Роспись стен по сырой штукатурке – полное описание технологии

Живопись по сырой штукатурке или как сделать фреску самостоятельно

Фреска — это роспись по сырой штукатурке. Слово произошло от итальянского fresco — «свежий». Сейчас фрески в интерьере применяются реже, зато данный вид декорирования стен считается уникальным, изысканным и необычным. Намного чаще используется сухая роспись по стенам, которая может быть выполнена даже обычным человеком, далеким от профессии художника.

  • Виды росписи по штукатурке
  • Техника росписи красками по сухой штукатурке
  • Уникальность техники альсекко
  • Недостатки росписи по сухой штукатурке
  • Подготовка поверхности для работы художника
  • Рисование по сырой штукатурке водяными красками
  • Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками
  • История метода
  • Суть процесса
  • Фрески в квартире
  • Технология создания фресок на штукатурке
  • Подбор изображения
  • Подготовка основания
  • Приготовление раствора
  • Нанесение штукатурки
  • Краска для росписи
  • Нанесение изображения

Виды росписи по штукатурке

Техники рисования на оштукатуренных стенах бывают разными. Основные из них:

  1. Фреска. Представляет собой живопись по сырой штукатурке водяными красками. Для создания рисунка нужна специальная пластичная масса из гашеной извести, песка, кирпичной пыли. В идеале в такую смесь добавляются измельченные льняные нити или пенька — в таком случае картина на стене будет более долговечной, не растрескается и не станет крошиться.
  2. Альсекко. Это роспись красками по сухой штукатурке. Для данной методики применяются особые краски на основе клея, воды, сырых яиц. Они позволяют получить стойкое изображение, которое не повреждается от воздействия неблагоприятных факторов.

Художественная роспись стен в интерьере

Техника росписи красками по сухой штукатурке

Живопись по сухой штукатурке имеет свои особенности. Она не требует спешки, рисовать на стене может один мастер или несколько человек в удобном режиме. В состав красок входят природные материалы, поэтому готовые картины будут безопасны для взрослых и детей. Чаще всего сухая методика применяется для декорирования спален, детских комнат. Цвета красок характеризуются яркостью, а сами материалы плотностью, к тому же долго не тускнеют, не осыпаются.

Уникальность техники альсекко

Сейчас техника альсекко (асекко, секко) стала набирать популярность, особенно для украшения зданий, заборов, а также для интерьера домов и квартир. Этот вид настенной живописи предполагает рисование по уже высохшей, но вторично увлажненной поверхности. Методика считается уникальной, имеет ряд неоспоримых достоинств:

  • использование на 100% безвредных красителей;
  • возможность работать целый день или несколько дней без необходимости ускорения;
  • долговечность изображения, стойкость к перепадам влажности и температур;
  • тщательное прорисовывание деталей, четкость картинки;
  • возможность создания объемных изображений и многогранных фигур;
  • пригодность для картин на любые тематики, выполнение работ во всевозможных художественных стилях;
  • возможность поправки изображения или его смывки чистой водой в ходе работы.

Недостатки росписи по сухой штукатурке

Нарисовать действительно красивую картину, выполнить объемный декор сможет только профессионал. Речь идет не о мелких рисунках или орнаменте, которые можно сделать по трафарету, а о действительно эксклюзивных работах. Цена такого труда будет очень высока, а выполнение займет много дней. Поскольку подобный интерьер может наскучить, лучше заранее подумать о его целесообразности.

Рекомендуется выполнять большие настенные изображения в комнатах, где обычно не проводится много времени: кабинетах, холлах, библиотеках.

Подготовка поверхности для работы художника

Чтобы получить красивое и долговечное изображение на стене, ее следует правильно подготовить. Для начала убирают старые покрытия: краску, обои. Затем все сколы, дефекты, следы от крепежа замазывают штукатуркой или шпатлевкой. Основание грунтуют на 1–2 слоя, потом заново штукатурят подходящим составом, выравнивают его до идеального состояния. После высыхания штукатурку еще раз грунтуют, хорошо просушивают, и только потом к работе может приступить художник.

Художественная отделка стен

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Нанесение росписи на потолке водяными красками

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

Читайте также:
Особенности и отличия вододисперсионной и водоэмульсионной красок

Роспись по декоративной штукатурке

Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Декоративная штукатурка фреска

Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Технология создания фресок на штукатурке

Работы включают в себя два основных направления: нанесение штукатурки и ее роспись. Оба этапа непосредственно связаны, причем второй вытекает из первого. Важно строго соблюдать технологический процесс, иначе изображение может потрескаться и вскоре осыпаться.

Технология создания фрески

Подбор изображения

Для изготовления фрески выбирают любой рисунок, который подходит к основной стилистике. Для самостоятельного расписывания стен не стоит брать более, чем 3 основных цвета. Стена, на которой будет находиться фреска, должна быть хорошо освещенной лучами солнца, не загроможденной предметами мебели.

Подготовка основания

Отделочные работы всегда начинают с качественной подготовки стены. В рамках подготовительных мероприятий производятся такие действия:

  1. Снятие старого покрытия. Убирают все отслаивающиеся материалы, счищают штукатурку вплоть до основания (бетона, кирпича, дерева). Если слой держится крепко, можно ограничиться частичным удалением крошащихся участков. Поверхность стены тщательно обметают тряпкой от мусора, пыли.
  2. Выполнение насечек. При помощи перфоратора со специальной насадкой-долотом делают мелкие насечки глубиной менее 0,8 см на стене. На 1 кв. м площади наносят примерно 120 насечек. Еще раз смахивают с основания пыль.
  3. Грунтование. Глубоко проникающим составом осуществляют обработку подложки в 1–3 слоя, чтобы улучшить силу сцепления со штукатуркой.

Нанесение грунтовки на стены

Приготовление раствора

Опытные мастера готовят растворы по своим «рецептам», подбирая соотношение компонентов опытным путем. Но рекомендации по пропорциям все-таки существуют. Обычно для выполнения первых слоев штукатурки смешивают между собой:

  • 1 часть гашеной извести;
  • 4 части песка;
  • немного мелко нарубленной пеньки или целлюлозы.

Для финишного слоя штукатурки соединяют 1 часть извести и 2,5 части песка. Идеальным вариантом будет замена песка или его доли на кирпичный порошок. Для уличных работ количество кирпича должно быть небольшим. Что касается извести, то она обязана иметь высокое качество, иначе для рисования фрески не подойдет. В дешевой извести минимальное содержание оксида кальция, поэтому ее гашение может занять несколько месяцев. В результате возникнет высол, штукатурка отстанет от стены или расслоится.

