-40 мм;
  • Упрочненная вытяжкой.
  • Переодичного профиля диаметром 3-12 мм;
  • Канатная диаметром 6-15 мм.

Обозначения классов дополняются необходимыми индексами:

  • Ат –термомеханически упрочненная;
  • Ас – специального назначения – северная;
  • С – свариваемая;
  • К – коррозионно-устойчивая.

Рифленый профиль подразумевает наличие двух продольных ребер и поперечных выступов, что по спирали в три захода охватывают круглый стержень. Профили малых диаметров в 6 и 8 мм имеют выступы, что идут по одной, двум спиралям соответственно. Арматурная сталь классов А300(A-II) и Ас300(Ас-II) имеет выступы, что идут по спиралям с одинаковым заходом на обе стороны профиля. Ребристые выступы на стержневой арматуре, рифы и вмятины на проволочной – делают сцепление с бетоном более прочным.

Условия эксплуатации и проведения работ наряду с типом конструкции и наличием предварительного напряжения влияют на выбор класса арматурной стали. Одни пригодны быть напрягаемыми, другие ненапрягаемыми.

Конструктивную арматуру классов А400, А400в, А500, Ат500с, А500с используют в легких бетонах. В холодных климатических зонах производство конструкций с арматурой должно проводиться в отапливаемых помещениях, с внесением поправок в значения соответствующих коэффициентов. Когда температура опускается ниже 30 градусов, кроме класса арматуры указывают марку стали. Арматурные стали класса А240- А300 считаются мягкопластичными, из них делают монтажные петли для сборных конструкций.

Размеры и маркировка арматуры

Арматурная сталь идет в стержнях длиной 6-12м, в особых случаях длина может быть равна 5-25 м. При малых диаметрах (до 8, 10, 12 мм по разным классам) она идет в мотках. Маркировка ставится на металлопродукцию, если она не упаковывается, и на ярлыки, при упаковке в рулоны, пачки, мотки, а также связки мотков или стопы рулонов. Наносится она ударным способом – ручным или машинным, электрографированием, наклейкой ярлыков из водостойких пленок, цветным лаком, краской.

Арматура в строительстве: виды, свойства

Арматура в строительстве: виды, свойства

© ООО «СтройПартнер» 2009-2018

Адрес: 119071 , г. Москва , 2-й Донской проезд, д. 4 стр. 1

Особенности, свойства, разновидности строительной арматуры

Строительная арматура представляет собой стальные стержни, которые в процессе строительства соединяют в каркас, способствующий созданию прочности всех элементов здания.

Это, чаще всего, вспомогательная конструкция, которая помогает распределить нагрузки, увеличить несущую способность конструкции. Применяется в строительстве железобетонных зданий и в устройстве фундамента.

Усиливает свойства бетона, не дает ему растрескаться. Обладает всеми требуемыми свойствами: прочность, пластичность, морозо- и жароустойчивость, коррозийная устойчивость.

Стальная арматура бывает горячекатаная стержневая и холоднокатаная (холоднотянутая) проволочная. Наиболее широко применима горячекатаная стержневая арматура, имеющая вид длинного стержня с гладким или периодическим профилем (другими словами, с гладкой или ребристой поверхностью).

Арматура периодического профиля пользуется большим спросом, т.к. имеет лучшее соприкосновение с бетоном. Однако периодический профиль является источником определенных концентраторов напряжений и снижает прочность стали. Поэтому, если не требуется сцепление с бетоном, используют материал с гладкой поверхностью. Стержни выпускают диаметром от 6 до 40 мм.

Стержневая арматура изготавливается из легированной стали. Это означает, что сталь для усиления прочности легируется (сплавляется) кремнием и марганцем. Иногда добавляют хром и титан.

Легирование производится путем введения в расплав дополнительных веществ, улучшающих физико-механические свойства стали. Так добиваются особой прочности металлических изделий, устойчивости к коррозии, износостойкости. При изготовлении каркаса стержни арматуры сваривают или соединяют путем вязки, при помощи вязальной проволоки.

Холоднотянутая проволочная арматура имеет диаметр от 3 до 12 мм. Изготавливается из низкоуглеродистой стали (обычная арматурная проволока: класс В-I) или из углеродистой стали (высокопрочная проволока класса В-II). Также бывают гладкие и рифленые (класс Вр-I или Вр-II). Проволоку класса В- I применяют для ненапрягаемой арматуры. Класс В-II – для напрягаемой. Высокопрочная проволочная арматура – качественный товар, однако менее востребован, нежели стальные стержни. Во-первых, стоимость проволоки выше. Во-вторых, она требует применения сверхпрочного, высококачественного бетона.

Еще одним видом арматуры являются канаты, которые скручивают из нескольких (2-19) проволок с гладкой поверхностью. Наиболее ходовые – семипроволочные, изготавливаемые путем свивки по спирали шести проволок диаметром от 1,5 до 5 мм вокруг прямолинейной центральной проволоки.

В чем разница горячекатаной и холоднокатаной стали?

Оба вида на начальном этапе изготавливаются методом горячей катки. Горячекатаный стальной лист раскраивают на части. Заготовки для холоднокатаного стального материала подвергаются травлению, а потом проходят холодную прокатку. Таким образом, они имеют более долгий процесс изготовления. По толщине не бывают больше 5мм. Однако считаются более качественными. Но и стоят дороже горячекатаных. В свою очередь горячекатаные имеют свои плюсы. Помимо более низкой стоимости, они наименее подвержены коррозии.