Известь гашеная пушонка

Идеальный вариант — купить для раствора чистую известь-пушенку, которая уже погашена. Также можно приобрести порошок негашеной извести и погасить его самостоятельно (залить чистой водой на 2 недели, потом жидкость слить). Песок для штукатурки тоже должен быть качественным и чистым. Лучше взять речной песок, просеять его через мелкое сито, чтобы штукатурка получилась более пластичной.

Нанесение штукатурки

После приготовления штукатурки нужно сразу приступать к ее нанесению на стену. Слоев должно быть не менее двух, но чаще всего выполняется 3 штукатурных слоя (максимальное количество — 7). Если толщина штукатурки составит более 1–1,5 см, риск ее растрескивания повысится.

Оштукатуривание производят в три этапа:

Вначале к стене крепят маячки, которые позволят выровнять штукатурку. Производят набрызг мастерком, набрасывая первый слой толщиной до 6–8 мм. Распределяют штукатурку теркой для равномерности, но не слишком ее разглаживают. Излишки раствора убирают правилом. Зубчатым шпателем или иным удобным инструментом выполняют волнистые линии глубиной до 2 мм с шагом в 40 мм. Такие волны помогут сформировать рельеф и улучшить сцепление с последующими слоями штукатурки.

Нанесение штукатурки на стену

После частичного схватывания первого слоя приступают ко второму, промежуточному. Для грунта раствор должен быть более густым, чем для набрызга, поэтому воды в штукатурку добавляют меньше. Массу наносят на стену мастерком, перетирают полутерком, излишки убирают правилом. Регулярно контролируют положение штукатурного слоя уровнем, так как на этом этапе осуществляется выравнивание основания.

Читайте также:
Проектирование подпорных стен

Для укрывки штукатурку делают более жидкой. Наносят ее при помощи терки тонким слоем (2–3 мм). За один подход желательно накладывать на стену столько укрывки, сколько удастся сразу закрасить, ведь она очень быстро сохнет. Опытные мастера расписывают по 6–9 кв. м в день, а новичкам стоит начинать с небольших картин.

Краска для росписи

При выборе краски нужно учесть, что известковая составляющая штукатурки обладает щелочной реакцией, поэтому пигменты должны быть щелочеустойчивыми. В противном случае краска быстро поменяет цвет, либо вообще обесцветится.

Краска для росписи для декоративной штукатурки

Также пигменты должны быть растворимыми в воде, иначе развести их будет сложно, а при контакте со штукатуркой произойдет порча красящей основы. Чаще всего для живописи по сырой штукатурке применяются такие виды красок:

  • акриловые водные — разбавляются обычной водой, содержат различные пигменты: оксид хрома, умбру, сиену, бордо, охру, киноварь и другие;
  • известковые — готовятся на основе известковой воды или теста, очень удобны для внесения правок на фреске;
  • темперные — в состав входят куриные яйца, казеин, жидкое стекло, добавки для замедления засыхания.

Самыми стойкими и красивыми считаются темперные краски. Яичный белок альбумин вступает в реакцию с известью штукатурки, в результате получается новое химическое соединение — альбуминат кальция. Оно очень прочное, не разрушается в течение многих лет. Опытные мастера разводят темперные краски пивом или вином, а не водой, при этом вводят в них только яичный белок (желток может менять основной оттенок).

Краска художественная темперная

Повышает качество готовой краски жидкое стекло: его всегда добавляют для росписи наружных стен. При контакте с известью силикаты формируют нерастворимую субстанцию, которая вовсе не боится осадков и перепадов температур.

Готовая краска не должна быть густой. Лучше, если по консистенции она напоминает полужидкую сметану. При росписи штукатурки нужно пользоваться мягкой кистью, которая не оставляет ворсинок.

Нанесение изображения

Вначале прикладывают к стене эскиз будущей картинки, аккуратно прикалывают его прямо к слою штукатурки. Намечают линии острым шилом, получая четкий отпечаток, убирают бумагу. Далее приступают к прорисовке светлых зон. Рекомендуется заранее выбелить их гашеной известью, чтобы пастельные оттенки имели свой естественный вид. Постепенно переходят к средним по яркости тонам, затем к темным.

Фреска живопись на штукатурке

Мазки выполняют легкими движениями, чтобы кисть не сдирала со стены влажный известковый состав. Если в краске появляются белые разводы, кисточку сразу промывают и отжимают. После выполнения основного рисунка приступают к прорисовке в обратном порядке:

  1. Темные тона.
  2. Средние оттенки.
  3. Самые светлые цвета.

Прорисовка дает возможность сделать переходы между отдельными участками плавными, естественными. В завершение росписи края неокрашенной штукатурки аккуратно срезают острым ножом, формируя скосы, накладывают на них гипсовый раствор и осторожно заглаживают. В результате стыки между фреской и стеной должны полностью исчезнуть.

Готовая фреска сохнет около 10 суток, так как краска впитывается в штукатурку довольно медленно. В течение этого времени нельзя допускать появления сквозняков, перепадов температуры. В целом техника живописи по сырой штукатурке довольно сложна, но при желании и наличии художественного вкуса ее вполне можно освоить и практиковать самостоятельно.

Роспись по сырой штукатурке: подробное описание технологии и особенности Роспись по сырой штукатурке: подробное описание технологии и особенности

Роспись стен по сырой штукатурке – полное описание технологии

Технология живописи по сырой штукатурке используется многие сотни лет, такие картины называются фресками. В давние времена они рисовались в церквях и монастырях, потом их можно было встретить в самых престижных зданиях, в том числе и дворцах. Затем она забылась и применялась только реставраторами во время восстановления произведений искусства.

В наше время такой декор используется при оформлении различных интерьеров, в том числе и жилых. Как выполняется живопись по сырой штукатурке, и можно ли сделать ее самостоятельно?

Живопись по сырой штукатурке

Особенности работ

Несмотря на высокую декоративность такой отделки, применяется она не слишком часто, даже при оформлении современных храмов. Причин такому явлению несколько.

  1. Сложность подготовки специального основания. Далеко не каждый может качественно и с учетом всех требований оштукатурить стену. Здесь используют особый рецепт приготовления смеси, к тому же, существуют свои тонкости ее нанесения.
  2. Процесс идет очень медленно, художники не могут работать с квадратного метра. Живопись по сырой штукатурке существенно отличается от традиционного создания картин, это намного сложнее и требует соблюдения очень многих специальных технологических условий.
  3. Высокая цена отделки помещений. Одна стена стоит значительно больше, чем полная финишная отделка всех поверхностей помещения. Это делает недоступным использование таких рисунков для абсолютного большинства наших соотечественников.

Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта

Как видите, профессиональную живопись по сырой штукатурке (фрески) может делать только ограниченный круг лиц. Но для декора жилых помещений все эти требования не принципиальны, поэтому для выполнения подобных работ достаточно иметь талант к рисованию и базовые навыки штукатура. Ну а если позволяют средства, лучше всего нанять для этого специалиста. Теперь можно кратко знакомиться с особенностями технологии.

Разновидности штукатурной росписи

Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.

Основные этапы её выполнения таковы:

  • Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
  • На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
  • После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.
Читайте также:
Приспособление для стяжки досок пола своими руками

Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:

  • состояние стен;
  • подготовка растворов;
  • технология выполнения росписи.

Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.

На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.

Особенности оштукатуривания

Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года. Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки. В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.

Приготовление штукатурного раствора

Штукатурка наносится в несколько этапов.

Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.

Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой

Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки. Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки. По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.

Наносят черновой слой штукатурки

Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.

Наносят выравнивающий слой

Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.

Завершающий этап подготовки — побелка известью

Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.

Далее начинается творческий процесс рисования фрески.

Нанесение штукатурки на поверхность

Штукатурный раствор на подготовленную стену накладывается в следующем порядке:

  • поверхность увлажняется за сутки до начала кладки состава;
  • за 1,5 часа до начала увлажнение следует повторить;
  • наносится первый слой штукатурного раствора толщиной не более 8 мм;
  • для большей адгезии наносятся линии волнистой формы через каждые 40 мм;
  • штукатурка высушивается в течение двух недель;
  • снова обильно увлажнить поверхность до полного ее насыщения водой;
  • нанести промежуточный слой штукатурки;
  • после того, как высохнут все слои раствора, наносится финишный слой небольшими частями, на нем сразу же выполняется рисунок;
  • операция повторяется для нанесения нового фрагмента рисунка.

До высыхания штукатурки с рисунком в помещении не должно возникать сквозняков и температурных перепадов. Для более плодотворной работы рекомендуется подготовить необходимые материалы и приспособления:

Для получения материала карьеров сделаны выемки в земле, вставляются клинья из дерева, которые смачиваются так, что они набухают и разрывают скалу. В этих трещинах клюв вставляется и материал извлекается. Затем он становится более или менее ведром из камня. После этого производится прореживание, то есть первый эскиз скульптуры, форма аппроксимируется. Черновая обработка может проводиться в мастерской или в карьере. В древние времена это делалось в карьере, чтобы взять вес в блок и лучше переносить его.

Размер может быть один или несколько. Монолитные кусочки более ценны из-за их сложности. Скульптуры из различных блоков изготавливаются из-за того, что они дешевле и легче транспортировать. Контракты обычно указывают, сколько штук будет скульптурой. Их исполнение также быстрее, потому что могут работать несколько скульпторов. Если часть сломана, ее можно заменить. Колоссальные скульптуры или те, которые имеют части в расширении, состоят из нескольких частей. Когда они производятся последовательно, они также изготавливаются кусками.

  • изображение на бумаге;
  • акриловые водяные краски;
  • раствор;
  • инструменты.

Рисование картины

Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.

Вариант эскиза для фрески

Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке. Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить. Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями.

Читайте также:
Плоскошлифовальный станок своими руками

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены. Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски. Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

Практический совет. Если по каким-либо причинам влажность недостаточна, то ее необходимо увлажнить пульверизатором и побелить белилами. Они прозрачные, контур хорошо просвечивается.

По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.

Краски для росписи по сырой штукатурке

На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением. Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене. Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.

Видео — Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке – самый дорогой метод отделки помещений, и теперь у вас есть понимание технологии процесса. Такие работы могут делать только профессиональные художники, самостоятельно можно наносить лишь самые простые композиции и по упрощенной технологии. Разрисованные стены требуют эксклюзивного дизайна помещений, оно должно напоминать старинные здания. Желательно делать все оконные и дверные проемы арочного типа. На страницах нашего сайта есть подробная статья по технологии изготовления арок из гипсокартона, рекомендуем ознакомиться с ее содержанием.

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно

Человечество не одно тысячелетие украшало стены жилищ, дворцов и храмов рисунками разной тематики. Среди различных техник настенных росписей большое распространение получила живопись по сырой штукатурке, или фреска. Достаточно трудоемкая, она, тем не менее, продолжает применяться в современном дизайне. Разбираемся, какими особенностями она обладает и как используется в современных условиях.

Сущность метода

Фресковая живопись была популярна уже в античном мире, чему сохранилось немало свидетельств в виде дошедших до нас росписей стен жилых домов и храмов. В христианском мире искусство фрески совершенствовалось, и достигло расцвета в эпоху Возрождения.

Изначально техника фрески подразумевала роспись стен или потолка по сырой штукатурке. Сам термин fresco в итальянском языке имеет значение «свежий». В этом состоит главная особенность техники: когда содержащаяся в штукатурке известь высыхает, на поверхности образуется тонкий и прочный слой, защищающий рисунок от разрушения.

Часто роспись по сырой штукатурке применяется в комбинации с другими методами. Например, смешанная техника допускает использование темперно-клеевой живописи. В любом случае особое значение придают подготовке стен. Отделка будет недолговечной, если штукатурный слой будет изготовлен или нанесен с ошибками.

Плюсы и минусы метода

Интерьерная роспись стен обладает следующими достоинствами:

  • Настенная композиция создается вручную, поэтому дизайн помещения становится уникальным.
  • Техника позволяет создать рисунок любой сложности, от простого растительного орнамента до детально проработанного пейзажа.
  • Правильно подобранная тема поможет вписать фреску в любой интерьер.

У росписи по штукатурке есть несколько минусов:

  • Исполнитель должен обладать художественным талантом и чувством пропорции.
  • Даже с талантом художника работу выполнить сложно, так как наносить рисунок надо достаточно быстро.
  • Необходимо знать, как правильно подготовить основу; от этого напрямую зависит долговечность изображения.
  • Заказ росписи по штукатурке – недешевая услуга. Стоимость нанесения считается в квадратных метрах и стартует от 1500-2000 рублей за квадрат, в зависимости от сложности изображения, профессионализма исполнителя, используемой краски, техники исполнения.
  • Процесс нанесения может занять много времени.

Технология создания фрески

Со стороны может показаться, что создание настенной живописи – процесс достаточно несложный и понятный, состоящий из следующих этапов:

  • Стена (или потолок) покрывается свежей штукатуркой.
  • Пока штукатурка остается влажной, на нее наносят контур рисунка, а затем, с помощью водорастворимых красок, сам сюжет (или орнамент).
  • Когда штукатурка высыхает, изображение приобретает характерную глубину. Эффект образуется благодаря тому, что известь впитывает пигмент специфическим образом.