Как отдельный вид строительной арматуры можно выделить жесткую (несущую, монтажную) арматуру, являющуюся частью конструкции железобетона. К этому виду относится двутавр (сечение буквой «Н»), швеллер и уголок. Двутавр применяется в устройстве перекрытий и конструкций для мостов. Швеллер, имеющий П-образную форму, применяется в качестве опорных элементов, как часть железобетонной конструкции.

Существует также неметаллическая композитная арматура. Она изготавливается из стеклянных (стеклопластиковая композитная арматура), углеродных (углепластиковая)и базальтовых (базальтопластиковая) волокон и пропитывается термореактивным связующим. Композитная арматура используется для тех же целей, что и металлическая. Помимо этого, ее широко применяют в зимний период.

В это время в растворы добавляют противоморозные вещества и ускорители затвердения, которые вызывают коррозию металла. Преимущества композитной арматуры в маленьком весе, низкой теплопроводности, отличных антикоррозийных свойствах.

Недостатками являются меньшая упругость, низкая устойчивость к высоким температурам (свыше 600 °), невозможность сварки. Каждый из видов арматуры наилучшим образом подходит для определенных, условий и температур. Поэтому при выборе лучше проконсультироваться со специалистом, который поможет подобрать идеальный вариант для конкретной ситуации.

Особенности, свойства, разновидности строительной арматуры

Строительная арматура представляет собой стальные стержни, которые в процессе строительства соединяют в каркас, способствующий созданию прочности всех элементов здания.

Это, чаще всего, вспомогательная конструкция, которая помогает распределить нагрузки, увеличить несущую способность конструкции. Применяется в строительстве железобетонных зданий и в устройстве фундамента.

Усиливает свойства бетона, не дает ему растрескаться. Обладает всеми требуемыми свойствами: прочность, пластичность, морозо- и жароустойчивость, коррозийная устойчивость.

Стальная арматура бывает горячекатаная стержневая и холоднокатаная (холоднотянутая) проволочная. Наиболее широко применима горячекатаная стержневая арматура, имеющая вид длинного стержня с гладким или периодическим профилем (другими словами, с гладкой или ребристой поверхностью).

Арматура периодического профиля пользуется большим спросом, т.к. имеет лучшее соприкосновение с бетоном. Однако периодический профиль является источником определенных концентраторов напряжений и снижает прочность стали. Поэтому, если не требуется сцепление с бетоном, используют материал с гладкой поверхностью. Стержни выпускают диаметром от 6 до 40 мм.

Стержневая арматура изготавливается из легированной стали. Это означает, что сталь для усиления прочности легируется (сплавляется) кремнием и марганцем. Иногда добавляют хром и титан.

Легирование производится путем введения в расплав дополнительных веществ, улучшающих физико-механические свойства стали. Так добиваются особой прочности металлических изделий, устойчивости к коррозии, износостойкости. При изготовлении каркаса стержни арматуры сваривают или соединяют путем вязки, при помощи вязальной проволоки.

Холоднотянутая проволочная арматура имеет диаметр от 3 до 12 мм. Изготавливается из низкоуглеродистой стали (обычная арматурная проволока: класс В-I) или из углеродистой стали (высокопрочная проволока класса В-II). Также бывают гладкие и рифленые (класс Вр-I или Вр-II). Проволоку класса В- I применяют для ненапрягаемой арматуры. Класс В-II – для напрягаемой. Высокопрочная проволочная арматура – качественный товар, однако менее востребован, нежели стальные стержни. Во-первых, стоимость проволоки выше. Во-вторых, она требует применения сверхпрочного, высококачественного бетона.

Еще одним видом арматуры являются канаты, которые скручивают из нескольких (2-19) проволок с гладкой поверхностью. Наиболее ходовые – семипроволочные, изготавливаемые путем свивки по спирали шести проволок диаметром от 1,5 до 5 мм вокруг прямолинейной центральной проволоки.

В чем разница горячекатаной и холоднокатаной стали?

Оба вида на начальном этапе изготавливаются методом горячей катки. Горячекатаный стальной лист раскраивают на части. Заготовки для холоднокатаного стального материала подвергаются травлению, а потом проходят холодную прокатку. Таким образом, они имеют более долгий процесс изготовления. По толщине не бывают больше 5мм. Однако считаются более качественными. Но и стоят дороже горячекатаных. В свою очередь горячекатаные имеют свои плюсы. Помимо более низкой стоимости, они наименее подвержены коррозии.

Как отдельный вид строительной арматуры можно выделить жесткую (несущую, монтажную) арматуру, являющуюся частью конструкции железобетона. К этому виду относится двутавр (сечение буквой «Н»), швеллер и уголок. Двутавр применяется в устройстве перекрытий и конструкций для мостов. Швеллер, имеющий П-образную форму, применяется в качестве опорных элементов, как часть железобетонной конструкции.

Существует также неметаллическая композитная арматура. Она изготавливается из стеклянных (стеклопластиковая композитная арматура), углеродных (углепластиковая)и базальтовых (базальтопластиковая) волокон и пропитывается термореактивным связующим. Композитная арматура используется для тех же целей, что и металлическая. Помимо этого, ее широко применяют в зимний период.

В это время в растворы добавляют противоморозные вещества и ускорители затвердения, которые вызывают коррозию металла. Преимущества композитной арматуры в маленьком весе, низкой теплопроводности, отличных антикоррозийных свойствах.

Недостатками являются меньшая упругость, низкая устойчивость к высоким температурам (свыше 600 °), невозможность сварки. Каждый из видов арматуры наилучшим образом подходит для определенных, условий и температур. Поэтому при выборе лучше проконсультироваться со специалистом, который поможет подобрать идеальный вариант для конкретной ситуации.

Блок газобетонный для малоэтажного строительства YTONG, U-образный, плотностью D500, ширин.

Ссылка на основную публикацию