Внешняя простота процесса обманчива. На каждом этапе создания фрески хватает тонкостей; важна и подготовка основы, и пропорции штукатурной смеси, и техника нанесения красителей.

Современное применение традиционной техники

Живопись по сырой штукатурке водяными красками, как это не покажется кому-то странным, относится к отделочным работам. Поэтому, как в случае с любой отделкой, первым делом готовят основание, для чего выполняют следующие операции:

  • С поверхности потолка или стены удаляют старую отделку, очищают ее от пыли, убирают строительный мусор. Если старая штукатурка держится прочно даже при простукивании молотком, допустимо ее оставить.
  • Бетонную поверхность покрывают неглубокими насечками (5-8 мм), из расчета 100-120 штук на квадратный метр. Удобно использовать перфоратор с насадкой-долотом, болгарку или старый топор.
  • В кирпичной стене расчищают швы, а на поверхность наносят шероховатости молотком, зубилом или перфоратором.
  • Подготовленную к нанесению штукатурки стену обеспыливают.
Читайте также:
Плитка-мозаика для ванной : дизайн мозаичной продукции для пола в комнате, укладка керамическая плитки на столешницу

Грунтовка и базовое оштукатуривание

Роспись красками по сырой штукатурке еще на этапе подготовки требует тщательной подготовки. Однако не стоит пытаться сэкономить время и пропускать любой из этапов: вы рискуете нанести изображение на ненадежную штукатурную основу, которая со временем покроется трещинами.

Для сохранности рисунка важно, чтобы между штукатуркой и стеной сохранялась максимальная адгезия (сцепление). Для этого поверхность сделали шероховатой, а теперь ее следует покрыть в 2-3 слоя грунтовкой глубокого проникновения. Не стоит экономить и заменять грунтовку более дешевым аналогом (например, раствором казеинового клея), это снизит адгезию.

Когда слои грунтовки подсохнут, поверхность увлажняют и наносят черновой слой штукатурки. Он нужен по двум причинам: во-первых, выровняет стену и скроет ее дефекты, а во-вторых, станет основой для последующего оштукатуривания. Черновой слой должен быть идеально ровным и хорошо просушенным.

Подготовка раствора

Универсального рецепта не существует; состав с приемлемыми эксплуатационными характеристиками готовят следующим образом:

  • Известь гасят водой (обычно 2,5 л воды на 1 кг извести) и оставляют в таком виде на срок от нескольких дней до 1-2 недель. В результате химической реакции образуется пластичная масса – известковое тесто.
  • Подготавливают наполнитель: крупный песок, который можно разбавить кирпичной крошкой. Второй вариант более трудоемкий, но он стоит потраченного времени: с крошкой штукатурка дольше остается влажной, и у вас будет больше времени для рисования.
  • В замес можно добавить измельченное целлюлозное волокно или пеньку; это сделает штукатурку более эластичной и будет препятствовать растрескиванию.

Смесь готовят непосредственно перед нанесением, с соблюдением пропорций. Готовность к работе проверяют металлическим шпателем: если после окунания в раствор и извлечения он останется чистым, то нужная консистенция достигнута и смесь готова. Для изготовления используют следующие пропорции:

  • Черновой слой. На 1 часть теста берут 3 части наполнителя (чистого песка или в смеси с кирпичной крошкой).
  • Лицевой слой. На 1 часть теста понадобится чуть меньше наполнителя: 2-2,2 части. Если планируется три и более слоя, количество наполнителя уменьшают до соотношения 1 к 1,8.

Как наносят штукатурку

Чтобы получить лицевой слой с подходящими свойствами, необходимо придерживаться следующего сценария:

  • Стену с нанесенным черновым слоем увлажняют дважды: сначала за сутки перед нанесением основного слоя, затем – за 1,5 часа до начала работы.
  • Набросом наносят первый слой штукатурного раствора толщиной 5-8 мм. Разглаживать его не нужно, дополнительно можно нанести легкие волнистые линии, чтобы повысить адгезию.
  • Первый слой оставляют до полного высыхания (минимум на 10-12 суток).
  • Стену тщательно увлажняют и наносят второй слой (профессионалы доводят число слоев до семи, но новичкам достаточно трех).
  • На стене иногда проступает налет извести, который необходимо удалить перед нанесением следующего слоя, и снова увлажнить поверхность. Если не удалить белесый налет, отделка начнет расслаиваться.
  • Высохший предыдущий слой увлажняют и наносят лицевой штукатурный раствор, по которому выполняют роспись. Его придется укладывать частями, чтобы успеть выполнить рисунок; новичку достаточно укладывать участок площадью в полметра.

Видео описание

О создании фрески на стене в следующем видео:

Роспись: тонкости процесса

К росписи стен по сырой штукатурке приступают сразу после укладки и выравнивания последнего штукатурного слоя (вернее, его фрагмента). Поэтому следует заранее приготовить эскиз, все необходимые инструменты и акриловые краски на водной основе. Удобен следующий порядок работ:

  • На штукатурку наносят эскиз. Если вы рисуете по трафарету, то прикладываете его к стене и иголкой перебиваете рисунок. Края изображения необходимо наметить шилом.
  • При нанесении первоначальной росписи важен порядок: сначала светлые оттенки, затем средние по насыщенности и темные.
  • Прорисовку выполняют в обратном порядке, начиная с темных оттенков и заканчивая светлыми красками.
  • Старайтесь использовать мягкую технику живописи (с небольшим нажимом), чтобы не повредить свежий штукатурный слой.
  • Когда фрагмент нарисован, по его краям формируют срез со скосом наружу (шпателем или ножом). Это необходимо, чтобы после наложения новой порции смеси штукатурка легла без образования видимого шва.
  • Выполняется следующий фрагмент росписи водяными красками по сырой штукатурке. Готовую фреску оставляют до окончательной просушки на 7-10 суток. Во время высыхания краски могут изменять первоначальную насыщенность, но она вернется к концу процесса.

Коротко о главном

Древне искусство живописи по сырой штукатурке остается востребованным способом украшения современных помещений. Рисунки наносят с помощью трафарета или рисуют кистью, используя водяные краски.

Роспись выполняется в несколько этапов. Сначала подготавливают поверхность: ее очищают, делают шероховатой и грунтуют. Затем наносят несколько (от трех до семи) штукатурных слоев с промежуточной просушкой каждого.

На последний слой наносится контур, затем изображение прорисовывается красками. От исполнителя требуется не только художественный талант, но и умение работать оперативно, чтобы завершить участок до того, как штукатурка высохнет.

Живопись по сырой штукатурке

Технология живописи по сырой штукатурке используется многие сотни лет, такие картины называются фресками. В давние времена они рисовались в церквях и монастырях, потом их можно было встретить в самых престижных зданиях, в том числе и дворцах. Затем она забылась и применялась только реставраторами во время восстановления произведений искусства.

В наше время такой декор используется при оформлении различных интерьеров, в том числе и жилых. Как выполняется живопись по сырой штукатурке, и можно ли сделать ее самостоятельно?

Читайте также:
Полиэтиленовые трубы для канализации - технические характеристики разных видов

Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке

Особенности работ

Несмотря на высокую декоративность такой отделки, применяется она не слишком часто, даже при оформлении современных храмов. Причин такому явлению несколько.

  1. Сложность подготовки специального основания. Далеко не каждый может качественно и с учетом всех требований оштукатурить стену. Здесь используют особый рецепт приготовления смеси, к тому же, существуют свои тонкости ее нанесения.
  2. Процесс идет очень медленно, художники не могут работать с квадратного метра. Живопись по сырой штукатурке существенно отличается от традиционного создания картин, это намного сложнее и требует соблюдения очень многих специальных технологических условий.
  3. Высокая цена отделки помещений. Одна стена стоит значительно больше, чем полная финишная отделка всех поверхностей помещения. Это делает недоступным использование таких рисунков для абсолютного большинства наших соотечественников.

Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта

Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта

Как видите, профессиональную живопись по сырой штукатурке (фрески) может делать только ограниченный круг лиц. Но для декора жилых помещений все эти требования не принципиальны, поэтому для выполнения подобных работ достаточно иметь талант к рисованию и базовые навыки штукатура. Ну а если позволяют средства, лучше всего нанять для этого специалиста. Теперь можно кратко знакомиться с особенностями технологии.

Алгоритм выполнения

Все действия разбиваются на несколько этапов, только точное выполнение каждого из них может обеспечить надлежащее качество. Даже малейшие отклонения от используемой технологии обязательно будет иметь крайне негативные последствия.

    Выбор места нанесения рисунка и его тематика. Эти вопросы решает художник совместно с заказчиком. Принимаются во внимание не только архитектурные особенности помещения, но и качество освещения, выбранный стиль, сюжет рисунка и т. д. Еще один важный фактор – нужно обращать внимание на материалы изготовления стен, на которых планируется делать живопись. Они должны быть только из полнотелого красного кирпича, все остальные современные строительные материалы по своим физическим параметрам категорически не подходят. Не может быть и речи о гипсокартонных, пенобетонных и прочих современных материалах.

Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз

Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз

Качество подготовки основания имеет решающее значение

Качество подготовки основания имеет решающее значение

Нанесение рисунка - самый творческий процесс

Нанесение рисунка — самый творческий процесс

Теперь можно кратко ознакомиться с особенностями каждого этапа.

Подготовка поверхности стены

К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.

Таблица. Этапы подготовки основания

Удаление старого слоя штукатурки

Удаление старого слоя штукатурки

Подготовка поверхности к оштукатуриванию

Подготовка поверхности к оштукатуриванию

Оштукатуривание

Финишное покрытие

Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.

Подготовка раствора

Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?

    Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.

Основой штукатурки служит гашеная известь

Основой штукатурки служит гашеная известь

В качестве наполнителя используют кварцевый песок

В качестве наполнителя используют кварцевый песок

Кирпичная крошка удерживает влагу

Кирпичная крошка удерживает влагу

Пеньковое волокно применяют в качестве армирующей добавки

Пеньковое волокно применяют в качестве армирующей добавки

Толченый уголь древние мастера всегда использовали при изготовлении фресок

Толченый уголь древние мастера всегда использовали при изготовлении фресок

Особенности оштукатуривания

Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года. Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки. В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.

Приготовление штукатурного раствора

Приготовление штукатурного раствора

Штукатурка наносится в несколько этапов.

Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.

Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой

Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой

Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки. Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки. По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.

Наносят черновой слой штукатурки

Наносят черновой слой штукатурки

Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.

Наносят выравнивающий слой

Наносят выравнивающий слой

Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.

Читайте также:
Рубанок электрический какой лучше выбрать для быта: правила подбора и эксплуатации

Завершающий этап подготовки - побелка известью

Завершающий этап подготовки — побелка известью

Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.

Далее начинается творческий процесс рисования фрески.

Рисование картины

Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.

Вариант эскиза для фрески

Вариант эскиза для фрески

Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке. Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить. Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями.

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены. Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски. Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

Практический совет. Если по каким-либо причинам влажность недостаточна, то ее необходимо увлажнить пульверизатором и побелить белилами. Они прозрачные, контур хорошо просвечивается.

По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.

Краски для росписи по сырой штукатурке

Краски для росписи по сырой штукатурке

На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением. Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене. Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.

Видео — Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке – самый дорогой метод отделки помещений, и теперь у вас есть понимание технологии процесса. Такие работы могут делать только профессиональные художники, самостоятельно можно наносить лишь самые простые композиции и по упрощенной технологии. Разрисованные стены требуют эксклюзивного дизайна помещений, оно должно напоминать старинные здания. Желательно делать все оконные и дверные проемы арочного типа. На страницах нашего сайта есть подробная статья по технологии изготовления арок из гипсокартона, рекомендуем ознакомиться с ее содержанием.

История и технология живописи по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке схожа с движением улитки. Улитка увлажняет поверхность на пути, чтобы облегчить себе движение. Кисть художника, движущаяся по влажной штукатурке, оставляет красочный мазок, сохнущий дольше, чем след улитки на подсыхающей после дождя почве.

Живопись на штукатурке

Немного истории

Роспись красками стен, выполняемая по сырой штукатурке, называется «свежей», а по-итальянски – fresco. История развития фрески длилась не один век. Начиналась роспись «по-свежему» ещё древними римлянами с создания красящих веществ на извести.

Найденные в Помпеи росписи были сделаны, скорее, по высохшей увлажнённой штукатурке (секко) составами, содержащими небольшое количество извести, покрытыми сверху веществами, содержащими темперу или воск. Сохранились фресковые изображения, украшавшие романские храмы 11-12 веков. В 14 веке (после длительного забвения) снова распространилась роспись по сухой штукатурке.

Лишь в 16 веке во времена ренессанса появилась полноценная роспись стен по сырым штукатуркам или buon fresco, когда краски на известковой основе наносят на свежеуложенную штукатурку.

фреска из Помпеи

Микеланджело говорил, что фреска – мужественное искусство, поскольку труд художника, пишущего фрески, требует точной смелой руки, способности одним взмахом нанести мазок, не требующий правок, тяжёл физически, требует работать длительное время с большой скоростью. Поэтому не каждый художник был способен работать в технике фрески, а мастерство проверялось фресковым испытанием.

Заслугу создания техники фресок заслуженно отдают итальянским мастерам. Именно итальянские художники приглашались в другие страны мира расписывать храмы, соборы, дворцы и иные величественные постройки.

Техника требовала наложения не менее 5 слоёв, специальной подготовки извести, растворов, красок, точного следования каждому пункту технологии, большой затраты времени. За 16-часовой день художник мог максимум оформить 1.6 м2, причём, каждый день с неокрашенных участков требовалось удалять слой свежеуложенной штукатурки, а на следующий день накладывать его снова. Обучались технике много лет.

С появлением обоев, распространением клеевых красок, изменением вкусов, стремлением ускорить отделочный процесс востребованность мастеров фрески быстро упала. Нынче настоящим искусством живописи водяными красками по сырой штукатурке владеют немногие мастера-реставраторы и малая часть художников, занимающихся отделкой на заказ.

Читайте также:
Поднос-подушка своими руками

buon fresco

Среди мастеров распространена модифицированная технология, позволяющая уменьшить затраты времени, использовать частично современные материалы, приёмы. Есть методы имитации фрески.

Техника стенной росписи и росписи водяными красками по сырой штукатурке

Итак, прослежено три этапа развития одной из техник стенных росписей:

  • на сухой стене (tempora) красками, содержащими известь;
  • водными красящими составами с добавлением извести после того, как штукатурка высохла, а затем повторно обработана (secco или альсекко), либо по фресковому подмалёвку темперными;
  • известковыми красками на влажной, свежеуложенной штукатурке (fresco, as fresco, buon fresco).

Каждая из техник настенной живописи имеет вариации и применяется современными художниками.

роспись стен

Техника росписи по свежему составу включает ряд последовательных операций, большинство из которых выполняется в последовательности:

  • подготовка стены;
  • приготовление нескольких растворов;
  • последовательное нанесение каждого раствора;
  • приготовление красок;
  • создание эскиза, нанесение на верхний слой штукатурки;
  • герметичное закрытие стены плёнкой;
  • живопись по сырой штукатурке (прямой и обратный порядок);
  • сушка.

Подготовка поверхности стены

Данная техника настенной росписи применима не ко всем стеновым материалам. Например, для газоблоков или других слабых материалов фреску не применяют по нескольким причинам:

  • блоки слабы, не выдерживают веса штукатурного покрытия;
  • велика способность газобетона отбирать влагу у раствора;
  • при нарушении целостности стены гибнет драгоценный труд художника.

стены

Для настоящей фрески возможны три основы:

  • кирпичная кладка;
  • блоки песчаника;
  • блоки железняка (камень) считаются лучшим стеновым материалом для фресковой росписи.

Однако современные мастера выполняют фресковые работы и по бетонным стенам.

Подготовка кирпичной стены заключается в:

  • удалении цементной или негодной гипсовой штукатурки;
  • очищении от пятен;
  • углублении межкирпичных швов на 2-3 см;
  • нанесении изоляционно-адгезивного покрытия;
  • полноценной просушке.

Подготовка кирпичной стены

Цементные штукатурки под фресковую живопись не пригодны.

Раньше изолировали основание (необходимо для профилактики проникновения воды из материала стены) так:

  • участок стены площадью ½ кв. метра прогревали широким бензиновым или керосиновым пламенем;
  • поверхностно нагретое место быстро промазывали разогретой смесью асфальта с каменноугольным дёгтем (1:3);
  • обжигали один раз лампой (нагретая смесь впитывалась в кирпич);
  • насыпанный на дощечку «острый» (неокатанный) песок переносили на тёплую дегтярную массу, к которой приклеивались песчинки;
  • обрабатывали следующий участок.

Так возрастала адгезивность стены, выполнялась гидроизоляция. Однако такое покрытие нужно только если стена плохо изолирована, и по ней от грунта поднимается вода.

По современным требованиям перепад высот поверхности стены не должен быть не более 1 см. Поэтому выступы срубают. Кирпич обрабатывают металлическими щётками, чтобы получить шершавую поверхность. Гладкий кирпич покрывают насечками. Удаляют пыль.

Ещё одним старинным способом фиксации штукатурки на основании было вбивание оцинкованных крюков или гвоздей с крупными головками (опять же, требуется изоляция металла от штукатурки). За эти изделия держался пласт штукатурки, достигавший 2-4 см. Ныне используют стекловолоконные сетки.

Подготовка специального штукатурного раствора

Для fresco применяют только выдержанную несколько лет гашёную известь. В некоторых случаях даже приобретают австрийскую извёстку десятилетнего гашения. Для домашнего применения используют материал трёхлетней выдержки. Проще купить готовую пушёнку, но высококачественную. Её замешивают в тесто, выдерживая не менее 2 недель. Примесь мела в извёстке недопустима.

пушонка известь

В сетях часто рекомендуют использовать чистый (промытый, без включения глины или ила) речной песок. В старину же подчёркивалась необходимость применения песка остроугольного, а не окатанного. К чистоте были такие же требования. «Острый» песок позволяет получить покрытие прочнее, чем раствор с окатанными песчинками. Понадобится песок нескольких фракций:

  • для нижележащих слоёв – крупнее;
  • для вышележащих – мельче;
  • самый тонкий песок нужен для верхнего слоя.

Изучение тирольских фресковых покрытий показало, что доломитовый песок придаёт наивысшую прочность известковой штукатурке.

доломитовый песок

В качестве наполнителя хорошо удерживает в растворе влагу кирпичный порошок. Им лучше заменить песок штукатурной массы для верхнего слоя. Мелкие кусочки кирпича и порошок, вносимые в раствор, продлевают время жизни штукатурного раствора, что важно для живописца.

  • тесто для нижележащих слоёв – 1:4;
  • масса для верхних слоёв – 1:2.5.

В качестве армонаполнителя в старину добавляли рубленную пеньку, которая хорошо удерживала влагу. Такой наполнитель использовали только для нижних слоёв. Читайте нашу подробную статью о песке для штукатурки.

Особенности оштукатуривания

В эпоху возрождения и позже оштукатуривали в два слоя:

  • нижний – раствором с крупным песком, которому (раствору) давали просохнуть;
  • верхний – раствором с тонкозёрным песком/кирпичным порошком, который обновляли ежедневно (ту часть его, которую не успевали нанести рисунок).

Сейчас известковый состав наносят в 2-3 слоя, первый – на хорошо увлажнённый кирпич. Общая толщина штукатурного пласта – 3 см. Последний слой (тот, который расписывают) – не толще 4 мм. Промежуточные слои, кроме предпоследнего, не разравнивают, чтобы обеспечить прочное сцепление.

известковый состав

Краски для росписи

Пригодны для живописи по сырой штукатурке краски, разведенные на воде. Это могут быть традиционные минеральные красители, которые не обесцвечиваются при контакте с известковой штукатуркой (стойкие к щелочам), либо современные клеевые, водяные или акриловые, даже флюоресцентные. Заслуженно почитаемы мастерами такие красители как: жёлтая охра, смальта, синяя лазурь, умбра и другие, с помощью которых создаётся многоцветная картина.

краски для рисования по штукатурке

Для фресок в качестве белил применяют издавна известь, гашённую не менее 3 лет. Её заливают водой и выдерживают несколько недель для устранения едкости (не всей). Ежедневно сливают настоявшуюся жидкость, заменяя чистой. Далее перекладывают в глазурованный горшок, помещают в печь, дают закипеть, охлаждают. Слив лишнюю воду, готовят шарики и сушат. После чего известь можно растирать и использовать в качестве водяной краски.

Читайте также:
Особенности систем инсталляции Viega: обзор популярных моделей

Для красок разных оттенков используют небольшие ёмкости, например, годятся баночки из-под детского питания.

Краски, нанесённые на стену, поначалу выглядят яркими, насыщенными. Но, высыхая, теряют яркость, светлеют. Чтобы иметь представление, какой будет цвет на фреске, в старину использовали камень умбры, моментально впитывающий воду. Краска быстро высыхала и обретала оттенок, близкий к фресковому. Нынче для получения представления делают пробное окрашивание.

Также используют краски, которые называют темперными или темперой. В них связующим веществом служит желток яйца. Темперу применяют для подмалёвки и ретуширования.

Подготовка и нанесение эскиза

Живопись по сырой штукатурке невозможна без нанесения эскиза рисунка на стену. Для перенесения небольшого рисунка применяют клеточный способ. Для больших фресковых «полотен» изобрели «картонный» метод. Эскиз рисовали на картоне в масштабе 1 к 1. Картон прикладывали к стене и видели, как будет смотреться фреска.

Делали «привязку» картона к стене (через отверстия размером с орех) припорашивали оштукатуренную поверхность в нескольких местах для каждого участка. Затем картон разрезали. Вдоль линий рисунка делали отверстия для припорашивания угольной пылью или проколов иглой.

Приложив картонный фрагмент на стену (совместив с метками), переносили линии эскиза на расписываемый участок. Нынче можно воспользоваться плотной бумагой или трафаретом.

эскиз на стене

Некоторые художники картон расписывали красками. Это давало возможность сравнить свежую роспись с эскизом и вовремя внести правки. Картоны знаменитых художников хранятся в музеях.

Консервация

После разравнивания верхнего чернового слоя штукатурки всю поверхность стены герметично закрывают тонкой плёнкой так, чтобы под ней не оставался воздух. Воздух аккуратно выгоняют из-под плёнки, проглаживая её губкой, либо прокатывая валиком. Перед расписыванием вырезают кусок плёнки, обнажая участок не более 1 кв.м. Тем самым в штукатурке сохраняют необходимую воду все дни, необходимые для полного написания фрески.

Рисование картины

Техника росписи по сырой штукатурке бывает различна. Кто-то из мастеров начинает с тёмных участков, постепенно сходя к светлым. Кто-то, как в акварели, начинает с нанесения светлых мазков, постепенно переходя к плотным тёмным. Для письма используют мягкие кисточки, не нарушающие сырой плёнки, образующейся на поверхности штукатурного свежего покрытия.

Художник работает участками. Срезает только тот участок консервирующей пленки, который сможет нарисовать за смену.

Консистенция наносимой краски также различна – от жидкой до подобной пасте. Нанесение краски может быть многослойным (зависит от замысла художника). Одна особенность – краску нанесённую удалить не получится. Вода из краски впитывается покрытием, взамен выступает содержащийся в извести раствора кальций, защищая плёнкой мазки.

Применение в современных интерьерах фресок

Применяя технику живописи по сырой штукатурке водяными красками, расписывают большие помещения. Такая роспись красиво смотрится на расстоянии.

фреска в современном интерьере

Для домашних интерьеров фреска ничуть не хуже, только нужно соответствие размера и сюжета картины, написанной водяными красками пространству помещения, его размерам. Также учитывайте то, что зритель будет находиться близко от росписи, что изменяет визуальное восприятие.

Уникальная техника фресок альсекко

Упомянутая выше техника росписи по сухому штукатурному слою требует применения красок на основе сырых яиц, воды и клея. Такое изображение стойко к воде, поэтому может использоваться для фасадов. Альсекко всё чаще украшает беседки, заборы, подпорные стенки.

тайная вечеря фреска

Техника проще в применении, позволяет новичкам не торопиться, уделяя время и внимание деталям. Краски наносят на уже высохшую штукатурную подложку, которую перед расписыванием смачивают. Краски не впитываются в отвердевший штукатурный слой в сырую штукатурку, потому их можно смыть, внося правки.

Настенная живопись по сырой штукатурке — всякий раз уникальное творение. Сложность исполнения, необходимость владения техникой, особые материалы – всё это сказывается на цене. Подобная выполненная работа должна жить долго. Этому условию способствуют меры, принимаемые мастерами на каждом этапе изготовления.

Стенная живопись по штукатурке, рисование на сырой и сухой поверхности

Нанесение живописного изображения на оштукатуренную стену применяется с древних времен. Во многих странах так расписывали древние храмы, общественные, жилые здания. И вообще, человек на стенах писал картины со времен первобытных пещер.

рисунок на стене со штукатуркой в комнате

На долгое время этот вид отделки, украшения стен был забыт.

Заметка: Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется Фреской, так же по-другому её называют – Альфреско.

Однако, именно в современных интерьерах фрески выглядят необычно, изысканно.
Мастер или художник должен хорошо разбираться в особенностях письма на штукатурке. Ведь это живой материал, который с разной интенсивностью может впитывать разные составы.
И чтобы при высыхании колеров изображение не деформировалось, не побледнело, надо умело подобрать и приготовить краски, а также, стену.

живопись по штукатурке на кухне

В наши дни мастера – отделочники используют разнообразные техники украшения интерьера помещений. Они добиваются оригинальности каждого дизайнерского проекта, изобретают новые материалы и способы их использования. Все для того, чтобы каждый дом, каждая комната имела свой стиль. Заказчики хотят видеть свой дом красивым, необычным, уютным.
Каждый человек хоть раз бывал в церкви и видел на стенах старинные фрески. Эти живописные картины, сделанные много веков назад, сохраняют яркость изображения. Они завораживают своими сюжетами, прозрачностью колорита красок, легкостью фактуры. Такие фрески придают интерьеру воздушность.
Эта техника живописи по штукатурке известна со времен Древнего Рима. Фресками украшали не только храмы, но и потолки и стены дворцов. В зависимости от вида обработки стен можно выделить два способа исполнения картин – по сухой стене и по сырой.

Техника настенной живописи красками по сухой штукатурке.

стенная живопись по сухой штукатурке

Настенная живопись по сухой штукатурке называется Альсекко. Используют краски, замешанные на сырых яйцах, на клеевой основе, на воде. Роспись по сухой штукатурке более устойчива к загрязненному воздуху, сырости. Таким образом можно расписывать стены зданий со стороны улицы.

Читайте также:
Расчет трубы: как рассчитать вес, массу и объем трубы

Техника настенной живописи красками по высохшей штукатурке появилась позднее фресок. По сравнению с легкими полупрозрачными фресками, живопись по высохшей штукатурке выглядят ярко, красочно, не теряет первоначального вида долгое время.

Стенная живопись по сухой штукатурке осуществляется художниками. Поэтому фасад дома с такой отделкой или интерьер комнаты выглядит изысканно и шикарно.

Чем уникальна техника альсекко.


В последнее время стенная живопись по сухой штукатурке стала украшать многие здания, появились мастера, которые владеют идеально особенностями этой работы. В отличии от фрески, нанесение изображения на сухую стену не требует быстроты работы, так как художник не связан с процессом высыхания стены. Ведь фреску надо наносить на сырую поверхность, а значит надо успеть закончить картину до высыхания поверхности.
Рисовать на сухой стене удобнее. Может работать один художник или группа.
Эта техника живописи зародилась в Европе средних веков и применяется до сих пор. Чем же привлекают такие картины?

  • Краски составляются на основе природных материалов: вода, известь. Ими можно расписывать стены даже в детской. Они абсолютно безопасны для здоровья.
  • Долговечность. Цвета на натуральных ингредиентах хорошо держатся на штукатурке, не осыпаются, не бледнеют.
  • Тщательно прописываются все детали картины.
  • Стойкие составы не боятся воздействия природных факторов, резкой смены температуры воздуха. Техника альсекко применяется для украшения оштукатуренных наружных стен и фасадов зданий, росписи глухих стен и капитальных кирпичных заборов.

Важно заметить! В этой технике вполне гармонично будут смотреться картины на любые сюжеты, выполненные разными художественными стилями.

Техникой настенной живописи красками по высохшей штукатурке должен хорошо владеть человек, который подходит к делу с душой и имеет художественное видение.

Недостатки росписи стенной живописи по сухой штукатурке.

кисти и краски для штукатурке

Сложность и ответственность работы предполагает ее выполнение настоящим мастером – художником. Такая работа уникальна, эксклюзивна, точно повторить ее нельзя. Поэтому стоимость отделки будет выше трафаретных изображений. Выполнение работ займет много времени. Поэтому на быстрое завершение оформления помещения стенной живописью по сухой штукатурке рассчитывать не приходится. Чтобы художник работал спокойно, без спешки, обговорите с ним заранее, на какой срок вам ориентироваться.
Функциональность помещения может меняться. Поэтому такие дорогостоящие оформительские проекты должны украшать кабинеты, гостиные, библиотеки

Совет! Выбирайте сюжет для картины обдуманно, рассчитывайте, что картина наносится на длительный срок, чтобы через 2-3 года вам не пришлось заделывать ее, тратиться на новую картину.

Как подготовить поверхность стены к работе художника.

Если хотите получить идеальный рисунок на стене, качественно ее подготовьте. Стену надо очистить от старой краски или обоев. Следы от дюбелей или другие дефекты тщательно заделайте шпатлевкой. После этого покройте поверхность грунтовкой и заштукатурьте заново. Добейтесь абсолютно ровной поверхности. Как только она высохнет, прогрунтуйте ее еще раз и дайте высохнуть. Место для шедевра готово!
Тонкости работы по сухой штукатурке заключаются в том, что материал наносится несколькими слоями. Каждый следующий слой накладывают на высохший предыдущий.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками.


Наибольшего расцвета техника фрески или настенная живопись по сырой штукатурке водяными красками получила в эпоху Возрождения Италии. Сначала на сырую штукатурку накладываются светлые тона. Затем последующие более темные и насыщенные слои наносятся поочередно.

Штукатурка под живопись по сырой штукатурке готовится особым способом. В состав ее входит кирпичная крошка, которая долго держит воду и не высыхает. Другим основным компонентом является известь. Берут самую качественную известь, гасят до полного прекращения процесса большим количеством воды.

Чтобы поверхность стены не трескалась, в штукатурку добавляют льняные нити и измельченную пеньку. Они связывают штукатурный раствор.

Стену готовят следующим образом. Создают неровности, углубления для лучшей адгезии раствора со стеной. Старое покрытие и грязь надо обязательно счистить. Поверхность постоянно увлажняется, а раствор наносится минимум тремя слоями.

Технология живописи по сырой штукатурке водяными красками.

нанесение контуров под рисунок на штукатурке

Сначала художник создает на бумаге рисунок в натуральную величину. Он разрезается на отдельные фрагменты. Части рисунка прикладывают к поверхности стены или потолка и обводят по контуру.

Основной фон обычно отбеливают известью. Затем каждый обведенный сегмент заполняют цветом. Фреска должна быть написана быстро. Это требует от художника точности мазка.

Чтобы не тратить драгоценное время, пока не высохла штукатурка, мастер должен работать оперативно. Для этого заранее изготавливается рисунок в цвете. Затем наносятся тона и границы цвета. Каждый участок прописывается тенями.

Помните! У красок для фресок есть особенность – замешанные на извести, они при высыхании светлеют.

Мастеру придется приноровиться к характеру поверхности. Если под финишной штукатуркой поверхность мало впитывает воду, то высыхание фрески будет медленным. Если внизу кирпичная кладка, которая вбирает воду, то процесс ускорится.

Если штукатурка нанесена 4-7 слоев, сохнуть поверхность будет дольше. Причем, каждый следующий слой должен быть тоньше предыдущего. Если поверхность высыхает, плохо впитывает краску, этот участок срезают, на это место наносят новый состав. Главное, чтобы при этом незаметен был шов.

Применение в современных интерьерах фресок.

Прошло время бумажных фотообоев. Но картины природы, цветочные композиции так хочется иметь в своей квартире или доме. Живопись на штукатурке – долговечный, оригинальный способ воплотить мечты в жизнь. Выполненные художником по вашему индивидуальному проекту, они будут радовать глаз долгие годы.

Ссылка на основную публикацию